§ 5. Общественное сознание и философия

§ 5. Общественное сознание и философия

Общественное сознание. Наряду с индивидуальным сознанием существует также общественное.
Общественное сознание — с философской точки зрения — представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.
Оно охватывает всё многообразие духовных явлений, отражающих разные сферы жизни общества и отдельного человека. Вот почему имеет смысл выделить различные его формы — нравственную, эстетическую, религиозную, правовую, политическую и т. д. Сколько видов практической деятельности существует, столько должно быть и видов сознания. В итоге мы знаем, что общественное сознание проявляется в формах философского, научного, экологического, экономического, политического и правового, нравственного, религиозного и эстетического сознания.
Философия как форма общественного сознания. Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Сегодня это древнегреческое слово используется для обозначения двух разных явлений: а) системы отвлечённых идей об основополагающих принципах бытия и познания, постоянно развиваемых и преподающихся в качестве учебного курса; б) каких-то убеждений, важных для человека или отдельной организации сторон действительности. В этом смысле говорят о философии бродяжничества, философии корпорации, философии ничегонеделания, философии здравого смысла и т. п.
Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нём человека.
Термин «философия» появился предположительно в VI в. до н. э. благодаря греческому мыслителю Пифагору. С тех пор философию сравнивают и отождествляют именно с любовью людей к мудрости и истинностью их знаний.
К основным разделам философии принято относить онтологию (учение о бытии), гносеологию (теория познания), логику (наука о способах доказательств и опровержений), социальную философию (социология), этику (дисциплина, изучающая мораль, нравственность), эстетику (учение о прекрасном).
В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм, детерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Древней Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия — классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия — патристика и выросшая из неё схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); русская религиозная философия XIX—XX вв. (B.C. Соловьёв, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, В.В. Розанов); философия русского космизма (Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский); главные направления философии XX в. — неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, аналитическая философия и др.
Основные направления развития современной философии — осмысление таких фундаментальных проблем, как мир и место в нём человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.
Роль философии по отношению к наукам. Философия выполняет интегрирующую роль по отношению ко всем наукам. Было время, когда никаких наук ещё не существовало, а философия уже выделилась в самостоятельную систему идей. Создав самую общую картину мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, определив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые общие законы общества, философия дала жизнь всем конкретным наукам. На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона философии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение технические средства, проникали в такие глубины строения материи и поведения людей, куда философ, вооружённый лишь собственным созерцанием, проникнуть не мог. На очередном витке познания становилось очевидным, что общих рассуждений о физической природе, химическом строении вещества, психике человека или структуре общества недостаточно — нужны совершенно конкретные и точные знания. Философы стали специализироваться на физике, химии, психологии и социологии, постепенно превратившись в учёных. Философские корни конкретно-научных знаний продолжают ощущаться в любой дисциплине. Поэтому на каждом этапе познания, обобщив очередную порцию новых знаний для их более глубокого осмысления, учёные вновь и вновь обращаются к философским основаниям своей науки. Это позволяет привести в порядок многообразие знаний, выявить его структуру и внутренние законы.
Именно в рамках философии достигли своего совершенства приёмы анализа и синтеза знаний; дедукции и индукции; движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, наблюдательности; умение выявлять в отдельных фактах смысл явления.
Философия даёт науке целостное видение проблемы, умение в единичном высвечивать всеобщее, стремление связывать выводы в логическую цепочку.
Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук. Достоинство философского метода заключается в получении обобщённой картины мира, т. е. предельно широкого теоретического осмысления жизни. В орбиту философского поиска входит не только природная, но и социальная жизнь.
Философию можно определить как замкнутую систему обоснования самых главных вопросов, которые всегда касаются не сиюминутных, а вечных интересов. Поговорить о них — означает пофилософствовать, пусть даже в обыденном смысле. Когда вас упрекают: «Ну, опять расфилософствовался», — это означает, что вы пустились в абстрактные рассуждения о вечных проблемах (так, как вы сами их понимаете).
Основные черты, присущие философскому знанию. Философское знание имеет как специфические черты, отличающие его от научного знания, так и черты, роднящие его с последним.
1. Основная специфика — его двойственность, так как философское знание имеет много общего с научным знанием (предмет, метод, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде.
2. Главное отличие философии от всех наук в том, что философия является теоретическим мировоззрением, обобщающим ранее накопленные человеческие знания.
3. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ними.
4. Как и научное знание, философское знание имеет сложную структуру (философское знание включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.).
5. Оно носит предельно общий, теоретический характер.
6. Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе разных наук.
7. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания.
8. Как и научное знание, постоянно развивается и обновляется.
9. Опирается на категории — предельно общие понятия.
10. Как и научное знание, философское знание неисчерпаемо по своей сути.
11. Оно ограничено познавательными способностями человека, имеет неразрешимые «извечные» проблемы (происхождение бытия, бессмертие души и наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые сегодня не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Впрочем, и научное знание ограничено познавательными способностями человека.
У философии важная роль как в естественных, так и в социальных науках. Когда учёный-гуманитарий (будь то психолог, политолог или социолог) не способен построить целостную цепочку рассуждений, допускает логические противоречия, то это может означать только одно: у него нет философского мышления, а это всегда будет мешать ему как профессионалу в своей области.
Философская культура проявляется не в знании того, какой философ в каком году жил, какие сочинения написал и каких идей придерживался, а в умении философски анализировать окружающий и свой внутренний мир. Умение это даётся лишь в ходе постоянной тренировки своего ума. Ведь философия даёт человеку мудрость, которая выражается в простоте, а не в замысловатости языка.
Таким образом, суть самой философии заключается в следующем — она формирует дисциплинированное мышление человека. Философия, помимо прочих её заслуг, — это ещё и прекрасный тренинг для ума.
Мудрость не предполагает однозначного прочтения или прямолинейной трактовки. Носителями мудрости могут выступать не только официально утверждённые философы, занесённые в учебники и монографии, но и простые люди, скажем, наши папы, мамы, дедушки и бабушки. Ведь говорила мне бабушка, не делай того-то и того-то, вспоминаете вы тогда, когда уже успели совершить неблаговидный поступок.
Истоки античной мудрости коренятся в глубинах народной психологии и коллективного творчества. Возможно, что ранние философы были всего лишь внимательными наблюдателями и хорошими учениками. Возможно, что вовсе не Гераклит являлся автором известного мудрого изречения «Всё течёт, всё изменяется», а кто-то другой. Может быть, их автором и вовсе является народ. Но именно Гераклит оценил по достоинству, возвёл в ранг философской мысли это обобщение, придал новое содержание и вставил в культурный контекст человеческого познания.

Основные термины и понятия

Общественное сознание, философия

Вопросы и задания

1. Что такое общественное сознание? В каких формах оно проявляется? Как оно связано с индивидуальным сознанием?
2. Что такое философия? Приведите конкретные примеры двух различных явлений, для обозначения которых используется это слово.
3. Какую роль играет философия по отношению ко всем наукам? Почему именно философия выступает в такой роли?
4. Как вы понимаете вывод о том, что философия дала жизнь всем конкретным наукам?
5. Что мешает назвать философию наукой?
6. Дайте характеристику философскому мышлению.
7. Какие из черт философского знания, на ваш взгляд, характерны только для философии? Своё мнение обоснуйте.
8. Что такое философский подход к жизни? Кого, на ваш взгляд, можно назвать мудрым человеком?

Практикум по обществознанию

1. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Философия как форма общественного сознания».
2. Герой пьесы Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден, который стал учиться весьма в зрелые годы, с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой. Прочитав этот параграф, не сделали ли вы для себя открытие, что уже немало лет философствуете? Что такое, на ваш взгляд, философствовать в повседневной жизни? А это занятие полезное или вредное?
3. Приведите примеры из жизни, которые покажут разницу в смысле двух фраз: «Он — философ» и «Он знает философию»
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты