§ 20 (§ 44). Религия

§ 20 (§ 44). Религия

Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.
Слово «религия» имеет два значения. Согласно одному из них, оно происходит от латинского глагола religare — связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Согласно другому значению, латинское существительное religio — это набожность, святыня, предмет культа. И второе значение достаточно полно отражает суть религиозного опыта. Ученые пытаются дать научное определение религии.
Количество научных определений религии, пожалуй, не уступает количеству определений культуры, а оно уже приблизилось к 500. Обобщим их и дадим такое определение, которое, схватывая самую суть, в то же время учитывало бы разнообразные оттенки.
Религию мы будем понимать в следующих основных значениях:
1. Религия — один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой.
2. Религия — один из фундаментальных институтов человеческого общества.
3. Религия — сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное.
4. Религия — специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение Бога.
5. Религия — совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование.
6. Религия — совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.
7. Религия — группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордена, секты).
8. Религия — система верований и действий, с ее помощью решаются вопросы человеческой жизни.
Решаемые религией проблемы встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.
Все религии подразделяются на:
а) архаичные политеистические религии — тотемизм, фетишизм, анимизм,
б) мировые монотеистические религии — буддизм, христианство, ислам.
Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм — монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм — по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире (в Индии — 95% верующих индуисты) и др.
Архаичные религии — более древние. Они основаны на верованиях и мифах, составляющих основу мифологии. Мировые религии — более молодые, их основа — религиозная вера.
Архаичные верования выступают ранней формой современной религиозной веры. Потому они и называются верованиями, а не верой.
Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Древние люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. На верованиях основаны мифы.
Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном или античном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном.
МИФ (от греч. mythos — предание) — сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете религиозного верования.
Мифы, как и легенды, вобрали в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.
Верования и мифы объединяются в мифологию. Мифология — самая ранняя форма мировоззрения, через него человек выражал свое отношение к миру и происходящим в нем событиям.
МИФОЛОГИЯ — всеобъемлющая система правил (начиная с обычаев, установленных первопредками) включения человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир, а его — в космос.
Появление мифологии представляло грандиозную революцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неолитической революцией. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрений, объясняющую и земной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти, есть ли другой мир и кто там обитает и пр. Если вы заглянете в мир древних мифологий, вы ощутите его величие и грандиозность. Не случайно современные композиторы, художники и поэты черпали и продолжают черпать из него вдохновение.
Согласно мифологии славян, в центре Вселенной находилась Земля; в ее недрах помещался ад, где горел страшный огонь. Небо воспринималось как свод из твердого вещества. Причем небо было не одно, а целых семь. На нижнем помещались дожди, снега, роса и прочие метеоявления, управляемые ангелами. Солнце, луна и звезды находятся на четвертом небе. Седьмое небо — рай (отсюда поговорка: «почувствовать себя на седьмом небе от счастья»). Земля выглядела плоской и плавала в океане- море на трех больших китах. Светила представлялись живыми существами, к ним обращались с просьбами. Звезды в народном представлении были душами людей и умерших крещеных детей, души праведников светят ярко, а грешников — тускло.
Архаичные религии, кроме верований, мифов и мифологии, включали также особые обряды и ритуалы. Комбинация тех и других дает три разных типа древней религии — тотемизм, фетишизм и анимизм. Их можно считать самыми древними культурными комплексами.
Тотемизм представляет собой комплекс верований и обрядов первобытного общества (раннеродового строя), связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами (на языке индейского племени североамериканских индейцев оджибве «ототем» — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотемизм основан на вере в сверхъестественную связь и кровную близость данного рода с каким-либо тотемом, считавшимся не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Первым объектом верования выступало животное. Наши предки ощущали с избранным в качестве тотема (родового символа) животным, скажем медведем или волком, такое же кровное родство, как с самыми близкими людьми. Члены группы, тотемом которой был, например, медведь, считали себя медведями и всех медведей членами своей группы. Тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное — умерший родственник. Тотему поклонялись, его умилостивляли, к нему приобщались, тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвященных в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы жизненного цикла человека: рождение, переход из юношей во взрослые, смерть — проходили через специальные обряды посвящения. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение обычаев, традиций и ценностей общины.
Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. Фетиш [фр. fetiche < португ. feitico — амулет; волшебство] — неодушевленный предмет, по представлениям верующих, наделенный сверхъестественной магической силой и служащий объектом религиозного поклонения. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудодейственная сила. У первобытного человека фетиши встречались везде — на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля.
Фетишизм пережил свою историческую эпоху, стал элементом более поздней культуры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в карман перед экзаменом какой-то «счастливый» предмет, бизнесмен или автогонщик пользуются более дорогими реликвиями. Отголоски фетишизма можно найти в уважении знамени полка, государственного флага, символа клуба, чести мундира. Современные амулеты, которые берут с собой на соревнование спортсмены, являются пережитком фетишизма.
Разновидностью фетишизма считают идолопоклонство. Идол (от греч. eidolon, букв. — образ, подобие) имеет два значения: а) материальный предмет, которому придана форма человека или животного, б) изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле идол — предмет слепого преклонения. Поклонение иконам и святым мощам, существующее в современных религиях, — это пережиток одновременно фетишизма и идолопоклонства.
Третьей формой архаических верований является анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в существование духов и души. Его суть состоит в признании духовной силы, которая способна существовать отдельно от человека, животных или растений. Она переходит из одного места обитания в другое, вселяется в человека или животное и покидает его. Эта духовная сила может выглядеть как бесконечная субстанция, поглощающая Вселенную, или как конкретный человек, но не материальный, а именно умерший предок. В Полинезии, например, обитают племена, верящие в духов. До сих пор многие интеллигентные люди подобно полинезийцам занимаются вызыванием духов. В конце XX века миллионы людей все еще верили в спиритизм, общение духов, переселение душ и т.п. Видимо, анимизм отражает какую-то глубинную потребность человека.
Высшей формой развития анимизма является вера в самостоятельное существование души. Душа может переселяться в других людей, животных, в растения. Вселяясь в мертвое тело, душа оживляет его. Когда человек умирает, душа отлетает от тела. Без души он вовсе не человек. В дальнейшем люди стали мыслить душу как двойника конкретного человека, его второе «Я». В классической и современной литературе мы часто наблюдаем, как у злого человека его душа, оставаясь неиспорченной, выполняет роль внутренней совести, призывающей его одуматься и заняться добрыми делами.
Тотемизм, фетишизм и анимизм построены на чрезмерном возвеличении чего-либо или кого-либо: животного, предмета, духа. Следующий шаг на этом пути — превращение почитания отдельных предметов в сложную систему преклонения перед святыней, включающую не одно, а множество действий, ритуалов, обрядов, придание им особого, космического смысла и значения. Иными словами, появление религиозного культа.
Культ (от лат. cultus — почитание) — один из основных элементов религии; действия ( телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественную «силу» (религиозные таинства).
Некоторые ученые видят в культовой системе основной элемент всякой религии. Она представляет собой совокупность определенных обрядов. О сущности обряда мы уже говорили. Здесь лишь подчеркнем символический характер обряда.
Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — это идеальный знак, замещающий материальный предмет. Корона символизирует царскую власть. В религиозном обряде любое движение, жест, слово или предмет наполнены определенным значением и выступают символами.
Многие обряды и культы, возникнув в архаических религиях, перешли затем в современные. Так, например, очистительные обряды, связанные с погружением в воду и символизирующие очищение от скверны, возникли в первобытном обществе, но успешно прижились и в современном. В христианстве очистительный водный обряд крещение знаменует собой очищение от первородного греха и приобщение к церкви.
Не менее древним является обряд жертвоприношения, относящийся к разряду умилостивлительных действий. С древнейших времен люди совершали жертвоприношения предкам, богам и духам, чтобы отвратить их гнев или отблагодарить за милость. Часто в жертву приносили животных, обычно овцу или корову.
В древнем обществе были распространены три типа жертвоприношений: жертвы-угощения, жертвы-очищения, жертвы-гадания. В первом случае жертва понималась как угощение Богу. Если Бог помогает человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. Когда собирали урожай, то первые колосья и первые плоды приносили Богу. Когда ели, то откладывали для Бога специально выпеченное печенье или медовую лепешку.
Во втором случае жертва принималась в знак виновности человека. Если человек совершил нечаянное убийство, он должен был покинуть родину и искать очищения на чужбине. Жрец зажигал огонь на алтаре, закалывал молочного поросенка, обрызгивал его кровью руки пришедшего, а потом омывал их священной водой и вытирал. Это означало, что кровь смыта кровью и человек может возвращаться к сородичам. Жертвы для гадания приносились перед сражениями. Зарезав животное, смотрели, как горит на алтаре его мясо, особенно хвост; если хвост скручивался, это предвещало трудности, если конец его опускался вниз — неудачу, если поднимался вверх — удачу. Иногда жертвоприношением служил отказ человека от удовольствий или богатства. Христианство отказалось от реальных жертвоприношений, заменив их символическими. Примером выступает ритуал возжигания свечей и лампад перед иконами.
Одним из древнейших обрядов является культ предков. Духам умерших предков приписывалась способность влиять на жизнь потомков. Не только древние, но и многие ныне живущие народы верят в то, что между живым человеком и умершим предком существует незримый контакт. Духов предков просят о помощи и защите. Отсюда возник институт покровительства мертвых над живыми. Дух предка регулярно наведывается «в гости», ограждает от невзгод и болезней, наказывает за неправедные поступки, подсказывает правильные решения в трудных жизненных ситуациях, влияет на урожай и прирост скота и т.д. В некоторых архаичных обществах бытует вера в то, что останки влиятельных людей сохраняют часть силы, которой эти люди обладали при жизни. В большинстве азиатских стран древний культ предков модифициро
вался в современную этику «сыновней почтительности». Она потеряла свое религиозное содержание, став основой не только светского, но и народного воспитания. Так, уважение к родителям и забота о них — священная обязанность китайца.
Конец мифологической эпохи означал наступление новой — эпохи мировых религий и одновременно переход от верований к религиозной вере. Религиозная вера — это сложнейший культурный феномен, соединяющий в себе высокую интеллектуальность, вдохновенность, смирение перед духовно превосходящим тебя миром, осознание своей тварности и вместе с тем особенную гордость за приобщенность к этому надстоящему миру.
В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) вера представляет сложный культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение и другие элементы. Так, всех христиан объединяет вера в Ииуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира. Он является воплощением 2-го лица Триединого Бога — Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Троица — один из основных догматов христианства. Главный источник веручения — Библия, состоящая из двух частей — Ветхого Завета (является Священным Писанием как в христианстве, так и в иудаизме) и Нового Завета (признается только в христианстве).
От слова «вера» происходит научное понятие вероучения, которым обозначают систематическое учение, концепцию, совокупность идей, в основе которых лежит вера в сверхъестественный мир, божество. В этом смысле буддизм, христианство или ислам относятся к вероучениям. Источником вероучения выступает система фундаментальных принципов, изложенных в Священном Писании, — у христиан это Библия, у мусульман — Коран. Основной источник вероучения понимается как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение.
Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется теологией (от греч. theos — Бог и logos — слово), буквально означающей богословие. Оно предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. Важным элементом теологии выступает Божественное откровение.
Откровение — это непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Выражается в тексте Писания (в иудаизме и христианстве — Библия, в исламе — Коран) и в Предании, также получающем письменную фиксацию (в иудаизме — Талмуд, в христианстве — сочинения «отцов церкви», в исламе — сунна).
Главные идеи мировых религий выражаются в так называемом каноне (от греч. kanon — норма, правило). Различают церковный и библейский каноны. Церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. Библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве Священного Писания. В обычном языке слово «канон» обозначает все, что твердо установлено, стало общепринятым.
Понятия: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.
Вопросы и задания
1. Что такое религия? Как вы поняли выражение: религия — система верований и действий, с помощью которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни? О каких вопросах идет речь?
2. Что такое мифология?
*3. Существует ли мифология в наши дни? Вы верите в это? Докажите свою точку зрения.
4. Опишите фетишизм. Приведите примеры его проявлений сегодня.
5. Когда и почему возник анимизм?
*6. Объясните смысл древних культов, описанных в этом параграфе. Возможны ли жертвоприношения сегодня?
7. Какие религии называются мировыми?
8. Различаются ли верования и религиозная вера? А куда бы вы отнесли веру в НЛО?
9. Какие церковные обряды вам известны?
*10. Какое место церковные обряды занимают в жизни современных людей?
Проблема. Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Объясните, почему это происходит.
Практикум. Ниже приведена обобщающая таблица, где отражены основные формы архаичных верований и даны их определения. Однако кто-то умудрился все перепутать. Помогите восстановить порядок.
Тотемизм    представляет собой веру в существование духов и души.
Фетишизм    представляет собой комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений.
Анимизм    представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты