§ 5 (§ 29). Политические режимы

§ 5 (§ 29). Политические режимы

Политический режим — система методов осуществления государственной власти, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
Существует два главных типа политических режимов — демократические и недемократические, каждый из них внутри себя подразделяется на несколько видов.
К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, когда главную роль играет парламент — коллективный законодательный орган. Это — парламентский режим. Республика — яркий тому пример.
К недемократическим режимам относятся такие формы правления, где главную роль играет правитель с неограниченной властью. Это — авторитарные (единоличные) формы правления.
АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas — власть) — система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой.
К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма. Монархия, хотя она и является формой единоличного правления, занимает промежуточное положение, поскольку очень часто власть короля ограничивалась парламентом.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
либерально-демократический
Источником власти при авторитарном режиме выступает не воля народа, а воля одиночки, захватившего власть, которую он утверждает силой. Сила — подлинный источник авторитарных режимов — диктатуры и тирании.
Всем авторитарным режимам присущи некоторые общие черты. Прежде всего, это отсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю. Именно она становится источником принимаемых в обществе законов. Для того чтобы ученому, политику или артисту сделать карьеру, нужно состоять в правящей партии. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропаганды идей этой партии, а школы и университеты — в средство политической социализации в духе правящей идеологии. Произведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, полностью контролирующей также и экономику.
Эти характеристики вполне приложимы к диктатуре (от лат. dictatura — неограниченная власть). Она — крайняя форма авторитарного политического режима. Если при демократии законы принимаются по воле и для защиты интересов народа, то при диктатуре — все наоборот, народ не спрашивают. Массовые репрессии доказывают, что власть здесь направлена именно против интересов народа.
Правление А. Гитлера расценивается историками как диктаторский режим (иначе его еще именуют силовым режимом), хотя он был узаконен конституцией, т.е. относился к легальному типу власти. Его нельзя считать демократическим, хотя власть Гитлера опиралась на поддержку широких масс населения. Его режим позволил стабилизировать экономику, покончить с преступностью и безработицей, создать мощные вооруженные силы. Однако естественные и политические права граждан такой режим не соблюдал. Удовлетворялись только низшие потребности людей в еде и крыше над головой, но совершенно игнорировались высшие — социальные, политические, духовные. В концентрационных лагерях томились тысячи людей, не согласных с диктатурой. Режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти. Люди подчинялись власти из-за страха, но не по доброй воле.
Парламентский режим, который относится к демократическим режимам, основан на одном из древнейших политических институтов — парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции.
ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament, от франц. parler — говорить) — высший представительный законодательный орган власти, построенный целиком или частично на выборных началах.
В Англии он так и называется — парламент, в США — конгресс, в Швеции — риксдаг, в Норвегии — стортинг, в России сегодня — Федеральное собрание, а прежде — Государственная дума. Впервые он был образован в Англии в XIII веке как орган сословного представительства.
Главная задача парламентариев — принятие законов. Обсуждение законопроектов проходит подчас очень бурно, в острых дискуссиях. Больше всех с речами выступают лидеры партий и фракций, а также депутаты. Они участвуют в заседаниях постоянных думских комиссий, например, в Комиссии по правам человека или в Комитете по экономическим вопросам, и голосуют. Главное — набрать большинство голосов по конкретному вопросу.
Если законопроект набрал такое большинство, он становится законом. Каждая партия стремится провести выгодные ей или нужные, по ее мнению, обществу законы.
Создать парламентское большинство — мечта любого политического движения. Для этого оно тратит огромные суммы на предвыборную борьбу, призывая — через газеты, радио, телевидение, листовки и т.д. — голосовать за своих кандидатов.
История парламентской власти уходит своими корнями в народные ассамблеи, существовавшие в эпоху племенного строя. Позже ассамблеи превратились в консультативные советы при вождях. Советы мудрецов при вожде представляли собой обычный совет старейшин, куда входили самые знатные люди. В средние века парламент представлял собой встречу короля со своими советниками, на которые приглашали также судей, рассматривавших жалобы и петиции от населения. Подобное собрание соединяло в себе все три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную.
Поначалу термин «парламент», происходящий от латинского слова «parliamentum», применялся только по отношению к собранию лордов (дворянство и священники) и представителям третьего сословия (рыцари и главы городов), которое созывалось королем для коллоквиума (от лат. colloquim — разговор, беседа). Обсуждались такие важные вопросы, как сбор армии для вторжения в другую страну или оборона от нападения. Но чаще такие беседы выступали просто законным способом пополнить королевскую казну.
Именно такой регулярный парламент появился в XIII веке в период правления английского короля Эдуарда I. Постоянный состав и статус парламент приобрел в 1278 году. В начале XIV века происходит разделение функций: законодательная отходит к парламенту, а исполнительная — советникам короля, выполнявшим роль правительства и получавшим законную силу лишь после клятвы в верности монарху. В 1422 году в Англии можно уже четко различить две ветви власти и соответствующие им разграничения — совет и парламент, исполнители и законодатели.
Парламент стал мощным оружием защиты демократических свобод. Не случайно вокруг него всегда велась ожесточенная борьба. Короли и диктаторы его закрывали, распускали, а народ требовал восстановления. Нередко ущемление прав парламента служило поводом для дворцовых переворотов, мятежей и даже гражданских войн. В 1629 году в Англии обострились разногласия между королем Карлом I и парламентом. В результате король распустил нижнюю палату (палату общин) и до 1640 года правил единолично. Но еще раньше, в 1628 году, парламент, имевший право сбора налогов, воспользовался им, чтобы ограничить власть монарха, т.е. первым затеял конфликт и спровоцировал на ответные действия короля. Чудовищные расходы, которых потребовала война англичан против Франции на стороне гугенотов, и, прежде всего, осада крепости Ла-Рошель, истощили казну государства. В январе 1629 года парламент, недовольный политикой короля, возобновил нападки на него. В ответ Карл I распустил нижнюю палату. Однако борьба с парламентом окончилась поражением короля. В 1649 году он был казнен.
По своей структуре парламент может быть двух- и однопалатным. Первый вариант наиболее распространенный. Самый старый английский парламент включает палату лордов и палату общин; в Австралии — сенат и палату представителей; в Канаде — сенат и палату общин. Но есть страны (их меньшинство), где парламент однопалатный, это, например, Швеция (ее парламент называется риксдаг) и Финляндия.
В некоторых странах, например в США и России, один и тот же человек не может быть представителем сразу двух или трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной; в других — совмещение министерского и депутатского постов разрешается. В Англии премьер-министр обязательно является членом парламента. Он становится премьер-министром только потому, что возглавляет парламентское большинство. Если его партия терпит поражение на выборах в парламент, то премьер- министром становится лидер победившей партии. В США продолжительность пребывания у власти президента страны не зависит от результатов выборов в Конгресс, и президент не является его членом.
Однопалатный парламент не выражал волю народа, так как он состоял из знатных дворян, выполнявших волю короля, с которым они обычно соглашаются. Появление второй, нижней палаты, происходило всегда под давлением снизу. Лишенные избирательных прав сословия устраивали революции, мятежи, шли на многочисленные жертвы, но в конечном итоге добивались своего.
Нижняя палата парламента во всех странах — это всегда вынужденная уступка верхов низам. Первых обычно устраивает тот режим, который помог им обогатиться и добиться власти. Но он не устраивает тех, за чей счет произошло такое обогащение. Они выступают за более справедливое распределение богатства. К этому ведут два пути — революционный и конституционный. Первый — незаконный и кровавый, второй — мирный и законный.
Дабы избежать первого варианта событий, монарху и его окружению выгоднее допустить социальные низы до голосования, представления их интересов в парламенте, выражения воли законным путем. Но законы истории таковы, что, просунув коготок, низы позже запускают во власть и всю руку. Одна из самых неуступчивых и консервативных монархий, английская, среди первых вынуждена была допустить к власти социальные низы. В других странах — в Нидерландах, Италии, Франции, Бельгии — высшая палата, не хотевшая отдавать власть народу, постепенно перестала играть активную роль.
Если сравнивать обе палаты парламента, то в большинстве, если не во всех странах, наблюдается поразительная особенность. Верхняя палата всегда соглашается с властями, а нижняя — чаще бунтует. Первая охраняет конституционный порядок, а вторая, если к тому есть серьезные причины, стремится его изменить. Подобное происходит не только в конституционных монархиях, но и в постсоветской России.
Понятия: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.
Вопросы и задания
1. Что такое политический режим? Чем он отличается от формы правления?
2. Как классифицируются политические режимы?
3. Какие условия необходимы для возникновения авторитарных режимов? Приведите примеры авторитарных режимов.
4. Приведите примеры диктатуры и дайте ее характеристику.
*5. В истории античного мира прочтите о ранней греческой тирании. В чем ее особенности?
6. Что такое парламентский режим? Когда он зародился и как эволюционировал?
*7. Знаете ли вы примеры парламентского режима в современной России? Опишите их.
Проблема. Какую роль играли авторитарные режимы в развитии общества, можно ли говорить о каком-либо положительном воздействии этих режимов на историю человечества?
Практикум. С каким из двух определений вы согласны?
1. Политический режим — это прежде всего политическая практика, осуществляемая в рамках разных государственных и правовых форм.
2. Политический режим — это система методов осуществления государственной власти, отражающая состояние демократических прав и свобод, отношение государственной власти к правовым основам их деятельности.
Обоснуйте свой выбор.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты