Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
8 гостей

Краткие новости

§ 34. Малые группы

§ 34. Малые группы

групповые нормы, неформальные группы, Межличностные отношения, социометрия, деиндивидуализация, малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, дружеские отношения

Вспомните
какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?
Группы, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, представляют интерес для ряда наук: социологии, социальной философии, социальной психологии и др. В 11 классе вы рассмотрите большие социальные группы и социологические подходы к их изучению. В этом параграфе мы остановимся в основном на социально-психологических подходах к изучению малых групп.
С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.
В социальной психологии проблема малых групп составляет наиболее интенсивно разрабатываемую область исследований. Социальные психологи изучают психологические особенности, закономерности, процессы, возникающие в малых группах.
ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА
Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.
К характеристикам малой группы относят психологическую и поведенческую общность ее членов. Психологическая общность основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определенной группе — группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта общности с другими членами группы, различение некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». Наличие так называемого «мы-чувства» многие социальные психологи считают главной характеристикой группы.
Исследователи сходятся в том, что начинается малая группа с объединения 2—3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения — от 8—10 до 30—40 человек. Правда, чаще всего группы с численностью более двадцати человек не определяются как малые. Причина этого, видимо, состоит в том, что непосредственное взаимодействие членов группы и личное воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами такой группы, проявляются менее выраженно.
Вопросы наиболее точного определения малой группы, принципов выделения малых групп, а также количественных параметров (нижнего и верхнего пределов числа членов малой группы) до настоящего времени остаются дискуссионными.
Общение и совместная деятельность рассматриваются как основа для возникновения эмоциональных отношений в группе (симпатий, антипатий, безразличия) и особых групповых ценностей и норм поведения.
Вероятно, вы помните из курса основной школы, что групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов. Эти нормы складываются в связи с отношением группы к социальным явлениям, что находит выражение в групповых ценностях (по сути, совместном ответе на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»). В этом проявляется связь групповых норм с групповыми ценностями. (Подумайте, что можно отнести, например, к нормам жизни и ценностям вашей семьи как малой группы.)
Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм, выполняющих функции социального контроля (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения).
Малая группа является социальной системой. Ее элементами, как и элементами других социальных систем, выступают люди и возникающие между ними отношения.
Малая группа является динамической системой, о чем свидетельствуют процессы ее изменения, развития. Это открытая система, так как она связана с внешней средой, испытывает ее воздействия и реагирует на них. Однако, как утверждают исследователи, степень открытости различных групп влияниям окружающей среды, общества различна. Группы с незначительной степенью открытости довольно часто используются обществом для достижения каких-либо определенных задач. Примерами таких групп являются экипажи судов, находящихся в длительном плавании, команды космических кораблей, полярных экспедиций, армейских подразделений.
Малая группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Поэтому малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более или менее регулярной основе, чаще всего в одном и том же месте. Например, школьный класс может существовать до 10—11 лет.
КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ
В литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации групп, называются разные основания этих классификаций. Остановимся на наиболее принятых.
Прежде всего среди групп выделяют условные и реальные группы. Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге. Так, в статистике выделяют условные группы людей по какому-то признаку. Например, из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье. (Опираясь на определение группы, объясните, почему выделенная таким способом группа будет условной.) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. (Подумайте, какие еще признаки могут быть положены в основу выделения условных групп.)
В противоположность условным реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (возникают как добровольные объединения). К реально существующим группам, к примеру, относится семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания.
Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований. Например, во время одного из экспериментов, в ходе которого изучалось влияние телепередач на детскую агрессию, в лабораторную группу были объединены несколько учащихся начальной школы. Исследователи организовали просмотр телепередач в лаборатории, чтобы можно было контролировать «количество» жестокости, свидетелями которой становились дети, и прослеживать ее влияние на поведение детей.
Естественные группы возникают в ходе развития общества. В связи с численностью их участников среди естественных групп выделяют большие и малые группы. Примерами больших естественных групп являются этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Примеры малых естественных групп — школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.
Возникновение социальной психологии как науки обычно связывают с первыми попытками изучения психологических явлений в больших группах (вторая половина XIX в.). Изучалась, к примеру, «психология народов», «психология масс». Начиная с 20-х гг. XX в. социальные психологи сосредоточились на изучении малых групп. Подробно вы познакомитесь с большими группами в 11 классе. Здесь мы упоминаем их, чтобы дать целостное представление о том, какими бывают группы.
Среди естественных групп выделяют первичные и вторичные. Критерий выделения — наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение. Первичную группу отождествляют с малой группой, говоря о том, что она выступает частью системы более высокого уровня — вторичного объединения. С этой точки зрения малую группу нередко характеризуют как подсистему.
Теперь посмотрим, какими бывают малые группы.
Исследователи проводят различие между группами формальными (организованными, официальными) и неформальными (неофициальными, спонтанными). Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Согласно американскому социологу Элтону Мейо (1880—1949 гг.), впервые предложившему деление малых групп на формальные и неформальные, формальная группа отличается тем, что в ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения («структура власти»). К формальным группам можно, например, отнести футбольную команду, в которой изначально четко определены роли каждого из участников: нападающий, защитник, вратарь и т. д. (Приведите свои примеры формальных групп.)
Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Неформальная группа может возникнуть внутри формальной. Например, в школьном классе как формальной группе могут возникнуть более мелкие группы, состоящие из приятелей или друзей, объединенных общим интересом. Неформальная группа может также возникнуть не внутри той или иной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Так возникают, например, дворовые компании. Иногда в рамках таких групп, несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них можно различить позиции и роли. (Вспомните, например, Тимура и его команду, описанную в книге А. П. Гайдара.) Социальные психологи зачастую рассматривают структуру формальных и неформальных отношений, различая не группы, а тип и характер отношений внутри их.
Еще одна часто встречающаяся в литературе классификация — «группы членства» и «референтные группы» (от лат. refero — соотношу, англ. to refer — относить, соотносить).
РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке.
Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок, являются для него группами членства.
Например, купив туристическую путевку, человек обычно становится членом формальной (организованной) туристической группы. Такую группу можно считать группой членства, поскольку степень ее значимости для человека и степень ее влияния на систему его ценностей достаточно невелика.
Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами. Ввел это понятие американский социальный психолог Г. Хаймен (род. в 1942 г.), установивший при исследовании студенческой группы, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.
Среди функций, которые выполняет референтная группа, выделяют нормативную и сравнительную. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других.
У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. (например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, музыкальный ансамбль и т. д.). Референтной может быть для человека как реальная (например, компания во дворе или близкие друзья), так и условная группа. Если референтной выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.), человек, как правило, строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ
Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу.
Отношения в группе образуют сложную, изменяющуюся систему. В ней выделяют несколько видов отношений.
Отношения, возникающие на должностной основе, принято называть официальными. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами (законом, инструкциями, положениями, уставами и т. п.). Например, во многих школах существует перечень требований к поведению учеников в стенах школы. В них, в частности, фиксируется характер отношений между учащимися и учителями, а также между учащимися разных возрастов.
В отличие от них на базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальные отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений.
В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют друг друга.
Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Например, отношения между начальником и подчиненным — это отношения по вертикали, а взаимоотношения между коллегами — это отношения по горизонтали.
Нередко различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком. Психологов особо интересуют закономерности таких эмоциональных отношений, как дружба, привязанность, любовь, симпатия и антипатия между членами группы.
Межличностные отношения в группе — это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно переживаются личностью.
Практические исследования структуры межличностных отношений в малых группах связаны с работами австрийско-американского психолога, психиатра и философа Якоба Морено (1892—1974 гг.). В своих трудах он обосновал метод социометрии (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю). Социометрия — это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам), охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения. Метод социометрии основан на том, что определение отношений в группе связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создают специальные вопросы — социометрические критерии. Например: «С кем вы хотели бы дежурить по классу?» или «С кем вы хотели бы пойти в театр?». Вопросы формулируются так, чтобы выявить характер взаимоотношений между членами группы и классифицировать их как тяготение, отталкивание или безразличие.
В самом простом варианте социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможны один выбор (например, по вопросу требуется указать одного человека) или несколько выборов по степени значимости («Кого вы выбираете в первую очередь, вторую, третью и т. д.»). С помощью данного метода можно определить положение, которое занимает каждый член группы в системе межличностных отношений.
ИНТЕГРАЦИЯ В ГРУППАХ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой — оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).
«Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы».
Л. С. Выготский
Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.
Основные понятия: малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, дружеские отношения.
Термины: групповые нормы, социометрия, деиндивидуализация.
Проверьте себя
1) Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной ее характеристикой? 2) Укажите три признака малой группы как системы. 3) Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп. 4) Какими бывают малые естественные группы? 5) Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их. 6) Опишите виды отношений в малой группе. 7) Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Можно ли назвать малой группой учащихся из разных классов, работающих на персональных компьютерах после уроков в компьютерном классе? Обоснуйте свое мнение.
2. Каждое ли объединение людей численностью до 30—40 человек можно назвать малой группой? Свой ответ аргументируйте.
3. К числу функций, которые выполняет малая группа, относят функции социализации и психологической поддержки. Опираясь на знание курса, раскройте содержание каждой из них.
4. Опираясь на текст параграфа, предположите, почему молодой человек, входящий в такие группы, как школьный класс и спортивная команда, начинает ориентироваться на нормы компании, отличающейся противоправным поведением. Какие понятия параграфа вам понадобятся для содержательного ответа?
5. Определите свои индивидуальные цели участия в нескольких группах, к которым вы принадлежите. Какие из этих групп являются для вас группами членства, а какие — референтными группами?
6. Почему референтную группу некоторые исследователи называют группой эталонной?
7. Проведите наблюдение за тем, что происходит с вашим классом во время соревнований с другими классами. Зафиксируйте, как ведут себя одноклассники; что преобладает: ссоры и обиды или поддержка в случае неудач; что происходит в других классах, старших и младших. Сделайте выводы о том, как процессы, происходящие в классе как малой группе, зависят от уровня ее развития.
Поработайте с источником
Приводится фрагмент из книги «Основы социально-психологической теории», написанной современным российским психологом А. А. Бодалевым.
Важнейший фактор, от действия которого в сильнейшей степени зависит то, какая перед нами в конце концов окажется личность и какие, стало быть, отношения к разным сторонам действительности ее будут отличать от других людей, — это та малая группа — семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей и т. д., в которые личность входит и с членами которых она находится в повседневном непосредственном контакте.
По причине этой непосредственности общения каждого с каждым, постоянного выражения ими своих точек зрения на происходящие события как в самой группе, так и за ее пределами, совершаемых на глазах у всех поступков и действий, затрагивающих в положительном или отрицательном смысле интересы каждого, кто входит в группу, эта многоликая и многонаправленная, существующая в материальных и духовных формах жизнь группы оказывает свое обязательное влияние на развитие личности, и оно тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности. <...>
Специфика межлюдских отношений и их влияние на людей — их носителей заключаются еще и в том, что в них не просто один человек контактирует с другим или один человек «относится» к другому человеку как таковому, а они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп — половых, возрастных, профессиональных, национальных и других. Принадлежность же каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы — для мужчины, для учителя, для мужа, для отца и т. д.
Вопросы и задания
1) Что автор считает важнейшим фактором формирования личности?
2) Примеры каких малых групп представлены в тексте?
3) Назовите выделенные автором причины и проявления влияния малой группы на личность?
4) С каким понятием, раскрытым в параграфе, соотносится мысль автора о том, что влияние группы на развитие личности «тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности»?
 
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты