§ 9. Сущность культуры

§ 9. Сущность культуры

Культура — одно из центральных понятий обществознания. К нему в ходе изучения курса в 8 классе вы обращались не раз. Вопросы культуры были в центре внимания обществознания и в основной школе. Культура изучается в ряде других предметов, прежде всего на уроках истории. И тем не менее к этому вопросу предлагаем обратиться ещё раз, поскольку культура столь сложное, многогранное и важное явление жизни общества, что многократное её изучение с различных позиций никогда не будет лишним.
Что такое культура. В Древнем Риме, откуда и пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Оно происходит от глагола colo, cul- tum, т. е. обрабатывать, осваивать, заселять.
Перенесённое из сферы сельского хозяйства слово «культура» стало обозначать уход, улучшение, облагораживание, но теперь уже не земли или почвы, а телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. В широком смысле культура — это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
В понимании культуры социологи во многом солидарны с антропологами: и те и другие ставят знак равенства между двумя предельно широкими категориями — культурой и обществом. Различие между ними не принципиального характера, а скорее формального. Это два разных взгляда на одно и то же.
Если культура состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не являются гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
К настоящему времени учёные насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третью группу входят определения, в которых подчёркивается значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях учёные понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчёркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о культуре говорят как о совокупности форм приобретённого поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.
И по сей день классическим считается определение культуры, которое предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии. Хотя с тех пор в него добавляли новые штрихи, в общем портрет точно отражает свой оригинал:
Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чём. В первом случае культура включает социальные проблемы, в частности социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих приёмах и данных.
В культуре выражены характерные черты определённого общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят также со- циально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки.
Три значения культуры в повседневной жизни. В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.
Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу общества, получившую институциональное закрепление. В различных странах существуют министерство культуры с разветвлённым аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре; журналы, общества, клубы, театры, музеи ит. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.
Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, молодёжной культуре, культуре рабочего класса и др.
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.
Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении «воспитанный»; «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство». Особый смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры.
Многовариантность общественного развития. Учёные подметили парадоксальную закономерность: все человеческие общества начинали свою историю с одинакового уровня — первобытно-общинного строя. Десятки тысяч лет назад им был свойствен примерно одинаковый тип социальной структуры, приёмов трудовой деятельности, верований, бытовой и духовной культуры. Сегодня существует колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной и художественной культуры.
Следовательно, по историческому пути все общества двигались с неодинаковой скоростью: одни — медленно, другие — с ускорением. Воздействием какого-то единственного фактора — географического, экономического или духовного — объяснить неравномерность развития человеческих обществ науке так и не удалось.
Многовариантность общественного развития — основная черта развития человечества. Она и служит причиной наличия многообразия культур.
Культурное многообразие. Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т. е. черты культуры приобретают разное, иногда противоположное значение. Культурное разнообразие народа, его отличие от других проявляется во всём: в приготовлении пищи, приветствиях, гостеприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и во многом другом.
Культурное многообразие — многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо отличия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры.
Между культурами и культурными группами существует много схожего, но в то же время наблюдается большое количество различий. Культурные различия нашли своё отражение в разных стилях одежды, росписи, ковки металла, вышивания; в этикете, кухне, присказках, поговорках и пословицах. В том числе и в приветствиях, которыми обмениваются люди.
В западной культуре мы привыкли пожимать другому человеку руку при встрече, и рукопожатие стало для многих из нас ритуальным и автоматическим действием. Однако представители других культур приветствуют людей по-разному. Например, в некоторых культурах люди приветствуют друг друга лёгким наклоном головы. В других культурах этот наклон сопровождается сложением перед собой рук
наподобие молитвы. В каких-то культурах практикуется поклон в пояс с опусканием лица так, что его становится не видно. В некоторых культурах ограничиваются быстрым взглядом и подъёмом бровей.
Национальные особенности проявляются и в правилах вежливости. Житель Вены при знакомстве с дамой говорит «целую руку», а поляк на самом деле целует ей руку. Англичане начинают письмо словами «дорогой сэр», даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костёл или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура — чёрный, а в Китае — белый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается (показывают, что сыты).
В мире никогда не было двух одинаковых мнений. Двух одинаковых волос или двух зёрен. Самым универсальным качеством является разнообразие.
Мишель де Монтенъ, французский философ
Культура проявляет себя в повседневном поведении. Но таком, которое считается естественным, привычным, совершается как бы автоматически. Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом; когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Всё это естественное поведение. Правда, японец за едой приседает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладываясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южноамериканский индеец вообще спит в гамаке. И такое поведение для всех них вполне естественно. Потребности в пище и сне — биологические потребности. По своему содержанию они универсальны, едины у всех народов. Однако формы их проявления многообразны.
Европейцу трудно без привычки сидеть, скрестив ноги по-индийски, или на корточках по-японски. В Японии же с трудом привился европейский обычай сидеть на стуле. Англичане и французы дивятся привычке южноафриканских зулу отдыхать, стоя на одной ноге. Долгое привыкание к определённому образу жизни затрудняет такой переход. Привычный образ жизни становится традицией, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.
Культурное своеобразие проявляется не только в удовлетворении биологических потребностей и естественных привычек поведения. Труд и хозяйство — вне биологии. Они часть культуры. Однако в том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, тоже сказываются традиции и культурное своеобразие.
Ирландский и французский кузнецы придавали в старину разную форму самому обыкновенному топору. Даже лопата у разных народов имеет несхожие формы. Этническое своеобразие народов накладывает свой отпечаток на орудия труда и предметы быта. Русские крестьяне в прошлом строили срубные дома из дерева даже в тех районах, где нет леса, например переселяясь в Узбекистан или Казахстан. На юге Украины русские переселенцы под влиянием украинцев с огромным трудом и далеко не сразу перешли на новый строительный материал — глину.
Этнографы давно подметили любопытный факт: народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к другу. Если первые строят каменные одноэтажные дома, то вторые — двухэтажные, а третьи — деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было безошибочно определить, из какой местности происходит человек. По одежде русской крестьянки XIX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась.
Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. Русский студень — специально охлаждаемое блюдо — становится на Кавказе горячим блюдом хаш.
Итак, культура — это фабрика, на которой биологические потребности и инстинкты — своеобразные полуфабрикаты — перерабатываются в социально обусловленные традиции и обычаи. Власть бессознательных стихий кончается там, где начинается культура. Любой человек обладает потребностью есть, спать и быть здоровым, продолжать свой род. Но они существуют и у животных. Они составляют суть Первой Природы и универсальны для всех живых существ. Потому их называют витальными. Только у человека они радикально изменяются, и не только по форме. Так возникает Вторая Природа — культура. Природа начинается с приспособления, а культура — с преобразования мира. Она удовлетворяет и те потребности, каких нет ни у одного животного, например в познании мира или эстетическом восприятии действительности.
Ещё одно отличие — социальные нормы. Культура обеспечивает присущие только человеку средства коммуникации. Общество возможно только при соблюдении людьми определённых правил поведения и быта. Культура отвечает за регулирование человеческих взаимоотношений. Чуть ли не самым ярким доказательством способностей культуры трансформировать всё, что попадается на её пути, является любовь.
К сожалению, культурные различия очень часто приводят людей, а то и целые страны к непониманию друг друга, к враждебности, предвзятости, к насилию и войнам, а в межличностном общении и в школьной среде — к дракам, наклеиванию оскорбительных ярлыков, превращению «инако вых» людей в «козлов отпущения» или социальных изгоев.
Многокультурное образование. Многокультурное образование — это способ противостояния культурному расизму, предубеждениям, ксенофобии, ненависти, предвзятости, дискриминации, сегрегации, этноцентризму, классиз- му (дискриминации, основанной на экономических различиях), лингвисизму (дискриминации, основанной на языковых и речевых особенностях), сексизму (дискриминации, основанной на половых различиях).
Глобальные процессы, происходящие ныне на нашей планете, породили такое явление, как мультикультурализм — особую практику и политику бесконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп. Взаимодействие культур порождает общение, диалог, ёмко охарактеризованный русским философом М. Бахтиным. «Единство культуры, — писал он, — это открытое единство: чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут ещё больше)».
Мультикультурализм (культурный плюрализм) предполагает, что индивиды и группы могут быть полностью инкорпорированы в общество без утраты своей национальной или иной идентичности, без ограничения своих прав.
При такой стратегии правительство выделяет значительные средства для развития местных этнических центров, культурных памятников, строительства школ и подготовки педагогических кадров для обучения молодёжи на родном языке.
К тому же мультикультурная модель ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности национальных меньшинств и малых этносов, исследование малых культур, публикацию книг на их родных языках и диалектах. Она поощряет межнациональные контакты и воспитывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколении: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьём, а не по учебникам они знакомятся с культурной географией мира.
При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Такой плюрализм подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Основные термины и понятия

Культурное многообразие, мультикультурная модель

Вопросы и задания

1. Что такое культура в широком и узком смысле слова? Приведите примеры подобного использования этого понятия.
2. Почему между культурой и обществом в науке зачастую ставится знак равенства?
3. Приведите примеры трёх разных значений культуры, используемых в общественной жизни.
4. Что такое антикультура? По каким критериям можно определить проявление антикультуры?
5. Что такое мультикультурная модель? В какой степени она согласуется с процессом глобализации?

Практикум по обществознанию

1. В параграфе говорится о том, что известно приблизительно 500 определений культуры. Сколько из них дано в изученном параграфе? Выпишите их в тетрадь и сгруппируйте по признакам, предложенным вами.
2. Что значит «классическое определение»? Почему, на ваш взгляд, определение культуры, данное Э. Тэйлором, считается классическим?
3. «Культурные различия — объективный факт, хотя их восприятие — субъективный процесс». Как вы относитесь к данному высказыванию, прокомментируйте его. Проиллюстрируйте вашу позицию конкретными примерами из повседневной жизни
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты