§ 2. Человек познаёт мир. Учимся узнавать и оценивать себя

§ 2. Человек познаёт мир. Учимся узнавать и оценивать себя

Какими методами пользуется человек при изучении природы?
обсудим вместе
Что значит найти себя? Каковы твои сильные и слабые стороны? Как ты понимаешь выражение «зарыть свой талант»? Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности? Нужно ли торопиться стать взрослым?
Познание мира и себя
Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учёба, общение, игра), активно познаёт его.
Познание мира начинается с пространства, в котором ты живёшь и действуешь. В городе или селе в постоянном общении ты видишь разные стороны жизни людей, трудовую деятельность взрослых. Посильное участие в труде (в семейном хозяйстве, учёбе) расширяет твои представления о мире труда, мотивах участия в нём людей, помогает в поиске трудового занятия.
Основной канал знаний об окружающем мире для подростка — учёба в школе, общение со сверстниками. О школе речь пойдёт дальше.
Общение со сверстниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Вспомни, что ты чаще всего обсуждаешь с друзьями: события в стране, твоём регионе; отношения с ровесниками, взрослыми; содержание книги, кинофильма. Как это общение помогает тебе познавать окружающий мир, влияет на его восприятие?
Познание мира тесно связано с познанием человеком себя.
Интерес к своему «я» человек начинает испытывать очень рано. «Я сам!» — говорит трёхлетний малыш, тем самым подчёркивая, что ему под силу сделать самостоятельный шаг. Подросток уже стремится найти ответы на такие главные для себя вопросы, как «Кто я?», «Каков я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?». Некоторые взрослые вспоминают о годах отрочества с иронической улыбкой, называя свои мечты и поступки ребячеством. Между тем они хорошо понимают, что период ребячества — это чуть ли не самая важная часть жизни, часто определяющая всё будущее. Именно в это время так хочется разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя. Задача эта сложная даже для взрослого, но ты уже сейчас можешь накапливать для этого знания и опыт.
Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.
Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью.
Что такое самосознание
Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы
своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к тебе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а иротив чего протестовать.
Ты можешь оценить свои физические качества («Я сильный»), практические умения («Я могу работать рубанком»), поступки («Я уважаю мнение старших»), моральные качества («Я всегда держу данное слово»). Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учёбы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Посмотри на рисунки Марины и Владимира. Они изобразили себя на лестнице, остальные ступеньки которой заняты другими ребятами. У Марины оценка себя (самооценка) занижена: она изобразила себя на самой нижней ступеньке. Ей кажется, что она во всех отношениях хуже своих друзей. Марина явно не знает себя, низко оценивает свои способности и поэтому ставит себе плохую оценку. А Владимир, наоборот, переоценивает себя и выбирает себе в друзья таких ребят, среди которых он окажется умнее и способнее. Его самооценка завышена. Он изобразил себя на самой высокой ступеньке.
Мысленно размести на ступеньках лестницы себя и своих друзей. Объясни свой выбор.
Критическое отношение к себе — дело хорошее. Дневники многих великих людей говорят о том, что они часто были недовольны собой, считали себя неудачниками, переживали, что ничего ещё не успели сделать. В своём дневнике JI. Н. Толстой пишет: «В моём возрасте Паганини уже был известен во всей Европе, а Пушкин писал прекрасные стихи».
Но нужно стараться оценивать себя правильно, объективно относиться к своим успехам и неудачам, к порицанию и похвале, не терять уверенности в себе. Так, Марина должна чаще говорить себе: «Я смогу!», «У меня получится!», «Это я сделаю лучше других!» Это поможет ей повысить свою самооценку.
Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и освобождаться от других.
Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой: «Я вчера...», «Я сегодня...», «Я могу быть завтра...». Исследование себя поможет ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе. Подумай, какие перемены произошли в тебе за последний год.
На что ты способен
Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чём-то. Ты, возможно, лучше рисуешь, чем сестра, или тебе легче даётся математика. При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, которыми мы не всегда пользуемся или которые ленимся развивать до уровня талантов.
Учёные убеждают, что нет людей бесталанных, бесталанные те, кто не сумел развить свои способности. Конечно, не каждому дано стать Пушкиным или Менделеевым, но каждый может знать свои способности и стремиться развивать их. Большой знаток детей, Корней Чуковский считал, что к двадцати годам мы все были бы великими химиками, математиками или ботаниками, если бы в нас не ослабевало детское жгучее любопытство ко всему окружающему. Однако важные спутники таланта не только любознательность, но и воля, терпеливый и длительный труд. «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота», —считал изобретатель Т. Эдисон.
Способности могут проявляться очень рано. Так, с раннего детства Моцарт проявлял музыкальные способности, Паскаль — математические. Русские художники Карл Брюллов и Александр Иванов поступили в Академию художеств соответственно в 9 и 11 лет. Творческая активность человека может сохраняться и до преклонного возраста: Лев Николаевич Толстой работал до 82 лет, академик Иван Петрович Павлов — до 87.
Человек обладает огромными способностями, главное — уметь ими воспользоваться и развивать их.
Учёные утверждают: чтобы труд человека был творческим, необходимо соответствие его дела и способностей. Ведь только дело по душе приносит удовлетворение и радость, способствует росту и усилению задатков, данных природой, совершенствует талант. Заниматься не своим делом тяжело. Человек теряет интерес и быстрее устаёт.
Но как найти это своё дело? Как оказаться «человеком на своём месте», если этих мест тысячи, а ты один? У некоторых главная способность проявляется в раннем детстве. Обычно семья и школа стараются её развивать. Есть множество путей приложения и развития способностей: кружки и студии, клубы по интересам, дома творчества. Старайся попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности. Главное — уловить, вовремя почувствовать своё призвание.
Найти себя и правильно определить своё место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?» К сожалению, не всегда и не у всех получается успешно решить эту проблему, но поиск себя и своего дела никому не обещает быть лёгким. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, хорошо учиться и ждать, когда проявятся твои способности, но, как подсказывают примеры из жизни, лучше не стоять на месте, ведь «дорогу осилит идущий».
Жил на свете человек
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) родился в деревне Денисовке близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. С детских лет помогал отцу в трудном и опасном деле, но сердце и натура влекли его к другим занятиям.
Когда ему исполнилось 19 лет, он почти без денег, пешком за обозом с рыбой отправился в Москву и поступил в Славяно-греколатинскую академию. В числе двенадцати лучших учеников был направлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Затем был послан в Германию в Марбургский университет, йотом вернулся в Россию.
А. А. Дейыека (1899—1969). Будущие лётчики. 1938 г. ГТГ
Почему художник дал такое название картине? О чём мечтают друзья, глядя на небо? Может ли их мечта осуществиться? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?
Его интересы были поразительно разносторонними. Ломоносов внёс вклад в развитие физики, химии, геологии, горного дела, географии, астрономии, истории и филологии. Он был выдающимся поэтом, художником, просветителем и общественным деятелем. И в каждой из этих областей он оставил заметный след. В 1755 г. по его инициативе был открыт университет в Москве, носящий ныне имя этого талантливого учёного.
Современники называли его «звездой первой величины», «великим человеком», «славным гражданином». А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек... Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом ».
Знаешь ли ты имена других известных российских учёных прошлого и настоящего времени? В какой области знаний они проявили себя?
Стремись познать себя и окружающий мир, верь в свои способности и возможности, твёрдо иди к цели — вот золотое правило для того, кто хочет пройти через трудности и добиться исполнения своей мечты.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Зачем человек познаёт себя?
2. Влияет ли самооценка на поведение человека?
3. Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?
4. Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?
5. Как найти дело по душе?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Составь словесный автопортрет и попроси друга «нарисовать» твой словесный портрет. Сравни их. Над чем тебе стоит задуматься?
2. Какое дело получается у тебя лучше всего? Объясни причины успеха.
3. «Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны». Приведи примеры из жизни близких, друзей, литературных героев, подтверждающие это высказывание.
4. В Интернете найди сведения о вундеркиндах — детях, рано проявивших свои необычные способности.
УЧИМСЯ УЗНАВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ
Дай себе оценку, проведя следующие сравнения: «Я такой, как все», «Я не такой, как все».
Познавая себя и оценивая свои возможности, старайся выполнять следующие правила:
Верь в себя, не думай постоянно о неудачах! Кто всё время думает о них, тот их и терпит.
Забудь слова «невозможно», «не умею», «не получается», «я с этим не справлюсь».
Правильно оценивай свои способности. Используй их для достижения успеха.
Покажи свои достоинства! Удиви окружающих! Это прибавит тебе уважения и повысит твою самооценку. К примеру, подготовь и расскажи на уроке литературы интересные факты из жизни писателя, поэта; на уроке биологии удивительные особенности жизни животного и т. п.
Учись анализировать свои поступки, т. е. понимать причины того или иного поведения, произошедших перемен в себе. Найди мужество признать свои промахи и неудачи.
Избегай крайностей: излишней неуверенности в себе («У меня нет талантов. Я ни на что не способен») или излишней самоуверенности («Я гений и всё смогу»). Вспомни Незнайку, который брался за любое дело: водить машину, сочинять стихи, рисовать. И почему у него ничего не получалось?
Путь к мечте всегда труден!
Мечтай! Помни, что мечта вызывает интерес, заставляющий добиться успеха в любом деле, а успех помогает осуществить мечту. Многое зависит от тебя самого!
Сохранить уверенность в себе и изменить своё поведение к лучшему помогает самовнушение (попытка дать себе нужные установки). Придумай и используй для этого необходимые формы (например, «Я с каждым днём всё лучше владею собой», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении», «У меня всё получится» и т. п.).
Всегда ли ты можешь заставить себя сесть за письменный стол и заняться нелюбимым уроком, встать на полчаса раньше, чтобы сделать зарядку?
Предположим, ты оценил свои волевые качества и принял твёрдое решение: хочу стать более собранным и волевым человеком! В желании измениться не стремись решить все свои проблемы сразу, избавиться от всех недостатков одним махом. Поставь конкретную и ясную цель (например, простую — ежедневно поливать цветы или сложную — овладеть английским языком). Составь список близких и дальних задач, программу их решения. Обязательно соизмерь поставленную цель и возможности (реальность самооценки).
Вера в себя — основа успеха в работе над собой. Ставь себе такие задачи, в которых была бы большая вероятность успеха. Цель может быть продумана, основные звенья будущей работы определены, но это не гарантирует от неудач. Будь готов к ним. Неудача не поражение, а неизбежный этап сложной работы по познанию себя и самосовершенствованию.
Выполни задания (с. 25—26), определи своё место среди членов семьи, друзей. С кем ты предпочитаешь советоваться, кому ты рассказываешь о своих радостях? Кто твои друзья и почему ты с ними дружишь? Попробуй оценить и отличить себя от окружающих.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты