Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей

Краткие новости

§ 38. Социальное поведение

§ 38. Социальное поведение

Что такое поведение
. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т. е. оно лишь один из её аспектов. Поэтому учёные говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживается его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.
Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьём присутствии они совершаются.
Социальное поведение проявляется, например, как реакция на ожидаемые трудности в снабжении продуктами, удовлетворяющими важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивации, ожидания.
Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок — нет.
В коллективе или в малой группе, которая состоит из людей знакомых и постоянно с тобой взаимодействующих, поведение существенно отличается от того, что можно наблюдать в толпе, состоящей из незнакомых, случайных людей. Отличие базируется на соблюдении правила: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой.
Ниже приведена схема инстинктивного поведения. Организм (тело) ощущает действие внутренних стимулов (импульсов), которые выражаются в специфических действиях, составляющих, как показано на рисунке, непрерывную цепь поведения.
Внутренний стимул Действие
Схема инстинктивного поведения
Ещё одна схема человеческого поведения убеждает нас в том, что между внутренними побуждениями и внешним действием существует посредник, разрывающий непрерывную цепь поведения. Это человеческий мозг, выполняющий работу двоякого рода: он интерпретирует то, что мы чувствуем, и отбирает те реакции, которые соответствуют тому, чему мы обучились.
Обратим внимание, что в тот момент, когда ваш мозг принимает идущие от вашего тела сигналы, указывающие, например, на то, что желудок сейчас пуст, вы не рычите, как зверь, вы не срываетесь с места и не мчитесь со всех ног в столовую. Вы дожидаетесь окончания занятий и затем уже решаете, когда, где и с кем утолять голод. Вы можете даже убедить себя в том, что наступило удобное время перейти к диете или что вы вообще не голодны.
Социальное действие (поведение) — поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время.
Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.
Как правило, действие может быть очень растянутым во времени. И тогда оно превращается из действия в деятельность или процесс. Если, например, вы каждый день ходите на работу, то ваша работа (взятая в целом) должна интерпретироваться не как поведенческий акт в данное время и в данном месте, а как трудовая деятельность, т. е. совокупность регулярно совершаемых действий.
Рациональное поведение. Классическим примером рационального действия является экономическое поведение. Предположим, вы берёте деньги, идёте в магазин и покупаете какую-либо вещь. Здесь есть всё: индивид, чёткая цель, свободный выбор средств. Вы руководствовались определёнными мотивами, когда выбирали именно этот способ достижения цели и конкретный результат. Другие примеры: вкладываем деньги в банк, чтобы получить проценты; больной выполняет предписание врача; юноша и девушка заключают гражданский или фиктивный брак.
Рациональное экономическое поведение получило наиболее полное воплощение в модели «экономического человека». Теоретические основания модели «homo economicus» были разработаны ещё в XVII в. Адамом Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Она базируется на стихии и непредсказуемости рыночных действий, ориентируясь в которых человек, скажем покупатель, взвешивает все плюсы и минусы, выбирая самый рациональный, так называемый наименее затратный, путь к успеху.
Смит полагал, что главным мотивом хозяйственной деятельности служит корыстный интерес — всякий печётся только о своей выгоде. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них — эгоист и беспокоится лишь о своём. Поскольку на экономическом рынке, управляемом стихией, все субъекты — собственники, работники, потребители — ведут себя одинаково эгоистично, их поведение предсказуемо и подчиняется известной логике.
В ряду главных субъектов социального действия два — семьянин и гражданин — не подчиняются логике рационального экономического действия. Разумеется, мужчина, глава семьи, выполняет функцию кормильца, зарабатывает деньги, а потому должен подчиняться рациональной логике — как на рынке труда, подыскивая себе место работы, так и на предприятии, когда он занят повседневным трудом. Но, кроме того, он придерживается неких ценностных принципов, показывает образец нравственного поведения как для жены, так и для детей. Лишь на этом прочном фундаменте вырастает его авторитет в семье. Если его поставить перед выбором — здоровье семьи или выгодная должность, то, скорее всего, руководствуясь своими моральными принципами, мужчина выберет первое.
Да и в повседневной жизни большинство людей всё же руководствуются эмоциями и иррациональными соображениями, а не трезвым экономическим расчётом.
Если к рациональному поведению семьянина добавить его роль как гражданина своего государства, призванного общественное благо ставить выше личного, то от чистой рациональной модели поведения мужчины мало что остаётся.
Как правило, чем выше позиция индивида в социальной иерархии, тем рациональнее его поведение, а чем меньшим социальным ресурсом обладает человек, тем больший компонент иррациональности присутствует в его поведении.
При получении высшего образования результатом служит окончание высшего заведения, мотивом — получение престижной работы в будущем, средством — постоянное совершенствование своих знаний и умений. Чтобы поступить в вуз, человек должен хорошо знать школьные предметы, иметь нужные документы и успешно сдать экзамены. Мотивом поступления в вуз является желание учиться и стать хорошим специалистом в той области, которую выбрал.
Составление брачного контракта — тоже рациональное социальное действие. Рациональное потому, что в случае развода имущество будет распределяться согласно правовым нормам, а не ситуативным пожеланиям, гневу, эгоизму или стремлению отомстить сопернику. Социальным такое действие надо считать потому, что факт существования брачного контракта способен в той или иной мере повлиять на отношения в семье, которая, как мы знаем, является одним из социальных институтов.
Принцип рациональности — стремление человека получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
При удовлетворении своих интересов люди всегда и везде находятся перед необходимостью выбирать. Естественно, что для этого у них должна быть свобода выбора. Согласно свободе выбора, человек выбирает тот вариант, который принесёт ему наибольшую пользу. Если он держит свои сбережения в банке, то именно уменьшение процентной ставки заставит его искать более прибыльное применение своим сбережениям, и он приобретёт, например, высокодоходные акции.
Рациональное поведение — экономическое действие, где есть мотив, ориентация на другого, свобода в выборе средств, цель, готовность действовать, рисковать и взять на себя ответственность.
Разумный риск, проявляющий себя и в бизнесе, и в политике, — обязательная особенность рационального действия. У разных социальных категорий и разных типов людей обнаружена разная степень сочетания вероятности риска и желания добиться успеха. Кого-то высокий риск остановит на полпути; кому-то лишь пощекочет нервы, придаст остроты ощущения и сподвигнет ещё решительнее продвигаться к поставленной цели.
Для современной экономической деятельности характерны совмещение несовместимого — риск и рациональность.
Прекрасный образец целерационального действия дал У. Шекспир в «Юлии Цезаре». Древнеримский трибун Флавий, встретив толпу граждан, спрашивает их предводителя — сапожника: «Что же не работаешь сегодня дома? Зачем людей по улицам ты водишь?» На что тот ему отвечает: «Затем, сударь, чтобы они поизносили свою обувь, а я получил бы побольше работы». Хотя большинство граждан собрались конечно же для иной цели: посмотреть Цезаря и порадоваться его триумфу. Иначе говоря, мотив их действий преимущественно эффектный — выражение своего восторга. Тем не менее сапожник параллельно ей преследует свою собственную, чисто прагматическую цель. Читатель чувствует, что в словах сапожника больше юмора, нежели серьёзной выгоды, но за несерьёзной формой вполне может скрываться серьёзное намерение.
Поведение потребителей — это сумма рациональных расчётов и иррациональных поступков. Рядовой потребитель спрашивает чуть ли не у каждого встречного, на каком оптовом рынке колбаса дешевле, и, взвесив стоимость проезда, невыполненных домашних дел, едет на другой конец города. Предприниматель заказывает всё, что ему нужно, не выходя из офиса.
Но вот резко увеличилась инфляция. Её жертвами оказываются самые незащищённые слои. У них нет запаса прочности в виде счёта в банке, ценных бумаг, прибыльной работы. Денег в кошельке столько, сколько «новый русский» тратит на чаевые. Психологически стресс не выдерживают самые бедные. Естественная реакция — паника и массовый психоз: надо покупать сегодня, пока завтра цены не поднялись выше. Начинается фаза ажиотажного спроса. С прилавков магазинов и оптовых рынков сметают всё подряд. Естественная реакция продавцов — повышать цену вслед за ростом спроса на товары. Для купцов это золотые деньки. Но при условии, если его расходы на аренду, транспорт и прочее не растут в той же пропорции. А поскольку в период всеобщего кризиса увеличивается в размерах всё, кроме зарплаты, которая реагирует самой последней, то от него практически никто, кроме узкой группы игроков на бирже, не выигрывает.
Однако в последнее время обнаружились недостатки рациональной модели экономического поведения. Психологи предупреждают: люди ведут себя не столько в соответствии с расчётом собственной выгоды, сколько под влиянием эмоций, страхов, воспоминаний, стереотипов и предрассудков. Принцип рациональности, как и многие другие понятия экономической теории, описывает не то, что есть на самом деле, а некую идеальную модель. Экономистам приходится оценивать нерациональное поведение человека.
В начале реформ, а именно в 1991 г., когда объявили, что скоро резко повысятся цены на продукты питания, домохозяйки и старушки в несметном (по их доходам, разумеется) количестве стали закупать масло, крупы, соль, спички. Говорили: «про запас». Конечно, действовали они так чисто прагматически: когда цены вырастут, те же продукты им придётся покупать втридорога. Получалась существенная экономия денег. На самом деле никакой экономии не получилось. Масло стало горьким, а в крупе завелись жучки. Непригодные к употреблению продукты пришлось выкинуть.
Люди подальновиднее поступали иначе: они вкладывали на глазах обесценивающиеся рубли в предметы долговременного пользования. В те, что скоро не испортятся. И оказались в выигрыше.

Основные термины и понятия

Противоречие, поведение, социальное действие (поведение), принцип рациональности, рациональное поведение

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте рациональное поведение. Почему, на ваш взгляд, люди часто ведут себя не рационально? Применимо ли рациональное поведение во всех сферах общественной жизни?
2. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами»?
3. Почему, на ваш взгляд, именно семьянин и гражданин не подчиняются логике рационального экономического действия? Приведите примеры.

Практикум по обществознанию

1. Каждому приходилось бывать в магазине и стоять в очередях в кассу. В подобной ситуации и вы, и другие покупатели хотят, чтобы их очередь подошла как можно скорее. Имея в виду эту цель, зададимся вопросом: как должны быть скоординированы действия покупателей? Как избежать ситуации, в которой к отдельным кассам очереди будут очень длинными, в то время как к некоторым другим кассирам придётся ждать клиентов?
2. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит сотрудничество.
Б. При частичном разрешении конфликта остаются условия для его продолжения.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты