Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

§ 14. Политическая система общества

§ 14. Политическая система общества

Политические институты общества. К политическим институтам относят государство, партии, армию, полицию, суды, президентскую власть, выборы, референдум, парламент, правительство, бюрократию, общественное мнение, средства массовой информации, группы давления и избирательные системы. Вряд ли кто будет сомневаться в том, что на протяжении человеческой истории существовало великое множество политических институтов и практик. Одни появлялись и оставались в истории навсегда либо на продолжительное время, другие быстро исчезали, заменяясь новыми, не всегда более совершенными, продвинутыми или эффективными.
Политический институт — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в политической сфере общества и организующих его в систему ролей и статусов.
В древних обществах огромное значение имели всевозможные институты сакрализации власти (от лат. sacralis — священный), например коронование. Легитимность монарх получал свыше, от Бога. А потому приход к власти светского лидера государства не обходился без участия религиозного главы. Если коронование знаменует начало правления, то импичмент — отстранение главы государства путём выражения ему общественного недоверия. Конечно, правитель может уйти добровольно или быть свергнут строна силой. В глубокую древность уходят корни другого политического института — народных депутатов, которых в Риме называли трибунами. Происхождение института народных трибунов связано с завоеванием римским плебсом права на представительство своих интересов в сенате — ими были специальные народные спикеры- трибуны.
Сегодня появилось множество новых политических институтов, о которых прежде люди и помыслить не могли. Один из них институт голосования, внутри которого находится институт выдвижения кандидатов на выборах, имеющий множество самых разных форм проявления. К институтам открытой демократии относят согласительные комиссии, общественные советы и палаты, слушания по различным, проблемам. В самостоятельное явление, как государственный институт, выделяют президентское правление. В демократическом государстве особо важную роль играют институты общественного диалога, постоянного учёта мнения интересов различных групп населения. Народовластие — это ко всему прочему ещё и постоянный процесс согласований и переговоров; система согласования общественных интересов, которая даёт возможность учитывать интересы различных групп граждан и общественных структур. Такая система исключает диктатуру как большинства, так и меньшинства.
Совсем недавно, а именно в 2000 г., в нашей стране появился институт полномочных представителей президента в федеральных округах. Его главная миссия — борьба за наведение правового порядка в соответствующих территориях.
К политической системе общества надо отнести институт депутатского запроса, введённый в нашей стране в 1997 г. Депутатский запрос — обращённое к определённым органам или должностным лицам предложение (требование) депутата дать информацию по тому или иному вопросу. Он вносится как в письменной, так и в устной форме. При этом ответ адресуется не депутату — автору запроса, а представительному органу. Институт депутатских запросов важен потому, что благодаря ему внимание правительства сосредотачивается на больных точках жизни общества.
Общественное мнение в сфере политических институтов представлено средствами массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы, Интернет), PR-агентствами, PR-фирмами (PR — от англ. public relation — связь с общественностью), консультационными фирмами, пресс- центрами, пресс-службами и т. п.
Все политические институты — это проявления и воплощения власти. Совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними характеризуют строение и базовую организацию общества. Она представляет собой особый порядок (расположение) институтов, помогающий людям взаимодействовать и устраивать совместное проживание. Такой порядок называется конституционным .
Конституционный строй — отражённые в Конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это — народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
Конституция — Основной закон страны. В правовом государстве главное место по объёму регулирования занимают законы, основным среди которых является Конституция. Никакой закон или другой акт не должен исправлять или дополнять Конституцию, а тем более противоречить ей.
Конституция (от лат. constitutio — устройство) — Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция — это система зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства; принципы его организации и функционирования. Конституция — основа всего текущего законодательства.
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина»). Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918 г. Сегодня у нас действует Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.
Конституции состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан. Во второй части описываются характер государства (республика, федерация и т. п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления. Обычно в Конституции детально не прорабатываются положения об организации отдельных государственных учреждений и институтов. Поэтому парламент или аппарат Президента разрабатывает специальное законодательство, которое конкретизирует основные положения Конституции.
От слова «конституция» берёт начало термин «конституционное государство», который используется при разграничении правового и неправового типа государства. В первом случае закону подчиняются и граждане, и верховная власть. Во втором — только граждане. Тирания и диктатура — пример неправового типа государства. Высшим проявлением конституционного государства служит правовое государство.
Конституция страны не только закрепляет принцип разделения властей, но и гарантирует его. Он означает, что исполнительная, законодательная и судебная власти разделены и представлены независимыми друг от друга органами, осуществляющими взаимный контроль.
Политическая система российского общества. В соответствии с конституционным порядком в стране создаются высшие органы государства. Так, высшим законодательным органом России является Федеральное Собрание (парламент), состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Заседание Совета Федерации
Совет Федерации является верхней палатой парламента. В него входят по два представителя от законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (губернаторы краёв, мэры таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, и т. д.). Принимаемые в Государственной Думе законы поступают на одобрение в Совет Федерации, а потом направляются Президенту, который в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его. Президент может и отклонить закон. В таком случае парламент будет его рассматривать вновь.
За 10 лет Совет Федерации примерил три модели формирования. В 1993 г. по Указу Президента члены палаты избирались точно так же, как депутаты Государственной Думы. Потом был принят закон, по которому кресла в палате занимали по должности главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Наконец, с 2000 г. регионы делегируют своих представителей — по одному от администрации и Законодательного собрания.
Все законы в Государственной Думе принимают депутаты — избранные народом политики, представляющие интересы народа. Первая Государственная Дума в России появилась в 1906 г. Ограничивая власть царя, она сама строилась на ограничительных началах: тогда избирательных прав не имели женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военные и др. В соответствии с Конституцией РФ Госдума — нижняя палата Федерального Собрания. Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Главными полномочиями Государственной Думы являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью Правительства РФ.
Исполнять законы призвана исполнительная власть. В её подчинении находится большой аппарат. Главную роль при этом играет коллегиальный орган — Правительство Российской Федерации. Его возглавляет председатель, которого ещё называют премьер-министром, т. е. первым министром. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., исходит из того, что исполнительную власть в стране осуществляет Правительство. Глава Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и предлагает Президенту кандидатуры на должности других членов правительства. По Конституции РФ Государственная Дума может выразить правительству недоверие. Согласно Закону «О правительстве РФ» кабинет министров должен ежегодно представлять отчёт о своей деятельности депутатам Государственной Думы. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Секретариаты руководства ГД    
Секретариат Руководителя Аппарата ГД и его заместителей
Аппараты фракций ГД    
Аппараты комитетов и комиссий ГД
Управление Аппарата ГД    
Структура Государственной Думы РФ (2009 г.)
Политическая система общества — разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Президент России Д.А. Медведев и премьер-министр РФ В.В. Путин
Главой государства является Президент. Это слово употреблялось ещё в Древнем Риме и означало первого среди всех, «сидящего впереди». Президент государства — самая высокая должность в стране. Его выбирает народ сроком на шесть лет (ныне действующий Президент избран на четыре года). Впервые институт президентства в России был введён в 1991 г. Согласно закону, Президент является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами. Он носит с собой «ядерный чемоданчик» и контролирует проблемы обороноспособности страны. Свою власть Президент осуществляет с помощью указов и распоряжений, которые не должны противоречить законам страны. Президент подписывает все законы, но обладает и правом вето (запрета) на них. У главы государства много полномочий. Например, он назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства, членов Правительства, принимает решения об отставке Правительства. Он назначает выборы в Государственную Думу и может её распустить. Президент формирует Совет безопасности.
Президент выступает гарантом Конституции страны. Он должен создать работающий государственный аппарат, надёжное финансовое управление, обеспечить стабильность денежной системы страны.
При любой форме разделения властей должен быть обеспечен контроль законодательной власти над исполнительной, над всеми её звеньями, включая силовые структуры. Даже в тех странах, где в Конституции отсутствует положение о прямой ответственности исполнительной власти перед парламентом (например, в США), существует ряд конкретных форм парламентского контроля за этой властью.
Так, президент США не только представляет конгрессу ежегодное послание о положении в стране, но и выступает перед конгрессом примерно с тридцатью докладами в год. При этом все эти доклады конгрессменами тщательно обсуждаются. Также представляет конгрессу доклад о своей деятельности за истекший год и глава каждого департамента (министерства).
Основные термины и понятия Политический институт, Конституция, политическая система общества
Вопросы и задания
1. Что называют политической системой общества? Каковы элементы этой системы?
2. В чём сущность принципа разделения властей?
3. Что относится к понятию «политический институт общества»?
4. Какова разница между функциями Совета Федерации и Государственной Думы?
Практикум
1. Выберите правильный ответ.
Систему разделения властей в Российской Федерации характеризует:
1) подчинение судей Федеральному Собранию;
2) подчинение Правительства РФ Государственной Думе;
3) самостоятельность каждой из ветвей власти;
4) соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе.
Глава 2. Политика
2. Используя материал параграфа, вставьте пропущенные слова:
«Глава Правительства назначается с согласия и предлагает Президенту кандидатуры».
3. Напишите краткое эссе, раскрыв роль одного из институтов политической системы современной России.
4. Составьте схему «Структура и основные положения Конституции Российской Федерации».

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты