Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Обществознание arrow Обществознание ЕГЭ-Учебник П.А. Баранов arrow Характеристика заданий экзаменационной работы по обществознанию

Характеристика заданий экзаменационной работы по обществознанию

Характеристика заданий экзаменационной работы по обществознанию и алгоритмы их выполнения

Алгоритм выполнения экзаменационной работы по обществознанию
Внимательно прочитать инструкцию по выполнению экзаменационной работы по обществознанию1: определить, что необходимо сделать.
1    См. с. 436—437.
Просмотреть все задания, включённые в каждую из трёх частей экзаменационной работы.
Выполнить сначала те задания, в решении которых уверен.
Совет: пользуйтесь черновиком, так как число исправлений в бланке ответов ограничено
Не останавливаться на заданиях, которые не удалось выполнить сразу.
Совет: экономьте время — к данным заданиям можно будет вернуться позже
Прочитать условие задания и уяснить сущность требования.
Совет: применительно к заданиям части 3 важно обращать внимание не только на то, что нужно назвать (указать, перечислить, сформулировать и т. д.) — признаки (черты, примеры, аргументы и т. д.), но и определить, какое количество данных элементов необходимо привести (один, два, три и т. д.)
Выбрать наиболее эффективный способ выполнения задания1 в зависимости от его типа.
Проверить правильность выполнения заданий экзаменационной работы, ещё раз сопоставив свои ответы с требованиями заданий.
Часть 1
Задания данной части сгруппированы в пять содержательных блоков-модулей (разделов): «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Во всех вариантах экзаменационной работы задания этой части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами.
1 См. приведённые в данном разделе алгоритмы выполнения заданий.
Совет: при работе с заданиями части 1 экзаменационной работы в целях тренировки:
определите не только правильный,    по вашему мнению,    ответ,    но    :
и перечислите другие возможные варианты правильного ответа на данное задание (если таковые имеются);    ;
придумайте другой вопрос к правильному ответу.    •
обращайте внимание и на те ответы, которые в задании оказались неправильными: переформулируйте    вопрос так, чтобы    правиль-    :
ным был любой другой вариант ответа
Задания А1, А2, А5, А6, А7, А10, А13, А14, А17, А18 Характеристика заданий
Содержание заданий: с выбором ответа на обращение к теоретическому содержанию обществоведческого курса.
Уровень сложности заданий: базовый.
Умения, проверяемые заданиями: выявлять смыслы (значение) определённого понятия; распознавать существенный признак определённого понятия, характерную черту социального явления (процесса), элемент его описания; выявлять понятие (социальное явление, процесс) на основе его определения; определять понятие (социальное явление, процесс) на основе его существенного признака (проявления, характеристики); сравнивать социальные объекты, их характерные черты, устанавливать сходство либо различие; устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Разновидности заданий:
задание, направленное на распознавание существенного признака, характерной черты социального явления, процесса, например: Какой из признаков характеризует общество как систему?
1) постоянное развитие    3)    обособление от природы
2) часть материального мира 4) форма объединения людей
задание, направленное на выявление понятия (социального явления, процесса) на основе его определения, например: Вид юридической ответственности, предусмотренной за нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда, называется
1) дисциплинарной ответственностью
2) гражданско-правовой ответственностью
3) уголовной ответственностью
4) административной ответственностью
задание, нацеленное на выявление понятия (социального явления, процесса) на основе его существенного признака, проявления, характеристики, например: Свободные и честные выборы являются признаком
1) авторитаризма
2) демократии
3) тоталитаризма
4) любого политического режима
задание, предполагающее сравнение социальных объектов (явлений, процессов), установление их сходства и различия, например: В чём заключается отличие человека от животного?
1) его жизнедеятельность состоит в приспособлении и собирательстве, основанных на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов
2) может изменять свой мир, исходя только из потребностей своего вида
3) может действовать сообразно свободе своей воли и фантазии
4) может действовать, исходя из удовлетворения исключительно физических потребностей
Время, отводимое на выполнение каждого задания: до 2 минут.
Оценивание качества выполнения заданий: правильный ответ за каждое задание оценивается в 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Прочитать условие задания и определить, какое оно содержит требование.
Выделить в условии задания ключевые слова, на основании которых следует искать ответ.
Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа (обозначены цифрами 1; 2; 3; 4) в контексте требования задания и выделенных ключевых слов.
Установить единственный правильный ответ.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
Поставить в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания знак «X» («крестик») в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
Задания А3, А8, А11, А15, А19
Характеристика заданий
Содержание заданий: на обращение к социальным реалиям.
Уровень сложности заданий А3, А11, А15, А19: базовый, задания А8 (с графической информацией, отражающей перемещение кривых спроса и предложения): повышенный.
Умения, проверяемые заданиями: выявлять пример социального явления, процесса, ситуации; распознавать социальное явление, процесс по предъявленному примеру либо по описанной ситуации; оценивать деятельность и поведение людей на основе знаний, полученных в ходе изучения обществоведческого курса; находить вывод, сделанный на основе статистической или графической информации; переводить графическую информацию в словесно-описательную форму.
Разновидности заданий:
задание-задача1, содержащая описание конкретной социальной ситуации, являющейся условием для ответа на поставленный вопрос, например: В стране Н. в целях изменения социальных институтов и образа жизни людей осуществлялись закупка зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии, приглашение иностранных специалистов, обучение своих работников за рубежом. Какой процесс имел место в стране Н.?
1) революция    3) модернизация
2) регресс    4) стагнация;
задание-задача, направленная на восстановление недостающего для вывода (ответа) звена информации, например: В государстве Г. отсутствует политический, идеологический и экономический плюрализм, имеет место слабость обратной связи между народом и властью. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Г. существует тоталитарный политический режим?
1) регулирование экономических отношений
2) монополизация власти единой массовой партией, тесно связанной с государственными органами
3) наличие особого аппарата власти и управления
4) отстаивание государственных интересов в международных отношениях;
1 Отличительный признак задания-задачи — достаточно развёрнутое условие с описанием некой социальной ситуации.
задание, содержащее примеры социальных явлений и фактов, которые необходимо идентифицировать, например: Примером отклоняющегося поведения является
1) поддержка прокурором С. государственного обвинения в суде
2) организация учителем Л. ролевой игры на уроке
3) переезд семьи Н. из деревни в город на постоянное место жительства
4) выезд автомобиля гражданина Д. на встречную полосу движения;
задание, основанное на статистических данных, предъявляемых в виде диаграмм, гистограмм, таблиц или в словесно-описательной форме, например: В стране И. социологической службой был проведён в 1999 г. и 2009 г. опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какую внутреннюю функцию государства Вы считаете наиболее значимой в современных условиях?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.
%*
50
40
30
20
10
45%
40%
18% 20% 14%
20%
ZL
Обеспечение правопорядка и законности
Регулирование экономических отношений
Консолидация общества
Осуществление программ развития образования, здравоохранения
Обеспечение народовластия
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Уменьшилось количество лиц, считающих консолидацию общества наиболее значимой внутренней функцией государства в современных условиях.
2) Увеличилось число лиц, считающих обеспечение народовластия наиболее значимой внутренней функцией государства в современных условиях.
3) Четверть опрошенных в 2009 г. отметила регулирование экономических отношений в качестве наиболее значимой внутренней функции государства в современных условиях.
4) По результатам опроса в 1999 г. консолидация общества как наиболее значимая функция государства в современных условиях заняла четвёртое по популярности место;
задание с графической информацией, отражающей перемещение кривых спроса и предложения в связи с меняющейся экономической ситуацией, например: На рисунке отражена ситуация на рынке аудиотехники: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) увеличением количества магазинов, торгующих аудиотехникой
2) удорожанием технологии производства аудиотехники
3) увеличением налогов на производителей аудиотехники
4) увеличением доходов потребителей.
Время, отводимое на выполнение заданий А3, А11, А15, А19: до 2 минут, задания А8: до 4 минут.
Оценивание качества выполнения заданий: правильный ответ за каждое задание оценивается в 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
Алгоритм выполнения заданий
применительно к заданию-задаче, содержащей описание конкретной социальной ситуации, являющейся условием для ответа на поставленный вопрос:
Прочитать условие задания-задачи и отделить условие от вопроса.
Определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям: в данном случае речь идёт о задании-задаче, содержащей описание конкретной ситуации.
Проанализировать условие и выявить в нём ключевые слова для ответа на вопрос.
Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа (обозначены цифрами 1; 2; 3; 4) в контексте требования задания и выделенных ключевых слов.
Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не связаны с описанной в условии задания конкретной ситуацией.
Установить единственный правильный ответ.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
Поставить в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания знак «X» («крестик») в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
применительно к заданию-задаче, направленной на восстановление недостающего для вывода (ответа) звена информации:
Прочитать задание-задачу и отделить условие от вопроса.
Определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям: в данном случае речь идёт о задании-задаче на восстановление недостающего для вывода (ответа) звена информации.
Вспомнить особенность задания этой разновидности.
Напоминаем: все четыре предложенных варианта ответа (обозначены цифрами 1; 2; 3; 4) к этому заданию характеризуют рассматриваемый социальный объект, но только один из них представляет собой информацию, недостающую для вывода (ответа),— искомую характеристику
Установить, какую характеристику социального объекта требуется указать.
Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания.
Установить единственный правильный ответ в соответствии с требованием задания.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
Поставить в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания знак «X» («крестик») в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
применительно к заданию, содержащему примеры социальных явлений и фактов, которые необходимо идентифицировать:
Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям: в данном случае речь идёт о задании, содержащем примеры социальных явлений и фактов.
Определить, какое требование содержит задание.
Выявить в условии задания ключевые слова, на основании которых следует искать ответ.
Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа (обозначены цифрами 1; 2; 3; 4) в контексте требования задания и выделенных ключевых слов.
Установить единственный правильный ответ.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
Поставить в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания знак «X» («крестик») в клеточке, номер которого соответствует номеру выбранного ответа.
применительно к заданию, основанному на статистических данных, предъявляемых в виде диаграммы, гистограммы, таблицы или в словесно-описательной форме:
Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям: в данном случае речь идёт о задании, требующем умения находить вывод на основе условно-графической информации (диаграммы).
Напоминаем: любая диаграмма (круговая; гистограмма) состоит из двух взаимосвязанных частей:
Определить тематическую принадлежность задания, которая должна найти отражение в искомом выводе.
Проанализировать диаграмму с целью определения данных условия задания, мысленно переводя отдельные аспекты условно-графической информации в словесно-описательную форму:
проанализировать сам вопрос социологической службы, на который респондентам предлагалось ответить;
прочитать легенду диаграммы, соотнести её с соответствующими сегментами (столбцами);
установить количество опрошенных, выбравших каждый вариант ответа на вопрос социологической службы;
записать в случае необходимости соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.
Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа (обозначены цифрами 1; 2; 3; 4), последовательно соотнося их с данными «развёрнутого» условия задания.
Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не вытекают из данных диаграммы или противоречат им.
Установить единственный правильный ответ.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
Поставить в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания знак «X» («крестик») в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
применительно к заданию с графической информацией, отражающей перемещение кривых спроса и предложения в связи с меняющейся экономической ситуацией:
Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям: в данном случае речь идёт о задании на установление причины экономической ситуации, которой является изменение объёма спроса.
Вспомнить определение объёма спроса.
Акцентировать внимание на направленность изменений — увеличение объёма спроса.
Вспомнить факторы, влияющие на объём спроса.
Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа (обозначены цифрами 1; 2; 3; 4) и определить, влияют ли указанные в них факторы на объём спроса.
Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые не влияют на объём спроса.
Установить единственный правильный ответ.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
Поставить в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания знак «X» («крестик») в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
з адания А4, А9, А12, А16, А20 Характеристика заданий
Содержание заданий: на анализ двух суждений, например:
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство характеризуется точностью и определённостью.
Б. Искусство характеризуется соответствием действительности.
1) верно только А    3) верны оба суждения
2) верно только Б    4) оба суждения неверны
Уровень сложности заданий: повышенный.
Умения, проверяемые заданиями: оценивать различные суждения о социальных объектах на основе полученных социально-гуманитарных знаний; оценивать различные суждения о действиях и поведении людей с позиции общественных ожиданий и представлений о рациональности.
Время, отводимое на выполнение каждого задания: до 4 минут.
Оценка качества выполнения заданий: правильный ответ за каждое задание оценивается в 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
Алгоритм выполнения заданий
Прочитать условие задания и вычленить тот социальный объект,
котором сформулированы суждения, обозначенные буквами А и Б.
Уяснить требование: необходимо определить истинность суждений о рассматриваемом социальном объекте.
Вспомнить информацию о социальном объекте, раскрывающую его сущность.
Провести смысловой анализ каждого из приведённых суждений и определить аспекты, которых они касаются.
Напоминаем: приведённые суждения анализируются и оцениваются с позиций полученного теоретического знания о рассматриваемом социальном объекте. Именно теоретические знания выступают критерием определения истинности каждого суждения
Соотнести выявленные аспекты с социальным объектом.
Установить единственный правильный ответ, выбрав его из четырёх предложенных вариантов (обозначены цифрами 1; 2; 3; 4).
Проверить правильность своего ответа, ещё раз прочитав каждое суждение и оценив его истинность.
Поставить в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания знак «X» («крестик») в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
Часть 2
Отбор заданий данной части по каждому варианту экзаменационной работы определяется проверяемыми ими умениями. В этой части на одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем, в каждом варианте экзаменационной работы заданиями части 2 представлены все пять содержательных блоков- модулей (разделов): «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Задание В1 Характеристика задания
Содержание задания: на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц.
Уровень сложности задания: базовый.
Умения, проверяемые заданием: анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную схематически.
Разновидности задания:
задание, предполагающее запись слова, пропущенного в схеме, например: Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
задание, предполагающее запись слова, пропущенного в таблице (её фрагменте), например: Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Правоохранительные органы
Наименование органа    Основные функции
Суд    Осуществление конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства
Осуществление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовного преследования в соответствии с полномочиями; участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя
Ответ:    
Время, отводимое на выполнение задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 1 балл.
Алгоритм выполнения задания
Проанализировать условие задания.
Определить тематическую принадлежность схемы (таблицы) (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Напоминаем: определение тематической принадлежности задания позволит актуализировать необходимые обществоведческие знания для его выполнения
Соотнести основное понятие, отражающее всю область рассматриваемых объектов, в схеме (таблице) и его элементы.
Напоминаем: в заданиях данного типа может быть предложено указать как основное понятие, так и его отдельный элемент
Выявить основание для классификации элементов: установить сходство между приведёнными элементами основного понятия.
Установить искомый элемент схемы (таблицы).
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав заполненную схему (таблицу).
Записать ответ в виде слова (словосочетания) (например, система, рыночная экономика и т. д.) разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1, начиная с первой клеточки.
Задание В2 Характеристика задания
Содержание задания: на соотнесение видовых понятий с родовым, например: Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма».
1)    Санкция; 2) социальный агент; 3) самоконтроль; 4) социальная общность; 5) отклоняющееся поведение; 6) социальный контроль.
Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Уровень сложности задания: базовый.
Умение, проверяемое заданием: распознавать понятия и их составляющие при соотнесении видовых понятий с родовым и исключать лишние понятия.
Время, отводимое на выполнение задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 1 балл; Если указаны два и более ответов (в том числе правильные), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Проанализировать условие задания.
Определить тематическую принадлежность приведённого перечня терминов по родовому понятию задания (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Проанализировать предложенный перечень терминов, каждый из которых соотнести с родовым понятием с целью нахождения лишних элементов.
Установить лишние элементы в перечне терминов.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав предложенный перечень терминов.
Записать ответ в виде комбинации цифр (например, 24, 36 и т.д.) разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В2, начиная с первой клеточки.
Задание В3 Характеристика задания
Содержание задания: на классификацию путём установления соответствия, например: Установите соответствие между примерами налогов и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ    ВИДЫ    НАЛОГОВ
A) на наследство    1) прямые
Б) подоходный    2) косвенные
B) на добавленную стоимость
Г) с продаж
Д) на имущество
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А    Б    В    Г    Д
Уровень сложности задания: базовый.
Умение, проверяемое заданием: устанавливать соответствия между существенными чертами, свойствами, признаками, характеристиками, примерами социальных явлений (первый столбец) и обществоведческими понятиями (второй столбец).
Время, отводимое на выполнение задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Проанализировать условие задания.
Определить тематическую принадлежность сведений, представленных в столбцах (к какому разделу курса обществознания относятся: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Определить содержание понятий, данных во втором столбце.
Установить видовые отличия каждого из понятий, представ - ленных во втором столбце.
Осмыслить существенные черты, свойства, признаки, характеристики, примеры социальных явлений, приведённых в первом столбце, и соотнести их с каждым из понятий, содержащихся во втором столбце.
Напоминаем: количество положений первого столбца, соответствующих понятиям, содержащимся во втором столбце, неодинаково
Установить верное соответствие в виде комбинации цифр (например, 13232, 12111 и т. д.).
Проверить правильность своего ответа, ещё раз соотнеся позиции первого и второго столбцов.
Записать ответ в виде комбинации цифр разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В3, начиная с первой клеточки.
Задания В4, В71 Характеристика заданий
Содержание заданий: на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка, например: Найдите в приведённом ниже списке признаки демократического политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенное понижение роли правовых норм
2) решение вопросов большинством голосов при внимательном учёте позиции меньшинства
3) монополизация государственной власти правящей партией
4) открытый характер политической жизни
1 Данные задания схожи по своей конструкции.
5) наличие условий для высокой общественной активности граждан
6) господство единой общегосударственной идеологии
Ответ:    .
Уровень сложности заданий: повышенный.
Умения, проверяемые заданиями: анализировать информацию
социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; систематизировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.
Время, отводимое на выполнение каждого задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения заданий: правильное выполнение каждого задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (с одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) — 0 баллов.
Алгоритм выполнения заданий
Проанализировать условие задания.
Вычленить ключевое понятие (явление, процесс), которое представлено в задании.
Рассмотреть приведённый список черт, свойств, признаков, характеристик, примеров и соотнести их с ключевым понятием.
Установить верную последовательность черт, свойств, признаков, характеристик, примеров в виде комбинации цифр (например, 156, 34 и т. д.).
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав положения приведённого списка.
Записать ответ в виде комбинации цифр в порядке возрастания разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В4 (В7), начиная с первой клеточки.
Задание В5 Характеристика задания
Содержание задания: на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений, например: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) По мнению экспертов, деньги в развитие отечественного производства инвестируются в недостаточном объёме. (Б) В 2000 г. объём инвестиций в российскую экономику составил примерно 44 млрд долл., но только 23% этих инвестиций были долгосрочными, т. е. пошли на строительство новых производственных сооружений и покупку нового оборудования. (В) В то же время более 15 млрд долл. российские предприятия и организации инвестировали за рубеж. (Г) Считается, что России ежегодно нужны инвестиции на сумму 70 млрд долл.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А    Б    В    Г
Уровень сложности задания: базовый.
Умение, проверяемое заданием: различать в социальной информации (в тексте, состоящем из четырёх положений) содержащиеся в ней факты и мнения (оценки).
Время, отводимое на выполнение задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (с одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Прочитать приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
Последовательно оценить каждое из четырёх положений, определяя где приведён факт, а где — мнение (оценочное суждение).
Напоминаем:
Факт (от лат. faktum — сделанное, свершившееся) — это действительное, реальное событие или явление; то, что реально существует, происходит; твёрдо установленное знание.
Человек, познающий общественные явления, процессы, социальные факты, не может беспристрастно относиться к тому, что он исследует; у него формируется собственное отношение (позитивное или негативное), т. е. оценочное суждение.
Суждение — это высказывание, мнение об определённом факте, предмете, явлении. При этом оценочное суждение может быть положительным или отрицательным («плохо», «хорошо», «реакционно», «прогрессивно» и т. д.), может содержать разного рода предположения о предмете, явлении, оценки их значения («служит примером», «создаёт надёжный фундамент» и т. д.), скептическое отношение к ранее полученным знаниям о данном предмете, явлении, прогностические суждения о нём и т. п. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие вводные слова (речевые обороты): «на наш взгляд», «по нашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представляется», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. д.
Соотнести каждое приведённое положение с определениями факта и суждения. Вспомогательный приём — мысленно «подставить» вводные слова (например, «по мнению экспертов»).
Установить верную комбинацию цифр (например, 2112, 1122 и т. д.).
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав приведённый текст.
Записать ответ в виде комбинации цифр (например, 2112, 1122 и т. д.) разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В5, начиная с первой клеточки.
Задание В6 Характеристика задания
Содержание задания: на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту, например: Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная группа — одна из основных составляющих     (А) общества. Скрепляющим фактором для группы является общий    (Б), то есть духовные, экономические или политические    (В). Для малых групп характерно то, что их члены находятся в    (Г) друг с другом. Чем меньше группа, тем более тесные     (Д) устанавливаются между её членами. Малая группа занимает      (Е) между отдельным человеком и большими
группами.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальная роль
2) социальная структура
3) интерес
4) промежуточное положение
5) институт
6) непосредственный контакт
7) связь
8) социальный статус
9) потребность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А    Б    В    Г    Д    Е
Уровень сложности задания: повышенный.
Умение, проверяемое заданием: использовать в контексте обществоведческие термины и понятия.
Время, отводимое на выполнение задания: до 10 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (с одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Прочитать условие задания.
Бегло просмотреть приведённый текст и определить его тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Совет: при выполнении данного задания очень важно актуализировать изученный материал соответствующего раздела курса общество- знания, мысленно конкретизировать понятия, термины, представленные в тексте, что поможет установить смысловые и логические связи между ними
Последовательно подставлять термины из предлагаемого списка на место пропусков. «Подошедший» термин отметить как использованный.
Напоминаем: каждый термин может быть использован только один
раз.
Совет: в случае возникновения сомнений следует вернуться к незаполненному пропуску по окончании прочтения всего текста
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав приведённый текст с заполненными пропусками.
Записать ответ в виде комбинации цифр (например, 896712, 423869 и т. д.) разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В6, начиная с первой клеточки.
Задание В8 Характеристика задания
Содержание задания: на соотнесение понятий с обобщающим понятием, например: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Производственный кооператив; 2) государственное унитарное предприятие; 3) коммерческая организация;
4)    полное товарищество; 5) индивидуальное предпринимательство.
Уровень сложности задания: базовый.
Умение, проверяемое заданием: распознавать понятия при их соотнесении с обобщающим понятием и определять обобщающее понятие.
Время, отводимое на выполнение задания: до 5 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Проанализировать условие задания.
Определить тематическую принадлежность представленного ряда понятий (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Проанализировать предложенный ряд понятий с целью нахождения обобщающего понятия.
Совет: необходимо вспомнить сущность каждого понятия представленного ряда
Установить обобщающий элемент в ряду понятий.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав представленный ряд понятий.
Записать ответ в виде цифры (например, 3, 6) разборчиво, без запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Часть 3
Отбор заданий данной части по каждому варианту экзаменационной работы определяется проверяемыми умениями. Задания части 3 в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы: философию, социальную психологию, экономику, социологию, политологию, правоведение.
Задания С1 —С41
Характеристика заданий
Содержание заданий: на анализ источников2.
Уровень сложности заданий С1, С2: базовый, заданий С3, С4: высокий.
Умения, проверяемые заданиями С1, С2: осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также преобразующе воспроизводить и интерпретировать текст без привлечения контекстных знаний; заданием С3: давать характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса обществознания, с опорой на полученные знания; заданием С4: использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста.
Разновидности заданий:
задание, направленное на осмысление фрагмента текста во всей его полноте, выявление контекста источника, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что наиболее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте;
задание, нацеленное на раскрытие смысла отдельной части текста, сложного положения (авторской фразы), например: Как вы понимаете мысль автора о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства?;
задание, связанное с правильной интерпретацией авторской фразы, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что...? Свой вывод обоснуйте;
1    Данные задания объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста.
2    В качестве источников могут быть представлены: философские тексты; научные тексты; фрагменты из классических, основополагающих произведений соответствующих наук или научных направлений; научные тексты, отражающие современные представления об актуальных социальных проблемах (фрагменты из монографий, научных статей современных авторов по философии, социальной психологии, культурологии, экономике, социологии, правоведению, другим базовым наукам); научно-популярные тексты; тексты, созданные в учебных целях (фрагменты из учебных пособий для студентов); нормативные тексты (фрагменты из правовых документов — кодексов, законов, указов и постановлений); политические тексты (фрагменты из программ политических партий, общественно-политических движений); публицистические тексты; информационные тексты и др.
задание, требующее установления прямой связи с курсом обществознания, например: На основе знания обществоведческого курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на производительность труда; Опираясь на текст документа и знание обществоведческого курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции;
задание, требующее подтвердить или проиллюстрировать определённую авторскую мысль примерами, фактами из жизни человека и общества, например: Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда;
задание, ориентированное на анализ фактов, явлений, процессов современности, например: Опираясь на определения различных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь;
задание, нацеленное на применение знаний, полученных из текста и из курса обществознания, в конкретной жизненной ситуации, например: Опираясь на текст закона и знание обществоведческого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязанности участников этих правоотношений?;
задание, требующее выражения своего собственного мнения и его аргументации, например: Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.
Время, отводимое на выполнение заданий С1, С2: до 7 минут, задания С3: до 10 минут, задания С4: до 15 минут.
Оценивание качества выполнения заданий С1, С2: правильное выполнение каждого задания оценивается в 2 балла; неполный правильный ответ — 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов; заданий С3, С4: правильное выполнение каждого задания оценивается в 3 балла; неполный правильный ответ — 2 или 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов.
Алгоритм выполнения заданий
Внимательно прочитать как приведённый текст, так и задания и вопросы к нему.
Совет: умение концентрировать внимание на приведённом тексте, формулировках заданий и вопросов к нему даст возможность сориентироваться в его содержании, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами
Определить тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право») приведённого текста. Такое соотнесение необходимо, поскольку часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящён этот текст?»).
Выполнять задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёртому (С4)): выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.
Совет: если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается выполнение каждого задания, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла
Определить, искать ли ответ на задание непосредственно в тексте или необходимо привлечь знания, полученные при изучении курса обществознания: внимательно прочитать формулировки заданий, в которых даны соответствующие указания: «Найдите в тексте...»; «Что говорит автор...»; «Какие признаки называет автор...»; «Опираясь на знание курса обществознания и собственный опыт, охарактеризуйте...»; «Конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса обществознания... »
Напоминаем: при выполнении заданий к тексту важно:
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание (как правило, задания являются двусоставными, т. е. состоящими из двух частей, например: «В чём авторы видят роль брачно-семейных отношений? (первая часть). Чем они отличаются от других социальных отношений? (вторая часть).);
не забывать о выполнении не только первой, но и второй части задания;
стараться выполнить все задания;
если возможно ответить только на часть задания, обязательно записать ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесёт лишние баллы);
не выходить за рамки вопроса, не пытаться написать всё, что известно по проблеме, не оценивать мнение автора и не стремиться высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
сформулировать и представить логически связный ответ, отличающийся полнотой, опорой на материал, изученный в курсе обществознания, соответствующий поставленному вопросу, а также основанный на личном опыте
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст и найдя в нём ключевые фразы, подтверждающие собственные суждения.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С1, а затем ответ на него, далее — номер задания — С2 и ответ на него и т. д.
Задание С5 Характеристика задания
Содержание задания: на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса.
Уровень сложности задания: высокий.
Умение, проверяемое заданием: перечислять, называть некоторое количество элементов, черт, свойств, признаков, характеристик, проявлений конкретного социального объекта (объектов).
Разновидности задания:
задание, предполагающее перечисление некоторого количества заданных элементов социального объекта (свойств, проявлений и т. п.), например: Назовите три негативных последствия безработицы, Назовите любые три функции политической партии;
задание, предполагающее сравнение социальных объектов и приведение черт сходства или различия, например: Перечислите четыре отличия человека от животного, Укажите три отличия конституции от других нормативных правовых актов;
задание, предполагающее определение понятия и составление с ним двух предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие знания, например: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о многопартийности.
Время, отводимое на выполнение задания: до 8 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; неполный правильный ответ — 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов.
Максимальный балл присваивается ответу экзаменуемого, в котором отсутствуют неверные содержательные позиции. В критериях оценивания встречаются указания: «при отсутствии неверных позиций»; «при отсутствии ошибочных позиций». В тех случаях, когда неверное положение искажает суть раскрываемого понятия, данный ответ даже при наличии максимального количества верных ответов, не оценивается высшим баллом.
Алгоритм выполнения задания
Прочитать условие задания и определить, что и в каком количестве требуется назвать (перечислить, указать и т. д.).
Напоминаем: выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющей судить об уровне подготовки экзаменуемого:
определение (раскрытие смысла) указанного базового понятия;
использование данного понятия в правильном контексте (включение его в связи с другими понятиями, формирование суждений);
характер приводимых суждений (предложений) с точки зрения их корректности
Определить его тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Совет: выполняя двусоставное задание, не забывайте о двух требованиях: первое требование («Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие ...?») предполагает определение представленного понятия; второе требование («Составьте два предложения, содержащие информацию о ...») направлено на составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с представленным понятием
Дать ответ на предложенное задание:
если в задании содержится требование назвать три черты, свойства, признака, характеристики, проявления, а в определении понятия их представлено больше, достаточно выбрать три элемента;
если в задании содержится требование составить два предложения, то необходимо составить два предложения, не считая определения понятия.
Напоминаем: предложения должны отражать знания именно обществоведческого курса, содержать информацию о конкретном социальном объекте, а не простое упоминание о нём
Проверить правильность своего ответа, отбросив его сомнительные варианты.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С5, а затем ответ на него.
Задание С6 Характеристика задания
Содержание задания: на раскрытие какого-либо теоретического положения, понятия на примере.
Уровень сложности задания: высокий.
Умение, проверяемое заданием: раскрывать теоретические положения на примерах социальной жизни.
Разновидности задания:
первая группа заданий, содержащая требование раскрыть какие-либо свойства социальных объектов (процессов) или теоретические положения на конкретном примере:
задание, требующее раскрыть на примере сущность социального объекта или его признаки, например: На конкретном примере раскройте три признака трудового правонарушения;
задание, требующее раскрыть на примере связь социальных объектов или процессов, например: Раскройте на трёх примерах различные проявления воздействия политики на культуру, Раскройте на трёх примерах взаимосвязь массовой и народной культуры;
задание, требующее раскрыть на примере значение социального объекта, например: Раскройте на трёх примерах различные значения понятия «общество»; Раскройте на трёх примерах роль практики как критерия истины;
вторая группа заданий, содержащая требование назвать некоторое количество характеристик социального объекта (процесса) или теоретического положения и проиллюстрировать их примерами, например: Назовите... и проиллюстрируйте примером, Приведите положение ... с соответствующим примером, Назовите ... и приведите соответствующий пример;
третья группа заданий, содержащая требование привести примеры социального объекта (процесса или взаимосвязи), например: Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами гражданского права, Приведите три примера политического участия.
Время, отводимое на выполнение задания: до 8 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 3 балла; неполный правильный ответ — 2 или 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Сформулировать сущность социального объекта (процесса), указанного в задании.
Сформулировать теоретические положения (сущность, признаки, связи, значение социального объекта и др.), если это требуется в задании.
Определить оптимальный тип фактического материала, который можно использовать в качестве примеров, отдавая предпочтение фактам современной социальной жизни.
Напоминаем: понятие «иллюстрация» (от лат. illustratio) в дословном переводе означает «освещение» ^ требование данного задания проиллюстрировать что-либо предусматривает приведение наглядных примеров, делающих зримым, осязаемым какое-либо утверждение, теоретическое положение и т. д.
В качестве фактов (примеров) можно использовать: исторические факты; факты современной жизни; примеры из художественной (классической) литературы, произведений изобразительного искусства, кино, музыки и др.; высказывания философов, мыслителей, религиозных деятелей; факты из личного опыта социальных взаимодействий; сконструированную экзаменуемым типичную модель социальной ситуации — результат обобщения некоторого количества известных экзаменуемому сходных социальных фактов.
Совет: в процессе предэкзаменационной подготовки отрабатывайте умения приводить примеры социальных объектов и процессов, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах
Проверить правильность своего ответа, сверив количество примеров с требованиями задания, связь примеров с обозначенным в условии задания теоретическим положением.
Совет: целесообразно нумеровать и подписывать элементы ответа, например:
1-я    функция
социального объекта — Пример ...
2-я    функция
социального объекта — Пример...
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С6, а затем ответ на него.
Задание С7 (задание-задача)
Характеристика задания
Содержание задания: на анализ представленной информации, в том числе статистической и графической.
Уровень сложности задания: высокий.
Умение, проверяемое заданием: применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Разновидности задания:
первая группа заданий (по содержанию условий задания):
задание, содержащее реальные факты общественной жизни в прошлом и настоящем, например: Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведёт к радиоактивному загрязнению существенной части
Мирового океана. В рамках каких глобальных проблем современности можно рассматривать эти события? Свой ответ аргументируйте;
задание, включающее статистические данные, предъявленные в виде диаграмм, гистограмм, таблиц или в словесно-описательной форме, например: Сопоставьте следующие данные и сделайте выводы: 96 тыс. рабочих ГАЗа выпускают 215 тыс. автомобилей в год, 125 тыс. рабочих «Крайслера» — 1,3 млн. В России на производство автомобилей приходится в 3—30 раз больше человеко-часов, чем в США и Японии. Труд российского рабочего оценивается в 5% от того, что получают американские рабочие;
задание, содержащее афористические, нередко спорные высказывания (суждения) учёного, писателя, философа, например: Согласны ли вы с высказыванием французского просветителя Ж.Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один»? Свой ответ аргументируйте;
задание, содержащее конкретные общественные ситуации правового, экономического, социального, бытового и иного характера, например: 16-летний С., находившийся на дискотеке в нетрезвом состоянии, приставал к девушкам, добивался того, чтобы они с ним танцевали. Каждый раз, получая отказ, он нелицеприятно отзывался об окружающих. Можно ли привлечь С. к административной ответственности? Какого вида правонарушение им было совершено?
вторая группа заданий (по характеру требований задания):
задание, нацеленное на установление по приведённым социальным фактам общего явления, например: В стране У. гражданин был арестован за то, что высказал несогласие с официальной государственной идеологией. К какому типу относится политический режим страны У.? Свой ответ аргументируйте;
задание, направленное на установление причинно-следственных связей между приведёнными социальными фактами (явлениями), например: Если в стране с рыночной экономикой правительство введёт твёрдые цены на продукты питания, как это повлияет на поведение товаропроизводителей? Приведите три аргумента;
задание, нацеленное на формулировку выводов на основе приведённых социальных фактов, например: Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля — плоское и покоящееся тело, а Солнце движется по небосводу. Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта?
задание, направленное на формулирование оценки того или иного высказывания (суждения), социального факта (явления) с предложенных позиций, например: В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определённые обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... никому я ничего не должен!» Сформулируйте вашу оценку столкнувшихся позиций.
Время, отводимое на выполнение задания: до 15 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 3 балла; неполный правильный ответ —
2    и 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Напоминаем: отличие обществоведческой задачи от задачи по математике или физике состоит в том, что она не имеет жёсткого алгоритма решения. В этом проявляется особенность социального знания, объект исследования которого — общество — является очень сложным, подвижным и подчас включает в себя большое количество возможных направлений дальнейшего развития. Поэтому в общественных науках многое определяет позиция исследователя, целью которого становится выявление не столько законов, сколько тенденций, локальных связей и отношений.
Однако можно выделить ряд приёмов решения обществоведческих задач, которые помогут при выполнении заданий данного типа
Прочитать условие задания-задачи.
Напоминаем: задание-задача имеет чёткую структуру:
Запомнить требования, записать их в черновике.
Соотнести требования, сформулированные в задании-задаче, с её условием:
определить полезную информацию, содержащуюся в явном или неявном («зашифрованном») виде в условии;
определить тематическую принадлежность задания (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»), т. е. область знаний, из которой следует извлечь недостающую информацию;
сузить данную область знаний до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;
соотнести эту информацию с условием задания-задачи.
Наметить предполагаемый ответ в соответствии с требованием.
Напоминаем: возможна нумерация всех элементов ответа
Продумать аргументы, подкрепляющие каждый этап своего решения.
Сформулировать предполагаемый ответ.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз определив:
соответствует ли ответ существу требований задания-задачи;
если в задании-задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
нет ли противоречий между приведёнными аргументами;
нет ли в условии задания-задачи данных, противоречащих предлагаемому решению;
можно ли считать предложенный путь решения задания-задачи единственно возможным;
не следует ли из условия задания-задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С7, а затем ответ на него, пронумеровав или подписав все элементы ответа (вывод, оценку, отношение, необходимое количество аргументов или утверждений) в соответствии с требованием задания-задачи.
Задание С8
Характеристика задания
Содержание задания: на составление сложного (развёрнутого) плана1.
Уровень сложности задания: высокий.
Умение, проверяемое заданием: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
Разновидности задания:
задание, направленное на составление сложного плана применительно к теме обществоведческого курса, которая носит широкий характер, т. е. «широкая односоставная тема», например: «Государство», «Познание»;
задание, направленное на составление сложного плана применительно к теме обществоведческого курса, которая носит более узкий характер, т. е. «узкая односоставная тема», например: «Решение глобальных проблем человечества», «Проблемы семьи в современной России»;
задание, направленное на составление сложного плана применительно к теме обществоведческого курса, которая содержит двойные (тройные) формулировки, т. е. «многосоставная тема», например: «Биологическое и социальное в человеке», «Экономическая свобода и социальная действительность».
Время, отводимое на выполнение задания: до 15 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 3 балла.
При анализе ответа учитываются:
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
полнота отражения основного содержания в плане;
соответствие структуры предложенного ответа плану сложного (развёрнутого) типа, т. е. содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы.
1 План — это перечень основных вопросов содержания. Он определяет главное в содержании темы, намечает последовательность её изложения, помогает отделить второстепенное. Сложный (развёрнутый) план предполагает деление всего содержания темы на разделы (пункты) и подразделы (подпункты).
Неполный правильный ответ оценивается
в 2 балла в следующих случаях:
отдельные пункты плана не отражают содержание темы;
структура ответа соответствует плану сложного типа
в 1 балл в следующих случаях:
формулировки пунктов плана отражают содержание темы;
план по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов
Ответ, в котором план по содержанию и структуре не раскрывает предложенную тему, оценивается в 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»).
Напоминаем: с помощью данного задания проверяется, насколько экзаменуемый:
успешно овладел умением комплексно представлять определённую область (проблему) обществознания и видеть в ней в то же время отдельные компоненты, аспекты;
адекватно понимает характер связи основной темы и её компонентов, представленных в пунктах и подпунктах плана (причины, тенденции, проявления, направления, функции, механизмы, последствия и т. д.)
Мысленно представить весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. Наметить главные части развёрнутого ответа.
Озаглавить каждую часть по ведущей, главной мысли. Эти заголовки составят основные пункты плана.
Напоминаем: минимальные требования в этом задании — разделение содержания на три пункта, два из которых делятся на подпункты (как минимум на два)
Если пункты плана получаются слишком мелкими, объединить их в группы. Если пункты плана получаются слишком крупными, разбить их на более мелкие.
Совет: формулировки пунктов плана могут быть в назывной, вопросительной или смешанной формах. Следует избегать формулировок в повествовательной форме. Они должны точно и конкретно раскрывать содержание главной мысли.
Избегайте большого числа основных пунктов плана. Как правило, план содержит не более 3—5 основных пунктов.
Почти для каждой обществоведческой темы можно выделить такие пункты плана, как: «причины...», «предпосылки...», «сущность понятия (явления, процесса)...», «типы (виды)...», «функции (обычно позитивные и негативные)...», «последствия...», «роль... в жизни общества», «особенности... » и т. п. Все эти пункты должны звучать более конкретно и показывать, что вы знаете соответствующий материал, а не просто выучили эту схему.
Не выходите при составлении плана за рамки предложенной темы и не сужайте её
Расставить основные пункты плана в логической последовательности.
Напоминаем: идеи каждого пункта плана должны продолжать те мысли, которые излагаются в предшествующем пункте
Ввести подпункты, раскрывающие содержание основных пунктов плана: для этого ответить на вопрос «Как можно конкретизировать пункты плана?»
Напоминаем: подпункты по своему значению не должны быть шире основных пунктов плана
Проверить правильность своего ответа:
установив, содержит ли план не менее трёх пунктов, два из которых детализированы в подпунктах;
мысленно обосновав для себя логическую последовательность изложения материала по данной теме.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С8, а затем ответ на него.
Задание С9
Характеристика задания
Содержание задания: на написание мини-сочинения (эссе)1.
Уровень сложности задания: высокий.
Умения, проверяемые заданием: объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
Разновидности задания:
задание, направленное на изложение своих мыслей по поводу поднятой в высказывании проблемы применительно к философии, например: «Революция — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес);
задание, направленное на изложение своих мыслей по поводу поднятой в высказывании проблемы применительно к социальной психологии, например: «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой» (Н. Бердяев);
задание, направленное на изложение своих мыслей по поводу поднятой в высказывании проблемы применительно к экономике, например: «Рынки также, как парашюты, срабатывают, только если они открыты» (Г. Шмидт);
задание, направленное на изложение своих мыслей по поводу поднятой в высказывании проблемы применительно к социологии, например: «Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов);
задание, направленное на изложение своих мыслей по поводу поднятой в высказывании проблемы применительно к политологии, например: «Политика есть искусство приспособляться и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит» (О. Бисмарк);
1    Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
задание, направленное на изложение своих мыслей по поводу поднятой в высказывании проблемы применительно к правоведению, например: «Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеций).
Время, отводимое на выполнение задания: до 30 минут.
Оценивание качества выполнения задания: правильное выполнение задания оценивается в 5 баллов: максимальный балл за раскрытие смысла высказывания — 1 балл, за представление и пояснение собственной позиции экзаменуемым — 1 балл, за характер и уровень приводимых суждений и аргументов — 3 балла. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, т. е. не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), то ответ дальше не проверяется. По всем остальным критериям (представление и пояснение собственной позиции экзаменуемого; характер и уровень приводимых суждений и аргументов) выставляется 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания1
Прочитать условие задания.
Напоминаем: данное задание является единственным в экзаменационной работе по обществознанию альтернативным заданием: экзаменуемый самостоятельно выбирает из шести предложенных тем (высказываний) одну — наиболее привлекательную для себя и раскрывает её смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему), формулирует своё отношение к позиции, занятой автором, обосновывает это отношение. При этом следует привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции, использовать знания, полученные при изучении обществоведческого курса, соответствующие понятия, факты общественной жизни и собственный жизненный опыт
Проанализировать предложенные шесть тем эссе и определить тематическую принадлежность, т. е. область знаний (философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение), в контексте которой предстоит написать мини-сочинение.
1    Использован материал: Лазебникова А.Ю. ЕГЭ — 2007: Общество знание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
Совет: выбирая тему, вы должны быть уверены, что:
имеете неплохие знания по той базовой обществоведческой науке, к которой эта тема относится;
ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
можете выразить своё отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Необходимо строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области обществоведческих знаний в целом
Определить смысл выбранного высказывания, ответив на вопрос: «Что хотел сказать автор?»
Напоминаем: типичный недостаток эссе — некорректная интерпретация экзаменуемым выбранного афористического высказывания:
неумение увидеть за ним определённую социальную проблему;
игнорирование социально-исторического контекста, при котором было выдвинуто данное положение;
подмена приведённого утверждения своим, произвольно сконструированным и т. д.;
игнорирование той области знаний, с которой соотнесено данное высказывание
Осмыслить проблему (т. е. сложный практический или теоретический вопрос, которому посвящено выбранное высказывание в качестве темы эссе) в контексте базовой обществоведческой науки, ответив на вопросы:
«С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?»;
«Что я должен знать, чтобы раскрыть эту тему?»
Совет: при написании эссе необходимо определить проблемы, которые затронуты в приведённых высказываниях, например:
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер) ^ Проблема: рациональное использование ресурсов при помощи эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.
«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А. Смит) ^ Проблема: частный интерес — источник инициативы и предприимчивости в экономике
Сформулировать своё отношение к высказыванию, ответив на вопросы: «Согласен ли я с автором?», или «Не согласен?», или «Согласен не во всём?», «Почему?», «В чём состоит моя собственная позиция по данному вопросу?».
Совет: в ряде случаев проблема, поднятая автором высказывания, отличается сложностью, что затрудняет сформулировать однозначный ответ. Поэтому целесообразно отметить в тексте эссе этот факт и привести аргументы «за» и «против», например: «С одной стороны, я согласен с автором высказывания, потому что... С другой — нет, поскольку... »
Выявить основные аспекты (составляющие) проблемы.
Совет: необязательно раскрывать в эссе все выявленные аспекты. Можно выбрать несколько наиболее ярких (знакомых экзаменуемому) из них. Целесообразно указать в тексте мини-сочинения все выявленные аспекты, а далее отметить те из них, которые будут раскрыты подробно. Раскрытие проблемы (её аспектов) следует выстраивать как рассуждение, в ходе которого экзаменуемый делает самостоятельные умозаключения
Определить обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне, ответив на вопросы:
«Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать?»;
«Какие теоретические обобщения я должен учесть?».
Отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие свою собственную позицию, ответив на вопросы:
«Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение?», «Убедительны ли они?».
Совет: могут быть использованы факты общественной жизни, модели социальных объектов и процессов. Не рекомендуется включать в эссе сведения, почерпнутые из повседневного бытового опыта. Следует корректно использовать исторический и литературный материал: вырванные из исторического и литературного контекста факты могут исказить обществоведческие размышления, представленные в эссе.
Мини-сочинение не должно содержать чрезмерно большого количества фактов, примеров, что может негативным образом сказаться на теоретической составляющей эссе, характерной чертой которого является рассуждение, размышление
 Написать на черновике текст своего мини-сочинения.
Напоминаем: Примерный план эссе
1. Вступление, в котором определена проблема, поставленная автором высказывания, и сформулировано собственное отношение к его мнению. Можно использовать следующие словесные клише: «Я полностью согласен с позицией автора высказывания, потому что...», «Я не могу согласиться с приведённым утверждением и постараюсь аргументировать свою позицию», «Мне очень импонирует высказывание автора...», «Выражая несогласие с точкой зрения автора, ответим на вопрос, что же такое...», «Содержащаяся в рассматриваемом высказывании проблема актуальна (значима) для ...» и т. д.
2. Основная часть, в которой содержится относительно развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной автором проблемы (выдвинутой темы). Каждый тезис должен быть аргументирован фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта:
Могут быть использованы следующие словесные клише: «Рассмотрим следующие походы к данной проблеме», «Проиллюстрируем приведённое положение примерами» и т. д.
Изложение должно быть «эмоционально заряжено»: это достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации. При этом важно, чтобы присутствовала внешняя сдержанность повествования.
Каждый абзац должен содержать одну законченную мысль.
Предыдущий и последующий абзацы должны быть связаны между собой по смыслу.
3. Заключительное предложение (абзац), в котором подводятся итоги работы: выводы, обобщающие рассуждения по проблеме, поднятой в эссе. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассматриваемая проблема приобретает новое измерение
Проверить текст эссе с точки зрения раскрытия различных аспектов проблемы, наличия теоретических положений в контексте выбранной обществоведческой науки, фактического материала, вывода, обобщения.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С9, а затем ответ на него, соблюдая правила орфографии, пунктуации, стилистики русского языка1.
1 Подобные ошибки не являются основанием для снижения балла за написание эссе, но они негативно влияют на общее впечатление эксперта от минисочинения экзаменуемого.
Раздел III
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ-МОДУЛИ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Совет: большую помощь в освоении тематических элементов содержательных блоков-модулей обществоведческого курса, проверяемых на ЕГЭ, вам окажут учебники по обществознанию. Целесообразно выбрать 1—2 учебника из имеющихся сегодня, сделав их главными пособиями по подготовке к ЕГЭ, а другие пособия — словари, справочники, энциклопедии, учебники по отдельным содержательным блокам (экономике, социологии, политологии и др.) — использовать как дополнительный материал, углубляющий и конкретизирующий содержание этого источника.
Учебник по обществознанию основной источник    
Словари, справочники, энциклопедии и т. д.    Учебники по философии, экономике, социологии, политологии, правоведению и т. д. дополнительный источник
К ЕГЭ по обществознанию целесообразно готовиться по учебникам, включённым в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в разделе «Документы министерства»
 
Обществознание ЕГЭ-Учебник П.А. Баранов 2014
Оглавление
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты