Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
17 гостей

Краткие новости

§ 5. На пути к жизненному успеху

§ 5. На пути к жизненному успеху

Как распознать свои способности? Что ты знаешь о разных профессиях? Что побуждает человека к деятельности?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Как найти дело по душе? Нужно ли планировать свою жизнь? В чём смысл поговорки «Терпенье и труд всё перетрут»? Какой образ жизни можно назвать достойным?
Слагаемые жизненного успеха
Человека на протяжении многих веков занимал вопрос-загадка: «В чём наше благо?» Что нужно для счастливой и благополучной жизни? Ещё опыт древних доказал: убедить человека путём рас- суждений видеть своё благо и смысл жизни в чём-то определённом нельзя, как невозможно научить его быть счастливым или любить. Этому человека учит собственный жизненный опыт, это ему подсказывает разум. И всё-таки мудрецы и философы искали ответ на этот вопрос. Одни видели смысл жизни в удовольствиях: ведь это первое, к чему тянется человек, без этого нельзя представить его счастливым. Другие предлагали ограничиться лишь удовлетворением самых необходимых потребностей (в еде, сне), а счастье видели в самом человеке, в его внутреннем мире.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Славу самой необычной личности Античности приобрёл Диоген — древнегреческий философ. Он сделал идеалом многих греков новый взгляд на мир, на образ жизни. «Самое лучшее — ни в чём не нуждаться» — этого правила он придерживался всю жизнь.
Согласно преданию, Диоген жил в бочке из- под вина (так его запечатлел на картине английский художник Ф. Дикси), из имущества имел один плащ, мешок для хлеба, посох и деревянную чашку для воды. Своих учеников мудрец убеждал, что только полная независимость от всех внешних условий может составить человеку счастье и дать ему благополучие. Богатство человека — движение, труд,
свобода, а самый высокий талант его — малые потребности. Жить как вольный сокол и содержать себя трудом своих рук — это и есть счастье. Цель жизни человека — развитие и укрепление силы тела и духа, достижение большей независимости от природной среды. Людей, предающихся лишь удовольствиям и праздности, Диоген считал пустыми, а их образ жизни — оскорбительным для человека.
Многие считали образ жизни Диогена чудачеством. А как считаешь ты? Ради какой цели можно отказаться от удобств и комфорта? Известны ли тебе такие случаи? Расскажи о них.
Привычка к труду помогает успеху
Выбирая тот или иной образ жизни, человек определяет и путь к жизненному успеху. Одни видят его в полной материальной обеспеченности (собственная дача, машина, модная одежда и т. п.), другие — в полезном труде, где только и может проявиться творческая личность.
Жизненному успеху могут сопутствовать разные условия: здоровье, способности, умения и др. Но материальный уровень твоей будущей жизни, твоё благополучие во многом зависят от твоей готовности и привычки к труду, без которых жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Это подтверждает опыт многих поколений людей и народная мудрость: «Чести без труда не сыскать», «Смотри дерево в плодах, а человека в делах».
Помни, что серьёзный труд, каким бы он ни был по содержанию, всегда тяжёл. Причём умственный труд едва ли не самый тяжёлый. Некоторые из твоих сверстников готовы проработать физически целый день или скорее вызубрить страницу учебника, чем серьёзно подумать несколько минут, например, над сложной задачкой по физике. Серьёзный умственный труд утомляет не привыкшего к нему человека быстрее, чем самый тяжёлый физический. Поэтому постепенно вырабатывай привычку к умственному труду. Главное — делать невозможным для себя пустое времяпрепровождение.
Готовимся выбирать профессию
Труд должен доставлять человеку радость применения своих способностей, а не приводить к страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Выбор сферы приложения своих сил — серьёзная и ответственная задача. Видов трудовой деятельности не просто много — они не образуют застывшей картины, так как мир современных профессий быстро меняется. Ежегодно появляются около 500 новых профессий, многие из которых «живут» 10— 15 лет, а затем либо исчезают, либо серьёзно изменяются. Приведи известные тебе примеры.
Твой выбор профессии ещё впереди, но, наверное, ты уже сейчас задумываешься о будущей деятельности. Чтобы подготовиться к выбору своего дела, полезно узнать, где можно получить информацию о современных профессиях, как относятся твои родители, друзья к твоим профессиональным намерениям, где и кто сможет оказать тебе помощь в оценке твоих способностей и возможностей.
Выбор деятельности зависит от интереса к ней, твоих способностей и склонностей. Некоторые из твоих сверстников включаются в деятельность по примеру друзей, в частности увлекаются компьютерными играми. Другие примеряют на себя престижные роли: мальчики — программиста или банкира, девочки — фотомо-
дели. Незнание требований к той или иной деятельности, неумение оценить свои способности могут впоследствии привести к неудаче, разочарованию в выбранной профессии. Причём в правильном и успешном выборе деятельности заинтересован не только сам человек, но и общество в целом. Вот что писал А. П. Чехов в записной книжке: «Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги — это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплётчик, любитель учёности. Тайно по ночам он занимается наукой».
Есть труд, который рассматривается подростками как недостойный, нетворческий (например, помогать ухаживать на ферме за животными, убирать свой двор и т. п.). Но как смогут люди обходиться без этого труда?
В школе и дома тебе говорят: «Будешь хорошо учиться — перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, но общество не в состоянии пока обеспечить всех творческим трудом. Есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень нужны людям. Да и любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов. Педагог проверяет тетради, балерина упражняется в технике танца. Ты сам можешь дополнить этот перечень.
Попроси родителей рассказать о своей работе. Подумай, что в ней можно назвать творчеством, а что нет. Оцени значение труда родителей для общества, окружающих.
мнимпя
Любая работа требует усердия, кропотливости, трудолюбия, а нередко и творческого подхода. Вот эти качества и необходимо развивать в себе, они в значительной степени составят успех любой твоей деятельности. Даже труд учёного складывается далеко не только из решения творческих задач. Здесь и чтение научной литературы, многократное проведение эксперимента, запись фактов, проверка на практике выводов, оформление результатов и др.
Найти дело по душе — этого ещё недостаточно для жизненного успеха. У одних есть интересы, но не хватает воли для достижения цели. У других сильна воля, но набор жизненных интересов беден, и воля остаётся не включённой в работу. Старайся расширять круг своих интересов. Интересы будут рождать цели и стремление к их достижению. А стремление призовёт на помощь волю и заставит её работать. Успеху в жизни во многом способствует единство интереса, целеустремлённости и воли. Подтверждением этому служит жизнь многих великих людей.
ЭЮил на свете кловвк
Авраам Сергеевич Норов родился 22 октября 1795 г. в семье отставного майора С. В. Норова — саратовского губернского предводителя дворянства, «человека умного и с благородным сердцем». Авраам Сергеевич получил хорошее домашнее образование, затем учился в Благородном пансионе при Московском университете, но, не окончив курса, был определён родителями на военную службу.
Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 16 лет потерял ногу на поле боя. Казалось бы, жизнь кончилась... Но, едва оправившись от ранения, А. С. Норов «учился непрерывно, ревностно», много читал, пополняя своё образование. В результате он владел немецким, английским, французским и испанским языками, великолепно знал европейскую литературу, освоил латынь и греческий, а для того чтобы читать Библию в подлиннике, выучил древнееврейский язык. В Европе не было библиотеки, которая могла бы сравниться по полноте с его собранием работ по Востоку.
В 1821 г. Норов совершил большое путешествие по Европе, побывал в Палестине, а затем в Египте и Нубии. Всё виденное он описал в книге «Путешествие по Египту и Нубии в 1834— 1835 гг.». Позднее А. С. Норов стал членом Петербургской академии наук. В 1854 г. был назначен министром народного просвещения.
Как ты думаешь, что помогло А. С. Норову добиться успеха в жизни?
Поддержка близких — залог успеха
Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей. Учись чувствовать и понимать не только себя, но и других людей. В меру своих сил помогай им.
«Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей. Работа только ради материальных благ бессильна доставить то, ради чего стоит жить. Разве можно купить дружбу товарища, радость от результата труда, полезного другим?» — писал знаменитый французский лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Вспомни Лиса из его сказки «Маленький принц». «Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!» Вот какой секрет он передал Маленькому принцу: важно найти друга, научиться понимать его, отдавать ему свои дни и быть за него в ответе.
Взаимопонимание и взаимопомощь участников любой деятельности — залог её успеха.
Есть ли у тебя друзья? Какое значение они имеют в твоей жизни? В чём они помогают тебе, а ты — им?
Выбор жизненного пути
Этот выбор тесно связан с выбором своего дела. Правда, одним людям удаётся найти его в начале пути, другие к делу своей жизни идут долго. Выбор этот осуществляется по-разному. Одни просто трудоустраиваются, т. е. готовы на любую работу, дающую кусок хлеба. Другие выбирают профессию, соответствующую своим потребностям и возможностям. Третьи ищут смысл жизни в работе.
Так, например, герой повести американского писателя Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» таким видел дело своей жизни: «Знаешь, кем бы я хотел быть? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Вот и вся моя работа».
Хотелось бы, чтобы выбору своего главного в жизни дела предшествовали размышления о смысле жизни, пусть даже твои представления и предпочтения будут меняться с возрастом. Главное в этом выборе — чувствовать и понимать пульс общества, чем оно живёт, каковы его ценности, проблемы.
Большинству людей, нашедших своё призвание, удовлетворение приносит в первую очередь самореализация в труде, творчестве, увлечённость поиском нового и стремлением к успеху, радость от пользы и результатов их деятельности, а не только материальное вознаграждение.
Посмотри внимательно на руки, позу, взгляд учёного. Можно ли сказать, что этот человек всю жизнь просидел за письменным столом, занимаясь умственной работой? Какими художественными средствами автор отразил в картине силу духа, воли и дерзания учёного? Узнай, кем был Иван Петрович Павлов, каким трудом занимался.
Приведи примеры подобного отношения к жизни и профессии твоих знакомых, близких. Как ты понимаешь выражения: «оставить след в жизни», «оставить имя после себя»?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. В чём человек видит своё счастье?
2. Что сопутствует успеху в жизни?
3. Как выбрать своё дело?
4. Можно ли в работе видеть смысл жизни?
основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты. С какими профессиями связаны умения, приобретаемые на школьном уроке «Рисование», а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты