§ 13. Знания и умения в информационную эпоху

§ 13. Знания и умения в информационную эпоху

Интернет-революция. В конце XX в. возможности Интернета росли столь быстро, что эксперты заговорили о революции. Интернет-революция означает возможность передавать всё большие объёмы информации с устройства на устройство со всё более высокими скоростью и надёжностью. Особенно популярным Интернет стал у молодёжи, которая получила возможность интерактивного общения при помощи специальных программ.
В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного знания и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках которого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдельных отраслей знания; складываются сетевые научные коллективы, происходит обмен научной информацией в профессиональных « виртуальных сообществах ».
Интернет даёт возможность получать не только официальную информацию на сайтах министерств, правительств стран, центральных СМИ, но и неформально общаться со всеми пользователями Всемирной паутины. Интернет позволяет использовать базы данных научных и информационных центров по всему миру; информацию, расположенную на сайтах самых разных организаций, в том числе огромного количества образовательных учреждений. Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран. А ещё — это диалог культур: при данном виде общения пользователи могут не просто познакомиться друг с другом, но и многое узнать о другой культуре.
Дистанционное образование. В индустриальном обществе потребитель знаний — школьник и студент — двигался к тем местам, где сосредоточены его производители — учёные и преподаватели. Иными словами, из периферии, деревень и малых городов, в центр, крупные города.
В современную эпоху широкое развитие получило дистанционное, или дистантное, обучение.
Дистанционное (дистантное) обучение — возможность получать высококачественные образовательные услуги, не покидая места жительства.
Изменение образовательной ситуации в нашей стране, обусловленное сложными экономическими условиями, когда многие не могут позволить себе переезжать на далёкие расстояния и годами учиться вдали от дома, совпало с объективной исторической тенденцией: в постиндустриальном обществе производители и продавцы знаний передвигаются туда, где находится их потребитель.
С распространением Интернета, а главное, в связи с массовой доступностью компьютеров возникла новая форма образования — дистанционная (e-learning). Её аудиторией выступают две категории граждан: 1) взрослые, обучающиеся заочно, т. е. без отрыва от производства, и 2) дети, по тем или иным причинам не имеющие возможности обучаться в школе.
Дистанционное повышение квалификации принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов-пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования.
Студент, заключивший договор с вузом на дистант-обучение, получает комплект учебных материалов — так называемый «кейс». В него входят пособия — лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литературу и т. д. Это могут быть бумажные (книги, учебники, методички) и электронные (DVD-диски, программы, аудио- и видеокассеты) носители информации. Каждый дистант-студент прикрепляется к своему преподавателю-тьютору, который и будет вести его до конца учёбы. Тьютор подскажет, какими пособиями и в какой последовательности следует пользоваться; даст консультацию по самым сложным вопросам; окажет помощь в подготовке к контрольным, зачётам и экзаменам. Ему же студент пришлёт для проверки выполненные контрольные и тесты. Общение между тьютором и его подопечным происходит через Интернет.
Кстати сказать, фигура тьютора появилась в XII в. в двух университетах. Почему Оксфорд и Кембридж считаются лучшими университетами в мире? Их ноу-хау заключается в том, что они в XII в. ввели новую педагогическую позицию. У них был профессор, который читал лекции и вёл семинары. И параллельно с этим возникла позиция тьютора. Что делает тьютор в британском университете? Он, в первый раз встречая студента, выясняет, почему тот поступил на этот факультет, что он хочет. В зависимости от разговора они вместе выстраивают дальнейшие действия студента: какие лекции он будет слушать, какие книги читать. Ровно через неделю они снова встречаются, и тьютор выясняет, прочитал ли он эту книгу и какой вопрос у него возник.
Есть дистантное обучение и для школьников. Главным образом для тех, кто по болезни или инвалидности не может ежедневно ходить на уроки. В Москве, к примеру, только в 2004 г. закуплено более 700 рабочих мест для домашнего дистант-обучения — компьютеры, мониторы, сканеры, программное обеспечение. Работу с дистант-учениками ведут специально обученные учителя-тьюторы. Для ребят в Интернете имеется и своя виртуальная школа. Зайдя в неё, ученик может самостоятельно пройти предметы с 5 по 11 класс. Предусмотрен также интерактивный самоучитель для тех старшеклассников, кто заканчивает школу экстерном или готовится к поступлению в вуз.
Модели дистанционного обучения. В настоящее время выделяются шесть моделей дистанционного обучения в зависимости от форм и методов обучения, получивших наибольшее распространение в мировой практике.
Обучение по типу экстерната ориентировано на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначено для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.
Университетское обучение на базе одного университета — система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, т. е. используя новые информационные технологии, включая компьютерные телекоммуникации.
Сотрудничество нескольких учебных заведений — система подготовки специалистов одновременно в рамках программ заочного/дистанционного обучения нескольких университетов или других организаций системы образования, что позволяет сделать обучение более профессионально качественным и менее дорогостоящим.
Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне.
Автономные обучающие системы — обучение в рамках подобных систем ведётся целиком посредством телевизионных или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примером такого подхода к обучению на расстоянии может служить проект обучения математике никарагуанского радио и др.
Неформальное обучение на основе мультимедийных программ ориентировано на взрослую аудиторию, на тех, кто по каким-то причинам не смог завершить школьное образование.
Компьютерные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, форумы, проектные группы и др.
На современном уровне эта задача решается на основе новых информационных технологий. Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структурирование информации с помощью установления гиперсвязей.
Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т. п. сейчас активно вытесняется современной информационной системой.
Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме.
В настоящее время в сети Интернет можно найти множество разнообразных курсов для учителей и школьников. Как правило, они проводятся отдельными центрами в разных регионах страны по своим, оригинальным программам. Это всевозможные виртуальные викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и т. д.
Ещё одна из возможностей Интернета в области образования возникла в результате того, что во многих странах созданы интерактивные (электронные) учебники для средних школ и вузов. Чем интерактивные учебники отличаются от обычных учебников? Они отличаются принципом подачи учебного материала; методикой обучения в режиме оперативного выявления и своевременного устранения пробелов в знаниях; большим количеством заданий и тестов для надёжного закрепления учебных тем; наличием кодов к заданиям и тестам, позволяющим оперативно выявлять правильность их выполнения. Организация электронного текста существенно отличается от традиционного печатного прежде всего наличием гиперссылок.
Помимо интернет-сайтов незаменимую помощь могут оказать научные видеофильмы, в основу которых легли известные учебники.
Основные услуги Интернета в системе образования.
С появлением сети Интернет возникла принципиально новая ситуация в системе образования. Основные услуги Интернета можно разбить на три большие группы: вещательные, интерактивные, поисковые.
К вещательным услугам относятся реклама, анкетирование пользователей, а также электронные газеты и журналы. Электронные библиотеки — современные сложные информационные системы, которые рассматриваются как распределённые хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг.
Интерактивность не является характерной чертой вещательных услуг. Наиболее интересен для образования диалоговый характер общения. В настоящее время Интернет предоставляет разнообразные способы организации такого диалога, распадающиеся на два класса: электронная почта и электронные конференции.
Поисковые услуги можно подразделить на три группы: каталоги; поисковые системы; метапоисковые системы. В каталогах информация разбита на классы, подобно их аналогам в обычной библиотеке. Поисковые системы ежедневно «прочёсывают» Интернет и каталогизируют текстовую информацию, чтобы сделать проще жизнь в Интернете многим миллионам абонентов. Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить список www-до- кументов сразу из нескольких источников.
Работа учащихся в Интернете охватывает различные виды деятельности:
• самостоятельную работу с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме;
• самостоятельную учебную деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определённой области, ликвидации пробелов, подготовки к экзаменам и пр.;
• учебную деятельность под руководством отдалённого учителя в курсе дистанционного обучения;
• общение в Сети (устное или текстовое) с разными целями и в разных группах коммуникантов, как принадлежащих одной культуре и одной языковой группе, так и разным культурам и разным языковым группам.
Самой значительной проблемой при использовании электронных материалов Интернета остаётся так называемая текучесть или подвижность публикаций: постоянное обновление и редактирование текстов документов, нестабильная локализация ресурсов по определённому сетевому адресу. Если в практике работы с бумажными материалами в библиотеках этот атрибут является неотъемлемым элементом для определения их местонахождения, то относительно электронных публикаций никто не гарантирует, что, обнаружив сегодня интересный документ по одному сетевому адресу и сохранив на него ссылку в каталоге «Избранное» или «Ссылки» своего браузера, пользователь и завтра найдёт по этому пути тот же документ с неизменённым текстом.

Основные термины и понятия

Дистанционное (дистантное) обучение, тьютор

Вопросы и задания

1. Что такое интернет-революция? Что позволяет использовать понятие «революция» для характеристики этого явления?
2. В чём состоят достоинства и недостатки дистанционного образования? Если у вас всегда будет возможность выбора, то какую из названных форм образования вы изберёте? Почему?
3. Кто такой тьютор? Приходилось ли вам работать с тьютором?

Практикум по обществознанию

1. Подготовьте тезисы для ответа по теме „Плюсы” и „минусы” интернет-революции». Своё мнение обоснуйте, в том числе если вы, например, не видите «минусов» в этом процессе.
2. Охарактеризуйте влияние Интернета на вашу жизнь, если вы, конечно, это влияние ощущаете
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты