§ 11. Общественная значимость образования

§ 11. Общественная значимость образования

Одним из важнейших критериев уровня цивилизованности общества, проявления его культуры является образование, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.
Что такое образование. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Образование — социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.
Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:
• передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
• генерирование и хранение культуры общества;
• разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
• социализацию личности, особенно молодёжи, и её интеграцию в общество;
• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи;
• создание условий для социальной мобильности. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Образование — социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социально-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям,группам.
Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.
Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроившись на высокооплачиваемую работу, где не требуют университетского диплома. Но таких мест мало, к тому же длительное время находиться на такой социальной позиции рискованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей неграмотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобильности.
Уровень образования — уровень доходов. Другое дело, что связь между двумя переменными — уровнем образования и уровнем доходов — не такая очевидная, а в некоторых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем многие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совершенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необходимо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемого уровня материального благополучия. Профессия экономиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и конкурсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас наступило перенасыщение рынка труда такими специалистами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного образования.
В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работники, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем доктора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каждый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо вознаграждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.
Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.
Образование и обучение. Сегодняшняя система образования в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обучения. Однако это далеко не одно и то же.
Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентированные цели, задачи и этапы реализации.
Что касается образования, то это гораздо более широкое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей жизни человека в ходе индивидуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обучения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или общается с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.
Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвещение» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.
Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен нести ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют человечеством в целом. Образованный человек — это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специфика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь выстрадать.
Просвещённый человек — это индивид с широким гуманитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достижениями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или проявить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть одновременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.
Homo edoctus (человек образованный) — не только хорошо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные решения. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.
Зато человек просвещённый — всегда индивид, владеющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-поэтического творчества. Таких людей относят к цвету гуманитарной интеллигенции. В то время как человек образованный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.
Грамотный и просвещённый человек. Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования, помимо всего прочего, является создание, во-первых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.
О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаемся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, преподаваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гуманитарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любопытства ради, а проводит серьёзные исследования, расширяя наши представления о мире, способствует приросту нового знания, несомненно, считается учёным.
Обучение даёт квалификацию, образование — метаквалификацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют метаквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом — к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета патологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, механику. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она находится далеко за пределами его личного опыта.

Основные термины и понятия

Образование, обучение

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.
2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.
3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образованный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный человек. От чего зависят столь разные результаты обучения?
4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?

Практикум по обществознанию

1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппируйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральными, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.
2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из которых говорили бы о важности получения среднего образования всеми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учиться. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более заставлять учиться?»
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты