§ 6. Знания и познание

§ 6. Знания и познание

Процесс познания и его результат. Любая деятельность, в том числе научная, предполагает правильное отражение и воспроизведение действительности, иными словами, правильного образа объективного мира. Когда полученная извне информация каким-либо способом поступает в сферу нашего сознания, она превращается в наши знания. С полным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания.
В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания.
Познание — отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием.
Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
Суть научного познания состоит в том, чтобы найти именно ту меру, которая характеризует социальный или иной процесс. Знания нужны не только теоретикам, но и практикам — политикам, управленцам, бизнесменам. Они необходимы для организации предвыборной кампании, победы в конкурентной борьбе.
Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но только как его необходимые издержки. А научная общественность старается избавиться от них, проводя тщательнейшую проверку полученных в ходе исследования результатов.
Познание — это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации о различных объектах. Оно представляет настолько сложную и древнюю форму деятельности, что в философии ещё в античные времена начало создаваться особое учение о познании — гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — учение).
Гносеология — теория познания, раздел философии.
Существует множество разных определений понятия знание. Например, такое. Знание — это понятийная модель реального мира, позволяющая нам действовать в нём. Или знание — это структурированная информация, используемая её обладателями по определённым правилам. Информация — это то, что может иметь отношение к решаемой задаче, а знания — это то, что необходимо для решения данной задачи.
Знания располагаются на более высокой ступени обобщения, чем данные и факты, составляющие информацию. Более того, знания обеспечивают организацию данных и фактов.
По сути, знания представляют собой концентрированную и многократно проверенную обществом информацию, формирующую своеобразную микромодель окружающего мира.
Проблема познаваемости мира. Центральной проблемой познавательной деятельности является проблема познаваемости мира. Она стала интересовать человеческие умы с тех самых времён, когда появилась философия, — в VI в. до н. э. Суть проблемы заключается вот в чём. Человеческий ум, объём его знаний, равно как и способность их обрабатывать, ограничены. Это известно всем. Общепризнан и другой факт: наш биологически обусловленный познавательный аппарат несовершенен. Но окружающий нас мир, и прежде всего вселенная, — безграничен. В этом и заключается парадокс: способно ли ограниченное существо познать безграничность мира или нет? Те, кто отвечает отрицательно, называются пессимистами, или агностиками (а — отрицание, гно- сис — знание). Уже Демокрит и Дж. Локк считали субъективными цвет, звук, вкус и т. д. Их считали «вторичными качествами». Однако также и «первичные качества»: масса, непроницаемость, протяжённость — в современном естествознании не могут считаться объективными. Мы хотим исследовать мир и не находим ничего, кроме субъективности. Не получится ли так, спрашивали скептики, что мы сами придумываем тот мир, который познаём?
Основной аргумент оптимистов заключается в эволюции человеческого рода. На протяжении 7 млн лет человек познаёт окружающий мир и благодаря получаемым знаниям не только выживает и приспосабливается, например к суровому климату, но процветает и благоденствует. Он построил развитую цивилизацию, возвёл города и космические станции, открыл науки и расщепил атом. Если бы окружающий мир невозможно было познать или наши знания оказались бы заблуждением, то откуда тогда взяться достижениям человечества?
Истина и её критерии. Целью познания служит приобретение не любых,'а именно истинных знаний об объективном мире.
Истина — соответствие знания действительности.
Абсолютной истины не существует. Наши знания о мире всегда относительны, поскольку постоянно углубляются и уточняются по мере развития практики и познания. В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий — это средство проверки достоверности знания). Так, Р. Декарт критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность, а JI. Фейербах находил критерий истинности в чувственных данных. Но оказалось, никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления — вопрос оценочный, а чувства нас часто обманывают.
Критерием истинности знания всегда выступает практика, которая называется по-разному — эксперимент, опыт, действие, труд, тестирование, испытание, — но суть всегда одна. Критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо теоретические положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность знания.
Постоянный спутник истины — заблуждение. Истина и заблуждение — две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания. Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Оно возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны и многообразны по своей форме: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о «вечном двигателе»), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию).
Заблуждение следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации — передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но наука старается избавиться от них.
Научное знание выражается в форме суждения и претендует на истинность. Основой науки является опыт: эмпиризм (опыт) превратился в основополагающий принцип, а основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент.
Знание и информация. Знание понимается: а) в широком смысле как любого рода информация и б) в узком смысле как подтверждённая научными средствами информация. Мы будем пользоваться узкой трактовкой. Отсюда вытекает первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объёмов понятий «информация» и «знание». Первое понятие шире второго. Будем считать, что «знание» — часть объёма понятия «информация».
Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — сведения, передаваемые одними людьми другим и процесс передачи или получения этих сведений.
Знания можно классифицировать по самым разным основаниям: содержанию, полноте, глубине, характеру, сфере приложения и др. Существуют гуманитарные и естественные знания; научные и обыденные; явные и неявные; глубокие и поверхностные; полные и частичные; фундаментальные и прикладные; истинные и ложные; проверенные и непроверенные; знание интеллектуальное и чувственное; эмпирическое и теоретическое. А ещё знания бывают устаревшими, книжными, учебными, надёжными, практическими.
Знание не зависит от личных качеств человека, оно выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может быть субъективной, содержать, например, слухи.
Знание — это не только и не столько информация, полученная вами из внешнего источника (а бывает ли внутренний источник информации?). Знания — это усвоенная в сознании человека информация.
Например, студент готовится к сессии. Нередко нужный учебник читается накануне экзамена. Времени в обрез, информация буквально запихивается в голову, кое-как складируется и несётся в аудиторию. Студент берёт билет — это сигнал, побуждающий вспомнить нужную информацию. Чаще всего нужное как раз не вспоминается, наружу лезут какие-то обрывки сведений. Главное — побыстрее изложить их экзаменатору, получить оценку, пулей вылететь из аудитории и... все забыть.
Что осталось в таком случае в памяти студента — информация или знание? Информация продержалась в голове очень недолго, так и не став знанием. Другое дело, если бы сведения из учебника были осмыслены, закрепились в сознании, породили бы новые, теперь уже свои собственные, мысли. Такие сведения уже нельзя считать информацией. Это — знание. Оно проникло в мозг человека и, когда приходит время, актуализируется. Высказывая собственные мысли, вы делитесь своими знаниями. А вот если вы сообщили о давно произошедшем историческом событии, то поделились с собеседником информацией.
Итак, знание — это информация, пришедшая как гость и оставшаяся у вас как хозяин. Это нечто внешнее, превращённое во внутреннее, ставшее для вас важным.
Ступени познания. Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нём оказываются задействованными пять органов чувств — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познаётся только единичное.
На второй ступени — рациональном (логическом) познании — происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступают мышление и разум. Отсекая данные, полученные с помощью органов чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познаёт закономерности окружающего мира. Абстрагируясь от земного и суетного, учёный погружается в мир вечного и идеального и только там создаёт непреходящие научные теории. Идеализация — обязательный элемент научного мышления.
Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности, такие, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция.
Рациональное познание проявляет себя в двух основных формах — эмпирическом и теоретическом мышлении.
Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования: 1) эмпирический — нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса и 2) теоретический — формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование развёрнутой научной картины мира. Эмпирическое (от греч. empeiria — опыт) означает всё, что дано человеку на основе чувственного опыта. Эмпирическим называется такое знание, которое получено каким-то опытным путём и отражает реально существующие явления, например: суждение о том, что в Советском Союзе было 15 республик, или суждение о том, что у кого-то рост 1 м 72 см. Теоретическим является такое знание, которое лишь косвенно опирается на реальность, но создаётся учёными из каких-либо абстрактных понятий. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. С его помощью наука проникает в тот мир, который не видим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать источником эмпирического знания. Эмпирически физик видит след в пузырьковой камере Вильсона, но только с помощью теории он способен установить, что на самом деле наука обнаружила электронную орбиту. В то же время в социологии нельзя увидеть сплочённость или солидарность, поскольку такое знание можно получить только на основе эмпирически наблюдаемых признаков, таких, например, как совместное проведение коллективом досуга или выступление людей на демонстрации протеста.
Используя всего четыре метода — наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, — социолог создаёт богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы грудой сырого материала, а не целостной картиной мира, не имей учёный надёжный и очень эффективный механизм их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. Когда говорят: механизмом построения теоретического знания выступает логика, то подразумевают, что все суждения теории должны логически вытекать друг из друга, не должны противоречить друг другу.
Высшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира.

Термины и понятия

Познание, знание, гносеология, истина, информация

Вопросы и задания

1. Соотнесите понятия «познание» и «знание».
2. Дайте не менее двух определений познания, не противоречащих друг другу.
3. Что такое научное познание? Что его отличает?
4. Как соотносятся знание и информация?
5. Что такое истина? Приведите примеры истинных знаний. Можно ли говорить о том, что приведённые вами примеры демонстрируют абсолютную истину? Почему?
6. Что такое заблуждение? Какую роль заблуждение играет в истории науки?
7. Приведите примеры заблуждений научных и ненаучных.
8. Охарактеризуйте ступени познания.
9. Что такое философское постижение мира? Сформулируйте вопросы, на которые отвечает философ, познавая мир.

Практикум по обществознанию

1. Смоделируйте дискуссии:
— сторонников познаваемости мира и противников этого взгляда (агностиков). На чьей вы стороне? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения;
— философов о критериях истинности знаний.
2. Можно ли в процессе познания:
— ограничиться одной из её ступеней;
— сначала пройти вторую ступень, а затем первую?
Своё мнение обоснуйте.
3. Приведите пример последовательного процесса познания, охватывающего все его ступени.
4. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания? Дайте аргументированный письменный ответ
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты