§ 2. Культурные составляющие эволюции

§ 2. Культурные составляющие эволюции

Потребность в культуре. Потребность в культуре — результат эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободившему руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та, в свою очередь, вызвала серьёзные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга.
Экспериментально доказано, что по энергетическим затратам двуногая походка человека при ходьбе с нормальной скоростью эффективнее, чем типичная четвероногая походка млекопитающих. Следовательно, прямохождение давало предкам человека определённые энергетические преимущества.
Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. У более сложного вида живых существ, каковым теперь являлся Homo sapiens, рождались самые беспомощные детёныши. Их выживание напрямую зависело от того, насколько активно помогает в их воспитании вся группа. Так параллельно институту родительства начала формироваться внутригрупповая социальная структура.
Слабость человеческих детёнышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И всё это благодаря тому, что жёсткую программу инстинктов заменила совокупность навыков — система практических умений. Недаром многие антропологи так и определяют куль- тУРУ — к^к совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Родившись без запрограммированного поведения, люди должны были заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и каким образом реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — достаточно тяжёлый труд, на который отныне было обречено всё человечество.
Человеческий мозг по сравнению с размерами тела значительно крупнее, чем мозг любого животного. В нём больше каналов и специализированных зон, где разворачиваются грандиозные по своей сложности мыслительные процессы. Животные способны научиться контролировать лишь отдельные реакции. Но только человеческому существу подвластно контролировать все реакции и, более того, заменять
естественные на искусственно приобретённые (благодаря мощнейшему оружию, которого нет ни у одного животного, а именно обучению).
Биосоциальный индивид. Человек — биосоциальный индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат достаточно сложной и длительной биологической эволюции. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн лет. Физическое развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнём.
Всё это послужило условием перехода от биологической к культурной эволюции. Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не с естественной природной средой, а со средой искусственной.
Культуру можно представить себе как внешнюю среду или продолжение нашего мозга, чувств и поведения. Она создаётся, сохраняется и изменяется благодаря социальному взаимодействию. Обучение культурным нормам можно назвать процессом социализации. Конечная цель социализации — соответствие моделям поведения, принятым среди окружающих индивида людей. Естественно, каково окружение, таковы и мы сами.
Свобода и ответственность. Действия, продиктованные биологическим началом, не допускают никакой свободы. Часто это непроизвольные реакции и бессознательные поступки, например, отдергивание руки от горячего предмета, чихание, почёсывание и т. д. Напротив, действия, продиктованные культурным началом, предполагают ограничение свободы.
Чихая, воспитанный человек отворачивается или прикрывает рот платком. Он может этого и не делать, но тогда никто не назовёт его воспитанным. Невоспитанным является такой человек, который ведёт себя так же естественно, как вело бы себя на его месте любое живое существо, не прошедшее социализацию в обществе. Прикрывая при чихании рот, мы свободно выбираем именно такой способ действия. Мы ориентируемся на мнение других людей, следим за их реакцией, прислушиваемся к их оценке нашего поведения.
Подчинение предписанным нормам и культурным правилам — это поведение по необходимости, но не слепое или стихийное, а сознательное. Осознанная необходимость выражается в том, что человек свою инстинктивную свободу (веду себя, как захочется) подчиняет социальной необходимости (веду себя так, как требуют общественные приличия).
Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями; возможность совершать те или иные поступки в зависимости от обстоятельств.
Свободу можно понимать по-разному, например: это и предоставленность самому себе; и политические свободы — слова, собраний, печати; свобода воли, действия и поведения; религиозная свобода, свобода совести.
С 3 по 5 июля 2006 г. в Москве произошло беспрецедентное событие — Всемирный саммит религиозных лидеров. «Мы заявляем о важности религиозной свободы в современном мире. Люди и группы должны быть свободны от принуждения. Никого нельзя заставлять действовать вопреки своим собственным убеждениям, касающимся религии. Необходимо также учитывать права религиозных и национальных меньшинств», — говорится в послании.
Свобода человека выражается в свободе выбора. Если, к примеру, человек находится в тюрьме или живёт в тоталитарном обществе, то ни о какой свободе в политическом смысле речи быть не может. Его выбор, а с ним и свободу жёстко ограничивает кто-то другой. Но даже при отсутствии тюремных стен и политического давления свободу человека могут ограничивать, например, обывательские стереотипы, ложные суждения, национальные предрассудки. Человек задумал жениться на девушке другой национальности или из другого общественного класса, а родственники и знакомые вас наставляют: она тебе неровня, счастлив с ней не будешь. Свобода выбора ограничена, хотя
никакого политического давления в этом случае оказано не было. Свобода связана с сознательным выбором и собственной волей. Человек ответствен за свой выбор.
Парной для свободы выступает другая категория — ответственность.
Ответственность — обязанность и готовность человека отвечать за совершённые действия, поступки и их последствия.
Современное общество знает множество её разновидностей, в том числе административную, уголовную, гражданскую, дисциплинарную, конституционную, материальную, врачебную и др.

Основные термины и понятия

Культура, свобода, ответственность

Вопросы и задания

1. Как связаны между собой биологическая эволюция и культурное развитие человека?
2. Дайте определение культуры в наиболее широком смысле слова.
3. Что такое социальная структура? Какую роль она играет в обществе?
4. Что такое социализация? Докажите, что без социализации невозможно формирование человеческой личности.
5. Дайте определение свободы. Можно ли его сформулировать правильно без использования слов «необходимость», «ответственность»? Почему?

Практикум по обществознанию

1. На основе анализа вашей повседневной жизни покажите то, как вы используете свободу выбора, какие трудности и нерешенные проблемы возникают на этом пути.
2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода выбора»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие расширенную информацию о свободе выбора
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты