Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Обществознание arrow Обществознание 11 класс Л.Н. Боголюбова arrow § 27. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

§ 27. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

§ 27. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

Вправе ли директор магазина устанавливать и взыскивать штраф с покупателей? Имеет ли право участковый запереть нашалившего подростка «для острастки» на сутки в чулан? Предоставлено ли право жителю Тамбова обратиться в Конституционный Суд России?
На предыдущих уроках вы знакомились с производством по гражданским и уголовным правонарушениям. Теперь речь пойдет о производстве по правонарушениям административным, об административной юрисдикции (от лат. iurisdictio — судить — полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
Законодательные нормы о рассмотрении административных правонарушений и назначении административных наказаний собраны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Этот кодекс содержит нормы и материального, и процессуального права (как если бы УК и УПК были бы объединены).
Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях, обозначены в КоАПе. Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний. Затем — районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии. Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД, в частности начальники (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.
Дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности (на транспорте, в строительстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т. п.) поручено рассматривать органам (должностным лицам), осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях. К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, органы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом, и др. Каждое ведомство специальным приказом назначает органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать такие дела. О том, как происходит рассмотрение, поговорим далее.
Субъектами административной ответственности могут быть: граждане (с 16 лет); должностные лица (руководители организаций и т. п.); юридические лица. При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил. Например, за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан — от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц — от 100 до 200 МРОТ. И конечно же при разбирательстве должна быть доказана вина правонарушителя, т. е. что данное нарушение совершено по умыслу или преступной неосторожности.
Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе. Самое мягкое — предупреждение. Самое распространенное — штраф: для граждан — до 25 МРОТ, должностных лиц — до 50, юридических лиц — до 1000. А иногда (при валютных, таможенных и некоторых других правонарушениях) для должностных лиц — до 200, юридических лиц — до 5000 МРОТ. Указано также возмездное изъятие, или конфискация предмета нарушения (например, партия контрабандных сигарет), лишение специального права (например, водительских прав). Возможен административный арест (например, до 15 суток за мелкое хулиганство), выдворение за пределы России (незаконных мигрантов) и др. Заметим, что, кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.
Мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях отведена отдельная глава в КоАПе. Дело в том, что в ряде случаев наказания не могли бы быть исполнены, да и сам процесс не смог бы начаться без специальных обеспечительных мер. Их принятие вызвано спецификой работы сотрудников административных органов, которым приходится сталкиваться с пьяницами, дебоширами, браконьерами и т. п. Так, в числе этих мер названо доставление. (Например, пьяного скандалиста в отделение.) Следующим назовем административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.). По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно. Предусмотрен также личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола. Применяется и медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения. (Иначе как доказать, что нарушитель был пьян?) Предусмотрен также арест товаров, транспортных средств и др. О применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол. Заметим также, что заведомо незаконное задержание или арест являются преступлениями (по ст. 301, 305 УК РФ).
Участники производства по делам об административных правонарушениях и их права определяются КоАПом аналогично УПК. Помимо органа, рассматривающего дело, это прежде всего нарушитель, без которого вообще не может быть дела. (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, — знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть обязательно оповещен о месте и времени разбирательства и т. д.
Другой важнейший участник — потерпевший, которому действиями нарушителя причинен вред. К участию в производстве привлекаются и такие известные вам по УПК категории, как свидетели, эксперты, понятые, переводчики. Может участвовать и прокурор, но это случается лишь в особо сложных или значимых делах. Права и обязанности этих лиц также аналогичны их «тезкам» по УПК, но, естественно, применительно к КоАПу. Так, свидетель за дачу ложных показаний несет административную ответственность, но не уголовную, как свидетель в уголовном процессе. А это, как вы понимаете, совсем иное...
Предмет доказывания (т. е. то, что требуется доказывать), доказательства и оценка доказательств по КоАПу также аналогичны УПК.
Производство по делу об административном правонарушении, как и по уголовному, проходит несколько стадий: возбуждение дела, подготовка к разбирательству, разбирательство, вынесение и оглашение решения, исполнение. По некоторым сложным делам до разбирательства проводится административное расследование.
Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка. (Например, инспектор ГИБДД остановил пьяного водителя.) Поводом является и получение заявления или сообщения. При обнаружении нарушения должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела.
Учитывая значимость протокола для дела, закон подробно регламентирует его содержание (дата и место, сведения о составляющем протокол, нарушителе, свидетелях, время и место события нарушения, статья КоАПа, устанавливающая ответственность, объяснения нарушителя или его законных представителей, если он несовершеннолетний, и др.). Нарушителю и другим участникам производства разъясняются их права и обязанности по КоАПу, о чем делается запись в протоколе. Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. (Учтите, что протокол служит основным документом при последующем разбирательстве дела. И если вас угораздит попасть в какую-либо неприятную ситуацию и протокол будет составляться в отношении вас, не спешите подписывать его, не глядя. Внимательно прочтите, все ли правильно записано. И если нет — не подписывайте, а еще лучше прямо на протоколе напишите свои возражения.) Протокол не составляется при малозначительных нарушениях (например, безбилетный проезд).
При подготовке к рассмотрению дела должностное лицо обязано проверить законность и достаточность материалов. Назначается время и место рассмотрения, запрашиваются дополнительные материалы, вызываются свидетели и т. д. Но прежде всего проверяется законность протокола, и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то возвращается составителю.
Рассмотрение происходит, как правило, в том районе, где совершено правонарушение, а иногда, по просьбе нарушителя, по месту его жительства.
Порядок рассмотрения дел намного проще, чем по УПК, но также направлен на вынесение законного, обоснованного и справедливого постановления. На заседании объявляется, какое дело рассматривается, кто и на основании какого закона привлекается, проверяется явка, разъясняются права участникам, оглашается административный протокол, заслушиваются предполагаемый нарушитель, потерпевший, свидетели, исследуются доказательства и пр. Обязательно ведется протокол заседания. После окончания рассмотрения объявляется постановление. Оно бывает двух видов: 1) о назначении административного наказания и 2) о прекращении производства по делу.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд. Рассмотрение жалобы проводится аналогично рассмотрению в первой инстанции. Решение (постановление) по жалобе также можно обжаловать вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий суд.
Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для всех граждан и должностных лиц и подлежит принудительному исполнению. Например, если штраф не уплачивается в течение 30 дней добровольно, его взыскивают принудительно, путем вычетов из зарплаты либо за счет имущества нарушителя. Конфискованные вещи (например, партия незаконно ввезенных из-за рубежа сигарет) передаются в доход государства и т. д.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Так называется судопроизводство в Конституционном Суде (КС). В КС РФ оно ведется на основании Конституции РФ, Конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» и Регламента Конституционного Суда.
Конституционные (уставные) суды в регионах ведут производство на основе конституций (уставов) регионов и своих регламентов.
Отметим, что в отличие от других судебных систем (общей юрисдикции, судебно-арбитражной) Конституционный Суд РФ и соответствующие суды регионов не образуют единую вертикальную систему: Конституционный Суд РФ не является вышестоящим для региональных, не вправе пересматривать их решения.
Однако предназначение федерального и регионального суда одинаково: оба являются судебными органами конституционного контроля. Это значит, что они призваны обеспечить верховенство Основного закона, т. е. непротиворечив федеральных (региональных) законов и нормативных актов Конституции (Уставу), путем рассмотрения конституционности акта. Судопроизводство в том и другом суде также аналогично.
Основные принципы конституционного судопроизводства такие же, как и производства в других судах, — независимость, гласность, состязательность и пр.
Конституционные (Уставные) суды не вправе рассматривать дела по своей инициативе, а только по обращению органа (лица), имеющего право обращаться по данной категории дел.
Разбирая вопрос о соответствии закона или иного акта Конституции (т. е. конституционность акта), суд определяет его соответствие по форме, процедуре принятия и т. п. Другими словами, Суд решает вопросы права и не рассматривает политические проблемы, не исследует фактических обстоятельств (если такое исследование находится в компетенции других органов). Например, Конституционный Суд РФ рассматривал обращение группы журналистов с просьбой признать неконституционным одно из положений закона о выборах в Государственную Думу. Это положение объявляло предвыборной агитацией любую информацию о деятельности кандидатов в депутаты. Такой подход фактически означал запрет на информацию. Конституционный суд исследовал только конституционность данной части закона, т. е. соответствие статье Конституции о свободе информации, не затрагивая при этом общественно-политические аспекты. Суд признал оспариваемые положения закона противоречащими Конституции РФ. Журналисты вновь обрели право на распространение, а граждане — на получение информации.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Право на обращение в Конституционный Суд РФ установлено в Конституции РФ в зависимости от характера вопроса, подлежащего разрешению. Так, по вопросу о соответствии Конституции (т. е. конституционности) законов или иных актов, принятых органами власти Федерации и регионов, о разграничении полномочий между этими органами вправе обращаться только высшие органы власти Федерации и регионов. По вопросу толкования Конституции РФ — высшие органы законодательной и ис полнительной власти Федерации и органы законодательной власти регионов.
Граждане и суды имеют право обращаться в Конституционный Суд РФ для проверки конституционности только закона, уже примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Причем граждане имеют это право только в том случае, если применение ревизуемого закона нарушает их конституционные права и свободы.
Так, гражданин 3. Р. Шенгелая обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на правила Исправительно-трудового кодекса, ограничивающие свидания осужденных. Суд дал новое толкование оспариваемых норм. В частности, разъяснено, что указанные ограничения свиданий не могут распространяться на свидания с адвокатом, ибо это противоречило бы статье 48 Конституции, гарантирующей каждому право на квалифицированную юридическую помощь. Свидания с адвокатами, разъяснил суд, регулируются другими законами, разрешающими заключенным под стражу встречаться с адвокатами без ограничения частоты и продолжительности встреч. Значение этого Постановления от 26.12.03 г. можно правильно оценить, если учесть, что по данным «Российской газеты» (от 14.01.04 г.) в исправительных колониях находится почти 700 тысяч человек, в воспитательных колониях — более 16 тысяч, в следственных изоляторах и тюрьмах — 150 тысяч. И данное постановление важно для каждого из них.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1. Обращение в Суд. Оно должно соответствовать Закону «О Конституционном Суде РФ», содержащему как общие требования, так и специфические по каждой категории дел.
2. Предварительное рассмотрение обращения секретариатом. В случае несоответствия обращения установленным требованиям оно возвращается.
3. Предварительное рассмотрение обращения судьями. Один или несколько судей составляют заключение о юридических основаниях для рассмотрения в КС, которое обсуждается на пленарном заседании. Там и решается, принимается обращение к рассмотрению либо нет.
4. Назначение и подготовка дела к слушанию и назначение судьи-докладчика происходит на пленарном заседании. Судья-докладчик проводит анализ дела, готовит проект решения.
5. Судебное разбирательство аналогично разбирательствам в других судах, только уровень обсуждения иной: достаточно сказать, что представителями сторон, кроме руководителей и адвокатов, могут быть только кандидаты и доктора юридических наук...
Итоговое решение выносится в форме Постановления. Оно принимается в совещательной комнате после обсуждения, открытым голосованием, путем поименного опроса судей, простым большинством голосов. (Только решения о толковании Конституции РФ принимаются большинством не менее двух третей.) Судья, несогласный с Постановлением, вправе изложить особое мнение, которое публикуется вместе с Постановлением. Это важный элемент гарантии независимости конституционных судей. После провозглашения Постановление рассылается всем заинтересованным лицам (участвовавшим в деле), соответствующим органам исполнительной и законодательной власти и публикуется в официальных изданиях высших органов власти.
Постановления (определения) Конституционного Суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу.
Постановление Конституционного Суда многие юристы относят к источникам права с высшим статусом, так как оно может отменить действие закона, на него вправе ссылаться другие суды как на законодательное основание своих решений. Причем обязательна не только та часть решения, которая признает неконституционность и фактически отменяет отдельные статьи законов. Обязательным является и толкование действующих норм. Пример этому приведенное выше постановление по жалобе осужденного 3.Р. Шенгелая. Аналогично толкование Конституционным Судом РФ статьи 1070 ГК о праве на возмещение вреда при незаконном задержании по жалобе Т. Н. Аликиной, о котором мы говорили, знакомясь с уголовным процессом.
1. Самый желательный (и для вас, и для учителей, и для родителей) практический вывод, который вы должны были бы сделать, прочитав материал об административной юрисдикции: не надо нарушать правила и законы, установленные государством, — бесчинствовать на улице, перебегать улицу на красный свет и т. д. Ну а тому, кому одного знакомства с материалом урока мало, чтобы такой вывод сделать, придется, возможно, разок-другой посидеть в милиции.
2. Общеизвестно, что в милицию можно попасть и по недоразумению. Вот тогда-то и пригодятся полученные знания. К примеру, знания о том, что милиция обязана немедленно сообщить о произошедшем задержании вашим родителям.
З. При любом вменяемом вам нарушении должен быть составлен протокол с соблюдением всех правил, о которых говорилось выше. И прежде чем подписывать протокол, надо его внимательно прочитать и записать на нем свои замечания.
4. Знакомство с положением о Конституционном Суде Российской Федерации поможет вам ощутить себя гражданином Великой Страны, где есть не только Конституция, гарантирующая права и свободы, но и механизм для обеспечения верховенства Конституции над всеми другими законами.

Документ
Из Конституции РФ.
Глава 7. Судебная власть
«Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом» (ст. 125.4).
«Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации» (ст. 125.5).
«Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (ст. 125.6).

Вопросы и задания к документу
В чем вы видите основной смысл и значение приведенных положений Конституции? Как вы думаете, почему именно перечисленным органам дается право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции РФ? Почему такого права не дано другим органам, общественным организациям, гражданам?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое административная юрисдикция? 2. В каком законодательном акте систематизированы ее правила? 3. Составление какого документа означает одновременно и возбуждение дела об административном правонарушении (АП)? 4. Какие меры обеспечения по делам об административном правонарушении вы знаете и для чего они нужны? 5. Кто вправе назначать административные наказания? 6. Что такое конституционность акта?

ЗАДАНИЯ
1. У выхода из кинотеатра стояли трое ребят лет по 16—17, отпивали пиво из бутылок, громко ругались, задирались к прохожим, а на одну девушку даже плеснули пивом. В это время подошел милиционер. Опишите возможные сценарии и процедуры дальнейших событий в соответствии с КоАПом.
2. Смирнову пришло по почте постановление о наложении штрафа за грубое нарушение пожарной безопасности при эксплуатации своего гаража. Однако Смирнов правил не нарушал, да у него и вообще нет гаража. Какие положения КоАПа нарушены при вынесении данного постановления? Что вправе сделать Смирнов согласно КоАПу?
3. Вспомните постановления Конституционного Суда РФ или вашего региона, о которых вы узнали из СМИ.
4. Четверо молодых людей наловили в заповедном озерке рыбу, развели костер (как раз у щита с надписью: «Лов рыбы запрещен!») и стали варить уху. И тут появился инспектор рыбоохраны. Опишите сценарий дальнейших событий по КоАПу.

МЫСЛИ МУДРЫХ
«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными...»
Цицерон (106—43 до н. э.), древнеримский политический и государственный деятель, философ
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты