4.10. Избирательная кампания в РФ

4.10. Избирательная кампания в РФ

Основные понятия: избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система, основные принципы демократического избирательного права, избирательная кампания, стадии (этапы) избирательного процесса в РФ, избирательный округ, избирательный участок, избирательные комиссии, предвыборная агитация, предвыборная программа (обещания)

Типы избирательных систем
 
Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов
Пропорциональная система — это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест в парламентерас- пределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной системой
 Достоинства
Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа.
Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, что позволяет при парламентских и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство
Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства.
Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий
Формируется действительно представительный парламент
  Недостатки
 Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах.
Практически исключается возможность победы на выборах малочисленной партии.
Частая нерезультативность выборов либо повторное, либо альтернативное голосование
Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателями, сколько перед самой партией.
Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны.
Появление в парламенте множества мелких фракций препятствие принятию нужных решений
В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов.
Партии не отражают в полном объёме интересы своих избирателей
1 См. 5.5. Законодательство РФ о выборах (с. 358).

Основные принципы демократического избирательного права
Принцип равенства (все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права).
Принцип всеобщности (любой дееспособный гражданин имеет право избирать и быть избранным).
Принцип тайного голосования (все выборы проводятся тайно, избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе).
Принцип непосредственности (избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика).
Принцип состязательности (выборы проводятся на альтернативной основе).
Принцип гласности (общественность осуществляет контроль за проведением выборов).
Принцип свободы выборов (любой гражданин участвует в выборах добровольно).
Принцип ограничения срока выборов (выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин).
Многие учёные рассматривают понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» как синонимы.
Избирательный процесс — практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).
Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Стадии (этапы) избирательного процесса в РФ
1. Назначение даты выборов.
Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Главы муниципалитетов назначают дату выборов представительного органа власти.
2. Образование избирательных округов и избирательных участков.
Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.
3. Формирование избирательных комиссий.
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ избирательные комиссии субъектов РФ избирательные комиссии муниципальных образований окружные избирательные комиссии территориальные (районные, городские и др.) комиссии участковые комиссии.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ, которая 1) помогает другим комиссиям, 2) контролирует их, 3) распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.
4. Составление списков избирателей.
Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность.
Правом выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы власти на различные должности пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Согласно закону (2004 г.) партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов и иметь региональные отделения во всех субъектах РФ. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.
6. Проведение предвыборной агитации.
Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.
Предвыборная программа (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона, выдвигаемая кандидатом на избрание или политической партией. Она представляет избирателю основные направления по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах.
В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.
7. Голосование и установление результатов голосования.
Избиратель в день голосования приходит на избирательный
участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.
Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (7%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе, федеральному списку кандидатов, получившему от 6 до 7% голосов избирателей, передаются два депутатских мандата, список, набравший от 5 до 6% голосов, получает один депутатский мандат.
Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.
8. Финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.
Финансирование избирательной кампании осуществляется за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия (избирательное объединение) для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд.
Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты