Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Всеобщая история Новейшая история 9 Е.Ю. Сергеев arrow § 5—6. Социально-политическое и экономическое развитие ведущих государств мира в 20—30-е гг.

§ 5—6. Социально-политическое и экономическое развитие ведущих государств мира в 20—30-е гг.

§ 5—6. Социально-политическое и экономическое развитие ведущих государств мира в 20—30-е гг.

Исторический словарь
Великая депрессия, Тоталитаризм, Авторитаризм, Либерализм, «Новый курс», Санитарный кордон, Малая Антанта, Народный фронт, Гестапо, Фашизм, Милитаризация, Интернациональные бригады
1.    Состояние экономики после Первой мировой войны. В начале 20-х гг. большинство стран столкнулось с проблемой перехода от мобилизации всех ресурсов на достижение победы к восстановлению и развитию экономики в условиях мирной жизни.
При этом страны разделились на несколько групп по их хозяйственно-экономическим особенностям: к первой группе относились индустриальные державы, где промышленно-финансовый капитал уже давно играл решающую роль: США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония; ко второй — экономически развитые, но небольшие по территории и населению индустриально-аграрные страны, которые специализировались на отдельных товарах: Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания ит. д.; к третьей — государства с преобладанием сельского хозяйства и добывающей промышленности: Испания, Португалия, страны Балканского полуострова, Восточной Европы и Латинской Америки.
Индекс промышленного производства (в %) развитых стран
(1929 г. = 100%)
Страна
Год    1930    1931    1932    1933    1934    1935
США    80,7    68,1    53,8    64,9    66    76
Великобритания    92,4    83,8    83,8    86,1    99    106
Франция    100,7    89,2    69,1    77,4    75    72
Германия    88,3    71,7    59,8    66,8    80    94
2.    Мировой экономический кризис. В 1929—1933 гг. разразился самый продолжительный и глубокий экономический кризис XX в., который вошёл в историю под названием Великая депрессия.
Помимо долговременных причин, обусловленных циклическим спадом в мировой экономике, кризис начала 30-х гг. был вызван процессом технического перевооружения всех отраслей.
Другим важным фактором, обусловившим всемирный характер Великой депрессии, стал процесс перемещения экономического центра из Западной Европы в США.
Согласно данным статистики, наибольший ущерб от кризиса понесли США, Канада, Германия, Польша и страны Латинской Америки. Падение объёмов производства там составило более 50%. Для других стран — Австрии, Нидерландов и Чехословакии — спад составил 30—40%. Сравнительно в небольшой степени Великая депрессия затронула Великобританию, Японию, Данию, Румынию.
Кризис вызвал социальные потрясения. К началу 1932 г. рабочих мест лишились более 26 млн человек. Произошло падение уровня жизни среднего класса — служащих, интеллигенции, мелких предпринимателей. Разорились многие фермеры. Миф о послевоенном процветании был развеян.
Преодоление экономического кризиса 1929—1933 гг. заняло для большинства государств несколько лет, хотя такие страны, как Германия, Япония, Швеция, Чили, сумели добиться подъёма уже к 1935 г.
Экономический кризис 1929—1933 гг. оказал большое влияние на хозяйство, политику, культуру большинства государств. Его воздействие было противоречивым. С одной стороны, разорились тысячи компаний, выросла безработица, обострилась классовая борьба. В ряде стран к власти пришли крайне правые силы (Германия, Италия, Япония), которые взяли курс на подготовку к новой мировой войне. С другой стороны, произошло оздоровление экономики, ускорилась её структурная перестройка на базе передовых технических достижений, начался переход от стихийного рынка к высокоорганизованному хозяйству с использованием методов государственного регулирования.
Учёные-экономисты, предприниматели, государственные и общественные деятели выступали с различными предложениями выхода из Великой депрессии. Однако самой действенной мерой стало стимулирование государством расходов граждан на приобретение товаров и услуг, т. е. создание эффективного спроса. Это означало увеличение государственных капиталовложений в экономику, предоставление предпринимателям льгот в финансовой сфере, снижение налогов на частный бизнес, активизацию экспорта. Наибольший вклад в теорию государственного регулирования рыночной экономики внёс английский экономист Дж. М. Кейнс.
3.    Политические режимы 20—30-х гг. Экономическое развитие после Первой мировой войны сопровождалось политическими процессами, которые имели общие черты для ведущих стран мира. Важнейшей из них являлось противоборство между силами, выступавшими за реформы, и теми, кто стремился свергнуть правительства насильственным путём.
Другая особенность была связана с ростом влияния прокоммунистических движений на одном полюсе и профашистских — на другом.
Третья особенность состояла в расширении демократических свобод: повсеместно вводилось всеобщее избирательное право, возрастала роль профсоюзов, создавались массовые детские, молодёжные, женские организации, расширялись государственные социальные гарантии трудящимся.
Усиление интенсивности труда при отставании роста заработной платы вызывало массовое недовольство. Оно находило выход в забастовках, демонстрациях, митингах, носивших антиправительственный характер.
На практике возникло три варианта организации государственной власти: тоталитарный, авторитарный и либеральный. Каждый из них имел собственную систему взглядов.
Для тоталитаризма характерны единая идеология; культ вождя; существование одной политической партии, сраставшейся с государственными органами; контроль этих органов над всеми сферами жизни; жестокие репрессии против инакомыслящих и противников режима; превращение страны в военный лагерь для отпора внешним угрозам. Тоталитарные режимы правого толка возникли в Италии и Германии, а левого — в СССР и других социалистических странах уже после Второй мировой войны.
Отличительными чертами авторитаризма являются единоличная власть национального лидера; ограниченность контроля за его действиями со стороны законодательных органов; выборочный запрет политических партий и преследование их членов; опора на традиционные социальные институты (семью, церковь) и армию; поддержание тесной связи с консервативно настроенными элементами общества. Примерами авторитарных режимов служили Япония, Польша и Венгрия в период между мировыми войнами, а Испания и Португалия — вплоть до середины 1970-х гг.
В свою очередь, следование принципам либерализма означает утверждение демократических свобод; соблюдение прав человека; наличие рыночной экономики и системы, открытой для заимствования достижений культуры других народов, как, например, в США, Великобритании, во Франции, а также в большинстве современных стран, включая Россию.
Реализация конкретного варианта развития в той или иной стране зависела от пройденного исторического пути, состояния экономики и общества, места государства в системе международных отношений.
4.    Соединённые Штаты Америки. На протяжении рассматриваемого периода США, несмотря на кризис 1929—1933 гг., утвердились в роли страны, обладавшей крупнейшим экономическим потенциалом. Массовая иммиграция квалифицированной рабочей силы из Европы за океан, накопление огромных финансовых ресурсов, внедрение научной организации труда, вытеснение конкурентов с рынков в Азии, Африке и особенно в Латинской Америке позволили США занять лидирующее положение в мире.
Во внутренней политике США получила распространение теория «твёрдого индивидуализма», изложенная в брошюре республиканца Г. Гувера, который в 1928 г. был избран президентом. Он отстаивал права личности и отвергал государственное регулирование экономики.
Для внешнеполитического курса Вашингтона был характерен изоляционизм в европейских делах, сочетавшийся с неуклонным укреплением американских позиций в Южной Америке и Восточной Азии. Там США предпочитали либо действовать как посредник в разрешении конфликтов, либо применять «дипломатию доллара».
Главной проблемой правительства США в 30-е гг. стало преодоление последствий Великой депрессии. С этой задачей удалось справиться демократу Ф. Д. Рузвельту, избранному президентом в 1932 г. Его основная цель состояла в оздоровлении экономики и восстановлении доверия граждан к государству. Поэтому реформы новой администрации охватили все сферы общественной жизни. В течение первых трёх-четырёх месяцев 1933 г. созванная президентом специальная сессия Конгресса приняла 70 законов.
Произошла реорганизация банков, которым была оказана помощь со стороны государства. Отныне любое финансово-кредитное учреждение могло быть открыто только на основе специального разрешения министерства финансов, а все банковские вклады подлежали обязательному страхованию.
Закон об оздоровлении национальной промышленности 1933 г. предлагал всем владельцам компаний добровольно объединяться в союзы производителей по отраслям для того, чтобы согласовывать объемы производства и заработную плату. Эти условия были зафиксированы в так называемых кодексах честной конкуренции. К 1935 г. действие 450 кодексов распространилось на 95% предприятий.
Важную роль для выхода из депрессии сыграла государственная программа общественных работ по ремонту и строительству дорог, плотин, портов, благоустройству городов. Значительную финансовую помощь государство оказало фермерским хозяйствам.
Все эти мероприятия, соответствующие концепции английского экономиста Дж. М. Кейнса, получили у современников название «новый курс». Популярность Рузвельта среди граждан США, трижды избиравшегося на высший пост государства, позволила ему осуществлять реформы вплоть до начала Второй мировой войны.
Внешнеполитический курс американского правительства на протяжении 30-х гг. оставался изоляционистским. В 1935 г. Конгресс принял закон о нейтралитете. Однако нарастание военной опасности, связанное с наступлением Японии в Китае, а Германии в Европе, усилило позиции сторонников вовлечения США в соперничество держав. Важным событием стало восстановление дипломатических отношений между Вашингтоном и Москвой в ноябре 1933 г.
5.    Страны Европы. Итоги Первой мировой войны, казалось, обещали Великобритании длительное процветание. Её главный конкурент — Германия — был разбит. Территория Британской империи выросла на 2,6 млн кв. км за счёт бывших германских колоний. Государство приобрело опыт регулирования экономики, а социальные и национальные противоречия отошли на второй план.
Однако в действительности на протяжении 1919—1922 гг. стране пришлось пройти через серьёзные испытания. В связи с антибольшевистской политикой британского правительства развернулось массовое движение «Руки прочь от Советской России!», которое сочеталось с требованиями повышения заработной платы, сокращения рабочей недели, восстановления прав профсоюзов. В 1920 г. возникла Британская коммунистическая партия (БКП). В 1921 г. Ирландия (за исключением шести северных графств — Ольстера) получила статус доминиона (независимой она стала в 1949 г.). В крупнейшей колонии Англии — Индии усилилось национально-освободительное движение. Египту, на территории которого сохранялись британские военные базы, удалось в 1922 г. добиться независимости.
Хозяйственные трудности первой половины 20-х гг., связанные с замедленным темпом восстановления и модернизации британской экономики, привели к взрыву массового недовольства трудящихся в ходе всеобщей забастовки в мае 1926 г. Авангард стачечников — шахтёры столкнулись с практикой закрытия убыточных предприятий их владельцами. Общее количество бастовавших достигло 18 млн человек. Принятый в 1927 г. антипрофсоюзный закон лишил консервативное правительство поддержки населения. В результате к власти в 1929 г. пришли лейбористы, восстановившие дипломатические отношения Англии с СССР после двухлетнего перерыва (первое лейбористское правительство признало Советскую Россию ещё в 1924 г.).
Однако постепенно консерваторам удалось вернуть себе руководящую роль. С 1935 г. национальное правительство возглавляли лидеры консерваторов — сначала С. Болдуин, а затем Н. Чемберлен. Во внутренней политике им были предприняты шаги по изоляции как сторонников Коммунистической партии, так и членов возникшего в 1932 г. Британского союза фашистов.
Хотя по условиям Версальского договора Франция получила значительную компенсацию в виде германских транспортных
средств, сырья и материалов, решение проблемы репараций постоянно откладывалось Берлином. Это стало поводом для временной оккупации германского Рура стотысячной франко-бельгийской армией в 1923 г.
Участие французских экспедиционных войск в интервенции против Советской России также воздействовало на ситуацию внутри страны. Нежелание солдат и матросов воевать на стороне белогвардейцев привело к волнениям в частях и восстанию на кораблях в портах Одессы и Севастополя (апрель 1919 г.). В декабре 1920 г. часть делегатов очередного съезда социалистов приняла резолюцию о создании Французской коммунистической партии (ФКП).
Оккупация французскими войсками Рурского промышленного района в Германии. 1923 г.
На протяжении 20-х гг. у власти во Франции поочерёдно находились право- и левоцентристские союзы; отсюда — противоречивые шаги правительств: репрессии против коммунистов и сочувствовавших им членов профсоюзов чередовались с введением 8-часового рабочего дня, созданием системы пенсионного обеспечения, амнистией политическим заключённым.
Во внешней политике Париж проводил, с одной стороны, антигерманский курс, сочетавшийся с созданием так называемого санитарного кордона у западных границ СССР. Так, к 1921 г. возник блок в составе Румынии, Чехословакии и Югославии, который получил название Малая Антанта. С другой стороны, правительство социалистов установило дипломатические отношения с Москвой в 1924 г.
Обострение международного положения, вызванное требованиями Германии возвратить ей Саарскую область, отданную Лигой Наций под французский контроль, а также громкие политические скандалы внутри страны способствовали попытке профашистских сил захватить власть в феврале 1934 г. Однако всеобщая забастовка трудящихся, организованная левыми партиями, заставила правых отступить. Возникла перспектива объединения антифашистов в форме Народного фронта. Его сторонники получили на выборах весной 1936 г. поддержку большинства избирателей.
Программа Народного фронта включала роспуск фашистских организаций, национализацию ряда отраслей промышленности, установление контроля над банковской системой, усиление социальной поддержки населения. Во внешней политике предполагалось участие Франции в международных усилиях по предотвращению новой мировой войны.
Тяжёлые условия Версальского мирного договора, согласно которым Германия лишилась 13,5% своей территории, всех колоний и 10% населения, обязавшись, кроме того, выплачивать победителям огромные репарации, привели к хозяйственному кризису Веймарской республики. Демократизация общественной жизни встречала противодействие консервативных кругов, с одной стороны, и левых радикалов — с другой. Это вызывало острые политические конфликты на протяжении 1921—1923 гг.
Центром реваншистских сил стала столица Баварии — Мюнхен. Здесь в 1919 г. возникла так называемая Национал-социалистическая рабочая партия Германии, которую с 1921 г. возглавил бывший фронтовик А. Гитлер. Программные основы национал-социализма были изложены им в книге «Моя борьба» («Майн Кампф»). Они включали утверждения о превосходстве немцев, наследников древней арийской расы, над другими народами, насаждение культа вождя нации, обещание гармонии интересов всех слоёв общества, оправдание территориальных захватов. Главная цель последователей Гитлера состояла в создании новой Германской империи — Третьего рейха.
Действия нацистов (так называли членов новой партии) против демократии сопровождались политическими убийствами, погромами отделений левых партий, поддержкой антиправительственных мятежей, как это случилось в Мюнхене в 1923 г. во время мюнхенского «Пивного путча», названного так потому, что нацистские главари заседали в одном из пивных залов города. Финансовую помощь они получали у ряда крупных промышленников — Стиннеса, Крупна, Тиссена и др.
Недовольством широких масс пытались воспользоваться и немецкие коммунисты. Их цель состояла в формировании советов на территориях таких промышленных земель, как Саксония и Тюрингия. Своей кульминации советское движение в Германии достигло осенью 1923 г., когда под руководством лидера компартии Э. Тельмана в Гамбурге вспыхнуло восстание рабочих, закончившееся поражением революционеров.
К 1928 г. довоенный уровень экономического развития был превзойдён за счёт высоких темпов развития хозяйства страны после 1925 г. Но Великая депрессия с новой силой ударила по немецкой экономике. Она вызвала рост безработицы и падение уровня жизни. Кроме того, Германия продолжала выплачивать репарации бывшим членам Антанты.
Пришедшее к власти весной 1930 г. правительство лидера консервативного крыла католической партии центра Г. Брюнинга попыталось исправить ситуацию. Были приняты чрезвычайные декреты в экономической области: повышены налоги, сокращены пособия, проведена банковская реформа.
Недовольство населения вызывало обогащение узкого слоя финансовых спекулянтов, промышленников и чиновников, бравших взятки при распределении военных заказов.
Страна столкнулась с невиданным ростом забастовочного движения.
За влияние на трудящихся боролись три основные силы: коммунисты, социал-демократы и нацисты. Влияние центристских партий падало. На протяжении 1932 г. политический кризис в Германии усилился. Выборы 1933 г. в рейхстаг принесли победу нацистам.
30    января 1933 г. А. Гитлер возглавил правительство, став рейхсканцлером. После смерти престарелого президента П. Гинденбурга в августе 1934 г. Гитлер объединил пост рейхсканцлера и пост президента, став вождём нации — по-немецки фюрером.
На протяжении 1933—1935 гг. в Германии сформировался тоталитарный режим. Структуры нацистской партии были слиты с государственными органами, возникла политическая полиция — гестапо, которая преследовала коммунистов, демократов, католиков, евреев и цыган. Были распущены демократические партии, запрещены профсоюзы, введены законы, защищающие «чистоту арийской расы». В области экономики правительство Гитлера осуществляло планирование. Была проведена конфискация собственности, принадлежавшей еврейскому капиталу. Вводилась система трудовой повинности. Запрещались разделы земельных владений между членами семьи. Ускоренными темпами наращивалась военная мощь. Нацистское правительство оказало помощь антикоммунистическим силам в Испании во время гражданской войны 1936—1939 гг.
Исход Первой мировой войны не оправдал ожиданий правящих кругов Итальянского королевства. Оно не получило всех территорий, на которые претендовало, а финансовая компенсация оказалась незначительной. Внутреннее и внешнее положение страны ухудшилось. На протяжении 1919—1922 гг. по всей стране прокатилась волна забастовочного движения, митингов и демонстраций. Активно создавались общественные организации и политические партии левого и правого толка.
Сторонники итальянского фашизма, собравшиеся на первый съезд 23 марта 1919 г. в Милане, выступали за приоритет национальных интересов над классовыми. Они провозглашали идеи социальной справедливости, требовали конфискации имущества спекулянтов, нажившихся на бедствиях народа во время войны, заявляли о поддержке мелких и средних предпринимателей, о помощи бывшим фронтовикам. В отличие от коммунистов, создавших свою партию в январе 1921 г., фашисты защищали частную собственность, которая гарантировалась государством. Лидером фашистского движения стал один из бывших редакторов социалистической газеты «Аванти» Бенито Муссолини. В 1921 г. движение было преобразовано в Национальную фашистскую партию, а Муссолини с 1922 г. стал именоваться верховным вождём фашизма (дуче). В это же время произошло объединение фашистских профсоюзов, численность которых достигла 450 тыс. человек.
Кризис либерального режима стал очевидным. Август 1922 г. был отмечен всеобщей забастовкой, а в конце октября того же года фашисты организовали так называемый «поход на Рим» с целью осуществления государственного переворота. Под давлением правых сил король Виктор Эммануил III поручил формирование нового правительства лидеру Национальной фашистской партии. После победы на парламентских выборах 1924 г. Б. Муссолини приступил к созданию основ тоталитарного режима. Власть короля была ограничена представительскими функциями. Все партии и общественные организации, кроме фашистских, ликвидировались. Противники режима подвергались преследованиям. Высшим органом государства стал Большой фашистский совет, который возглавил Муссолини. По всей стране создавались объединения трудящихся и предпринимателей по профессиональному признаку — так называемые корпорации; в городах проводились принудительные общественные работы.
Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность, особенно военные предприятия.
Забастовки объявлялись вне закона. На протяжении 30-х гг. проводилась милитаризация страны. По закону 1934 г. итальянцы в возрасте от 18 до 55 лет считались состоявшими на военной службе. Вся жизнь государства была ориентирована на создание мощного экономического потенциала для захвата новых территорий в бассейне Средиземного моря и обширной колониальной империи. Первым практическим шагом в этом направлении стала оккупация Эфиопии в 1935—1936 гг. Фашистское правительство вместе с германскими нацистами поддерживало силы, выступавшие против Народного фронта во время гражданской войны на территории Испании.
6.    Гражданская война в Испании. Хотя нейтралитет Испании в Первой мировой войне привёл к подъёму промышленного производства, она продолжала оставаться одним из наименее развитых государств Европы. Основу хозяйства составлял аграрный сектор. Сильные позиции в экономике занимали иностранные, главным образом английские, компании. Оставались нерешёнными социальные противоречия в стране. Население имело традиционные взгляды на жизнь; в частности, огромным авторитетом по-прежнему пользовалась католическая церковь.
В годы Великой депрессии обострились противоречия в обществе. В апреле 1931 г. была провозглашена республика. Республиканское правительство предоставило автономию историческим областям Басконии и Каталонии.
Однако противники нового режима начали объединяться вокруг профашистской националистической организации Испанская фаланга. Её лозунгами стали единение, прямое действие, антимарксизм, антипарламентаризм. Фалангистам, развернувшим кампанию террора, противостояли социалисты и коммунисты. 2 июня 1935 г. генеральный секретарь Коммунистической партии Испании X. Диас выступил с программой создания Народного фронта. На состоявшихся в феврале 1936 г. всеобщих выборах коалиция левых партий (республиканцы, социалисты, коммунисты) одержала победу. В ответ фалангисты приступили к подготовке вооружённого мятежа против республиканской власти.
17 июля 1936 г. на территории испанской колонии Марокко в Северной Африке началось восстание гарнизонов. На другой день мятеж охватил большинство областей Испании, поскольку его поддержали практически все сухопутные войска. Вскоре среди генералов-мятежников выдвинулся Ф. Франко. 1 октября он объявил себя главой антиреспубликанского правительства с неограниченными полномочиями.
Несмотря на то что войскам Народного фронта удалось подавить мятеж в Мадриде, Барселоне и ряде других крупных городов, большая часть территории страны оказалась в руках сторонников Франко. С середины 1936 г. до апреля 1939 г. Испания являлась ареной кровопролитной гражданской войны между республиканцами и франкистами. Большую военно-техническую помощь республике оказал Советский Союз, который направил в Испанию сотни лётчиков, танкистов и офицеров разведки. Из иностранных добровольцев, стремившихся помочь республиканскому правительству, были сформированы интернациональные бригады численностью 35 тыс. человек. В их рядах сражались представители 54 стран, среди которых были А. Эйнштейн, А. Матисс, Э. Хемингуэй, Дж. Неру и др. Они стойко отражали атаки мятежников, поддерживаемых германскими воздушными асами и итальянскими моряками.
Однако республиканцы потерпели поражение. Главной причиной поражения стали противоречия между партиями, входившими в Народный фронт. Против республики выступила католическая церковь. Германия и Италия направили в Испанию свои регулярные части. Кроме того, на их стороне воевали добровольцы из некоторых католических стран, например из Ирландии. Западные демократии, прежде всего Англия и Франция, заняли нейтральную позицию.
Неудачи на фронте и предательства в тылу привели к отставке республиканского правительства. 28 марта 1939 г. франкисты вступили президент Чехословакии в Мадрид, а спустя три дня генерал Франко в 1918—1935 гг. объявил о завершении гражданской войны, в ходе которой погибли около 500 тыс. человек. Начался процесс утверждения авторитарного режима, Франко стал именоваться диктатором (каудильо) при формальном сохранении института монархии.
В стране создавались организации работников по отраслям. Государственное руководство ими осуществлялось через фалангистов. Экономика развивалась в соответствии с принципами «хозяйственного национализма», т. е. опоры на собственные силы и ограничения иностранной конкуренции. В сельском хозяйстве было приостановлено наделение крестьян землёй, однако передел собственности, осуществлённый за годы аграрной реформы, был официально признан государством. Позиции католической церкви восстанавливались. Коммунисты и сочувствующие им силы подвергались гонениям. Дипломатические отношения с Советским Союзом, приютившим у себя тысячи испанцев, бежавших из страны, были разорваны.
7.    Авторитарные режимы в странах Центральной и Восточной Европы. Государства Центральной и Восточной Европы в меж- военный период оставались аграрно-индустриальными. Некоторые из них являлись конституционными монархиями (Югославия, Болгария, Греция, Румыния), а Польша, Чехословакия, Австрия, Эстония, Латвия, Литва — республиками. Однако практически во всех из них, за исключением Чехословакии, на протяжении 20—30-х гг. были установлены диктатуры: Ю. Пилсудского в Польше, М. Хорти в Венгрии, короля Александра в Югославии, А. Цанкова в Болгарии. Монархи или диктаторы опирались на промышленников, банкиров, землевладельцев, высшее офицерство. Кроме того, поддержку  им оказывали средние слои города и деревни, опасавшиеся выступлений рабочих и беднейших крестьян.
Из-за отсутствия политической культуры и низкого образовательного уровня широких народных масс там было трудно создать общественные движения и партии. Это облегчало авторитарным режимам проводить политику репрессий против коммунистов внутри страны и следовать за западными державами во внешней политике. Так, Австрия, Венгрия и Болгария в большей степени ориентировались на Германию, в то время как Польша, Чехословакия, Румыния и Югославия — на Францию, а Греция — на Великобританию. Мировой экономический кризис поставил вопрос о возможности их независимого существования. К концу 30-х гг. Австрия и Чехословакия были присоединены к Германии, а республики Балтии — к Советскому Союзу. В Югославии нарастали сепаратистские настроения, что грозило распадом на национальные государства сербов, хорватов, словенцев. Венгрия и Болгария шли в фарватере политики Берлина, а Польша столкнулась с территориальными претензиями Германии на западе и СССР на востоке.
8.    Страны Латинской Америки. После Первой мировой войны резко возросли капиталовложения в экономику латиноамериканских государств, тогда как спрос на традиционные товары их экспорта сократился. Это коснулось аргентинского мяса, бразильского кофе, чилийской медной руды, мексиканской нефти, тропических плодов из стран Карибского бассейна. Место британских и германских компаний в 20-е гг. занял американский капитал; не случайно президент Ф. Рузвельт провозгласил политику добрососедства в отношении стран Южной Америки.
Преобладание сельского хозяйства, неграмотность населения, сохранение, как правило, общинных отношений в деревне, господство католической церкви в обществе обусловили слабость политических партий и опору правящих режимов на армию как единственную реальную силу. Отсюда частые военные перевороты и вооружённые конфликты.
Так, в 1925 г. вспыхнула гражданская война в Никарагуа, в 1928 г. — в Сальвадоре, в 1931 г. — в Гондурасе. В 1927 г. произошёл военный мятеж в Бразилии, в 1930 г. — военный переворот в Аргентине, в 1933 г. — на Кубе.
Великая депрессия 1929—1933 гг. привела к поляризации политических сил. Реформистски настроенные правительства в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике стремились перенять опыт европейских стран в области государственного регулирования экономики и решения социальных проблем.
Примечательным событием в истории латиноамериканских стран стало образование политических союзов центристских и левых сил — Народных фронтов — по примеру Франции и Испании. Наиболее широкий размах это движение приобрело в Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Уругвае, Коста-Рике, Доминиканской Республике и Чили. Так, в 1938 г. президентом Чили был избран кандидат от Народного фронта. На протяжении трёх лет там осуществлялась программа демократических реформ.
1.    Каковы предпосылки мирового экономического кризиса? 2. Какие варианты выхода из кризиса предлагались экономистами и политиками? 3. Каковы последствия Великой депрессии? 4. Сравните характерные черты тоталитарной, авторитарной и либеральной систем организации государственной власти. 5. Какие меры в рамках «нового курса» позволили США выйти из экономического кризиса?
6.    Каковы особенности социально-политического развития Великобритании и Франции? 7. Почему стал возможен приход к власти нацистов 8 Германии и фашистов в Италии? 8. Расскажите о причинах, ходе и результатах гражданской войны в Испании. При подготовке ответа используйте карту. 9. Как менялись политические режимы в странах Латинской Америки в 20—30-е гг. XX в.?
1. Почему СССР сумел избежать мирового экономического кризиса?
2.    Используя данные статистики, составьте графики падения производства в ведущих государствах мира. 3. Сравните тоталитарные режимы Германии и Италии. Что общего и какие отличия вы можете назвать? 4. Сравните политику Народных фронтов во Франции и в Испании. 5. Почему в странах Центральной и Восточной Европы перед Второй мировой войной укрепились не демократические, а авторитарные режимы?
Документы
АМЕРИКАНСКАЯ ГАЗЕТА «НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС» О БИРЖЕВОЙ ПАНИКЕ В США
Нью-Йорк, 24—29 октября 1929 г.
На бирже царил страх... Тысячи брокеров (биржевых агентов по купле-продаже ценных бумаг согласно поручениям клиентов) бросали в бурлящий котёл биржи всё, что имели, лишь бы выручить хоть что-то...
Примерно к полудню 24 октября стало казаться, что худшее позади, и паника немного улеглась. Тогда началась операция по спасению ситуации. Группа известных банкиров договорилась создать пул (объединение банкиров) на сумму 20—30 млн долларов, чтобы приобрести блоки акций с целью восстановить равновесие и тем самым укрепить рынок.
Через час появился вице-президент биржи Р. Уитни. Протиснувшись через толпу, плотно окружавшую накрытые стеклянными колпаками телеграфные аппараты, он подошёл к стойке, где продавались акции одной из крупнейших компаний США «Юнайтед Стейтс Стил», и заказал 10000 акций по цене выше той, которую просили. Затем он таким же образом посетил ещё 20 других пунктов и купил ещё более крупные пакеты акций. За несколько минут он израсходовал около 20 млн долларов из банкирского пула.
Окончательный подсчёт показал, что за день было продано почти 13 млн акций по постоянно снижавшимся ценам. Для сравнения: в сентябре 1929 г. за день в среднем продавалось 4 млн акций.
В пятницу и субботу 25—26 октября торговля также шла очень бурно, хотя цены были более или менее стабильными. Однако в понедельник 28 октября цены на акции снова начали падать, а во вторник 29 октября стало ясно, что худшее ещё впереди. В этот день было продано 16,5 млн акций, пока возможности рынка не были исчерпаны до дна. Не осталось ни одного покупателя, а 14 млн долларов дохода в ценных бумагах «испарились» за один день.
Как развивалась биржевая паника в Нью-Йорке 24—29 октября 1929 г.?
ИЗ РЕЧИ А. ГИТЛЕРА ПЕРЕД ГЕНЕРАЛИТЕТОМ
Берлин, 3 февраля 1933 г.
1.    Внутри страны. Полное преобразование нынешних внутриполитических условий в Германии. Не терпеть никакой деятельности носителей мысли, которые противоречат этой цели (пацифизм!). Кто не изменит своих взглядов, тот должен быть смят. Уничтожить марксизм с корнем. Воспитание молодежи и всего народа в том смысле, что нас может спасти только борьба... Смертные приговоры за предательство государства и народа. Жесточайшее тоталитарное государственное руководство. Устранение раковой опухоли — демократии.
2.    Во внешнеполитическом отношении. Борьба против Версаля. Равноправие в Женеве; оно бессмысленно, если народ не настроен на борьбу. Приобретение союзников...
Как следует использовать политическое могущество, когда мы приобретаем его? Сейчас еще нельзя сказать. Возможно, отвоевание новых рынков сбыта, возможно, — и, пожалуй, это лучше — захват нового «жизненного пространства» на востоке и его беспощадная германизация.
Какие положения программы А. Гитлера свидетельствуют о тоталитарном характере его режима?
 
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты