§ 43—44. Ценности и идеалы личности

§ 43—44. Ценности и идеалы личности

Мораль и право. Мораль и право похожи. И мораль предписывает нам делать одно и запрещает делать другое, и право точно так же ограничивает наше поведение. Тем не менее между ними существуют различия.
Мораль (что такое мораль?) — совокупность нравственных норм, форма общественного сознания, регулирующая поведение людей как в частной, так и в общественной жизни.
Право (что такое право?) — форма общественного сознания, регулирующая поведение людей согласно совокупности норм, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Мораль является совокупностью норм, установленных обществом и обеспеченных силой общественного мнения, личным убеждением человека, а право — совокупностью норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
А что из них появилось раньше? Конечно общество — 40 тыс. лет назад. Государство возникло всего 5—б тыс. лет назад. Следовательно, мораль старше права.
Ещё одно различие. Правовое регулирование, как правило, намного жёстче морального: в первом случае нарушителю грозит наказание, во втором — порицание.
Для соблюдения права нужны суды, полиция, парламент. Были они в первобытном обществе? Рановато ещё. А кто нужен для того, чтобы соблюдалась мораль? Коллективное мнение людей? Не всегда оно в силах призвать к порядку нарушителя. Да и что делать в таком случае — по каждому поводу собирать всё племя, подходить по очереди и каждому виновнику высказывать своё неодобрение или, быть может, провести социологический опрос? Ни один из перечисленных методов не годится. Они неэффективны по части наказания. Нужны другие инструменты воздействия.
И они были придуманы. Первый — религиозная идея загробного мира. Второй — страх перед изгнанием из сообщества. Вроде бы они разные, но действовали одинаково безотказно. Но кто сказал, что они разные? У них есть очень существенная общая черта. В одном случае виновник отлучался от праведников на том свете, где горел в огне, а во втором его отлучали от праведников на земле — выгоняли в пустыню или в чужую страну.
Как действует общественное мнение? Способы самые разнообразные. Среди них такие воздействия, как увещевание и осуждение. Виновный может воспротивиться общественному осуждению, если считает, что его несправедливо оклеветали. Тогда публика должна разобраться, и наказание снимается. Иными словами, ложно обвинённый имеет право защитить свою честь и достоинство. Но, конечно, не в суде, а в среде своих близких и знакомых. Ведь первобытные племена немногочисленны. Наказанием могло служить внутреннее моральное переживание, связанное с опасением лишиться доброй славы, боязнь стыда. Более мощным инструментом воздействия являлась религия. Именно она содержала и содержит моральный кодекс, который призван удержать человека от дурных поступков и направить на праведные дела. Одним из положений древних религий являлся культ предков.
Древний культ предков превратился в современную этику сыновней почтительности. Она потеряла своё религиозное содержание, став основой не только светского, но и народного воспитания. Уважение к родителям и забота о них — основа человеческой морали.
Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если они возникают, рождаются из чувства ответственности за благосостояние и благополучие другого человека. Моральную ответственность отличает бескорыстие. Она не должна появиться из-за страха наказания, в силу заключённого делового договора или будущей выгоды. Если человек чувствует себя ответственным перед вами только потому, что, боясь вас, договорился с вами и не может нарушить данное слово или, ещё хлеще, рассчитывает на выгодность сотрудничества с вами, то о нравственности лучше забыть.
Эта ответственность не зависит и от того, что делает другой человек, как и от того, что это за человек. Вы чувствуете ответственность перед близким, любимым или просто симпатичным вам человеком, но это ваше личное дело. К человеческой морали оно не имеет отношения. Мы пристраиваем своего сына или племянника в вуз, на высокую должность или отправляем за границу за государственный счёт. Нравственным подобный поступок именовать нельзя. И гордиться здесь нечем.
Ответственность моральна, пока она полностью бескорыстна и безусловна: я несу ответственность за другого человека просто потому, что он есть и тем самым может рассчитывать на мою ответственность.
Ответственность моральна постольку, поскольку я воспринимаю её как мою и только мою ответственность. Её невозможно обсуждать или передать другому человеку. Я не могу уговорить себя отказаться от этой ответственности. И никакая сила на земле не может освободить меня от неё.
Ответственность за другого, причём за любого другого, а не только за любимого, не требует ни оправданий, ни подтверждений. Она не требует награды, слов благодарности, повышения оклада или правительственных орденов. Хотя на каждом шагу мы слышим, видим и знаем, как за благородный поступок общество спешит нас отблагодарить. Благодарностью служит наш добрый поступок. Я горжусь тем, что смог такое сделать. И более высокой благодарности придумать невозможно.
Ценность и значение. Так уж устроен человек: всё, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением.
Значение — смысл, которым наделяются понятия и предметы, составляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль.
Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем её на некоторую шкалу и придаём ей минимальную важность.
То, что значимо для человека, превращается в ценность.
Ценности — как вам известно — это то, в чём человек нуждается. Очень часто то, что есть в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Именно достижение определённых ценностей является мотивом. Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефицитны в любом обществе, и для экономики они — основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями. Понятия прибыли, приватизации, собственности и многое другое — всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями.
Ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб — наивысшая ценность, особенно если он долго голодал.
Ценности бывают самыми разными — материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными. В первой половине 1990-х гг., когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть населения «хотела колбасы». Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения чётко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшая ценность. Но 10—15 лет назад, когда перед этим в стране был порядок, никто не говорил о правопорядке как о ценности. Он не был дефицитным благом.
Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции.
Как-то упорядочившись, составив своеобразную иерархию или шкалу, ценности становятся стержнем человеческой личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признаёт в числе наиважнейших.
Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, гуманизм, гражданственность, альтруизм и т. п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей.
Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью.
Ценностей нет у животных и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — в ходе социализации. Растёт человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации, а не её предпосылка.
В основе иерархии ценностей лежит выбор или предпочтение одних ценностей другим.
Предпочтение — признание преимущества чего-либо по сравнению с другим.
Когда у мужчин появляется достаточно много денег, то они, планируя трату, расставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престижную школу, жене купить стиральную машину и т. д.
В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жёстко не закреплена.
Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Такова многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом.
В том случае, если иерархия ценности человека совпадает с общественной шкалой, появляется уверенность и уважение к себе, чувство того, что он живёт и поступает правильно. Общественные ценности — добра, справедливости, честности, героизма, патриотизма — выступают по отношению к отдельно взятому человеку как некие идеалы, к которым он стремится в своей жизни, или эталоны поведения.
Самоуважение — осознание себя в качестве личности, уважение к самому себе, к своей личности.
Человек всегда должен быть уверен, что у него есть нечто, за что его можно и следует уважать. На общественной шкале высшее место занимают, в частности, профессиональные ценности. Многие требуют от окружающих того, чтобы их уважали как профессионала, как семьянина, как верного друга, как патриота либо как личность. Все это — элементы или разновидности общественной шкалы ценностей. Мало кто хочет, чтобы его уважали, скажем, «как богача», «как красивого мужчину». «Богатый человек» и «красивый мужчина» — это разновидности оценки, но не ценностей.
Базовые ценности личности. С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу, хотя задумываемся об этом очень редко. Ещё реже мы задаём себе следующие вопросы:
• Как влияют ценности на наше поведение?
• Какую ценность следует выбрать, если их несколько?
• Что делать, если между ними возник конфликт?
Если обобщить всё многообразие конкретных проявлений, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придётся выделить семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.
Ведущим мотивом экономической сферы является Польза. Не важно, в каких частных терминах она выражается: прибыль, выгода и т. д. Социальная сфера общества — повседневная борьба за существование миллионов простых людей. В ней главным мотивом является Справедливость. Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости. Она их высший лейтмотив и смысл.
Политика строится вокруг другой фундаментальной ценности — Господства. Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция — все они своим лейтмотивом имеют одно, господство. Формы проявления разные, а суть одна.
Духовная сфера — самая разнородная изо всех четырёх. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три великие ценности — Истину, Красоту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука — вокруг истины, культура и искусство — вокруг красоты. Образование находится на пересечении добра и истины.
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: Истину — Добро — Красоту. Союз Красоты и Добра даёт изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу.
Особняком стоит Свобода. Многие готовы отдать за неё свою жизнь. Иногда люди выражаются так: лучше умереть свободным, чем сытым. Свобода нужна всем людям и во всех четырёх сферах. В экономической сфере предприниматели без свободы от государства не могут построить успешный бизнес. Свяжи их по рукам ограничительными законами и постановлениями, и никакой пользы (выгоды) они не увидят. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна и политикам. Свобода нужна в частных делах рядовым гражданам. В таком случае мы должны признать, что свобода — общее для всех достояние, общая всем ценность.
Разумеется, сказанное представляет весьма схематичную и одностороннюю картину мира. В жизни всё гораздо сложнее. Скажем, учёный создаёт не только истинную, но и полезную теорию, а художник стремится принести своей красотой ещё и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Одна сфера общества не может строиться на единственной ценности. Это понятно. Но следует понять ещё и другое.
Описанная выше картина имеет то предназначение, что помогает, убрав частности, выделить главное. Характер человека, как и характер общественной сферы, определяется одной, ставшей для них центральной, ценностью. Нельзя стремиться к выгоде и добру одновременно. Существуют исключающие друг друга ценности.
Но правильно и то, что некоторые, казалось бы, разные ценности могут соседствовать, уживаться одна с другой, давать неплохой союз. Так, стремление к выгоде может неплохо уживаться с господством.
Учёные высказывают мнение, что в число неколебимых ценностей семейной жизни входят верность и постоянство; огромная любовь к детям в сочетании со строгой дисциплиной; уважение к каждому человеческому существу и внутреннее духовное напряжение, придающее смысл жизни. Все разногласия разрешаются как бы сами собой, если люди избегают хвастовства, раздражительности, зависти, ревности, себялюбия, нетерпимости, грубости и т. д.
Мы выбираем одни ценности и отторгаем другие. Одни стремятся заработать как можно больше. Для них эталоном поведения служит Польза (выгода). Другие считают, что не в деньгах счастье, главное сохранить гармонию внутреннего мира и поступать честно.
Конфликт ценностей. Но иногда ценности вступают в конфликт. Это происходит тогда, когда достижение одной цели мешает выполнению другой.
Допустим, для вас важны такие ценности, как хорошие друзья и учёба в престижной школе. Вы в одинаковой степени цените то и другое. Но в жизни возникают ситуации, когда приходится ради одного жертвовать другим. Предположим, ваша семья прекрасно устроена, живёт в замечательном доме, у вас милые соседи, с которыми вы поддерживаете самые добрые отношения. У вас много верных друзей, но до конца вы не можете назвать себя счастливым, поскольку школа вас не очень устраивает — низкий уровень образования.
И вот представилась возможность переехать в другой район или переменить школу. Как поступить? Вы приобретёте школу, о которой мечтаете, но потеряете старых друзей. Как выбрать и легко ли это сделать?
Вы должны принять решение, в основе которого лежит конфликт двух ценностей — верные друзья и престижная школа. Ваше решение зависит от выбора: какую ценность считать более важной. Но независимо от того, какое решение принять — оставаться или уезжать, — оно будет иметь самые серьёзные последствия. Одно исключает другое.
Подросткам постоянно приходится сталкиваться с конфликтом ценностей, когда они должны принять решение относительно своего поведения или поступка. Родители ожидают одного, а друзья — совсем иного. Чьё одобрение они ценят выше — родителей или друзей?
В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма (посылка) — затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями. Вот пример такой дилеммы.
Муж и жена живут в деревне. Они очень бедны. Жена тяжело болеет, а местные врачи ничем не могут помочь, поскольку не располагают необходимыми лекарствами. Ситуация критическая. Муж отправляется в город и находит аптеку, где продаётся нужное лекарство. Оно стоит дорого, а у него нет денег. Аптекарь отказывается помочь. Других возможностей получить лекарство нет. Той же ночью мужчина возвращается в аптеку и крадёт лекарство для умирающей жены. Правильно ли он поступил?

Жизненные ценности подростков. На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки всё больше ценят собственные интересы. В частности, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установлено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки всё меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с которыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодёжи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жизни. Или они думают, если такое позволено другим и ведёт к успеху, то почему оно не может быть позволено мне? Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответственному поведению.
Может быть, современные молодые люди становятся в большей степени материалистами и реалистами, чем их сверстники в прежние времена? Или юноши и девушки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?
Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Исследование показало: 1) молодёжь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев романов, героев кинофильмов или великих людей; 2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предпринимательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то — физически привлекательным и популярным.
Вместе с тем значительная часть опрошенных хотела бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надёжными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого, учёные пришли к выводу: во всём мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами.
Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и романтики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превращается в материалиста.
Материалист — человек, преувеличивающий влияние вещественных или материальных факторов на поведение людей и жизнь общества.
Юношеский идеализм на самом деле долго не выветривается. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платоническую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество перекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного общества, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.
Идеалист — человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов в повседневной жизни и в развитии общества.
Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, нередко превращается в максимализм. Мне надо всё и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Такой идеализм, оказывается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несогласие с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм?
Так кто же они на самом деле, современные юноши и девушки, идеалисты или материалисты? Они идеалисты потому, что хотят перестроить наше общество в соответствии с лучшими идеалами, которые выработало человечество за многие тысячелетия. Они материалисты потому, что не витают в облаках и не устраняются от борьбы. Они последовательно отстаивают свои убеждения и претворяют в жизнь свои замыслы. Вот какая нынешняя молодёжь.
Именно в подростковом периоде закладывается фундамент долговременных ценностей. Они ориентированы на вечные вопросы бытия, а не на достижение сиюминутной цели. В них выражена забота о будущем, мысли о реформировании общества. Вечные ценности очень абстрактны и альтруистичны, они направлены на «других», а не «на себя ».
Культурные ценности разнятся у отдельных народов в зависимости от исторических, географических и социальных условий, но моральный кодекс абсолютен, он неподвластен месту и времени. Относительные культурные ценности существовали наряду с такими проявлениями зла, как рабство, крепостное право и даже геноцид. В наши дни эти крайние проявления заклеймены, но какое-то зло всегда может быть противопоставлено нравственному принципу любви.
Западные ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Северной Америки. Изолированность, независимость и необходимость полагаться только на себя стали восприниматься как национальные черты характера и, несмотря на изрядный налёт романтики, продолжают оказывать влияние на людей и сегодня. С малых лет японцу прививают жёсткую систему ценностей: верность, преданность по отношению к императору, государству и нации, сыновний долг по отношению к родителям и предкам, обязательства по отношению к своей работе.
В дореволюционной России суровая природа заставила людей сплотиться в большие общины, помогавшие им выжить. Поэтому здесь привился иной культурный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства.
Зарождение идеи добра и зла. Представления о добре и зле зародились в глубокой-глубокой древности. Такой глубокой, что учёные затрудняются указать точную дату. Тогда ещё не было письменности, а человечество только ещё овладевало языком. В этом языке существовали слова, обозначающие конкретные предметы — птиц, деревья, камни. Но не было абстрактных понятий, даже таких привычных нам, как «красивое» или «красота». Наши предки могли лишь, указав на красный закат, передать таким способом представление о красном цвете. Разумеется, что понятия о добре и зле были тогда совсем иными. Они были конкретными, наглядными, ощущаемыми.
Показав на плохого человека, его сородич как бы говорил: вот что такое зло. Это злой человек. Конечно, этот способ был не очень убедительным. Для одного человека его соплеменник был злым, а для другого — добрым. Всё это пристрастные, очень субъективные оценки.
Позже, уже в период разложения первобытного строя и зарождения классового, появляются представления о загробном мире. Так, в загробном мире лодагаа (племя в Западной Африке) все умершие проходят испытание, сидя на солнце: для хороших людей оно длится три месяца, для плохих — шесть, воры мучаются пять месяцев, лжецы — четыре, колдуны — три года, столько же — жадные богачи и вожди. Получалось так: чем правильнее, добрее ты живёшь на земле, тем меньше придётся мучиться в загробном мире. Просто, наглядно и убедительно. Так вот, страх перед мучительными испытаниями сделал идею зла очень понятной. Человек воображал, как ему больно сидеть в самом пекле, и испытывал почти эмоциональное отвержение злого и грешного.
В разряд злых людей, грешников человек попадал за свершение преступлений. У древних скандинавов на том свете мучились клятвопреступники, убийцы, трусы, предавшие товарищей на поле брани, и соблазнители чужих жен.
Зло и добро. Жизненный опыт человека формируется на перекрёстке двух сил давления — супер-эго, требований общества, и либидо, мятежных инстинктов, всегда готовых к восстанию. Мы хотим угодить своим желаниям, скрытым глубоко в душе надеждам и чаяниям, пойти навстречу своему «я» и одновременно боимся поссориться с обществом и его законами. Мы раздираемы силами, действующими в противоположных направлениях.
А может быть, человек двойственен по самой природе? Разве Ф.М. Достоевский не писал о том, что в человеке таится дьявол (олицетворение Зла) и Господь Бог (олицетворение Добра)? Кто кого победит? А человеческая душа — поле этой битвы. Однажды он посетовал на то, что когда дьявол победит и человек решит для себя: «Бог умер», то ему будет позволено все: и сластолюбие, и предательство, и убийство. Высшие нравственные нормы, которые общество навязывает нам якобы от своего имени, на самом деле созданы не им самим, а кем-то, кто стоит выше. Они имеют божественную сущность. Выходит, что общество лишь их присвоило, но автором вечных ценностей и нравственных заветов выступает Бог.
В своём поведении мы сознательно или неосознанно следуем каким-то идеалам. Чаще всего даже не подозревая об этом.
Идеал — понятие, характеризующее представление о таком поведении, которое кажется достойным подражания (или вызывает внутреннее согласие).
К идеалу люди стремятся всю жизнь. Многие в конце заключают: жизнь прожил, а идеала так и не достиг. Идеал становится той дальней, но всеподчиняющей целью, ради которой выстраивается вся человеческая жизнь. Но идеал не только организует наше поведение, он ещё служит эталоном. С ним сверяем мы наши поступки и успехи. Не достиг идеала, поставил в свой дневник жизни «двойку».
Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы подгоняем под идеал не только себя, но и других. И в других, особенно в близких и любимых, мы хотим видеть воплощение нашего идеала. Спрашивается, а у него самого что, нет своего идеала? Есть, конечно, как и у каждого. Но мы непременно требуем от него соответствия своим, а не его идеалам.
Ценности и цели. Часто мы путаем эти понятия то ли намеренно, то ли по незнанию. К примеру, богатство — это ценность или цель жизни? Тот, кто дал правильный ответ — богатство есть цель, а не ценность, — всё равно ошибся. Почему? Является ли богатство смыслом жизни?
Богатство может стать целью жизни в практическом, но не в этическом смысле. Богатство потому и не является по-настоящему целью жизни, что оно не может быть ценностью.
Но так происходит только с богатством, успехом и некоторыми другими целями-ценностями. А вот очень маленькие и очень конкретные цели, например сходить за молоком, завтра проснуться в шесть часов утра и постирать рубашку, никогда не спутаешь с большими ценностями. Например, общественное положение.
Высокое общественное положение — цель, которой мы можем с упорством добиваться. Но вряд ли можно сказать то же самое о стремлении к счастью (в противоположность удовольствиям). Можно ли стать счастливым, поставив себе целью добиваться счастья?
Часто происходит как раз наоборот: счастья достигают те, кто требует малого. Положение в обществе, может быть, и стоит усилий, но сами эти усилия легко превращаются в нелепицу. Как и счастье, общественное положение обычно приходит к нам как побочный продукт какой-то другой деятельности.
Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед собой, надо упомянуть о стремлении создать что-то прекрасное, нужное и всем интересное. Художник, писатель или музыкант ставят перед собой цель, которая не ведёт ни к положению в обществе, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, высекающий шедевр из глыбы мрамора, создаёт прекрасное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, которую он изваял, может принести ему и некоторую сумму денег, и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытывает удовлетворение, завершив эту работу. Он верит, что слава переживёт его самого и его лучшие произведения останутся в наследство грядущим поколениям.
Только такой род занятий может соединить все мыслимые цели: славу, богатство, счастье, интересную работу, удовольствие. Какая радость сравнится с радостью композитора, написавшего музыку к мюзиклу, имеющему бешеный успех? Заставить петь весь мир — это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во время работы, а по окончании её на тебя ещё сваливается слава и богатство, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добиться в жизни.
Как добиться жизненного успеха? Наверное, необходимо поставить правильную цель. Профессор медицинского факультета Университета Корнелл доктор Герберт Фенетерхайм посоветовал обратить внимание на то, что: «Поставить цель — значит отделить важное от мелочей и правильно тратить время и силы. Долгосрочные планы дают возможность ощутить движение по жизни, а достижение небольших промежуточных целей позволяет испытать чувство победы». Технология постановки целей, их достижения может быть, например, такой:
1. Поставьте себе цель. (Каковы ваши цели? Как вы можете их достичь? Как вы преодолеваете препятствия?)
2. Старайтесь сосредоточиться на промежуточных целях. Спросите себя, чего вы хотите от жизни. Потом разделите свою жизнь на несколько этапов. Это значит: «Что я хочу сделать сегодня?» Промежуточные цели добавляют мужества. Без них легко потерять уверенность в себе.
3. Начните с малого. После того как вы поставили себе цели, запишите их. Ваш список должен быть ясным и конкретным. Не нужно общих фраз типа: «Я не буду ничего откладывать на потом». Вы должны разбить свои цели на конкретные дела. К примеру, если ваша цель — выступить на уроке и исправить предыдущую оценку, возможные действия описываются так: «выбрать тему», «прочитать нужный параграф в учебнике», «найти дополнительную литературу и сделать из неё выписки» и т. д.
4. Выделите главное. Распределяйте время и силы: тогда-то я сделаю то, а вот тогда — это. Если вам нужно сделать что-то действительно важное, отложите всё остальное на завтра. Сначала сделайте срочные дела.
5. Помните, что вы не всесильны. Талант и возраст — вот два основных ограничителя ваших возможностей. В 40 лет можно научиться играть в теннис, но классным профессиональным теннисистом уже не стать. Если вы решили преуспеть на спортивном поприще, начинать надо как можно раньше. В возрастной психологии известно, чего можно достичь подростку в том или ином возрасте, а за что ещё браться рановато. Познакомьтесь с ней и ставьте такие цели, которые учитывают возрастные возможности.
6. Создайте себе систему поощрений. Вы можете сами себя награждать (конечно, если добились цели) или можете сделать и так, чтобы вас награждали другие. Попросите родителей, брата или сестру, друзей, наконец, делать вам что-то приятное, если вы продвинулись к своей цели. Смысл этой акции состоит в том, чтобы вдохновить вас на новые свершения.
 
Основные термины и понятия

Мораль, право, значение, предпочтение, самоуважение, материалист, идеалист, идеал

Вопросы и задания

1. Что такое мораль и чем она отличается от права?
2. Какую роль мораль играет в обществе?
3. Как связаны между собой мораль и религия?
4. Какие человеческие отношения можно назвать моральными?
5. Попробуйте сформулировать, что такое Добро и Зло.
6. Что такое ценности? Чем различаются ценности и идеалы?
7. Назовите базовые ценности личности. Как они взаимосвязаны?
8. Что такое конфликт ценностей? Приведите примеры из жизни, которые его характеризуют. Как в тех случаях, которые вы привели, он разрешался?
9. Что такое жизненные ценности подростка? Сравните их с жизненными ценностями взрослого человека. По какой причине они схожи, а почему они различаются?

Практикум по обществознанию

1. Проиграйте мысленно стратегию постановки и достижения одной из своих жизненных целей по технологии, которая приведена в параграфе.
2. Проанализируйте приведённый ниже список демократических ценностей и убеждений. Всё ли перечисленное вам понятно? Согласны ли вы с этим списком? Можете ли вы его дополнить (а может, сократить)?
1) Права личности на: жизнь, свободу, достоинство, безопасность, справедливость в суде, уединение, частную собственность.
2) Свободы личности: участия в политическом процессе; вероисповедания; взглядов; совести; юридического расследования; слова.
3) Обязанности личности: уважать человеческую жизнь; уважать права других; быть терпимым; быть сострадательным; проявлять сдержанность; участвовать в демократическом процессе; трудиться во имя общего блага; уважать чужую собственность.
4) Убеждения, связанные с условиями жизни в обществе и обязанностями по управлению государством: обществу нужны законы, приемлемые для большинства нации; диссидентские меньшинства защищены; правительство избирается народом, уважает и защищает свободы личности, гарантирует гражданские свободы, осуществляет свою деятельность во имя общего блага.
Сравните эти демократические ценности с христианскими заповедями, приведёнными ниже.

Христианские заповеди

Греховные поступки: блуд, нечистота, распутство, идолослужение, колдовство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, распри, разлады, ересь, зависть, пьянство, чревоугодие.
Богоугодные поступки: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, умение владеть собой