§ 3. Человек и его деятельность

§ 3. Человек и его деятельность

вспомним
Что такое труд? Чем труд человека отличается от труда пчёл или Муравьёв? Как в труде проявляются способности человека?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Народная мудрость гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Как ты понимаешь это выражение?
«Птицу узнают по полёту, а человека — по работе»
Присмотрись внимательно к окружающим тебя вещам. Дом, где ты живёшь, одежда, которую ты носишь, книги, которые ты читаешь, пища, которую ты ешь, — всё это создано людьми. Этот список можно продолжить.
Всё, что сделано человеком, является результатом его деятельности. Слово «деятельность» означает «занятие человека, его труд». Это то, что присуще только людям, отличает их от животных.
Чтобы добиться желаемых результатов, человек должен проявить свою волю, целеустремлённость, уметь преодолевать трудности и организовывать свою жизнь. В своих действиях он про-
являет разум. Недаром китайская поговорка гласит: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу».
Человек не только проявляется в действиях, поступках, отношениях, но и формируется в них. Ещё древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Так, честность проявляется только в процессе совершения честных поступков, а свойством личности она становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.
Какое значение в жизни человека имеет деятельность? Подумай, о каком человеке (своём знакомом, литературном персонаже, историческом деятеле) ты мог бы сказать, что он своими делами изменил себя. Почему ты выбрал для примера именно этого человека?
«Пчела мала, да и та работает»
Ты прочитал поговорку (заголовок) и задумался. Разве только человек может заниматься какой-либо деятельностью? Ведь пчёлы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор, а муравьи возводят сложнейшие сооружения. Но пчёлы умеют строить только соты, а муравьи — только муравейники. Ни пчела-оди- ночка, ни целый пчелиный рой не построят даже самого маленького муравейника, а Муравьёв не научишь и не заставишь работать в улье: насекомыми руководит инстинкт, они не умеют думать.
А человек? Он изменяет окружающий мир в своих интересах, создаёт то, чего нет в природе: радио и самолёт, автомобиль и электрическую лампочку, компьютер и книги, музыку и театр...
Даже если не всё сразу получается, человек подумает, поучится и сделает всё, что нужно.
Недаром учёные называют человека Homo sapiens — человек разумный. Благодаря разуму человек определяет, чего он хочет добиться, т. е. цель своей деятельности.
В сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» Алиса спрашивает Чеширского Кота:
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
Независимо от того, чем человек занимается, ему в первую очередь требуются определённые знания и умения. Поэтому учёба — это первый шаг в достижении любой цели.
— Мне всё равно...— сказала Алиса.
— Тогда всё равно, куда и идти, — заметил Кот.
Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.
Цель учителя — дать учащимся знания, помочь им раскрыть свои способности; цель врача — лечить больных; цель менеджера — хорошо руководить своей компанией, организовывать работу своих подчинённых и т. д.
Для того чтобы цель была достигнута, воплощена в результатах (в хорошо подготовленных и воспитанных учениках; здоровых людях, вылеченных больных; процветающей фирме), необходимо тщательно продумать свои действия и выбрать лучшие средства для достижения цели. (Подумай, каковы они у учителя, врача, менеджера.) Важно, чтобы они не только помогали добиться желаемого, но и не создавали неудобств другим людям. Человек должен предусмотреть все возможные негативные последствия своих действий и стремиться свести эти последствия к минимуму.
Проверь по словарю, верно ли ты понимаешь значение слов «деятельность», «цель». Объясни смысл высказывания известного русского путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».
Когда работа завершена, важно оценить её результаты, определить, какие были допущены ошибки, чтобы избежать их в будущем (учитель размышляет, почему какая-то тема была недостаточно хорошо усвоена его учениками; врач думает, почему не удалось помочь тому или иному больному; менеджер выясняет, почему намеченный проект не принёс ожидаемой прибыли).
Определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата — отличительные черты деятельности человека.
Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)
Человек занимается разнообразной деятельностью. Деятельностью является не только труд, но также игра, учение. Многие учёные считают важным видом деятельности общение. Без него трудно проявить себя в полной мере человеком. Подробнее об общении ты узнаешь позже.
Пусть тебя не удивляет, что игра соседствует в одном ряду с учением и трудом. Игра — дело серьёзное, она помогает детям узнать много нового, подготовиться к взрослой жизни. В общении со сверстниками формируется характер, развивается речь. Игры с ровесниками приносят человеку радость, делают его счастливым. Игра требует соблюдения определённых правил. Ребёнок учится согласовывать свои желания не только с желаниями других участников, но и с требованиями игры.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Пётр I стал царём в 10-летнем возрасте. Первое время ему было не до великих дел. Он продолжал играть в кораблики и солдатиков, постепенно переходя от оловянных к настоящим. (Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово представил в своей работе художник XIX в. А. Д. Кившенко.) Со временем из так называемых потешных были созданы Преображенский и Семёновский полки, военные потехи стали началом военных учений. Увлечение корабликами на Плещеевом озере послужило началом кораблестроения. Так от игры юный Пётр I шёл к великим делам в будущем.
В. Г. Перов (1833/34—1882). Тройка. Ученики мастеровых везут воду. 1866 г. ГТГ
Что можно сказать о занятии этих детей? Каково твоё мнение своим ли делом они заняты? Какие чувства вызвала эта карти на у тебя и почему?
Как ты думаешь, почему военные игры потешных войск считают началом славных дел Петра I?
Переломным моментом в жизни человека становится поступление в школу. Учение в отличие от игры становится обязательным занятием ребёнка. У него появляются новые права и обязанности. Ученик должен полностью использовать время, предназначенное для обучения, так, чтобы обогащать свои знания, систематически готовиться к урокам, слушать учителей, не отвлекаясь, выполнять все их указания.
Все эти требования не только способствуют приобретению знаний и умений учеником, но и развивают человеческие качества, содействуют успеху его деятельности.
Подумай, какие черты характера человека воспитывают учёба и труд. Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Объясни значение слова «деятельность».
2. Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?
3. Какие виды деятельности называют основными? Почему?
4. Какова связь между деятельностью и качествами человека?
5. Что является условием успешной деятельности?
6*. Выполни проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Правитель одной страны должен был назначить на важный пост самого достойного. Он предложил придворным испытание и привёл всех претендентов к колодцу в дальнем углу сада. Колодец был закрыт огромной каменной крышкой. Казалось, что поднять её невозможно. «Кто сможет открыть?» — спросил правитель. Один за другим придворные подходили, оглядывали колодец и отказывались. И только один решился, дёрнул крышку изо всех сил, и она легко открылась. «Ты получишь пост, — сказал правитель, — ибо ты не полагался на то, что видишь и слышишь, но привёл в действие собственные силы и рискнул попробовать!»
Как ты объяснишь выбор правителя? Что можно сказать о претендентах на пост? Назови качества их личности. (Восполь-
зуйся подсказкой.: глупые, несообразительные, ленивые, трусливые, нерешительные, не любят рисковать.)
2. Какова цель деятельности ученика? Какие действия помогут ему достичь положительных результатов в учёбе?
3. Запиши названия своих любимых игр. Подумай, как они повлияли на твой характер.
4. Продолжи предложения.
Когда у меня есть свободное время, я...
Чтобы чувствовать себя полезным человеком, я готов... Хорошо, когда моя работа...
Если у меня что-то не получается, я...
Мне ещё не хватает знаний о...
Для того чтобы достичь успеха в учёбе, мне нужно...
Обсуди с одноклассниками результаты выполненного задания.
5. Прочитай фрагмент из «Песни о труде» Н. А. Некрасова и ответь на вопросы.
Песня о труде
(в сокращении)
Кто хочет сделаться глупцом,
Тому мы предлагаем:
Пускай пренебрежёт трудом И жить начнёт лентяем.
Хоть Геркулесом будь рождён И умственным атлетом,
Всё ж будет слаб, как тряпка, он И жалкий трус при этом.
Нет в жизни праздника тому,
Кто не трудится в будень.
Пока есть лишний мёд в дому,
Терпим пчелами трутень...
Кому бросаются в глаза В труде одни мозоли,
Тот глуп, не смыслит ни аза1!
Страдает праздность боле.
Когда придёт упадок сил,
Хандра подступит злая, —
Верь, ни единый пёс не выл Тоскливее лентяя!
1 Аз — первая буква в старом русском алфавите; «не смыслить ни аза» — ничего не знать, не разбираться в самых простых вещах.
2 Хандра — скука, тоска.
Итак — о славе не мечтай,
Не будь на деньги падок,
Трудись по силам и желай,
Чтоб труд был вечно сладок...
Какими словами известный поэт характеризует лентяя? Как ты думаешь, почему? Объясни, какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к нему других людей.
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Начиная любое дело, определи его цель.
2. Осознай, для чего тебе это нужно.
3. Рассмотри все возможные пути достижения цели.
4. Подумай, не причинят ли твои действия неудобства или не доставят неприятности другим людям, будь тактичен в своих поступках.
5. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия.
6. Наметь этапы своей работы, хотя бы приблизительно определи время каждого из них.
7. Постоянно контролируй свои действия, старайся определить, как ты продвигаешься к намеченной цели.
8. Окончив работу, рассмотри её результаты.
9. Подумай, какие ошибки ты допустил, постарайся избежать их в будущем.
10. Попытайся понять, почему не все твои действия доставляли тебе удовольствие.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты