Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Обществознание arrow ЕГЭ arrow Основные ошибки и недостатки в написании эссе по обществознанию

Основные ошибки и недостатки в написании эссе по обществознанию

Основные ошибки и недостатки в написании эссе по обществознанию

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:
1) адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания;
2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме);
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания;
4) аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте;
5) четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
7) подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
8) логичность рассуждений выпускника;
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;
10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.
К объему экзаменационного эссе по обществознанию нет жестких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.
Рассмотрим три ученических эссе.
Эссе № 1
«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (Н. Л. Карамзин).
Высказывание Н. М. Карамзина обращено к проблеме надлежащего исполнения законов. Ведь даже от очень хорошего закона не будет пользы, если его не будут исполнять.
Я согласна с мнением автора, так как закон — это нормативноправовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, то есть всенародным голосованием, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Для того чтобы государство осуществляло в полном объеме свои функции, оно должно обладать суверенитетом, то есть быть независимым от различных внешних и внутренних факторов. А гарантией суверенитета является подчинение и надлежащее исполнение законов.
Ненадлежащее исполнение законов не только гражданами, но и государством может привести к беззаконию и краху самого государства.
К примеру, неограниченная никакими законами власть вождя в тоталитарных государствах привела к массовому нарушению прав и свобод миллионов людей и, в конце концов, к гибели самого режима.
Таким образом, от законов будет толк только при надлежащем их исполнении.
Проанализируем данное эссе на соответствие указанным выше требованиям:
1) адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания: ученик понял смысл высказывания, но не сумел сформулировать проблему. Речь идет о качестве и действенности законов; произошла подмена проблемы авторской позицией;
2) соответствие содержания эссе заявленной теме: эссе соответствует заявленной теме;
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания: в размышлении выпускника в явном виде присутствует несколько аспектов проблемы: общеобязательность как основной признак закона, отличающий его от других социальных норм, соблюдение закона как гарантия и условие суверенитета государства. В то же время ученик упускает из внимания следующие аспекты: Какой общественный или государственный порядок является гарантией «счастья всех людей»?, Какой закон является хорошим?, Какие факторы и условия необходимы для должного исполнения законов?;
4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте: выдержан правовой контекст;
5) четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания: личная позиция учащегося однозначно выражена, в дальнейшем подробно раскрыта;
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне: учащийся приводит значительное количество обществоведческих понятий, раскрывает их смысл, из контекста видно, что он имеет определенное представление о социальной сущности закона, об основных проблемах, возникающих в практике правоприменения, но не все они относятся к теме задания. Ученик выдвигает тезис о том, что суверенитет государства зависит от того, как государство исполняет закон. Тезис не доказывается, а лишь констатируется как факт. Выпускник игнорирует положение Карамзина о том, что законы служат прежде всего счастью людей, подменив его рассуждениями о силе, могуществе и полноте суверенитета государства, а это не одно и то же;
7) подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта: приведенный учеником пример тоталитарного общества может быть засчитан как иллюстрация рассматриваемого им аспекта о необходимости надлежащего исполнения закона самим государством;
8) логичность рассуждений выпускника: видна попытка рассуждения, ученик делает определенные выводы;
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок: грубых ошибок нет;
10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка:
соответствует.
Таким образом, в проанализированной работе выпускнику частично удалось раскрыть смысл высказывания на научно-теоретическом уровне. Для этого он использовал обществоведческие знания, раскрыл смысл ключевого понятия. Однако часть привлеченных терминов к теме не относятся. Недостаточно полно использован фактологический материал. Работа может быть оценена в 3 балла (К1 — 1, К2 — 1, КЗ — 1).
Эссе № 2
«Законы хороши, нo их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (Н. М. Карамзин).
Проблема, поднятая Карамзиным, очень актуальна в современном мире, потому что многие люди забывают, что законы обязательны для исполнения и едины для всех.
Я согласна с мнением автора и также считаю, что законы обязательны и едины для всех. Законы хороши, но есть люди, которые не желают исполнять их либо пытаются найти в них какую-нибудь лазейку, подстроить их под себя, обойти их. Например, индивидуальный предприниматель пытается найти любые способы, чтобы скрыть свои доходы и платить как можно меньше налогов.
Законы — обязательные для исполнения и единые для всех правила. Если люди будут хорошо и точно выполнять законы, само общество и жизнь в нем станут лучше, потому что уменьшится количество преступников, коррупционеров, сократится сектор теневой экономики в государстве.
И поэтому, повторяя слова автора, можно сказать, что законы хороши, просто надо их хорошо исполнять, чтобы жизнь людей стала лучше и счастливее.
Проанализируем данное эссе на соответствие указанным выше требованиям:
1) адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания: из содержания эссе видно, что в целом ученик понял смысл высказывания, но не сформулировал проблему;
2) соответствие содержания эссе заявленной теме: эссе соответствует заявленной теме;
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания: в размышлении выпускника в явном виде присутствует несколько аспектов проблемы: общеобязательность как основной признак закона, отличающий его от других социальных норм, соблюдение закона как гарантия стабильности общества и государства;
4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте: выдержан правовой контекст;
5) четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания: личная позиция учащегося однозначно выражена;
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне: учащийся объясняет собственную позицию на обыденном уровне, теоретическое обоснование отсутствует;
7) подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта: приведенные факты социальной жизни взяты из повседневного опыта, уместны в рамках рассматриваемой проблемы, но не осмыслены с научно-теоретических позиций базовой науки;
8) логичность рассуждений выпускника: видна попытка рассуждения, ученик делает определенные выводы;
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок: грубых ошибок нет;
10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка:
в целом соответствует.
Таким образом, в проанализированной работе выпускнику удалось раскрыть смысл высказывания на обыденном уровне. Работа может быть оценена в 3 балла (К1 — 1, К2 — 1, КЗ — 1).
Эссе № 3
«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (И. М. Карамзин).
Я согласен с мнением выдающегося русского историка и общественного деятеля Н. М. Карамзина. Действительно, всё в государстве: и экономика, и политика, и социальная, и духовная сферы — зависят от состояния законности и правопорядка в стране.
Для того чтобы поддерживать порядок и стабильность в обществе, государство обладает механизмом управления и аппаратом принуждения. Государство — это политическая организация общества, которая характеризуется следующими признаками: оно представляет общество как внутри страны, так и за рубежом (например, заключает договоры с зарубежными странами о взаимовыгодном сотрудничестве);
оно осуществляет регулирование экономики (прямое, устанавливая ГОСТы для продуктов питания, или косвенное, например, через налоги);
может устанавливать обязательные для всех налоги и сборы (например, подоходный налог — 13%);
государство издает обязательные для всех законы, которые бывают частными или публичными. Примерами этого является Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ и др.;
оно охраняет общественный порядок. Для этого у государства есть специальные организации, например, полиция, прокуратура, суд. Именно они и должны обеспечить исполнение законов всем населением страны. Тогда все будут довольны жизнью в этом государстве. А значит, счастливы.
Проанализируем данное эссе с точки зрения предъявляемых требований:
1) адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания: из содержания эссе видно, что ученик абсолютно не понял смысл высказывания и не сформулировал проблему;
2) соответствие содержания эссе заявленной теме: эссе не соответствует заявленной теме;
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания: ученик не смог выделить основные аспекты проблемы.
Таким образом, далее проверять работу бессмысленно, так как в ней не выдержан критерий 1. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. Работа может быть оценена в 0 баллов (К1 — О, К2 — О, КЗ — 0).
Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.
При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания автора:
1. Непонимание и неумение вычленить проблему (тему) высказывания связано, с одной стороны, с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
2. Неумение сформулировать проблему (тему) часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
3. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
4. Подмена проблемы (темы) авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.
При высказывании и аргументации собственной позиции:
1. Отсутствие арументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.
2. Довод экзаменующегося лишь повторяет тезис.
3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.
4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).
5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.
6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.
 
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты