§ 5. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

§ 5. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Используя материал предшествующих параграфов, объясните, какие противоречия существовали между европейскими странами в начале XX в. Из-за чего они обострялись?
1. Международные отношения в конце XIX — начале XX века
Обращаясь к международным отношениям первых десятилетий XX в., историки чаще всего пытаются найти ответ на вопрос: почему началась мировая война? Рассмотрим события и явления, которые помогут выяснить причины её возникновения.
Быстрое промышленное развитие стран Европы и Северной Америки в тот период подталкивало их к выходу на широкий мировой рынок, распространению своего экономического и политического влияния в разных частях света. Державы, которые уже имели колониальные владения, всячески стремились их расширить. Так, Франция в последней трети XIX — начале
XX    в. увеличила территории своих колоний более чем в 10 раз. Столкновение интересов отдельных европейских держав приводило к вооружённому противостоянию, как, например, в Центральной Африке, где соперничали британские и французские колонизаторы. Великобритания пыталась также усилить свои позиции в Южной Африке — в Трансваале и Оранжевой республике. Решительное сопротивление живших там потомков европейских поселенцев — буров — привело к Англо-бурской войне (1899—1902). Партизанская борьба буров и жесточайшие методы ведения войны английскими войсками (вплоть до сожжения мирных поселений и создания концентрационных лагерей, где тысячами погибали пленные) показали всему миру страшный облик войны в наступившем XX в. Великобритания одержала победу над двумя бурскими республиками. Но эта империалистическая по своей сути война была осуждена тогда большинством европейских стран, а также демократическими силами в самой Британии.
Завершившийся к началу XX в. колониальный раздел мира не внёс успокоения в международные отношения. Заметно продвинувшиеся в индустриальном развитии страны (США, Германия, Италия, Япония) активно включились в борьбу за экономическое и политическое влияние в мире. В одних случаях они отторгали колониальные территории у их владельцев военным путём. Так поступили США, развязав в 1898 г. войну против Испании. В других случаях колонии «выторговывали». Это сделала, например, Германия в 1911 г. Заявив о намерении захватить часть Марокко, она направила к его берегам военный корабль. Франция, которая раньше проникла в Марокко, в обмен на признание своего приоритета уступила Германии часть своих владений в Конго. О решительности колонизаторских намерений Германии свидетельствует следующий документ.
Из напутствия кайзера Вильгельма II немецким войскам, направлявшимся в Китай в июле 1900 г. для подавления восстания ихэтуаней:
«Перед вновь возникшей Германской империей стоят великие задачи за морем... И вы... должны преподнести врагу хороший урок. Сойдясь с врагом, вы должны его бить! Пощады не давать! В плен не брать! С теми, кто попадёт к вам в руки, не церемоньтесь. Подобно тому, как тысячу лет назад гунны при своём царе Аттиле прославили своё имя, до сих пор хранимое в сказках и преданиях, так и имя немцев и через тысячу лет должно вызывать в Китае такие чувства, чтобы никогда впредь ни один китаец не дерзнул косо взглянуть на немца!»
Участившиеся конфликты между великими державами в разных частях света вызывали озабоченность не только в общественном мнении, но и у самих политиков. В 1899 г. в Гааге по инициативе России была проведена конференция мира с участием представителей 26 государств. Во второй конференции в Гааге (1907) участвовали уже 44 страны. На этих встречах были приняты конвенции (соглашения), которые содержали рекомендации о мирном урегулировании международных споров, ограничении жестоких форм ведения войны (запрещении применять разрывные пули, отравляющие вещества и др.), сокращении военных расходов и вооружённых сил, гуманном отношении к пленным, а также определяли права и обязанности нейтральных государств.
Обсуждение общих проблем сохранения мира не мешало ведущим европейским державам заниматься совсем другими вопросами: как обеспечить достижение собственных, не всегда мирных, внешнеполитических целей. В одиночку делать это было всё труднее, поэтому каждая страна искала союзников. С конца XIX в. стали складываться два международных блока — Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и франко-русский союз, переросший в начале XX в. в Тройственное согласие Франции, России, Великобритании — Антанту.
Даты, документы, события Тройственный союз
1879 г. — секретный договор Германии и Австро-Венгрии о совместной обороне против нападения России.
1882 г. — Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии, Италии. Франко-русский союз
1891—1892 гг. — консультативный пакт и военная конвенция между Россией и Францией.
Антанта
1904 г. — соглашение Великобритании и Франции о разделе сфер влияния в Африке.
1906    г. — переговоры Бельгии, Великобритании и Франции о военном сотрудничестве.
1907    г. — соглашение Великобритании и России о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете.
Международные конфликты начала XX в. не ограничивались спорами из-за заморских территорий. Они возникали и в самой Европе. В 1908— 1909 гг. произошёл так называемый боснийский кризис. Австро-Венгрия присоединила к себе Боснию и Герцеговину, которые формально входили в состав Османской империи. Сербия и Россия выступили с протестом, поскольку стояли за предоставление этим территориям независимости. Австро-Венгрия объявила мобилизацию и начала сосредоточивать войска на границе с Сербией. Действия Австро-Венгрии получили поддержку Германии, что заставило Россию и Сербию смириться с захватом.
Балканские войны. Ослаблением Османской империи стремились воспользоваться и другие государства. Болгария, Сербия, Греция и Черногория образовали Балканский союз и в октябре 1912 г. напали на империю с целью освобождения из-под турецкого владычества территорий, населённых славянами и греками. В короткий срок турецкая армия была разбита. Но мирные переговоры оказались трудными, поскольку в них включились великие державы: страны Антанты поддерживали государства Балканского союза, а Австро-Венгрия и Германия — турок. По мирному договору, подписанному в мае 1913 г., Османская империя потеряла почти все свои европейские территории. Но меньше чем через месяц разразилась вторая Балканская война — на этот раз между победителями. Болгария напала на Сербию и Грецию, стремясь получить свою часть освобождённой от турецкого владычества Македонии. Война закончилась в августе 1913 г. поражением Болгарии. Она оставила после себя неразрешённые межнациональные и межгосударственные противоречия. Это были не только взаимные территориальные споры между Болгарией, Сербией, Грецией, Румынией. Росло также недовольство Австро-Венгрии усилением Сербии как возможного центра объединения южнославянских народов, часть которых находилась во владениях габсбургской империи.
2. Начало войны
28    июня 1914 г. в столице Боснии городе Сараеве участник сербской террористической организации Гаврило Принцип убил наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену.
Австро-Венгрия обвинила в подстрекательстве Сербию, в адрес которой была направлена ультимативная нота. Выполнение содержащихся в ней требований означало для Сербии потерю своего государственного достоинства, согласие на австрийское вмешательство в свои дела. Сербия была готова выполнить все условия, кроме одного, наиболее для неё унизительного (о расследовании австрийскими службами на территории Сербии причин сараевского покушения). Однако

Австро-Венгрия 28 июля 1914 г. объявила Сербии войну. Через две недели в войну оказались вовлечены 8 государств Европы.
Даты и события
1    августа — Германия объявила войну России.
2    августа — германские войска заняли Люксембург.
3    августа — Германия объявила войну Франции, её войска двинулись на
Францию через Бельгию.
4    августа — Великобритания вступила в войну против Германии.
6 августа — Австро-Венгрия объявила войну России.
11    августа — Франция вступила в войну против Австро-Венгрии.
12    августа — Великобритания объявила войну Австро-Венгрии.
9 Объясните, чем было вызвано объявление войны одними странами другим в каждом случае. Какие обстоятельства следует при этом учитывать?
Определите, кому принадлежала инициатива в развязывании военных действий.
23 августа 1914 г. Япония объявила войну Германии и начала захватывать германские владения в Китае и Тихом океане. Осенью того же года на стороне Тройственного союза в борьбу вступила Османская империя. Война вышла за границы Европы и превратилась в мировую.
Государства, вступавшие в войну, как правило, объясняли своё решение «высшими интересами» — стремлением защитить себя и другие страны от агрессии, союзническим долгом и т. п. Но истинные цели большинства участников конфликта заключались в расширении своих территорий или колониальных владений, усилении влияния в Европе и на других континентах.
Австро-Венгрия хотела подчинить усиливавшуюся Сербию, ослабить позиции России на Балканах. Германия стремилась присоединить приграничные территории Франции и Бельгии, Прибалтику и другие земли в Европе, а также расширить свои колониальные владения за счёт английских, французских, бельгийских колоний. Франция противостояла натиску Германии и по меньшей мере хотела вернуть захваченные у неё в 1871 г. Эльзас и Лотарингию. Британия боролась за сохранение своей колониальной империи и желала ослабить набравшую силу Германию. Россия отстаивала свои интересы на Балканах и Чёрном море и вместе с тем была не прочь присоединить находившуюся в составе Австро-Венгрии Галицию.
Некоторое исключение составляли Сербия, которая стала первой жертвой нападения, и Бельгия, оккупированная немцами: они вели войну прежде всего за восстановление своей независимости, хотя имели и другие интересы.
3. Война и общество
Итак, летом 1914 г. колесо войны выкатилось из рук политиков и дипломатов и вторглось в жизнь миллионов людей в десятках стран Европы и мира. Что испытывали люди, узнав о войне? С каким настроением шли мужчины на мобилизационные пункты? К чему готовились те, кто не должен был идти на фронт?
Официальные сообщения о начале военных действий сопровождались патриотическими призывами, уверениями в скорой победе.
Президент Франции Р. Пуанкаре отмечал в своих записках:
«Германское объявление войны вызвало в нации великолепный порыв патриотизма. Никогда во всей своей истории Франция не была столь прекрасной, как в эти часы, свидетелями которых нам дано было быть. Мобилизация, начавшаяся
2 августа, закончившаяся уже сегодня, она прошла с такой дисциплиной, в таком порядке, с таким спокойствием, с таким подъёмом, которые вызывают восхищение правительства и военных властей... В Англии такой же энтузиазм, как и во Франции; королевская семья стала предметом неоднократных оваций; всюду патриотические манифестации. Центральные державы вызвали против себя единодушное возмущение французского, английского и бельгийского народов».
Значительная часть населения вступивших в войну стран была охвачена националистическими настроениями. Попытки пацифистов и некоторых социалистов поднять голос против войны заглушались волной ура-патриотизма. Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро-Венгрии, Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал-демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма». Идеи классовой борьбы и интернациональной солидарности рабочих оказались отодвинутыми на задний план. Это привело к распаду II Интернационала Лишь отдельные группы социал-демократов (в их числе — российские большевики) осудили начавшуюся войну как империалистическую и призвали трудящихся отказать в поддержке своим правительствам. Но их голоса не были услышаны. Многотысячные армии шли воевать, надеясь на победу.
4. Провал планов молниеносной войны
Хотя первенство в объявлении войны принадлежало Австро-Венгрии, наиболее решительные действия сразу развернула Германия. Она стремилась избежать войны на два фронта — против России на востоке и Франции на западе. Разработанный ещё до войны план генерала А. фон Шлиффена предусматривал сначала быстрый разгром Франции (за 40 дней), а затем — активную борьбу против России. Германская ударная группа, вторгшаяся в начале войны на территорию Бельгии, через две недели с небольшим подошла к границе Франции (позже, чем предусматривалось планом, поскольку помешало ожесточённое сопротивление бельгийцев). К сентябрю
1914    г. немецкие армии форсировали реку Марну и подступили к крепости Верден. Выполнить план «блицкрига» (молниеносной войны) не удалось. Но Франция оказалась в очень трудном положении. Париж был под угрозой захвата. Правительство покинуло столицу и обратилось за помощью к России.
Несмотря на то что развёртывание и оснащение войск России к этому времени не было завершено (именно на это и рассчитывал в своём плане Шлиф- фен), две российские армии под командованием генералов П. К. Ренненкамп- фа и А. В. Самсонова были брошены в наступление в августе в Восточной Пруссии (здесь они вскоре потерпели неудачу), а войска под командованием генерала Н. И. Иванова в сентябре — в Галиции (где они нанесли серьёзный удар по австрийской армии). Наступление стоило русским войскам больших потерь. Но чтобы остановить его, Германия перебросила несколько корпусов из Франции на Восточный фронт. Это позволило французскому командованию собрать силы и в тяжёлом сражении на реке Марне в сентябре 1914 г. отразить натиск немцев (в сражении участвовало свыше 1,5 млн человек, потери с обеих сторон составили почти 600 тыс. убитых и раненых).
План быстрого разгрома Франции провалился. Не имея возможности взять верх друг над другом, противники «засели в окопы» на протяжении огромной линии фронта (длиной 600 км), пересекавшей Европу от побережья Северного моря до Швейцарии. На Западном фронте наступила затяжная позиционная война. К концу 1914 г. подобное положение сложилось и на австро-сербском фронте, где сербская армия сумела освободить территорию страны, захваченную до этого (в августе — ноябре) австрийскими войсками.
В период относительного затишья на фронтах активизировались дипломаты. Каждая из воевавших группировок стремилась привлечь в свои ряды новых союзников. Обе стороны вели переговоры с Италией, которая в начале войны заявила о своём нейтралитете. Видя неудачи германских и австрийских войск в проведении молниеносной войны, Италия весной 1915    г. примкнула к Антанте.
5. На фронтах
С весны 1915 г. центр боевых действий в Европе переместился на Восточный фронт. Объединённые силы Германии и Австро-Венгрии провели успешное наступление в Галиции, вытеснив оттуда русские войска, а армия под командованием генерала П. фон Гинденбурга к осени захватила польские и литовские территории, входившие в состав Российской империи (в том числе Варшаву).
Несмотря на трудное положение российской армии, французское и британское командование не спешило с наступлением на своём фронте. В военных сводках того времени приводилась вошедшая в поговорку фраза: «На Западном фронте без перемен». Правда, позиционная война тоже была тяжёлым испытанием. Борьба ужесточалась, число жертв неуклонно увеличивалось. В апреле 1915 г. на Западном фронте у реки Ипр немецкая армия впервые провела газовую атаку. Было отравлено около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. умерли, остальные остались инвалидами. В том же году активизировалась война на море между Германией и Великобританией. Чтобы блокировать Британские острова, германские подводные лодки стали атаковать все идущие туда корабли. За год было потоплено свыше 700 кораблей, в том числе немало гражданских пароходов. Протесты со стороны США и других нейтральных стран заставили германское командование на некоторое время отказаться от нападений на пассажирские суда.
После успехов австро-германских сил на Восточном фронте осенью
1915    г. в войну на их стороне вступила Болгария. Вскоре в результате совместного наступления союзники заняли территорию Сербии.
В 1916 г., считая, что Россия достаточно ослаблена, германское командование решило нанести новый удар по Франции. Целью германского наступления, предпринятого в феврале, стала французская крепость Верден, взятие которой открыло бы немцам путь на Париж. Однако взять крепость не удалось.
Это объяснялось тем, что за время предшествовавшего перерыва в активных действиях на Западном фронте британо-французские войска обеспечили себе перевес над немцами в несколько десятков дивизий. К тому же по просьбе французского командования в марте 1916    г. было начато наступление русских войск у озера Нарочь и г. Двинска, которое отвлекло значительные силы немцев.
Наконец в июле 1916 г. на Западном фронте началось массированное наступление британо-французской армии. Особенно тяжёлые бои развернулись на реке Сомме. Здесь французы сконцентрировали мощную артиллерию, создававшую сплошной вал огня. Британцы же впервые применили танки, которые вызвали настоящую панику среди германских солдат, хотя ещё не смогли переломить ход боёв.
Кровопролитное, длившееся почти полгода сражение, в котором обе стороны потеряли около 1 млн 300 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, завершилось относительно небольшим продвижением британских и французских войск. Современники назвали битвы под Верденом и на Сомме «мясорубками». Даже завзятый политик Р. Пуанкаре, в начале войны восторгавшийся патриотическим подъёмом французов, теперь увидел иной, страшный облик войны.
Он писал:
«Сколько энергии требует ежедневно эта жизнь войск, наполовину под землёй, в окопах, под дождём и снегом, в окопах, разрушаемых гранатами и минами, в убежищах без чистого воздуха и света, в параллельных рвах, всегда подверженных разрушительному действию снарядов, в боковых ходах, которые внезапно могут быть отрезаны неприятельской артиллерией, на выдвинутых вперёд постах, где патруль ежеминутно может быть застигнут надвигающейся атакой! Как можем мы в тылу ещё знать минуты обманчивого спокойствия, если там, на фронте, такие же люди, как мы, обречены на этот ад?»
Значительные события развернулись в 1916 г. на Восточном фронте. В июне русские войска под командованием генерала А. А. Брусилова
прорвали австрийский фронт на глубину 70—120 км. Австрийское и германское командование спешно перебросило на этот фронт 17 дивизий из Италии и Франции. Несмотря на это, русские войска заняли часть Галиции, Буковину, вошли в Карпаты. Их дальнейшее продвижение было приостановлено из-за недостатка боеприпасов, оторванности тылов.
В августе 1916 г. в войну на стороне Антанты вступила Румыния. Но уже к концу года её армия была разгромлена, территория оккупирована. В результате ещё на 500 км увеличилась линия фронта для русской армии.
6. Положение в тылу
Война потребовала от воевавших стран мобилизации всех человеческих и материальных ресурсов. Жизнь людей и в тылу строилась по законам военного времени. На предприятиях был увеличен рабочий день. Вводились ограничения на проведение собраний, митингов, забастовок. В газетах царила цензура. Государство усиливало не только политический контроль над обществом. В годы войны заметно выросла его регулирующая роль в экономике. Государственные органы распределяли военные заказы и сырьё, распоряжались произведённой военной продукцией. Складывался их союз с крупнейшими промышленными и финансовыми монополиями.
Изменилась и повседневная жизнь людей. Работа ушедших воевать молодых, сильных мужчин легла на плечи стариков, женщин и подростков. Они трудились на военных заво- Женщины, работающие    дах, обрабатывали землю в неизмеримо более
на производстве снарядов    тяжёлых условиях, чем раньше.
Из книги С. Панкхёрст «Домашний фронт» (автор — одна из руководительниц женского движения в Англии):
«В июле (1916 г.) ко мне обратились женщины, работавшие на авиационных предприятиях в Лондоне. Они покрывали крылья самолётов маскировочной краской за 15 шиллингов в неделю, работая с 8 часов утра до половины седьмого вечера. Их часто просили работать и до 8 часов вечера, а платили за эту сверхурочную работу как за обычную... По их словам, постоянно по шесть или больше из тридцати женщин, работавших на окраске, вынуждены были выходить из цеха
и отлёживаться на камнях по полчаса и более, прежде чем они могли вернуться на своё рабочее место».
В большинстве воевавших стран была введена система жёстко нормированного распределения по карточкам продуктов питания и товаров первой необходимости. При этом нормы по сравнению с довоенным уровнем потребления были урезаны в два-три раза. Приобрести продукты сверх нормы можно было только на «чёрном рынке» за баснословные деньги. Это могли позволить себе лишь разбогатевшие на военных поставках промышленники и спекулянты. Большая же часть населения голодала. В Германии зиму 1916/17 г. назвали «брюквенной», так как из-за неурожая картофеля брюква стала главным продуктом питания. Люди страдали также от недостатка топлива. В Париже в упомянутую зиму были случаи гибели людей от холода. Затягивание войны вело ко всё большему ухудшению положения в тылу.
7. Кризис назрел. Завершающий этап войны
Война несла всё возраставшие потери и страдания народам. К концу
1916    г. на фронтах погибло около 6 млн человек, около 10 млн было ранено. Города и сёла Европы стали местами сражений. На захваченных территориях мирное население подвергалось грабежам и насилию. В тылу и люди и машины работали на износ. Материальные и духовные силы народов истощались. Это уже понимали и политики и военные. В декабре 1916 г. Германия и её союзники предложили странам Антанты начать мирные переговоры, за это же высказались представители нескольких нейтральных государств. Но каждая из воевавших сторон не хотела признать себя проигравшей и стремилась диктовать свои условия. Переговоры не состоялись.
Тем временем в самих воевавших странах нарастало недовольство войной и теми, кто продолжал её вести. «Гражданский мир» разваливался. С 1915 г. активизировалась стачечная борьба рабочих. Сначала они требовали главным образом повышения зарплаты, которая всё время обесценивалась из-за роста цен. Затем всё чаще стали звучать антивоенные лозунги. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал- демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал-демократов Карл Либкнехт выступил с призывами: «Долой войну!», «Долой правительство!» (за это он был арестован и осуждён на четыре года тюремного заключения).
В Англии забастовочное движение рабочих в 1915 г. возглавили так называемые цеховые старосты. Они предъявляли администрации требования
рабочих и неуклонно добивались их выполнения. Активную антивоенную пропаганду развернули пацифистские организации. Обострился и национальный вопрос. В апреле 1916 г. произошло восстание в Ирландии. Отряды повстанцев под руководством социалиста Дж. Конноли захватили правительственные здания в Дублине и провозгласили Ирландию независимой республикой. Восстание было беспощадно подавлено, 15 его руководителей казнены.
Взрывная ситуация сложилась в России. Здесь дело не ограничилось ростом забастовок. Февральская революция 1917 г. свергла самодержавие. Временное правительство намеревалось продолжать войну «до победного конца». Но оно не удержало власть ни над армией, ни над страной. В октябре 1917 г. была провозглашена советская власть. Эти события рассматриваются в курсе отечественной истории. Что касается их международных последствий, то наиболее ощутимым в тот момент оказался выход России из войны. Сначала брожение в армии привело к распаду Восточного фронта. А в марте 1918 г. советское правительство заключило Брестский мир с Германией и её союзниками, под контролем которых остались обширные территории в Прибалтике, Белоруссии, на Украине и Кавказе. Воздействие российской революции на события в Европе и мире этим не ограничилось, оно, как стало ясно впоследствии, коснулось и внутренней жизни многих стран.
Война между тем продолжалась. В апреле 1917 г. войну Германии, а затем её союзникам объявили Соединённые Штаты Америки. За ними последовали несколько государств Латинской Америки, Китай и другие страны. Американцы направили в Европу свои войска. В 1918 г., после заключения мира с Россией, германское командование предприняло несколько попыток наступления во Франции, но безуспешно. Потеряв в боях около 800 тыс. человек, немецкие войска отошли на первоначальные рубежи. К осени 1918 г. инициатива в ведении боевых действий перешла к странам Антанты.
Вопрос об окончании войны решался не только на фронтах. Нарастали антивоенные выступления и недовольство в воевавших странах. На демонстрациях и митингах всё чаще звучали лозунги, выдвинутые российскими большевиками: «Долой войну!», «Мир без аннексий и контрибуций!» В разных странах стали появляться рабочие и солдатские советы. Французские рабочие принимали резолюции, в которых говорилось: «От зажёгшейся в Петрограде искры загорится свет над остальным порабощённым милитаризмом миром». В армии батальоны и полки отказывались идти на передовую.
Германия и её союзники, ослабленные поражениями на фронтах и внутренними трудностями, вынуждены были просить о мире.
29    сентября 1918 г. прекратила боевые действия Болгария. 5 октября с просьбой о перемирии выступило правительство Германии. 30 октября подписала перемирие с Антантой Османская империя. 3 ноября капитулировала Австро-Венгрия, охваченная освободительными движениями живших в ней народов.
3 ноября 1918 г. в Германии вспыхнуло восстание матросов в городе Киле, положившее начало революции. 9 ноября было объявлено об отречении кайзера Вильгельма II. 10 ноября к власти пришло социал-демократи- ческое правительство.
11    ноября 1918 г. главнокомандующий союзными войсками во Франции маршал Ф. Фош в своём штабном вагоне в Компьенском лесу продиктовал германской делегации условия перемирия. Наконец завершилась война, в которой участвовало свыше 30 государств (по численности жителей они составляли больше половины населения планеты), было убито 10 млн и ранено 20 млн человек. Предстоял трудный путь к миру.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте особенности международных отношений начала XX в. по сравнению с предшествовавшим периодом. Что в них было нового? Чем это объяснялось?
2. Как вы ответите на вопрос: кто развязал Первую мировую войну? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Объясните значение понятий «причины войны» и «повод к войне», раскройте их смысл на примере Первой мировой войны.
4. Война 1914—1918 гг. началась в Европе. Почему она стала мировой?
5. *Представьте, что вы живёте в одной из европейских стран в 1914 г. (выберите страну, род своих занятий и т. д., используя материал из предшествующих параграфов). Как бы вы встретили известие о начавшейся войне? Чем бы вы при этом руководствовались?
6. Каковы были основные причины провала германского плана «молниеносной войны» на западе?
7. Охарактеризуйте роль Восточного фронта в ходе войны в Европе. ^Согласитесь ли вы с мнением отдельных историков, что он играл вспомогательную роль по отношению к Западному фронту?
8. Сопоставьте положение в тылу воевавших стран в начале и на завершающем этапе войны. В чём заключались изменения? К каким последствиям они привели?
9. Опишите формы и методы ведения войны в 1914—1918 гг. Выскажите и обоснуйте своё отношение к ним.
10. Как вы думаете, в чём состояла взаимосвязь событий на фронтах и в тылу? Приведите примеры.
11. Объясните, какие последствия имел выход России из мировой войны.
12. Как вы ответите на вопрос: кто и почему победил в Первой мировой войне?

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты