§ 16. Взгляд на общество в истории

§ 16. Взгляд на общество в истории

Системный подход в науке позволяет рассматривать сложные объекты как системы.
Система — совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом и образующих определённую целостность.
Человеческое общество чрезвычайно многообразно. Оно может объединять от нескольких десятков или сотен человек (локальная группа собирателей, первобытные род и племя) до сотен миллионов и даже миллиардов (современные Китай и Индия).
Общества бывают очень разнообразными, в зависимости от признака, по которому они делятся: большими и маленькими, простыми и сложными, знающими и не знающими письменность, руководствующимися в своей жизни законом и не подчиняющимися ему и т. д.
Общество — социальная организация данной страны, основой которой является её социальная структура.
Мифологический образ мира. Человечество далеко не сразу пришло к правильному взгляду на окружающий мир. Ему предшествовала долгая череда поисков, ошибок и открытий. В далёкую эпоху, отстоящую от нас на десятки тысяч лет, первобытные люди, не вооружённые современными научными знаниями, представляли мир поделённым на три уровня, или три сферы:
• наверху обитали светлые силы (божества либо добрые духи);
• средний, или срединный, мир отводился для живых людей;
• нижний мир, т. е. подземное царство, был средой обитания душ умерших.
Мифологическая картина олицетворяла строение всего космоса. Три уровня — это три зоны космоса: небо, земля и преисподняя (загробный мир).
В большинстве мифов центр мироздания располагается в срединном мире — сообществе людей. На земле ему соответствовал центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон во дворце правителя.
Античное общество. Во времена Античности человек в своей обыденной жизни представлял себе мир гораздо проще и гораздо меньшим по объёму. Обществом считались только такие житейские отношения, в которых жители Аттики или спартанцы видели общность, союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообществом земляков или единомышленников.
Для Аристотеля главным в обществе являлись братство и любовь. А поскольку именно на них строится семья, то именно с семьи начинал он своё учение об обществе. Общество — прежде всего семья. Семейная любовь называлась «социальной», и отношение жены к мужу было социальным. Семья называлась обществом потому, что возникала путём договора — заключения брачного союза. Вот почему брак — источник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых всё было общим.
Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершённое государство, достигшее в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, существующее ради достижения благой жизни.
Аристотель
Античное общество в целом и древнеримское в частности было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, духовная, религиозная жизнь человека протекала внутри более мелких социальных групп: в семейно-родовой организации, в религиозных и профессиональных группах, а также в мелких кружках и компаниях друзей. Именно под контролем этих малых социальных групп протекала деятельность и жизнь древнего римлянина.
В отличие от греков римляне придали понятию «социальное» исключительно юридическое значение, а обществами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных целей, сколько имущественных.
Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означавшим союз граждан, воинов, дружину, сообща стяжавших имущество, а затем деливших его или сообща владевших им. Политическое понятие общества употреблялось не в прямом, а в переносном смысле, потому что оно лишь отчасти описывало реальные взаимоотношения. Гораздо больше оно отражало моральный идеал римлян — полную гармонию всех со всеми, иначе говоря, достижение единой цели всеми гражданами.
В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители города, точнее, города-государства. Они составляли самоуправляющуюся общину, которая существовала тысячелетия, пока на смену ей не пришла более крупная общность людей — нация. С тех пор вместо горо- дов-государств появились государства-нации (nation-state), или национальные государства.
Средневековое общество. В Средние века общество мыслили как органическое тело, в котором каждый человек выполняет отведённые ему функции. Само слово «свобода», которое обычно употреблялось во множественном числе, означало для средневекового человека не независимость, а привилегию включённости в какую-то систему, «справедливое место перед Богом и перед людьми». Регламентировано было не только положение индивида в обществе, но и мельчайшие детали его поведения. Каждый человек занимал отведённое ему место и должен был соответственно поступать.
Между V и IX вв. чаще всего общество мыслилось как противостояние двух групп: клирики и миряне, а если речь шла о светском обществе, то — богатые и бедные.
Около тысячного года западная литература начала описывать христианское общество по троякой схеме, сразу же получившей признание. «Троякий люд» и составлял общество: священники, воины, крестьяне.
Со второй половины XII в. трёхчастная схема общества разрушается и уступает место более сложному и гибкому устройству общества. В новом обществе положение человека определяется его социальным статусом и профессиональными качествами.
Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не используется так бездумно, как общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвящённые его определению.
Иммануэль Валлерштайн, американский социолог
Разрушение трёхчастной схемы общества было связано с расцветом городов в XI—XIII вв.
Современное общество. Современное понимание общества сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII вв. В конце XVIII в. возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемое государством, а возникающее стихийно.
Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т. е. меньшинством населения, сосредоточившим в своих руках всё богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть «высшим обществом», «высшим светом», элитой или как-то ещё.
С конца XVIII в., а именно тогда произошла Великая французская революция (1789—1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся национальное самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов. Иначе говоря, большинства населения.

Основные термины и понятия

Система, общество    

Вопросы и задания

1. Что такое система? Что означает системный подход к обществу?
2. Сравните мифологическое, античное, средневековое и современное представление об обществе, выработав критерии для сравнения.
3. Попробуйте дать определение общества, исходя из представлений о нём во всех названных эпохах.
4. Что такое «общество» в широком смысле слова?

Практикум по обществознанию

1. В тексте параграфа приведены высказывания об обществе Аристотеля и И. Валлерштайна. Если бы вы не знали имена авторов этих высказываний и эпоху, когда данные слова были сказаны, то по каким признакам вы смогли бы идентифицировать историческое время жизни авторов приведённых размышлений о сути общества?
2. На с. 127 дана иллюстрация «Средневековая Европа. Представители различных сословий». Проанализируйте её. Кто на ней изображён? Можно ли дать её анализ с позиций «троякого люда» или «etats»? Своё мнение обоснуйте
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты