Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Всеобщая история Новейшая история 9 Е.Ю. Сергеев arrow § 16—17. Распад колониальных империй и развитие стран Азии и Африки в 50—70-е гг.

§ 16—17. Распад колониальных империй и развитие стран Азии и Африки в 50—70-е гг.

§ 16—17. Распад колониальных империй и развитие стран Азии и Африки в 50—70-е гг.

Исторический словарь
Деколонизация, Режим опеки ООН «Год Африки, Апартеид, Неоколониализм, Развивающиеся страны, Социалистическая ориентация, «Белая революция шаха и народа», Шариат, Организация африканского единства (ОАЕ)
1.    Начало процесса деколонизации. Уже в период, предшествовавший Второй мировой войне, на территории большинства колониальных стран Азии и Африки возникли политические партии и движения, выступавшие под лозунгами скорейшего достижения независимости. В 1939—1945 гг. эти организации серьёзно усилили своё влияние на все слои общества. Определённую роль для Восточной Азии сыграла японская оккупация, поскольку Токио объявил о формальном суверенитете Вьетнама, Бирмы, Малайи, Филиппин.
После окончания войны освободительные движения возглавили наиболее авторитетные политические и общественные деятели: Хо Ши Мин — во Вьетнаме, Сукарно — в Индонезии, Махатма Ганди — в Индии, Гамаль Абдель Насер — в Египте, Кваме Нкру- ма — в Гане и Джомо Кениата — в Кении. Основной формой борьбы, которую использовали патриоты, оставались кампании гражданского неповиновения — бойкот товаров из Европы, забастовки и марши протеста, митинги и голодовки. Однако в случае репрессий колонизаторов мирные средства уступали место вооружённой борьбе.
Новой силой, с которой пришлось считаться колониальной администрации, стали демобилизованные солдаты, участвовавшие в войне. Так, например, более 50 тыс. африканцев, служивших в английской и французской армиях, научились обращаться с современным оружием и привыкли к равенству в отношениях с европейцами. Поэтому они больше не желали терпеть унижение со стороны колонизаторов.
Уже в 1945—1949 гг. прошла первая волна деколонизации. Ослабление Великобритании, Франции, Бельгии и Нидерландов после Второй мировой войны заставило их правительства считаться с национально-освободительными движениями. Мирным путём получили независимость Сирия, Ливан, Иордания, Бирма, в течение нескольких лет шла вооружённая борьба патриотов Индонезии. Своеобразный характер имела деколонизация полуострова Индостан, на территории которого англичане создали несколько государств по религиозно-этническому принципу: Индию — с преобладанием индуистов, Восточный и Западный Пакистан — мусульман, Бутан, Шри-Ланку — буддистов. Под давлением широких слоёв местного населения США предоставили независимость Филиппинам (1946).
Большое значение для процесса национального освобождения сыграл V Панафриканский конгресс (1945), лидеры которого — К. Нкрума и Дж. Кениата — выступили с Обращением к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран. Документ содержал призыв к созданию в будущем объединения независимых африканских государств.
Над бывшими итальянскими колониями в Африке — Ливии и Сомали — был установлен режим опеки ООН, напоминавший мандатную систему Лиги Наций. Он подготовил местное население к обретению независимости соответственно в 1951 и 1960 гг. Несколько иная ситуация сложилась вокруг бывших японских владений на Тихом океане — Каролинских, Маршалловых и Марианских островов, которые ООН передала под опеку США. Деколонизация Марианских островов не завершена и по сей день.
2.    Мирный и военный пути достижения независимости. Резкое обострение международной обстановки в связи с «холодной войной» сказалось на темпах и формах национально-освободительной борьбы. Стремление метрополий не допустить соединения коммунистической идеологии с практикой антиколониальных движений нередко толкало европейские державы и США на путь подавления всякого стремления к независимости.
Поэтому история крушения колониальных империй — Британской, Французской, Испанской, Португальской, Голландской, Бельгийской — наполнена примерами длительных кровопролитных конфликтов между колонизаторами и силами национального освобождения. Причём, как правило, эти столкновения не ограничивались борьбой против колониальной администрации, а принимали форму гражданской войны сторонников и противников деколонизации. Именно по такому сценарию на протяжении 50—70-х гг. происходили события во Вьетнаме и Лаосе, Алжире и Кении, Марокко и Тунисе, Конго и Родезии, Анголе и Мозамбике. Значительную роль играла помощь Советского Союза, поскольку Москва рассматривала национально-освободительные движения как средство ослабления Запада.
Однако большинство государств достигло своей независимости мирным путём. Сохранение прямого политического контроля над колониями становилось для метрополий слишком дорогостоящим делом. Это соображение сыграло решающую роль в период второй волны деколонизации начала 60-х гг. Особенно памятным стал
1960    год, названный Годом Африки, когда сразу 17 государств Чёрного континента добились суверенитета, а ООН приняла резолюцию, требовавшую окончательной ликвидации колоний. Необратимость крушения колониальной системы стала очевидной. Окончанием этого процесса явилось достижение независимости Намибией в 1990 г. и падение режима апартеида в Южно-Африканской Республике в 1991 г.
3.    Неоколониализм. Правящие круги западных стран предпринимали усилия для сохранения экономического контроля над бывшими колониями. Такая политика получила название неоколониализма. Её суть заключалась в избирательном подходе к развитию тех отраслей экономики молодых государств, которые были важны европейским и американским компаниям с точки зрения поставок сырья на мировые рынки. В то же время индустриализация и осуществление социальных программ, которые требовали значительного финансирования, игнорировались Западом. Отсюда сохранение отсталости развивающихся стран (так стали в Европе и США называть бывшие колонии). Среди проблем, которые достались в наследство молодым государствам от колониального периода, были массовая нищета, неграмотность, высокий уровень инфекционных заболеваний, коррупция чиновников. Значительная роль армии в обществе приводила к частым переворотам на фоне непрекращающегося соперничества различных племенных и религиозных групп в границах государств, искусственно созданных колонизаторами.
В экономической сфере неоколониализм означал сохранение зависимости развивающихся стран от мировых рынков, цены на которых диктовали крупнейшие монополии. Попыткой найти выход из создавшейся ситуации стало, например, соглашение нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки о контроле над уровнем добычи и экспорта «чёрного золота». В 1960 г. они создали Организацию стран—экспортёров нефти (ОПЕК).
Деколонизация Африки
Однако те колонии, которые добивались независимости в ходе кровопролитной вооружённой борьбы, полностью разрывали отношения с капиталистическим Западом и переходили по примеру Кубы и Северного Вьетнама к тесному сотрудничеству с социалистическими странами. Их лидеры заявляли о выборе социалистической ориентации. Примерами могут служить Лаос, Камбоджа, Бирма, Афганистан, Сирия, Алжир, Ливия, Египет, Эфиопия, Сомали, Танзания, Ангола, Мозамбик и др.
Проведение социалистических преобразований означало возрастание роли государственного аппарата, запрещение всех политических партий, кроме одной — правящей, введение планирования в экономике, коллективизацию общинных хозяйств, получение значительной помощи со стороны Москвы. Символами социалистической ориентации стали Асуанская плотина в Египте, более 1800 промышленных предприятий, электростанций, других объектов, возведённых при содействии СССР и его союзников в развивающихся странах. Эти стройки тем не менее не смогли обеспечить процветание государств, освободившихся от колониальной зависимости. Распад СССР, крах коммунистических режимов в Европе и переход Китая к рыночной экономике сняли вопрос о выборе пути развития для этих стран.
Другая группа государств Восточной Азии и Индокитая избрала вариант ускоренного развития рыночных отношений, взяв за образец Японию. И хотя установившиеся в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Сингапуре, Южной Корее и на Филиппинах политические режимы были далеки от идеалов западной демократии, результаты модернизации их экономики позволили говорить об успешном решении социальных проблем к началу 80-х гг. Была ликвидирована массовая нищета, сформирована система образования и здравоохранения, привлечены капиталы для производства товаров на экспорт. Определённое значение имели интеграционные процессы, которые привели к возникновению таких организаций, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС).
В свою очередь Пакистан ориентировался на Запад. Междоусобные столкновения конца 40-х гт. привели к власти в этой стране Мусульманскую лигу. В 1955 г. Учредительное собрание приняло конституцию Пакистана, значительную роль в политическом режиме которого продолжали играть армия и ислам. В 1979 г. очередной военный диктатор генерал Зия-уль-Хак под влиянием антишахской революции в Иране провозгласил Пакистан исламской республикой.
Экономические реформы, проходившие в Пакистане, не были столь радикальны, как в Индии. Однако и здесь создание индустриальной базы сопровождалось активным участием западного, прежде всего американского, капитала. При этом дешевизна рабочей силы способствовала быстрому росту предприятий сначала лёгкой, а затем тяжёлой промышленности, а аграрная реформа проводилась с целью решения проблемы голода.
7.    Страны Центральной Азии и Ближнего Востока. В середине 40-х гг. борьба левых и правых сил поставила Иран на грань гражданской войны. Однако при содействии западных держав правящей династии Пехлеви удалось к 1953 г. нормализовать положение в стране. Основой для развития национальной экономики стала нефть, добычу которой осуществляли англо-американские компании. Поэтому главной задачей иранского правительства в первые послевоенные годы явилось установление контроля над природными ресурсами.
Новый этап в истории Ирана наступил с 1962 г., когда шах Мохаммед Реза объявил о серии реформ, направленных на ускоренную модернизацию страны. Современники назвали их «белая революция шаха и народа». В рамках этого курса осуществлялись индустриализация, аграрная реформа, программы развития просвещения и здравоохранения. Женщины получили избирательное право. Начали строиться огромные металлургические и машиностроительные комплексы, электростанции (включая атомные), военные предприятия. Изменения сопровождались ужесточением шахского режима внутри страны, арестами и казнями оппозиционеров, среди которых было немало духовных лиц. Недовольство простых людей политикой шаха усугублялось кричащей роскошью его дворцов и невиданным обогащением приближённых за счёт доходов от нефти.
По мере насаждения европейских обычаев, пропаганды западной культуры и морали росли настроения протеста мусульманского духовенства. Из среды исламских богословов выдвинулся лидер антишахской оппозиции аятолла Р. Хомейни. Человек несгибаемой воли, он сумел сплотить вокруг себя широкие слои населения: от студенческой молодёжи до представителей крупного национального бизнеса, не связанных с западным капиталом.
Аятолла — один из высших духовных титулов мусульман; его носитель имеет право давать оценку соответствия принимаемых законов нормам исламского права.
К концу 70-х гг. попытки шаха расправиться с оппозицией потерпели провал. Каждая волна репрессий только стимулировала революционный энтузиазм народа. К началу 1979 г. ситуация окончательно вышла из-под контроля владыки Ирана. Даже США отвернулись от шаха. 16 января 1979 г. он покинул страну, а 9—11 февраля того же года победа вооружённого восстания в Тегеране означала успешное завершение исламской революции. Некоторые приближённые шаха были казнены, а имущество правящей династии конфисковано в пользу государства. После референдума 1 апреля 1979 г. Иран превратился в исламскую республику. В стране были введены нормы мусульманской юриспруденции — шариата и соответствующие обычаи повседневной жизни: обязательное ношение чадры женщинами, запрещение галстуков для мужчин, закрытие казино и баров.
Иной путь развития выбрала Турция. Принятие её руководством плана Маршалла и вступление в НАТО определили политический и экономический курс на сближение со странами Запада. Однако и здесь дальнейшая модернизация общества усилила роль армии, которая нередко вмешивалась в деятельность гражданских властей.
Турция оставалась светским государством. Экономическое развитие страны стимулировалось американским, британским и германским капиталом. Прочные позиции заняли иностранные компании, особенно в поставках вооружения и боевой техники для турецкой армии. Вместе с тем много граждан Турции трудились за рубежом, пересылая заработанные средства своим семьям на родину. С 70-х гг. турецкое правительство взяло курс на развитие туризма. Современные туристические центры привлекают десятки тысяч отдыхающих, главным образом из Европы. Внешняя политика Турции соответствовала требованиям Устава НАТО. Стремление США использовать турецкую территорию как плацдарм разведывательных операций против СССР нередко приводило к обострению отношений между Москвой и Анкарой. В то же время нерешённая курдская проблема дестабилизировала внутриполитическую ситуацию, а противоречия в отношениях с Грецией по проблеме острова Кипр периодически ставили обе страны на грань войны.
Антимонархический государственный переворот в Афганистане в 1973 г. способствовал установлению в этой стране либерально-демократического режима, ориентировавшегося на Запад. Однако уже через пять лет к власти пришли прокоммунистические силы, которые поставили своей целью построение социализма в кратчайшие сроки, опираясь на советский опыт. Первые попытки проведения аграрной и водной реформ вызвали массовый протест населения в условиях слабо сплочённого, сложного по национальному и религиозному составу афганского общества. Тогда лидеры режима, боровшиеся между собой за власть, обратились к СССР с просьбой оказать военную помощь. После некоторых колебаний в декабре 1979 г. ограниченный контингент советских войск был введён на территорию Афганистана.
Этот шаг вызвал протест населения. На подъёме патриотических и религиозных чувств простые крестьяне и жители некоторых городов создавали партизанские отряды, получавшие деньги и оружие из Ирана, Пакистана и западных стран. Международный престиж СССР оказался подорванным. Вывода советских войск из страны потребовала ООН. Символом осуждения интервенции в Афганистане стал бойкот в 1980 г. Олимпийских игр в Москве со стороны многих государств. Только в 1988 г. было достигнуто соглашение о прекращении военных действий, а спустя год последний советский солдат покинул эту страну.
Большинство арабских государств Персидского залива, Ближнего Востока и Северной Африки осуществляли модернизацию своего хозяйства с помощью доходов от экспорта нефти. Громадные средства были затрачены ими на закупку военной техники, учитывая напряжённые отношения, которые традиционно складывались между Ираном, Кувейтом и Ираком, Северным и Южным Йеменом.
Наиболее затяжной и кровопролитный характер приобрёл конфликт Египта, Сирии, Иордании, «Ливана, с одной стороны, и Израиля — с другой. За четыре десятилетия, с конца 40-х до конца 80-х гг., страны и народы Ближнего Востока пережили несколько кровопролитных арабо-израильских столкновений и восьмилетнюю ирано-иракскую войну, многочисленные межплеменные конфликты. При этом часть арабских государств ориентировалась на помощь СССР, а другие — на содействие США. Нередко изменение правящего режима приводило к повороту во внешнеполитической ориентации на 180°.
Так, свержение монархии в Египте и приход к власти радикально настроенных офицеров во главе с Г. А. Насером, выступившим под лозунгами арабского единства и установления контроля над природными ресурсами страны, открыли период тесного сотрудничества Каира с Москвой. В 1956 г. было объявлено о национализации Суэцкого канала. Этот шаг египетского правительства привёл к международному кризису с участием великих держав. Ситуация изменилась, когда после смерти прежнего лидера президентом Египта стал А. Садат. Отказ от планов объединения всех арабов и приглашение в страну иностранного капитала в рамках так называемой политики «открытых дверей», а главное — заключение мирного договора с Израилем при посредничестве американского президента Дж. Картера в 1979 г. заставили Советский Союз прекратить контакты с Египтом вплоть до начата 1990-х гг.
8.    Страны Африки южнее Сахары. Послевоенная история африканских стран характеризовалась борьбой за независимость, утверждением суверенитета и укреплением территориальной целостности.
Переломным годом в истории африканского континента стал, как уже говорилось, 1960 год, когда 17 колоний получили независимость. Однако далеко не везде процесс деколонизации проходил мирным путём. Так, например, сложная ситуация возникла в Южной Родезии, где с 1965 по 1979 г. продолжались вооружённые столкновения между африканцами и белыми фермерами. Только в 1980    г. состоялось провозглашение независимости нового государства — Республики Зимбабве.
Несмотря на значительную финансовую помощь по линии международных организаций и двусторонних связей, а также наличие огромных природных ресурсов, лишь немногие африканские страны смогли добиться успехов в преодолении хозяйственной отсталости за годы независимости. Главными причинами такого положения являлись гражданские войны (например, в Нигерии конца 60-х гг.), кровавые столкновения племён в Заире, Уганде, Руанде и пограничные конфликты между Эфиопией и Сомали, Чадом и Ливией и т. д. Сохранение экономической зависимости от бывших метрополий, взяточничество среди чиновников государственного аппарата, неграмотность и низкий культурный уровень большей части населения сдерживали их развитие. К началу 80-х гг. перед африканскими странами стояли прежние проблемы: высокий уровень внешней задолженности, аграрное перенаселение, рост преступности среди городской молодёжи, голод и эпидемии инфекционных заболеваний. «Социалистическая ориентация» ряда государств не решила эти проблемы, а сотрудничество в рамках Организации африканского единства (ОАЕ), созданной в 1963 г., оказалось малоэффективным.
1.    Что такое деколонизация? Какие периоды этого процесса вам известны?
2.    Объясните термин «неоколониализм". Подумайте, имелись ли положительные черты у этого явления. 3. Какие модели развития использовали освободившиеся страны Азии и Африки? В чём их специфика? 4. Расскажите о деколонизации Индокитая. Почему режим «красных кхмеров» в Камбодже вошёл в историю как один из самых антигуманных? 5. Как проходило обретение независимости государствами Индостана? 6. В чём специфика послевоенного развития стран Центрального и Ближнего Востока? 7. Как проходила деколонизация на африканском континенте? С какими типичными проблемами столкнулись новые государства?
1. Покажите на карте страны, получившие независимость в конце 40-х гг., на протяжении 50—70-х и 80-х гг. Какая колониальная империя рухнула последней? 2. Как вы думаете, какой из путей борьбы за национальное освобождение был более эффективным: мирный или вооружённый? Свой ответ обоснуйте. 3. Расскажите о жизни и деятельности какого-либо лидера национально-освободительного движения.
Документы
ИЗ АКТА О НЕЗАВИСИМОСТИ ИНДИИ
18 июля 1947 г.
Начиная с 15 августа 1947 г. в Индии будут образованы два независимых Доминиона, соответственно именуемых Индия и Пакистан...
Генерал-губернатор каждого из новых Доминионов будет обладать полнотой власти, от имени Его Величества [английского короля] давать согласие на любой закон, изданный законодательной властью данного Доминиона, и настолько широко соглашаться с составной частью какого-либо акта, насколько то допускается указами Его Величества или оговорками в указах, выработанных в духе удовлетворения желания Его Величества, приостанавливающих действие законов до тех пор, пока удовлетворение желания Его Величества не найдёт применения в законах любого из новых Доминионов.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты