§ 12. Образование в Российской Федерации

§ 12. Образование в Российской Федерации

Структура образования в России. Система образования в нашей стране включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
К 1999 г. была в основном и целом создана правовая база современного российского образования — федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Он состоял из 462 документов. Основополагающим стал Закон «Об образовании», который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления.
Одним из важнейших решений, которое законодательно оформляется в России сегодня, является возвращение к статусу полного среднего образования как обязательного для граждан, обучающихся в школе ныне и в будущем (так было в советское время).
Школьное образование. Школьное образование ещё называют общим образованием.
Школьное образование — возможность овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимых для понимания основных явлений природы и общества.
Общеобразовательная школа призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи:
• способствовать интеграции молодёжи в социокультурную жизнь общества и формировать личность;
• давать молодёжи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению;
• обеспечивать профессиональную ориентацию молодёжи.
Современное российское школьное образование имеет сегодня три ступени: начальная, основная и старшая школа, которая и завершает полное среднее образование.
Как показывают социологические исследования и статистика, современная общеобразовательная школа в полной мере не выполняет свои задачи: возрастает уровень девиантного поведения (т. е. отклоняющегося от общепринятых норм) несовершеннолетней молодёжи, в том числе преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т. д. Школа не в полной мере решает задачи профессионального самоопределения. Она в современных условиях (часто не по собственной вине) не способна подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, активно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы.
Вместе с тем российская общеобразовательная школа имеет прекрасное наследие дореволюционного периода и школы советского времени. Опыт этот признан всем человечеством. Это и понятно — ведь все достижения российской культуры, науки, которые известны во всём мире, были бы невозможны без высокого уровня развития образования. Да и сегодня критика школы не состоит в признании её деятельности малоуспешной, скорее она показывает, что перед школой стоят сложные задачи, которые она полностью не решает.
Современная школа России находится в периоде поиска путей развития. В этом параграфе вы познакомитесь с тем, в каком направлении предполагается двигаться. Да вы и сами многое об этом знаете, ведь как учащиеся российской школы вы — в центре событий, вы — непосредственные участники самых важных процессов.
Высшее образование. В 1987 г. в СССР было 896 вузов. Согласно информации Федеральной службы государственной статистики в России в 2008/09 гг. насчитывалось 1134 государственных и негосударственных вузов. Но в советскую эпоху почти 900 вузов приходилось на 280 млн человек, а сегодня (не забывайте и о сотнях негосударственных высших учебных заведениях) — на 145 млн человек.
Количество высших учебных заведений за последние годы резко возросло прежде всего за счёт негосударственных и филиалов государственных вузов, а это требует пристального внимания к оценке и контролю качества образования.
Общий приём студентов в государственные высшие учебные заведения по укрупнённым группам специальностей характеризуется следующими данными: инженерно-технические — 31%, экономические — 26%, гуманитарные — 19%, педагогические — 8%, естественно-научные — 6%, медицинские — 3%, сельскохозяйственные — 4%, культуры и искусства — 2% . На рубеже тысячелетий спрос на специальности экономических и юридических вузов пошёл на спад, зато возросла потребность в управленцах новой формации. При этом сохраняется наметившаяся тенденция последних лет к возобновлению интереса абитуриентов к техническим специальностям.
Высшее образование — возможность получить образовательные услуги самой высокой квалификации и качественное профессиональное образование.
Высшая школа аккумулирует значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. По численности занятых она находится на уровне трудоёмких отраслей промышленности, а по удельному весу квалифицированных работников превосходит любую отрасль материального производства.
Уровень образования
Докторантура
Аспирантура
Высшее образование
Полное среднее и среднее специальное образование
Неполное среднее образование
Начальное образование
Зависимость количества обучающихся от уровня образования. Чем выше ступень образования, тем меньше на ней число обучающихся
В зависимости от числа направлений обучения студентов в современной России существуют следующие типы вузов: университеты (в них обучается самый большой контингент студентов), академии и институты. Обучение в них проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната. Для всех действует единый государственный образовательный стандарт. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причём соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Многоуровневая система высшего образования в России включает три типа образования в соответствии с 4-летней, 5-летней или б-летней программой обучения.
Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе, вуз выдаёт документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.
Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган — учёный совет. Срок полномочий учёного совета составляет 5 лет. В состав учёного совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению учёного совета вуза, деканы факультетов. Другие члены учёного совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий — 5 лет.
Объём и структура приёма студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приёма, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приёму студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
К качественным изменениям в современной российской высшей школе относятся: появление дипломов для разных квалификаций (об этом кратко уже было сказано выше), появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 — от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.
Роль государства в российском образовании. Несмотря на наличие немалого количества негосударственных школ и вузов в нашей стране, основой образования России являются государственные образовательные учреждения. Да и по отношению к негосударственным учебным заведениям Российское государство выступает в качестве силы, разрешающей подобную образовательную деятельность, контролирующей её проведение и оценивающей её результаты. Всё это очень важно для обучающихся и их близких, которые должны быть уверены в уровне данного образования и возможности получения документа, который гарантирует его признание на территории России и за её пределами (если учесть всё большую интеграцию нашей страны в мировую образовательную систему).
Государство по отношению к институту образования, если речь идёт о нынешней России, выполняет три функции:
• регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;
• учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;
• управляющего территориальными образованиями, ответственных за целостность местных образовательных систем.
В последние годы усилилась деятельность Российского государства в социальной сфере. Появились масштабные национальные проекты, хорошо профинансированные, направленные на достижение конкретных целей. Одним из таких проектов является проект «Образование», рассчитанный на 2009—2012 гг.
Проект «Образование». Национальный проект «Образование» призван внести системные изменения в сферу образования. Необходимо выработать новые подходы для реализации намеченных изменений (например, привлечение общественных институтов к решению проблем образования и повышение открытости этой сферы), выявить и поддержать лидеров, которые эти изменения будут реализовывать на практике.
Специалисты выделяют четыре основные задачи проекта:
1) системные изменения в российском образовании;
2) развитие институтов гражданского общества;
3) становление современного менеджмента в системе образования;
4) поддержка лидеров.
Приоритетный национальный проект «Образование» состоит из нескольких направлений:
• стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования (в частности, отбор среди всех существующих 30 инновационных вузов, вручение каждому из них гранта в размере до 500 млн руб.; определение 6 тыс. инновационных школ с вручением каждой гранта в размере 1 млн руб.);
• создание новых университетов и бизнес-школ (двух национальных университетов — в Южном и Сибирском федеральных округах, двух бизнес-школ — в Московской области и Петербурге);
• информатизация образования (в частности, подключение к Интернету 20 тыс. школ; разработка и введение программ дистанционного обучения);
• поддержка инициативной, способной, талантливой молодёжи (поощрение единовременной премией в размере 60 тыс. руб. 2500 человек — талантливых детей и молодёжи ежегодно; создание базы данных талантливых детей и молодёжи);
• развитие системы профессиональной подготовки в армии (в частности, создание 100 учебных центров в частях Российской армии);
• дополнительное вознаграждение за классное руководство в средней школе (доплата классным руководителям полнокомплектных классов 1 тыс. руб. на человека в месяц, всего около 900 тыс. человек);
• поощрение лучших учителей (поощрение единовременной премией в размере 100 тыс. руб. 10 тыс. лучших учителей ежегодно).
Выполнение проекта вовсе не будет означать прекращение поддержки образования, а приведёт к продолжению намеченной линии в иных государственных программах.
Следует отметить, что политика Российского государства в области образования находится в русле мировых тенденций. Мировое сообщество пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. Во многих развитых странах на него существенно увеличены государственные ассигнования. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причём разрыв с каждым годом возрастает. За счёт образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.
Отношение молодёжи к образованию. Как бы ни было оснащено образование со всех сторон: законодательной, научно-методической, материальной, кадровой базами, все же получение качественного образования зависит прежде всего от самого обучающегося.
Исследования показали, что российские школьники подросткового возраста, во-первых, воспринимают школу скорее как место времяпрепровождения в компании друзей, а вовсе не как место, где надо учиться. Многими задания вы-
полняются лишь потому, что этого требуют преподаватели, а родители контролируют оценки. Во-вторых, ученики не видят связи между школой и своей будущей жизнью.
В идеале хорошая школа должна сочетать безупречное академическое преподавание с индивидуальным подходом, чтобы обеспечить одновременно и интеллектуальное развитие, и душевную близость. Но на этом уровне работают очень немногие школы.
Но всё же социологи установили, что в последнее время поменялось общественное сознание молодёжи. Так, теперь большинство тех, кто решил получить высшее образование, понимает, что от выбора вуза во многом зависит карьера и соответственно немалое в жизни. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность ещё до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.
Выбор вуза выпускниками школ — это не только выбор места учёбы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определённого образа жизни. По данным социологического исследования, мотивы поступления в вуз выглядят следующим образом:
— заниматься в будущем интеллектуальным трудом — 56%;
— получить профессию в соответствии с наклонностями — 24%;
— по настоянию родителей — 9% ;
— чтобы не призвали в армию — 6%;
— некуда было идти после школы — 5% .
Подавляющее большинство опрошенных родителей (более 70%) полагает, что при выборе вуза надо учитывать только то, какую специальность в этом вузе можно получить. Местонахождение вуза считают приоритетным менее 30% опрошенных родителей.

Основные термины и понятия

Школьное образование (общее образование), высшее образование

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте структуру образования в нашей стране. Можно ли говорить о том, что эта структура представляет собой систему? Своё мнение обоснуйте.
2. Какую роль играет в образовании Российское государство? В чём, на ваш взгляд, следует усилить эту роль? А может быть, нужны ограничения его полномочий в образовательной сфере? Своё мнение обоснуйте.
3. Сравните задачи основного и высшего образования.
4. Что такое национальный проект «Образование»? Соотнесите его цели с задачами образования как социального института.

Практикум по обществознанию

1. Опираясь на материалы параграфа, ваши повседневные знания, обращаясь к общим положениям Закона «Об образовании», сформулируйте существенные черты современного российского образования. При этом обратите внимание на те принципы, на которых образование строится.
2. Подготовьте развёрнутый тезисный план ответа по теме «Современная российская школа: достижения и проблемы».
3. Говорят: «Сколько людей — столько и мнений». Выскажите своё мнение о проблеме отношения молодёжи к образованию, сопоставив свои наблюдения с выводами учебника.
4. Какими, на ваш взгляд, должны быть основные шаги Российского государства в образовании в ближайшие годы? Ответ подготовьте по схеме: цели, задачи, принципы, основные направления, конкретные мероприятия, ресурсы
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты