§ 19. Демократия

§ 19. Демократия

Демократическая власть. Истинно демократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обязательное одобрение у народа.
Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов — парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной Конституцией системе и выполняет законодательные функции. В Англии он так и называется — парламент, в США — конгресс, в Швеции — риксдаг, в Норвегии — стортинг, в России сегодня — Федеральное Собрание, а его нижняя палата — Государственная Дума.
Демократия (греч. — власть народа) — политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия).
Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят ещё о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе своего образа жизни. Суверенитет также означает, что законным источником власти выступает именно он, народ.
Демократию можно рассматривать и на уровне всего общества (тогда она плавно перерастает в политическую форму организации общества), и на уровне территорий, предприятий, фирм и даже школьного класса. Тогда её нельзя относить к сфере политики. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия).
Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищённость их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.
Демократия — одна из древних форм власти в общинно-родовом строе, где старейшина избирался добровольно. Он «выдерживал конкурс», должен был обладать красноречием, физической силой, мудростью, отвагой, честностью. Принимая решение, вождь опирался на мнение совета общины, выражавшего волю большинства.
Источником власти при демократии выступает мнение народных масс, проявляющих добровольное подчинение, уважение к своим правителям. Правитель является не только авторитетным лидером для населения, но также гарантом его прав и свобод. Демократический правитель нуждается в поддержке снизу, поэтому постоянно привлекает рядовых граждан к участию в управлении государством либо непосредственно, либо через народных избранников- депутатов. Напротив, диктатор, если он пришёл к власти без помощи народа и вопреки его воле, держится на грубой силе и страхе. Ему нет нужды привлекать массы к управлению государством — такое участие даже опасно для него.
Поддерживать свою власть демократия может: а) на основе добровольного авторитета, т. е. уважения граждан к органам власти; б) с использованием силы, например по отношению к преступникам, нарушающим принятые законы, а также для защиты от внешних врагов. Напротив, источником установ
ления, а позже и поддержания диктатуры выступает сила. Диктатура чаще всего не выражает свободного волеизъявления народа. Она создаётся как узаконенная сила одиночки или небольшой группы олигархов.
И к демократии, и к диктатуре применимо выражение «сильная власть». И в том и в другом случае эта сила узаконена, т. е. опирается на Конституцию. Но при демократии верховный закон государства принимается по воле и для защиты интересов народа, а во втором — без согласия народа и против его интересов. Массовые репрессии, которые практиковались и практикуются в диктатурах, доказывают, что власть здесь направлена против интересов народа.
Две формы демократии. Различают две главные формы демократии — прямую и представительную.
Прямая демократия — основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов.
Пример первой нам дают древние греки и пионеры- колонисты Северной Америки (колонии Новой Англии), пример второй — современные США и некоторые другие государства.
Суть прямой демократии состоит в следующем: в одном месте в определённое время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правительство.
Представительная демократия — часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, осуществляющих законодательную власть от имени народа.
Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Для того чтобы население могло проголосовать за ту или иную партию, образуют округа (в Греции они назывались филами). Точнее сказать, проголосовать за представителей определённой партии, проживающих тут же. Если кого-то ни одна из партий не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее число голосов в данном округе, тот и становится депутатом.
В большинстве стран порядок голосования определяется действующей в стране Конституцией. Это очень важно, чтобы не вызывать в обществе разногласий. За изменение порядка голосования в некоторых случаях разыгрываются нешуточные баталии.
Итак, в небольших обществах типа греческих городов- государств возможна прямая демократия, а в крупных — только представительная. Нельзя собрать в одном месте и в одно время сотни тысяч или десятки миллионов людей и попросить их принять общее решение.
Депутаты, собравшиеся со всех концов страны, формируют то, что называется парламентом страны. Они работают в нём регулярно; повышают свою политическую квалификацию; собирают исчерпывающую информацию; участвуют в деятельности многочисленных парламентских комитетов и комиссий. Иными словами, они являются профессиональными политиками и в целом неплохо ориентируются в тех негативных последствиях, к которым может привести принятие непродуманного решения. Естественно, что теоретически они лучше разбираются в политике и принимаемых решениях, нежели простые граждане, которых эпизодически привлекают к участию в управлении государством. В этом видится огромный плюс представительной демократии.
Минусов у представительной демократии тоже немало. Дело в том, что при представительной демократии, как правило, возникают фракции. Фракция объединяет сторонников одной политической программы, и поэтому предполагается, что все её члены будут выступать согласованно. А это уже нарушение демократии. Если, например, внутри фракции республиканцев или социал-демократов нет единодушия по конкретному вопросу и многие хотели бы выразить иное мнение, например забаллотировать решение о повышении в стране подоходного налога, сделать им этого не дадут, если на заседании фракции решили голосовать солидарно. Другой минус представительной демократии в том, что, разбившись по фракциям, депутаты парламента больше блюдут фракционные интересы, нежели думают о чаяниях народа.
Представительная демократия чаще всего выражает себя в республиканской форме правления. Подавляющее большинство государств в XX в. являются республиками.
Основные признаки демократии. Возможно, вы убедились, что демократия — дело непростое. Её трудно установить, но очень легко разрушить. Даже особых усилий прилагать не надо — только чуть-чуть нарушил её исходные принципы, немножко ограничил избирательные права, немного снизил ответственность властей перед народом, немного «подправил» механизм голосования — и вот тебе вместо реальной мнимая демократия.
Право голоса — непременное условие демократии. Им должны обладать буквально все, за исключением всего трёх категорий людей: умственно неполноценных, детей и преступников. Его не могут лишить по критерию расы, национальности, пола, религии, имущественного положения. Но в античной Греции и Риме такое, как мы знаем, происходило. Долгое время похожая ситуация наблюдалась в подавляющем большинстве европейских стран, имеющих несравненно больший опыт построения демократии, нежели наша страна.
Феминистки на митинге в защиту своих прав. 1912 г.
Но, даже предоставив всем гражданам формальное право голосовать, общество ни на шаг не продвинется к демократии, если не создаст реальные предпосылки для такого участия.
В.И. Ленин правильно писал, что в управлении государством должен принимать участие любой человек, даже кухарка. Но он не учёл того, что кухарка будет руководить государством по-кухарски, т. е. на уровне 1—2 классов. Образование — вот необходимое условие для того, чтобы человек мог претендовать на роль руководителя, лидера.
Независимо от способностей и имущественного положения людей, государство обязано предоставить им возможность получить образование в том объёме, какой необходим для ориентации в вопросах политики и правильного решения во время голосования. Малообразованные, оказавшись в большинстве, проголосуют за новое правительство, за диктатуру, за что-то ещё, к чему правительство не готово. Поэтому равный доступ всех граждан к образованию — важнейший принцип демократии.
Демократическое правление получает свою юридическую силу только с согласия народа страны. Согласившись с этим парламентом и с этим правительством, народ соглашается жить по тем законам, которые издаёт этот парламент, и подчиняться этому правительству, которое контролирует их выполнение. Иначе и быть не может. Но правительство, парламент и президент обязаны подчиняться тем же самым законам и органам власти, что и сам народ. Исключений перед законом ни для кого в демократии не существует. Подчинение всех — от президента до бомжа — одним и тем же законам и несение за их нарушение равного наказания именуется равенством граждан перед законом. Таково ещё одно требование демократии.
Равное право участвовать в управлении государством в представительной демократии иное, чем в прямой демократии. В небольшом городке каждый гражданин имеет право быть избранным в мэры или занять иную высокую должность. Чем крупнее государство, тем меньше этих шансов у его гражданина. Например, все 142 млн граждан России не могут иметь равное право быть президентом, но у них должно быть равное право выбирать своего представителя в президенты. Все не могут стать реально сенаторами или конгрессменами. Однако все граждане могут участвовать в их избрании.
Что представляет собой экономическая демократия? Она предполагает право каждого зарабатывать максимально много, не нарушая закон, принятый большинством населения.
Таковы основные условия, при которых может осуществляться реальная власть демократии.
Основные термины и понятия
Демократия, прямая демократия, представительная демократия
Вопросы и задания
1. Какое общество можно считать истинно демократическим?
2. Какие формы демократии относятся к главным?
3. В чём плюсы и минусы представительной демократии?
4. Перечислите основные признаки демократии. Какой из них вы считаете наиважнейшим? Объясните свой выбор.
Практикум
1. Вставьте пропущенные позиции. «Главные принципы демократии — власть большинства, защищённость прав и свобод граждан, разделение властей».
2. Составьте подробную схему «Основные признаки демократического общества».
3. Заполните сравнительную таблицу, указав основные отличия.
Демократическое общество    Тоталитарное общество
    
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты