Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

§ 21—22. Особенности развития ведущих государств мира в 80—90-е гг.

§ 21—22. Особенности развития ведущих государств мира в 80—90-е гг.

Исторический словарь
Постиндустриальная экономика, Интернет, Новый мировой экономический порядок, Евро, Неоконсерватизм, Неолиберализм, Рейганомика,  Эра тэтчеризма
1.    Переход к постиндустриальной экономике. Последняя четверть XX столетия характеризовалась вступлением мирового хозяйства в новую стадию, связанную с формированием постиндустриальной экономики.
На первый план вышло информационное обеспечение хозяйственной деятельности, при котором потоки информации и базы
данных позволяют оптимизировать работу компаний. Отражением этого процесса стало создание в конце 1960-х — начале 1990-х гг. глобальной компьютерной сети Интернет, или Всемирной паутины. В середине 2000-х гг. она связала страны и континенты, войдя буквально в каждый дом.
Происходит переход от производства продукции массового спроса к товарам, предназначенным для индивидуального покупателя. Это означает изменение характера производственного цикла. На место поточного приходит творческий, или креативный, процесс создания изделия по заказу конкретного потребителя. Крупносерийное производство уступает место выпуску товаров небольшими партиями.
Важнейшей чертой новой модели хозяйственного развития является рост наукоёмкого, энерго-, материало- и трудосберегающего производства. Внедрение автоматизированных систем, компьютерной техники и роботов позволяет снижать затраты, улучшая потребительские качества изделий, а технологии замкнутого цикла обеспечивают контроль за состоянием окружающей среды. Развивается тенденция к устранению барьеров на пути перемещения работников, информации, капиталов, товаров и услуг через государственные границы. Примером может служить деятельность Всемирной торговой организации (ВТО). Её цель — формирование нового мирового экономического порядка, т. е. справедливой, взаимовыгодной системы международных хозяйственных связей.
Значительную роль в этом процессе продолжают играть транснациональные компании (ТНК). По сравнению с серединой XX в. существенно выросли их количество и финансовые возможности. Сегодня более 60 тыс. ТНК контролируют около 300 тыс. филиалов, дочерних предприятий и ассоциированных структур в 150 странах мира. На их долю приходится более 50% промышленного производства и 65% внешнеторгового оборота всего мира. Ведущие позиции среди ТНК продолжают занимать американские, западноевропейские и японские корпорации, хотя быстро выдвигаются и южнокорейские, китайские и бразильские фирмы.
Усиливаются интеграционные процессы. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) преобразовано в 1995 г. в Европейский союз (ЕС). С 2007 г. в ЕС входит 27 государств.
Процессы хозяйственного сближения привели к объединению государств в различных регионах. Так возникли Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), объединившая Аргентину, Бразилию, Мексику, Парагвай, Уругвай, Перу и Чили, а также другие подобные объединения. Для России решающее значение имеет координация экономической деятельности с членами Содружества Независимых Государств.
Новым крупным шагом в хозяйственной интеграции Западной Европы в 2002 г. стал окончательный переход 12 государств на единую валюту — евро. Она призвана усилить позиции ЕС в конкурентной борьбе с США, Японией и новыми индустриальными гигантами — Китаем и Индией.
2.    Новые тенденции в политической жизни. Последние десятилетия XX в. характеризовались столкновением двух тенденций социально-политического развития индустриальных государств. Первая определялась наступлением неоконсервативных сил. Отражением этого процесса явилась политика американского президента Р. Рейгана, британского премьер-министра М. Тэтчер, германского канцлера Г. Коля. Вторая заключалась в поиске решений социальных проблем политическими деятелями, близкими по своим взглядам к социал-де- мократам, например президентом Франции Ф. Миттераном или главой правительства Великобритании Э. Блэром.
Усиление неоконсервативных сил было связано с ростом среднего класса и сокращением доли лиц, занятых тяжёлым физическим трудом. Приверженцы неоконсерватизма отрицали необходимость прямого государственного вмешательства в экономику и защищали национальные интересы в международных отношениях всеми методами, не исключая вооружённую силу. Во внутренней политике они заявляли о приверженности семейным устоям, институту церкви и образцам классической культуры. Массовые общественные движения студентов, пацифистов, экологистов вызывали у них осуждение.
Упадок старых отраслей, например угледобычи, и высокие темпы информатизации экономики увеличивали количество работников, занятых интеллектуальным трудом. Росла доля женщин, предпочитающих карьеру ведению домашнего хозяйства. Существенные изменения происходили в сферах образования, здравоохранения, культуры. Всё это создавало благоприятную среду для возрастания гражданской активности, развития старых и появления новых общественных инициатив, целью которых являлось расширение прав и свобод личности. Они стимулировали деятельность приверженцев неолиберализма, выступавших за широкий диалог правительств со всеми социальными группами вне зависимости от расовой принадлежности, возраста, пола, идеологии и культуры.
В политической жизни индустриальных стран наблюдалось резкое сокращение влияния коммунистов. Если на протяжении 80-х гг. доминировали сторонники неоконсервативных партий — республиканцы в США, тори в Великобритании, христианские демократы в ФРГ, то в 90-е гг. практически повсеместно инициативу перехватили либералы. Новым явлением стало расширение влияния организаций откровенно расистского или националистического характера: например, в США это Движение чернокожих американцев-мусульман под руководством Л. Фаррахана; во Франции — Национальный фронт, лидером которого является Ж.-М. Ле Пен.
Окончание «холодной войны» и крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы вызвали небывалый прилив оптимизма на Западе, принципы демократии получили повсеместное распространение. Но эйфория от победы в «холодной войне» оказалась недолгой. Перед развитыми странами возникли новые проблемы: завершение структурной перестройки экономики с учётом достижений научно-технического прогресса, рост политического экстремизма и сепаратизма, появление электронной преступности и др.
Продолжается борьба за установление нового мирового экономического порядка. Требует регулирования транснациональная миграция населения. Усиливается угроза со стороны международного терроризма. Обостряются глобальные проблемы, главными из которых становятся необратимое изменение климата и массовые миграции населения из развивающихся стран в развитые.
3.    Соединённые Штаты Америки. 80-е годы для этой страны ознаменовались социально-экономическими реформами президента Р. Рейгана. Его администрация сумела окончательно преодолеть последствия экономического кризиса 70-х гг., усилив поддержку средних и мелких частных компаний.
Программа оздоровления рыночного хозяйства, получившая название рейганомика, заключалась в сокращении налогового бремени для корпораций, ограничении расходов государства на социальные программы, жёстком регулировании количества денег в обращении. Важное место занимали компьютеризация Америки и развитие систем связи. Результатом перехода США к высоким технологиям стал экономический подъём 90-х гг., темпы которого в отдельные годы составляли 4—5% .
В области внешней политики администрация Р. Рейгана прошла эволюцию от жёсткой конфронтации с Советским Союзом до углубления политики разрядки, от развёртывания космических сил по программе «звёздных войн» до подписания соглашения о ликвидации ракет средней дальности и сокращения стратегического ракетного оружия. При этом защита национальных интересов США за рубежом силовыми методами оставалась в центре внимания Вашингтона. Примером служила военная операция американских десантников на острове Гренада в Карибском море в 1983 г., результатом которой стало свержение правительства, неугодного США.
Деятельность следующего главы Белого дома — Дж. Буша-старшего проходила в период окончания «холодной войны». Отношения между США и СССР (с декабря 1991 г. — Российской Федерацией) начали приобретать черты стратегического партнёрства.
Внутренняя политика нового президента — демократа Б. Клинтона на протяжении 1993—2000 гг. сочетала развитие принципов рейганомики с осуществлением новых социальных программ, особенно в области здравоохранения и помощи малоимущим. Успешная борьба с безработицей, снижение инфляции и достижение бездефицитного государственного бюджета при сокращении военных расходов обеспечили Б. Клинтону поддержку населения, несмотря на скандалы вокруг президента и его семьи. В то же время внешнеполитический курс Вашингтона после распада СССР и ликвидации ОВД был направлен на усиление влияния США в Восточной Европе и других регионах мира. Это проявлялось в расширении НАТО на Восток, хотя в 1995 г. была принята программа партнёрства Североатлантического союза с Россией. Вооружённое вмешательство США в конфликт в Косово на территории бывшей Югославии, десантная операция на остров Гаити с целью восстановления демократически избранного президента республики, а также открытая конфронтация с Ливией, Ираком, Ираном, Северной Кореей, обвинёнными США в пособничестве международному терроризму, вызывали осложнения российско-американских отношений.
Перед президентом Дж. Бушем-младшим стоял целый ряд экономических и политических проблем. Главными из них были завершение войны в Ираке и укрепление позиций доллара в мировой экономике.
 В 2009 г. президентом США был избран Б. Обама, который приступил к исполнению своих обязанностей в условиях глобального финансово-экономического кризиса.
4.    Ведущие государства Западной Европы. Важнейшей особенностью развития индустриальных стран стал поиск оптимального сочетания интеграции и сохранения национальной самобытности в экономике, политике и культуре. Принятые в начале 1990-х гг. решения вывели Европейский союз на новый уровень координации стран-членов. Переход на единую валюту — евро усилил позиции западноевропейских стран в мировой экономике.
Развитие наиболее мощного по своему экономическому потенциалу члена ЕС — Германии с 1982 по 1998 г. связано с деятельностью правительства во главе с канцлером Г. Колем. Проводимая им политика была направлена на сокращение государственного регулирования экономики, частичную приватизацию предприятий государственного сектора. Она проходила в условиях объединения страны и утверждения рыночного хозяйства на территории бывшей ГДР.
 Федеральный канцлер ФРГ Г. Коль (1982—1998) и его супруга знакомятся с достопримечательностями Москвы. 27 октября 1988 г.
Политический курс канцлера Г. Шредера в 1998—2005 гг. отличался большим вниманием к социальным программам и активностью на международной арене. Германская армия приняла участие в действиях НАТО на Балканах и антитеррористической операции в Афганистане.
В 2005 г. впервые в истории ФРГ пост канцлера заняла женщина. Правительство А. Меркель столкнулось с проблемой обеспечения энергетической безопасности, борьбы с международным терроризмом, экономическим кризисом.
Во Франции президенты Ф. Миттеран и сменивший его в 1995 г. Ж. Ширак решали проблемы информатизации экономики, углубления сотрудничества с партнёрами по ЕС, поддержки сельскохозяйственных производителей.
После переизбрания Ширака на второй срок в мае 2002 г. срок президентских полномочий был сокращён с 7 до 5 лет.
Во внутренней политике Ж. Ширак вынужден был уделять большое внимание урегулированию проблемы миграции во Францию выходцев из Северной Африки. Серьёзным испытанием для правительства стали расовые молодёжные волнения в пригородах Парижа и ряде крупнейших городов осенью 2005 г. Во внешней политике французы выступили в 2005 г. против проекта конституции ЕС. На всеобщих выборах президента в мае 2007 г. победу одержал кандидат правых сил Н. Саркози, который столкнулся с забастовками на транспорте и новым выступлением антиправительственных молодёжных группировок осенью 2007 г.
В Италии 80-х гг. успехи правосудия в борьбе с политическими экстремистами и организованной преступностью помогли объединить общество.
В то же время сохранялись противоречия между индустриальным Севером и аграрным Югом страны. Они создавали благоприятные условия для сепаратистов, требовавших создания в Северной Италии независимого государства. Во внешней политике Италия опирается на сотрудничество в рамках ЕС и поддержку США.
Радикальные средства решения экономических и политических проблем Великобритании были найдены энергичным премьер-министром М. Тэтчер. Влияние этой яркой личности на развитие событий оказалось настолько заметным, что период английской истории с 1979 по 1990 г. получил название эра тэтчеризма. Подобно президенту Р. Рейгану в США, «железная леди» (так называли Тэтчер) провела сокращение сферы государственного регулирования, ликвидацию убыточных производств (например, в металлургии и угледобыче) или их приватизацию, снижение налогов, предприняла меры по укреплению обороноспособности. Провозгласив курс на укрепление «особых отношений» с США, консервативное правительство М. Тэтчер не спешило идти по пути европейской интеграции. Особую настороженность Лондона вызвали вопросы открытия внутренних границ ЕС и введение евро.
Итогом эры тэтчеризма стал переход Англии к информационным, ресурсосберегающим технологиям, обеспечившим высокие темпы экономического роста. Однако важнейшую внутриполитическую проблему — урегулирование ситуации в Ольстере — разрешить всё же не удалось.
В первой половине 90-х гг. влияние консервативной партии уменьшилось. Новое правительство лейбориста Э. Блэра, сформированное по результатам парламентских выборов 1997 г., осуществило исторически назревшую реформу Палаты лордов, ликвидировав её наследственный характер. Больше прав в рамках Соединённого Королевства получили Шотландия и Уэльс. Подписание соглашения по Северной Ирландии в 1998 г. существенно снизило уровень напряжённости в английских городах, население которых терроризировали боевики Ирландской республиканской армии. Но окончательная нормализация обстановки вокруг Ольстера по-прежнему требует усилий лейбористского правительства, добившегося убедительных побед на выборах в парламент в 2001 и 2004 гг.
Однако затягивание войны в Ираке, в ходе которой правительство Блэра поддержало американскую администрацию, а также коррупционные скандалы вынудили лидера лейбористов в мае 2007 г. уйти в отставку. Новым главой правительства стал бывший министр финансов Г. Браун, которому необходимо внести коррективы в политику Лондона по иракской проблеме, улучшить отношения с Россией, восстановить экономику Великобритании после глобального финансово-экономического кризиса.
Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия совершенствовали модель социально ориентированной экономики. Большой резонанс в 1986 г. вызвало убийство известного политического деятеля Швеции У. Пальме. Оно показало, что даже в благополучных северных странах возрастает угроза терроризма. Значительное внимание правительства этих стран уделяют экологическим проблемам и помощи развивающимся странам Азии и Африки. Серьёзным испытанием для экономик этих стран стал финансово-экономический кризис 2008—2009 гг. В июле 2009 г. на референдуме в Гренландии, крупнейшем острове и владении Дании, было принято решение добиваться независимости от метрополии.
Страны Южной Европы — Испания, Португалия, Греция — переживали относительно спокойный период своего исторического развития, обусловленный укреплением демократии после серии революций и переворотов 60—70-х гг. Основная задача этих государств состояла в подтягивании уровня жизни населения к стандартам ЕС. Большое значение для их экономики имеет международный туризм. Развивались традиционные связи Испании и Португалии с государствами Латинской Америки. Главными проблемами стран Южной Европы оставались борьба с сепаратистскими тенденциями и международным терроризмом.
4.    Япония. Главой государства после смерти императора Хирохито с 1989 г. стал его наследник Акихито.
На рубеже XX—XXI вв. японское общество столкнулось с серьёзными проблемами. В экономической области замедлились темпы развития, усилилась конкуренция со стороны США, ЕС, Китая, так называемых «новых индустриальных стран» Восточной Азии — Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии. Возникли трудности в финансовой сфере, хотя по объёму золотовалютных резервов и объёму производства Япония находится в пятёрке мировых лидеров. Внутриполитическая стабильность в 90-е гг. была нарушена серией террористических актов, осуществлённых религиозными фанатиками. Кроме того, благосостояние жителей Страны восходящего солнца находится под постоянной угрозой разрушительных землетрясений и катастрофических наводнений.
Во внешней политике остаётся нерешённым территориальный спор с Россией вокруг Южных Курил, хотя обе страны заявляют о стремлении к взаимовыгодному сотрудничеству. Серьёзную обеспокоенность в Японии вызывает рост военно-политического потенциала Китая. Одной из задач японской внешней политики является экономическая интеграция тихоокеанских государств.
5.    Австралия и Новая Зеландия. Получивший фактическую независимость от Великобритании ещё в 1931 г. Австралийский союз к концу XX в. превратился в высокоразвитое индустриально аграрное государство. Правительство Австралии традиционно проводит миролюбивую внешнюю политику в области разоружения и создания в южной части Тихого океана безъядерной зоны. Значительно влияние Австралии на ситуацию в островных государствах Океании. Выгодные торгово-экономические отношения связывают австралийские компании с Россией.
Основной хозяйственной проблемой внутри страны является освоение пустынных территорий материка. Важным вопросом остаётся адаптация коренных жителей страны — аборигенов — к современной цивилизации. На протяжении 90-х гг. усиливалось проникновение китайского капитала в австралийскую экономику.
Соседнее с Австралией крупное островное государство Новая Зеландия за истекшие полвека сумело достичь больших успехов в промышленном развитии. Благоприятная экологическая ситуация способствует успешному развитию аграрного сектора.
Австралия и Новая Зеландия оказывают значительную материальную и моральную поддержку островным государствам южной части Тихого океана.
6.    Развитие стран Латинской Америки. Последняя четверть XX в. характеризовалась положительными тенденциями для большинства латиноамериканских государств. В большинстве стран военно-диктаторские режимы уступили место конституционным органам власти. С 1983 по 1990 г. демократическая форма правления была восстановлена в Бразилии, Аргентине, Парагвае, Чили. Завершились длительные гражданские войны в Никарагуа, Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе. Были нанесены серьёзные удары по наркодельцам Колумбии и Панамы. Попытка правого переворота в Венесуэле (апрель 2002 г.) провалилась.
Основной причиной почти повсеместного утверждения демократии явилась модернизация хозяйства: сформировался сектор передовых отраслей промышленности; повысился образовательный и культурный уровень населения; государство осуществляло программы поощрения частного бизнеса в сочетании с защитой прав малоимущих. Все эти достижения позволили латиноамериканским странам приблизиться к уровню жизни в США и Западной Европе. Среди «новых индустриальных стран» выделяются как гиганты — Мексика, Бразилия, Аргентина, так и средние по размерам территории или численности населения государства — Чили, Венесуэла, а также совсем небольшие — Коста-Рика, Панама, Уругвай.
Характерно, что финансовые кризисы второй половины 90-х гг. в Мексике и Чили, а также в 2001—2002 гг. в Аргентине не привели к военным переворотам. Наоборот, гражданские режимы в целом ряде стран, например в Перу, только укрепились, взяв курс на развитие региональной интеграции и борьбу за более справедливый мировой экономический порядок. В 2004—2005 гг. к власти в некоторых латиноамериканских странах пришли левые националисты, которые выступают под антиамериканскими лозунгами. Так произошло в Венесуэле, Бразилии, Чили, Никарагуа. Президент Венесуэлы У. Чавес взял курс на построение в стране «латиноамериканского социализма XXI в.».
Тяжелейшее социально-экономическое положение, в котором оказалась Куба к началу 90-х гг., заставило Ф. Кастро и его окружение приступить к робким рыночным реформам, особенно в сфере мелкого бизнеса и в создании совместных предприятий с участием иностранного капитала. Визит на остров Президента России В. В. Путина в 2000 г. привёл к восстановлению экономического сотрудничества Москвы и Гаваны. С 2006 г. кубинский режим возглавляет брат Ф. Кастро — Р. Кастро, сменивший на высших государственных постах тяжело больного комманданте Фиделя.
Хотя Соединённые Штаты по-прежнему оказывают значительное влияние на развитие латиноамериканских стран, каждая из них стремится найти собственное место в современной системе международных отношений. В 2006—2007 гг. активизировались торгово-экономические связи Латинской Америки с Россией.
1.    Какие тенденции характеризовали развитие ведущих стран в 80-е и 90-е гг.?
2.    Сравните рейганомику и тэтчеризм. 3. Какие проблемы встали перед Германией в связи с окончанием «холодной войны»? 4. Каковы тенденции развития Японии в последней четверти XX в.? 5. Каковы особенности развития стран Латинской Америки на рубеже XX—XXI вв.?
1. Сравните проблемы, с которыми столкнулись развитые страны в 70-х и 90-х гг. 2. Составьте таблицу «Внутренняя политика индустриальных государств в 80—90-е гг.». Графы таблицы: название страны, особенности внутренней политики, её результаты. 3. Опираясь на дополнительный справочный материал, дайте политико-экономическую характеристику Австралии и Новой Зеландии.
Документы
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Р. РЕЙГАНА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. ТЭТЧЕР
Не могу поставить себе в заслугу, что именно я убедил ее в преимуществах свободного предпринимательства и сокращения государственного аппарата. Она была не менее, чем я, тверда в своём намерении не давать правительству сидеть на шее населения и черпать из его кошельков. С момента первого знакомства между нами всегда было полное взаимопонимание. При каждой встрече она говорила, что возможность ссылаться на наш успех позволила ей с большей лёгкостью убедить британцев в достоинствах нашей политики. Как всем теперь известно, осуществляемый ею курс принёс процветание народу Великобритании. Она более нас преуспела в переводе государственных предприятий в частный сектор и создала образец, которому последовали и многие другие страны.
Какую оценку даёт Р. Рейган деятельности М. Тэтчер?

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты