§ 42. Духовная жизнь человека

§ 42. Духовная жизнь человека

Что такое духовная жизнь. Существует множество трактовок того, что такое духовная жизнь отдельного человека или общества в целом. Но понятно, что содержанием духовной жизни человека выступает его духовное развитие.
Определим духовное развитие человека так — это процесс обогащения его внутреннего мира достижениями духовной культуры общества, направленный на реализацию высоких идеалов гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др.
Духовная культура в широком смысле — совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Она включает формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». В узком понимании она содержит не любые достижения нематериальной культуры, а лишь образцы высокой, духовно значимой для общества системы ценностей, идей и идеалов.
Из предыдущего материала учебника вы узнали, что с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Его характеризует устремление человека к решению так называемых вечных вопросов бытия, связанных с жизнью и смертью и смыслом человеческого существования. Ответы на них пытаются дать — каждая со своей стороны — прежде всего философия и религия.
Проблема смысла жизни. Проблема смысла жизни по-разному решается не только философскими течениями, но и религиями. Буддизм утверждает, что человек живёт для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться; в христианстве и исламе — это восхождение человека к Богу.
Под духовной жизнью некоторые люди подразумевают выполнение различных религиозных практик, таких, как богослужение, молитвы, медитации, молитвенное пение и танцы, а также чтение священных писаний. На Руси существовала особая духовная практика, заимствованная у византийских христиан. Её именуют исихией (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешённость), или молчальничеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединённым местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных сторонников.
Во второй четверти XIV в. формируется новая форма подвижничества — пустынножительство. Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. sketis — название обители в Египте) — кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали называться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сергий Радонежский (1321—1391), один из наиболее известных духовных наставников русского народа.
Духовная сфера человека состоит из двух начал — этического (нравственность, мораль) и эстетического (красота, прекрасное). Оба начала составляют фундамент культуры, а она покоится на твёрдом основании ценностей. Качества духа — это воля, свобода, творчество, познание. Они подразумевают неприятие грубости и хамства, сквернословия, курения, алкоголизма, пристрастия к материальным вещам и алчность.
Духовные размышления или духовные вопросы означают прежде всего несиюминутные, отрешённые от материальных забот о повседневном существовании, бытовых удобствах и от земных помыслов, будь то карьера или статусные почести.
Система ценностей. Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное значение определённым элементам культурной среды. У различных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается в другом. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.
Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Одни индивиды привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Одна из главных функций ценностей — служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Ценности выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Человек без духовной жизни не существует. Такие качества и устремления человека, как чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремлённость к благу, мужество и бесстрашие, чувства заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия, относятся к проявлениям духовной жизни.
Для 14—15-летних подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своём предназначении. Примерно в это время подросток начинает критически оценивать своих родителей, замечать невидимые ранее недостатки, протестовать против их образа жизни. Существует мнение, что, чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.
Связь духовности с религией. Духовное — по своему исходному значению подразумевает общение с духами. Для европейской цивилизации высшим проявлением духовного является общение со Святой Троицей и теми атрибутами, которые сопровождают отправление христианской религии.
Связь духовности с религией самая что ни на есть прямая. Ведь латинское слово religare означает духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Вот почему выдающийся русский философ С. Франк отмечал: «Духовная жизнь — связь человеческой души со сверхчеловеческими началами, воплощёнными в Боге».
Чем была бы европейская цивилизация без Библии? Чем была бы западная культура без католичества, индийская — без её религий, русская — без православия, арабская — без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омертвению.
В дореволюционной России многие храмы и монастыри, как правило, не ограничивались только богослужениями, они были, по сути, центрами духовной жизни, осуществляли такие виды деятельности, как образовательная (церковно-приходские школы); просветительская (воскресные школы для детей и взрослых, общества трезвости, издание православной литературы и т. д.); благотворительная (содержание детских приютов, уход за больными и т. д.). В конечном счёте всё это было направлено на воцерковление людей, на их духовное воспитание и образование.
Мир духов, или духовный мир, иначе называется сакральным, т. е. священным. Священным именуется всё, что ценится обществом превыше всего и служит образцом высоконравственного поведения. Таким образом, духовное неразрывно связано с этическим. Но, кроме того, духовное тесно связано и с эстетическим, которое воплощается в искусстве.
Духовное и эстетическое. Искусство явилось на свет не сразу. Хотя наскальная живопись возникла 15 тыс. лет назад, вначале искусства как такового не было, были ремёсла, например гончарное, предметы которого украшались. Были статуэтки матери-богини, которые сегодня хранятся в лучших музеях мира. Но они не являлись ещё искусством в подлинном смысле слова.
Искусство как сфера возвышенного, которое позволяет вознестись человеческому духу, появилось в Античную эпоху и получило расцвет в эпоху Возрождения. Из техники украшения сугубо бытовой утвари искусство превратилось в область духовной деятельности только после того, как само обратилось к изображению духов — языческих либо христианских. С тех пор оно само очистилось и возвысилось.
Сегодня сфера духовного очень широка и разнообразна. В неё включают всё, что заслуживает именовать фундаментальным, возвышенным, непреходящим. Духовное противоположно земному как нетленное тленному, бессмертное преходящему. Учение И. Ньютона вечное и непреходящее, оно фундаментальное и возвышенное. А сочинения алхимиков или псевдоучёных — преходящи и тленны. Они хотя и созданы человеческим духом, но останутся индивидуальным достоянием, быть может, индивидуальным заблуждением или предрассудком.
Роль духовных потребностей. Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине пирамиды А. Маслоу. Кажется, что до них дело доходит после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не менее народное творчество не иссякало, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы общества происходит в целом независимо от экономического благополучия.
Оговорка «в целом» не случайна. Речь идёт об общей тенденции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные семьи или группы населения, картина усложняется. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.
Духовное опустошение наступает даже у материально обеспеченных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Утрачена теплота человеческих отношений, потерян смысл жизни.
Духовные потребности
Престижные потребности
Социальные потребности
Потребности в безопасности
Физические потребности
Пирамида потребностей А. Маслоу
Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее её удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду личной, честь — бесчестью и т. п. Но как труден и не скор нравственный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов приходится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.
Если за точку отсчёта брать всю историю человечества, можем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных людей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст однозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Может статься, что подвижников духа не убавилось, не прибавилось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.
Но прогресс общества идёт непрерывно, оно с каждым шагом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. Постоянно расширяется объём духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения).
Пирамида потребностей Маслоу создаёт иллюзию неважности высших духовных потребностей, поскольку, располагаясь на самой вершине, они показаны небольшим треугольничком. На самом деле они играют не меньшую роль, чем все другие.
В доказательство стоит вспомнить, что происходит с людьми и обществом, когда не удовлетворены те или иные из них.
Когда нет зарплаты и нечем кормить семью, шахтёры объявляют «рельсовую войну», крестьяне поднимают мятежи и восстания.
Когда нет теплоты человеческих взаимоотношений — распадаются общества и семьи.
Когда не видишь смысла жизни, что делаешь? Не делаешь главного — не живёшь. Самоубийцы, наркоманы — жертвы потери смысла жизни. Эволюцию духовного падения можно изобразить графически.
1. Кризис духа как следствие неудовлетворённости высшей потребности по Маслоу. Он может коснуться любого подростка: из благополучных и неблагополучных семей уходят в наркоманы, как утверждают учёные и практики, одинаково часто. Это означает, что высший уровень действует независимо от четырёх нижних, т. е. от того, удовлетворены потребности в пище, безопасности, дружбе и карьере.
2. Негативный результат кризиса — наступление апатии, равнодушия, потерянности в жизни, дезориентация и начало кардинального пересмотра всех старых ценностей.
3. Следствием наплевательского (нигилистического) отношения к жизни и к себе выступает обесценивание ценности человеческой жизни — и своей и чужой. Теперь отчуждённый от всех и от всего готов к негативным практическим шагам — убить себя или убить другого.
4. Уход из реальности в иллюзорный мир при помощи наркотиков. Наркомания — это затянувшееся баловство с наркотиками, уже профессиональная и безвыходная стадия. Пристрастие к наркотикам может появиться не обязательно как результат кризиса, а просто из любопытства, бравады, от нечего делать. Но стоит увлечься ими, как безмятежное, бескризисное существование превращается в драму. Не было кризиса, но теперь он есть. Он мог дремать внутри, не показываясь, а наркотики обнажили его.
5. Тяжкое преступление, убийство другого человека, который обесценен в его глазах (убийству могут предшествовать череда более мелких проступков).
6. Самоубийство, поскольку собственная жизнь также потеряла смысл, как и чужая. Эта стадия может наступить после четвёртой или предшествовать ей. Всё зависит от характера подростка и обстоятельств.
Пирамида Маслоу верна, если отражает количество людей, удовлетворяющих каждую потребность. Все люди вынуждены есть, дышать, передвигаться. Большинство стремится к безопасности. Значительная часть населения нуждается в дружбе и социальных контактах с другими (хотя многие, наоборот, ищут уединения). Для определённой части людей актуально делать карьеру и продвигаться по службе. Но лишь немногие живут насыщенной духовной жизнью.
В пирамиде Маслоу число людей, нуждающихся в удовлетворении потребностей данного типа, по мере продвижения наверх уменьшается.
Неравенство потребностей состоит в том, что низшие потребности люди вынуждены удовлетворять, а высшие — свободны удовлетворять. И чем выше стоит потребность, тем труднее решиться поставить её во главу угла. Самым трудным для выбора является уровень духовных потребностей. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, честь — бесчестью и т. п.
Спрашивается, в современном обществе людей, живущих насыщенной духовной жизнью, больше, чем раньше? Скорее всего, нет. Поскольку это зависит от самого человека, то правильно распорядиться свободой выбора и направить его на праведные цели так же непросто, как и раньше. Подвижников духа не убавилось, но и не прибавилось.
В развитии человека наблюдается одна закономерность, а в развитии общества — другая. В обществе объём духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения) постоянно расширяется. А вместилище для духовных ценностей внутри человека остаётся на одинаковом уровне. Наш мозг не увеличивается, а возрастающий объём информации приходится усваивать со всё большим напряжением. Силы воли, направляющей человека на усвоение духовных ценностей, за историю не прибавилось. В этом плане мы мало чем отличаемся от своих предков времён древнеегипетских пирамид или средневековых рыцарских романов.
Вместилище и тяга человека к духовным ценностям остаются такими же, как и много веков тому назад.
Духовный кризис и проблемы выхода из него. Под кризисом надо понимать любую точку перелома в общественном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения ещё не действуют. Кризис — это, по существу, то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения.
Российское общество в своём развитии переживает трудные дни. Смена столетий, исторических эпох, смена жизненных ценностей и ориентиров не могла не оказать своё влияние на духовное и психологическое состояние людей.
Отрыв культуры от её религиозных основ не может остаться без роковых последствий. После революции 1917 г. начались чудовищные гонения на Православную Церковь, следствием которых явилось массовое уничтожение храмов и монастырей. При этом значительная часть их была разрушена физически, другие переоборудованы под склады, клубы, овощехранилища и т. д. Так началось разрушение духовной культуры нации в массовом масштабе.
Последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения практически во всех сферах жизнедеятельности. Особенно тяжелы последствия разрушений в духовной сфере, в том числе в области воспитания и образования. По оценкам различных авторов, наше общество в духовно-нравственном плане потеряло за эти десятилетия два поколения молодых людей. Эти потери характеризуются прежде всего утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности, в первую очередь в молодёжной среде; увеличением количества детей и подростков с девиантным поведением; снижением эффективной деятельности таких традиционных агентов социализации детей и молодёжи, как семья и система образования; фактическим отсутствием реальных эффективных результатов государственной молодёжной политики.
Наиболее явственное проявление духовного кризиса — криминализация общества, массовый характер уголовной преступности. Ежегодно регистрируется до трёх миллионов преступлений, но на деле их значительно больше. По данным Генерального прокурора РФ, их число достигает 10 млн в год. Очень многие проявления хулиганства в общественных местах, грубые нарушения правил дорожного движения, мелкое воровство, мошенничество, нанесение телесных повреждений в бытовых условиях на основе пьянства и т.д. остаются незарегистрированными. Несмотря на это, в местах заключения содержится более миллиона человек, что в пересчёте на 100 тыс. жителей в несколько раз больше, чем в странах Западной Европы. Условия содержания в них, особенно в СИЗО, где сидят подследственные, не отвечают никаким нормам, что приводит к распространению психических заболеваний, туберкулёза, других болезней.
С помощью СМИ, массовой художественной литературы, кино в обществе утверждается культ насилия, культивируется образ «сильной» личности, свободной от ответственности перед обществом, формируется понимание права личности как право сильного и богатого человека.
Приверженность к насилию формируется нормами подростковой группы. Но это только одна сторона явления. А другая состоит в том, что юношеское насилие служит зеркалом насилия со стороны взрослых. Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, переносится на улицу — к посторонним прохожим. В ответ на словесное оскорбление до 50% тинейджеров готовы немедленно применить силу. Чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильными.
Что же мешает человеку приобщаться к возвышенному, а не ограничиваться первыми четырьмя уровнями пирамиды Маслоу?
Занять первые четыре ступеньки человека толкает нужда. Он должен есть, должен обезопасить себя, должен жить в сообществе людей, наконец, он должен продвигаться, чтобы получать больше денег, привилегий, наград. На первые две ступеньки человека выталкивает природа (физические потребности), на вторые две — общество. Как существо социальное, человек стремится обустроиться с комфортом не только в природной, но и социальной нише.
А что толкает его к духовным целям? Ничто. Должен ли он ими овладевать? Не должен. Живёт же большинство людей, и неплохо, вовсе не думая о духовном. Без этого можно как-то обойтись. К этому нас не принуждают. Это мы вольны выбирать или не выбирать. И большинство не выбирает.
Свобода выбора — одновременно предпосылка и препятствие для стремления к духовным вершинам. Мы всё-таки свободны стремиться туда, нам никто не мешает. Мешаем себе только мы сами.
Откладывание на потом удовлетворения духовных потребностей говорит вот о чём. Во-первых, они не относятся к разряду жизненно необходимых (иначе бы их не откладывали). Во-вторых, у людей не сформировалась жажда общения с культурными ценностями. Именно жажда — острая потребность. Внутри нас должно свербить, мы должны изголодаться по духовному — только тогда мы к нему потянемся. Потребность в духовном у нас есть, и очень сильная, но в данный момент она не удовлетворена. И вот человек бросает все дела и мчится в музей. Актуальна, т. е. заявляет о себе, только неудовлетворённая потребность. Если она удовлетворена или ещё не родилась, то её как бы и нет. В таком смысле историю творили люди глубоко неудовлетворённые. Стремление к познанию новых законов, открытию неизвестных континентов, изобретению скафандра или телефона, написанию симфонии или картины рождается только у тех, кто духовно голоден.
Но если потребность в духовном не даётся нам от природы, как даётся потребность в пище или дыхании, то откуда ей взяться? Педагоги говорят, что от воспитания. А в его основе лежит тренировка силы воли. Вот тот принудитель, который заставляет нашу свободу выбора двигаться к нужной цели.

Основные термины и понятия
Духовная культура, ценности

1. Что такое духовная жизнь
2. Охарактеризуйте проблему смысла жизни. Как вы решаете её для себя? (Или, быть может, вы её уже решили?)
3. Что такое ценности? Почему можно говорить о системе ценностей человека?
4. Каким образом связаны между собой духовность и религия?
5. Почему духовные потребности расположены на вершине потребностей человека?
6. В чём состоит кризис духовности? Назовите причины, которые могут привести к этому кризису.
7. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из кризиса духовности?

Практикум по обществознанию

1. Опираясь на знания истории, выберите период в жизни нашей страны и покажите значение духовной сферы общества в выходе из сложной ситуации, в которой оказалась Россия.
2. Составьте списки под названием «Что мешает современному духовному развитию россиян» и «Что содействует духовному развитию наших сограждан»
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты