§ 23 (§ 47). Наука

§ 23 (§ 47). Наука

Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V веке до н. э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время — в XVI—XVII веках и был тесно связан с научно- техническим прогрессом и индустриальной революцией.
Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго.
В большинстве европейских стран два процесса — получение и распространение нового знания — стараются не разрывать. Поэтому университеты выполняют обе функции — научную и педагогическую. Университетский профессор — одновременно исследователь, ученый и педагог-практик. В СССР и России сложилась иная традиция. Здесь наукой занимаются одни люди, а образованием — другие. Главный центр научной деятельности — Академия наук, имеющая в своем составе около 300 научно-исследовательских институтов. Университетский профессор в России не обязан профессионально заниматься наукой. Он прежде всего преподаватель.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (РАН), учреждена в 1991 году на базе Академии наук СССР. Ведет историю с 1724 года от Петербургской АН. В 1994 году свыше 440 действительных членов, 600 членов-корреспондентов, 120 иностранных членов. Объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук: математики; общей физики и астрономии; ядерной физики; физико-технических проблем энергетики; информатики, вычислительной техники и автоматизации; проблем машиноведения, механики и процессов управления; общей технической химии; физикохимии и технологии неорганических материалов; биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений; физиологии; общей биологии; геологии, геофизики и геохимии и горных наук; океанологии, физики атмосферы и географии; истории; философии и права; экономики; мировой экономики и международных отношений; литературы и языка; региональные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) и научные центры. Всего около 300 научных учреждений, свыше 200 научных советов. Научно-исследовательский флот. Готовит научные кадры. Публикует научную литературу. Присуждает медали и премии за научные труды. Поддерживает международные научные связи.
Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Наряду с Академией наук в нашей стране есть отраслевые академии — Академия медицинских наук, Сельскохозяйственная академия, Академия педагогических наук. Отраслевые НИИ — это научно-исследовательские институты, которые подчинены и финансируются всевозможными министерствами и ведомствами. Если академические институты, по определению, развивают фундаментальную науку, то отраслевые НИИ занимаются прикладной наукой, т.е. приспосабливают к конкретным техническим задачам фундаментальные знания.
В основе научного процесса лежит передача информации. Она должна быть объективной, достоверной, систематичной и др. Именно от науки общество ждет истину в последней инстанции. В то же время от мифа, сказки, романа никто не ждет достоверности и правдивости. Наука создается с исключительной целью искать и доказывать истину. Объем научной информации с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет.
Правдивыми и объективными должны быть сведения в учебниках и научных монографиях, так как они передают важную информацию для следующих поколений. Существуют определенные санкции к нарушителям и способы контроля достоверности информации, в частности, за лживую информацию автора публикации могут привлечь к суду, а в редакции журнала или газеты часто хранятся подлинные документы, фигурировавшие в публикации. Точно также аппарат ссылок в научной статье позволяет любому читателю перепроверить изложенные ученым факты.
Энциклопедии, словари, географические атласы, различные указатели, альманахи, нормативные и юридические документы, статистические показатели и таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д. несут фактологическую информацию об объективном положении дел и ценятся в возрастающем объеме.
Все науки условно делятся на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. И это правильно. Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные, за редкими исключениями, качественными (описательно-оценочными). Гуманитарные дисциплины нельзя относить к поведенческим наукам, изучающим взаимодействие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, а социальные — можно. Поэтому их называют еще бихевиориальными науками (от behaviour — поведение).
Кроме социальных и гуманитарных дисциплин есть еще естественные и технические. Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.
Школьное образование — это самые дальние подступы к большой науке. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества. Иначе говоря, оно только приобщает вас к основам научных знаний. Расширить их позволяет высшее образование. Дальнейшие занятия в аспирантуре и докторантуре сделают вас способным заниматься приращением новых знаний. А это самое главное в академической науке.
Основа высшего образования — вузы. Они готовят специалистов для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квалификации преподавателей. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории. Срок обучения 4—7 лет.
Университет (от лат. universitas — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, где ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры.
Первые университеты появились в XI—XIII веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Университет делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. В университете Парижа Сорбонне — признанном центре теологии, преподавание велось на латыни. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию.
Первые университеты в России — Академический (1726—1766, Санкт-Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 году было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, свыше 30 негосударственных университетов.
Одним из лучших в стране по праву считается Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) — крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова. Имел философский, юридический и медицинский факультеты. Сегодня готовит кадры по физическим, математическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, филологическим, историческим, философским, психологическим, юридическим и другим специальностям. В университете более 200 кафедр и 430 научно-исследовательских лабораторий, 4 НИИ (механики, ядерной физики, астрономический им. П.К. Штернберга, антропологии им. Д.Н. Анучина), Вычислительный центр, 4 обсерватории, 12 учебно-научных станций, 3 музея, Ботанический сад, научная библиотека, издательство (основано в 1927 году). В 1992 году университет получил статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России. В нем учатся студенты со всех концов РФ и из-за рубежа.
Вторым по важности учреждением системы высшего образования является академия. Слово «академия» происходит от наименования местности близ Афин, где возникла Платоновская академия (ок. 387 г. до н.э.).
ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ
Это была древнегреческая философская школа, основанная Платоном около 387 года до н. э. в Афинах; существовала до I века до н. э. До появления академии Платона молодые афиняне получали высшее образование у софистов (в переводе с греческого «софист» означает «искусник», «мудрец», «лжему- дрец»). Они были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой и раздававшими по пути советы и рекомендации в совершенствовании себя в ораторском мастерстве и философии. Они были уверены, что всегда найдут аудиторию в одной из трех крупнейших общественных гимназий (gymnasiums), которые располагались в предместьях Афин: здесь молодые люди проходили атлетическую подготовку. Когда Платон вернулся из своих путешествий в Афины (приблизительно 387 год до н.э.), он поселился в доме недалеко от одной гимназии, называвшейся академией. Сама гимназия отстояла от городских стен в миле на северо-запад. Платон организовал философскую школу с постоянным составом слушателей, которые регулярно встречались либо в Академии, либо в доме Платона. Другие философы последовали его примеру и также стали встречаться со своими учениками в точно определенном месте, где отныне читали свои лекции и проводили обсуждения. Аристотель, ученик Платона, учредил свою школу в Лицее (Lyceum), располагавшейся в восточной части Афин.
Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. I - II вв.) и неоплатонизма (IV — сер. VI вв.). В эпоху Возрождения Платоновская академия была учреждена во Флоренции (1459 - 1521), ее возглавил М. Фичино.
Термин «академия» часто применяют к некоторым научным кружкам средневекового Востока. Название «академия» носили многие научные общества Европы в XV—XVI веках. В XVII веке сформировались первые академии наук.
Во Флоренции, Венеции, Ферраре, Неаполе на рубеже XVI—XVII веков возникали одна за другой так называемые «академии», или «камераты»— художественные кружки, объединявшие любителей прекрасного, поэтов, музыкантов. Там исполнялись новые мадригалы, поэты читали свои только что написанные произведения, там музицировали, обсуждали перспективы национального искусства. Эти академии были творческими лабораториями, где рождалась новая музыка. Так, в 1600 году во Флоренции родилась опера. Современность и новизна ценились чрезвычайно.
Сегдня в Англии и США академией называют частные средние школы и специализированные учебные заведения, например, военно-морские академии. В более широком смысле (в некоторых странах) академии — это научно-исследова- тельские сообщества, призванные развивать и поддерживать научные знания и культуру или способствовать развитию специфических искусств или наук.
Среди научно-исследовательских сообществ самым известным считается Французская Академия — ассоциация литераторов, учрежденная кардиналом Ришелье в 1635 году.
Понятия: наука, университет, академия.
Вопросы и задания
1. Что такое наука как социальный институт? Какова ее роль в обществе?
2. Какими свойствами обладает научная информация?
3. Какова структура Академии наук и большой науки? Связаны ли с наукой ваши родители или знакомые? Что они могут рассказать об этой важной сфере общественной жизни?
4. Как классифицируются науки? Куда бы вы отнесли обществознание?
5. Из каких элементов складывается высшее образование? Какие профессии связаны в современном мире с высшим образованием?
6. Что такое университет в Европе и в России?
*7. Насколько высок, по вашему мнению, престиж университета в наши дни?
Проблема. Замечаете ли вы в своей повседневной жизни, что поток информации с каждым годом возрастает? Приведите примеры. К каким последствиям это может привести общество и его граждан?
Практикум. Подумайте над этими цифрами. Какую закономерность или тенденцию вы в них обнаружили?
1. 34% всех открытий в СССР сделано в 50-е годы.
2. 46% всех открытий в СССР сделано в 60-е годы.
3. 18% всех открытий в СССР сделано в 70-е годы.
4. 2% всех открытий в СССР сделано в 80-е годы.