Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения

А5
(2.11.) Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями,— это
1) валовой внутренний продукт
2) валовой национальный продукт
3) национальный доход
4) личный доход
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить, какое оно содержит требование. В данном случае это — требование определить понятие, которое характеризует сумму рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год внутри страны национальными производителями.
2. Выделить в условии задания ключевые слова, на основании которых следует искать ответ. В нашем случае такими словами являются «конечные продукты, произведённые в течение года непосредственно внутри страны» и «произведённые только национальными производителями».
3. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания и выделенных ключевых слов. Для этого необходимо вспомнить сущность понятий, представленных в качестве вариантов ответа.
Напоминаем:
Валовой внутренний продукт — это рыночная стоимость конечной продукции, произведённой на территории данной страны за определённый период.
Валовой национальный продукт — это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определённый период времени (обычно за год).
Национальный доход — это вновь созданная стоимость за определённый период.
Личный доход — это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства)
Соответственно, позиции 2 (валовой национальный продукт), 3 (национальный доход), 4 (личный доход) не связаны со стоимостью конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями. Позиция 1 (валовой внутренний продукт) является искомым понятием.
4. Установить единственный правильный ответ — 1) валовой внутренний продукт.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
6. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А5 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 1.
А8 (2.12.) Правительство страны В. использует продажу крупных объектов государственной собственности в частные руки как дополнительный источник государственных доходов. Какую политику правительства страны В. иллюстрирует данный факт?
1) экономической стабилизации
2) обеспечения занятости
3) бюджетно-налоговую
4) денежно-кредитную
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать задание-задачу и отделить условие от вопроса.
2. Определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В данном случае представлено задание-задача с описанием конкретной социальной ситуации, являющейся условием для ответа на поставленный вопрос, которая характеризуется продажей крупных объектов государственной собственности в частные руки.
3. Проанализировать условие и выявить в нём ключевые слова для ответа на вопрос. В нашем задании таким ключевым словосочетанием является «источник государственных доходов».
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания и выделенного ключевого словосочетания. Соответственно, раз речь идёт об источнике государственных доходов, необходимо вспомнить сущность понятия «государственный бюджет».
Напоминаем:
Государственный бюджет — это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти на определённый период
Следовательно, позиции 1 (экономической стабилизации),
2 (обеспечения занятости), 4 (денежно-кредитную) не относятся к понятию «государственный бюджет». Позиция 3 (бюджетно-налоговую) фиксирует условие, изложенное в задании, поскольку речь идёт об одном из способов пополнения государственного бюджета.
5. Определить неверные варианты ответа. Таковыми являются позиции 1, 2, 4, поскольку они никак не связаны с описанной в условии задания конкретной ситуацией.
6. Установить единственный правильный ответ — 3) бюджетноналоговую.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А8 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
А8 (2.4.) На рисунке отражена ситуация на рынке мебели: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением налогов на производителей мебели
3) увеличением объёма транспортных услуг
4) уменьшением издержек производителей мебели
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В данном случае речь идёт о задании на определение причины экономической ситуации, которой является изменение объёма спроса.
2. Вспомнить определение объёма спроса.
Напоминаем:
Объём спроса — количество товара, которое покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на данном рынке в определённый период времени
3. Выделить в условии задания направленность изменений. Соответственно, в нашем случае речь идёт об уменьшении объёма спроса.
Напоминаем: к факторам, изменяющим объём спроса, относятся: число покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряжённые товары, ожидания изменения цены, доход покупателей
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа и определить, влияют ли указанные в них факторы на объём спроса. Соответственно, позиции 2 (увеличение налогов на производителей мебели), 3 (увеличение объёма транспортных услуг), 4 (уменьшение издержек производителей мебели) относятся к факторам, изменяющим объём предложения. Позиция 1 (снижение доходов потребителей) связана с изменением (уменьшением) спроса.
5. Определить неверные варианты ответа. Таковыми являются позиции 2, 3, 4, поскольку они не относятся к факторам, влияющим на изменение спроса.
6. Установить единственный правильный ответ — 1) снижением доходов потребителей.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А8 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 1.
А8
(2.4.) На рисунке отражена ситуация на рынке трикотажа: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) увеличением доходов потребителей
2) уменьшением количества покупателей трикотажных изделий
3) увеличением налогов на производителей трикотажа
4) изменением вкусов покупателей трикотажных изделий
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В данном случае речь идёт о задании на определение причины экономической ситуации, которой является изменение объёма предложения.
2. Вспомнить определение объёма предложения.
Напоминаем:
Объём предложения — количество товара, которое продавцы готовы (хотят и могут) продать по тем или иным ценам в определённых количествах за определённый период времени
3. Выделить в условии задания направленность изменений. Соответственно, в нашем случае речь идёт об уменьшении объёма предложения.
Напоминаем: к факторам, изменяющим объём предложения, относятся: число продавцов на рынке, цены на ресурсы, налоги и дотации, технология производства, ожидания изменения цены
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа и определить, влияют ли указанные в них факторы на объём предложения. Соответственно, позиции 1 (увеличение доходов потребителей), 2 (уменьшение количества покупателей трикотажных изделий), 4 (изменение вкусов покупателей трикотажных изделий) относятся к факторам, изменяющим объём спроса. Позиция
3 (увеличение налогов на производителей трикотажа) характеризует ситуацию, при которой производители будут сокращать производство трикотажных изделий.
5. Определить неверные варианты ответа. Таковыми являются позиции 1, 2, 4, поскольку они не относятся к факторам, влияющим на изменение предложения.
6. Установить единственный правильный ответ —3) увеличением налогов на производителей трикотажа.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А8 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
А9
(2.1.) Верны ли следующие суждения об экономике как науке?
А. Экономика относится к общественным наукам.
Б. Методы исследования экономики предполагают её тесную связь с математикой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и вычленить то понятие, о котором сформулированы суждения, обозначенные буквами А и Б. В данном случае им является «экономика».
2. Уяснить требование: необходимо определить истинность суждений об экономике как науке.
3. Вспомнить сущность понятия «экономика».
Напоминаем:
Экономика — способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления, т. е. для удовлетворения своих потребностей;
наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности
4. Провести смысловой анализ каждого из приведённых суждений и определить аспекты, которых они касаются. В суждении А — отношение к общественным наукам. В суждении Б — тесная связь с математикой.
5. Соотнести выявленные аспекты с понятием (т. е. с экономикой).
Суждение А является истинным, поскольку экономика изучает поведение людей. Следовательно, она относится к наукам, исследующим человеческое общество, т. е. к общественным.
Суждение Б также является верным, так как экономика, конструируя экономические модели, отражает главные экономические показатели изучаемых объектов, что предполагает использование экономико-математического моделирования. Соответственно, методы исследования экономики предполагают её тесную связь с математикой.
Суждения А и Б верно отражают сущность понятия экономики как науки, поэтому являются истинными.
6. Установить единственный правильный ответ — 3) верны оба суждения.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз прочитав каждое суждение и оценив его истинность.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А9 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
В1 (2.9.) Запишите слово, пропущенное в таблице. Основные виды безработицы
Наименование вида    Его характеристика
Структурная    Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации
Фрикционная    Невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности вызвана личными причинами граждан, которые заняты поиском вакансий или ожиданием выхода на работу
Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства
Ответ:    .
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Определить тематическую принадлежность таблицы. В данном случае речь идёт об основных видах безработицы (раздел курса обществознания «Экономика»).
3. Соотнести основное понятие (т. е. «безработица») с его элементами (т. е. с основными видами безработицы), а также наименования видов безработицы с их характеристиками.
Напоминаем: Безработица — наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще
Соответственно, анализ основных видов безработицы, представленных в таблице, позволяет сделать вывод, что в ней отсутствует вид, связанный с определённой фазой экономического цикла. В частности, при спаде производства происходит закрытие предприятий, люди, потерявшие работу по этой причине, становятся циклическими безработными.
4. Установить искомый элемент таблицы — Циклическая.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав заполненную таблицу.
6. Записать ответ — Циклическая — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1 справа от номера задания В1, начиная с первой клеточки.
ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В3 (2.3.) Установите соответствие между признаками экономических систем и их типами: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
A) цены на товары определяются со-    1) командная
отношением спроса и предложения    2) рыночная
Б) основные средства производства принадлежат государству
B)    экономические пропорции устанавливаются централизованно
Г) развитие производства основывается на конкуренции производите - лей
Д) периодически возникает дефицит товаров
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А    Б    В    Г    Д            
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Определить тематическую принадлежность сведений, представленных в столбцах. В данном случае речь идёт о признаках экономических систем и их типах (раздел курса обществознания «Экономика»).
3. Определить содержание понятий, данных во втором столбце, и установить их видовые отличия. В нашем случае речь идёт о типах экономических систем.
Напоминаем:
Командная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства
Рыночная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц
4. Осмыслить существенные черты, свойства, признаки, характеристики, примеры социальных явлений, приведённых в первом столбце, и соотнести их с каждым из понятий, содержащихся во втором столбце. В данном случае необходимо соотнести признаки экономических систем и их типы. Соответственно, позиция А (цены на товары определяются соотношением спроса и предложения) будет связана с рыночной экономикой (2), для которой характерен рыночный механизм ценообразования, позиция Б (основные средства производства принадлежат государству) — с командной (1), позиция В (экономические пропорции устанавливаются централизованно) — с командной (1), поскольку для данной экономики свойственно централизованное директивное планирование, позиция Г (развитие производства основывается на конкуренции производителей) — с рыночной (2), позиция Д (периодически возникает дефицит товаров) — с командной экономикой(1).
5. Установить верное соответствие в виде комбинации цифр — 21121.
6. Проверить правильность своего ответа, ещё раз соотнеся признаки экономических систем и их типы.
7. Записать ответ — 21121— разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В3, начиная с первой клеточки.
В5
(2.14.) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое по-
ложение которого обозначено определённой буквой.
(А)    К началу 1990-х гг. доля государственных расходов в общей стоимости товаров и услуг, произведённых Россией за год, составляла примерно 60%. (Б) За прошедшие годы в стране изменилось очень многое. (В) Тем не менее пока доля госрасходов в годовом продукте страны никак не опустится ниже 50% (против 40% в большинстве развитых стран мира). (Г) Представляется, что сокращение бюджетных расходов неизбежно влечёт весьма нежелательные последствия
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А    Б    В    Г
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
2. Последовательно оценить каждое из четырёх положений, определяя, где приведён факт, а где — мнение (оценочное суждение).
Напоминаем: факт признаётся как данность, как непреложная истина (одним из значений слова «факт» является «истинное знание»). Объяснение фактов, отношение к ним, оценка их роли могут быть различными
3. Соотнести каждое приведённое положение с определениями факта и суждения (см. с. 39).
Положения А и В фиксируют только факты, т. е. соответствуют цифре 1. Слово «Представляется», содержащееся в положении Г, позволяет легко выявить оценочный характер предложенного суждения, которое соответствует цифре 2. Несмотря на то что в положении Б отсутствуют вводные слова, оно является оценочным — «изменилось очень многое». Для уточнения своей позиции можно использовать дополнительный приём — в формулировку данного положения мысленно «подставить» вводное слово, например, «с точки зрения экспертов». Тогда в итоговом варианте положение Б может выглядеть следующим образом: «С точки зрения экспертов, за прошедшие годы в стране изменилось очень многое». Как видим, положение Б носит оценочный характер и соответствует цифре 2.
4. Установить верную комбинацию цифр — 1212.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав приведённый текст.
6. Записать ответ — 1212 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В5, начиная с первой клеточки.
В8 (2.4.) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Концерн;
2) несовершенная конкуренция;
3) олигополия;
4) монополистическая конкуренция;
5) естественная монополия.
Ответ:    .
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Определить тематическую принадлежность представленного ряда понятий. В данном случае речь идёт о типах конкуренции (раздел курса обществознания «Экономика»).
3. Проанализировать предложенный ряд понятий с целью нахождения обобщающего понятия. Для этого необходимо вспомнить сущность данных понятий.
Напоминаем:
Концерн — одна из наиболее развитых форм монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности и контроля; финансово-промышленная группа компаний.
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Олигополия — рынок, на котором доминирует крайне малое количество фирм.
Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, когда большое количество мелких фирм предлагает схожую продукцию, стремясь придать ей реальные или мнимые уникальные качества.
Естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения
4. Установить обобщающий элемент в ряду понятий. В нашем случае это позиция 2 (несовершенная конкуренция), поскольку все остальные понятия: 1 (концерн), 3 (олигополия), 4 (монополистическая конкуренция), 5 (естественная монополия) являются частными случаями ситуации, в которой компании имеют возможность контролировать цены на производимую ими продукцию.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав представленный ряд понятий.
6. Записать ответ — 2 — разборчиво, без запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4. (2.15.)
«Очевидно, что технологические изменения способствовали расширению деятельности транснационального капитала: развитие коммуникационных технологий, удешевление и повышение надёжности транспортных сетей, распространение инновационных технологий сделали возможным управление на расстоянии, интеграцию и усиление гибкости, что отличает преуспевающие ТНК1. Но это только способствующие факторы. <...>
...Большое значение имеет правительственная политика. Некоторые правительства — особенно сильные, типа американского, активно способствуют транснациональной экспансии. Такие правительства не только устраняют препятствия на пути прямых иностранных инвестиций, но и страхуют их. <...> Даже отдельные американские штаты склонны поощрять у себя иностранные инвестиции. В этом случае штаты выступают как конкуренты по отношению друг к другу. <... >
Другое объяснение причин, стимулирующих прямые зарубежные инвестиции, связано со стремлением ТНК «перепрыгнуть» тарифы и нетарифные барьеры посредством создания зарубежных филиалов. Гипотеза «перепрыгивания через тарифы» возникла в связи с ростом стремления японских и американских ТНК инвестировать капитал в Европу. Правила экономических отношений в ЕС2 создают условия, при которых инвестирование в какую-то одну страну облегчает доступ ко всем странам ЕС. <... >
Предметом острых дебатов является влияние, оказываемое транснациональными корпорациями на экономику развивающихся стран. Защитники ТНК утверждают, что прямые иностранные инвестиции стимулируют экономический рост и развитие. ТНК увеличивают скудные местные ресурсы. <...>
1 Транснациональные корпорации.
2 Европейский союз.
Критики деятельности ТНК в развивающихся странах утверждают, что политические и экономические издержки от деятельности ТНК часто превосходят выгоды» (Г. А. Дробот).
С1
На основании текста определите факторы, способствую
щие интеграции и усилению гибкости преуспевающих ТНК.
С2
В чём видит автор причины, стимулирующие прямые
иностранные инвестиции?
С3
В тексте говорится о стремлении ТНК «перепрыгнуть» тарифы и нетарифные барьеры. Используя обществоведческие знания, перечислите три тарифных и три нетарифных метода протекционистской политики государства.
С4
Автор указывает на неоднозначное влияние ТНК на развивающиеся страны. Приведите с опорой на знание обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера позитивного и три примера негативного влияния ТНК.
Алгоритм выполнения заданий
1. Внимательно прочитать как приведённый текст, так и задания и вопросы к нему.
2. Определить тематическую принадлежность предложенного текста. В данном случае речь идёт о деятельности транснациональных корпораций (раздел курса обществознания «Экономика»).
3. Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящён этот текст?»). Главной идеей приведённого текста являются факторы, способствующие расширению деятельности ТНК.
4. Выполнить задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёртому (С4)):
выполнение задания С1 (На основании текста определите факторы, способствующие интеграции и усилению гибкости преуспевающих ТНК):
Выявить ключевые слова в задании. Такими ключевыми словами являются «факторы, способствующие интеграции и усилению гибкости преуспевающих ТНК».
Соотнести ключевые слова с текстом. Первый абзац предлагаемого фрагмента содержит ответ на поставленный вопрос: Факторами, способствующими интеграции и усилению гибкости преуспевающих ТНК, являются «развитие коммуникационных технологий, удешевление и повышение надёжности транспортных сетей, распространение инновационных технологий».
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С1, а затем ответ на него.
выполнение задания С2 (В чём видит автор причины, стимулирующие прямые иностранные инвестиции?)
Выявить ключевые слова в задании. Таковыми являются «причины, стимулирующие прямые иностранные инвестиции».
Соотнести ключевые слова с текстом. Второй и третий абзацы предлагаемого фрагмента содержат ответ на поставленный вопрос. В результате ответ может выглядеть следующим образом: Автор видит причины, стимулирующие прямые иностранные инвестиции, в правительственной политике, способствующей транснациональной экспансии; в стремлении ТНК «перепрыгнуть» тарифы и нетарифные барьеры посредством создания зарубежных филиалов.
Ответ может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С2, а затем ответ на него.
выполнение задания С3 (В тексте говорится о стремлении ТНК «перепрыгнуть» тарифы и нетарифные барьеры. Используя обществоведческие знания, перечислите три тарифных и три нетарифных метода протекционистской политики государства).
Вспомнить сущность понятия «протекционистская политика государства».
Напоминаем:
Протекционистская политика государства (протекционизм) — это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конку - рентов
Вспомнить тарифные и нетарифные методы протекционистской политики государства.
Напоминаем: К тарифным методам протекционистской политики государства относятся: таможенный тариф на импорт, экспортный тариф, таможенный союз.
К нетарифным методам протекционистской политики государства относятся: установление квот, экспортный кредит, установление стандартов на ту или иную продукцию, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.
Выбрать (как требуется в задании) три тарифных и три нетарифных метода протекционистской политики государства.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав перечисленные три тарифных и три нетарифных метода протекционистской политики государства.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С3, а затем ответ на него.
выполнение задания С4 (Автор указывает на неоднозначное влияние ТНК на развивающиеся страны. Приведите с опорой на знание обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера позитивного и три примера негативного влияния ТНК).
Прочитать последний и предпоследний абзацы предлагаемого фрагмента и уточнить сущность неоднозначного влияния ТНК на развивающиеся страны. Соответственно, первая точка зрения: ТНК «стимулируют экономический рост и развитие, увеличивают скудные местные ресурсы», т. е. речь идёт о позитивном влиянии ТНК; вторая точка зрения: «Политические и экономические издержки от деятельности ТНК часто превосходят выгоды», т. е. речь идёт о негативном влиянии ТНК.
Привести (как требуется в задании) три примера, подтверждающие каждую точку зрения на влияние ТНК на развивающиеся страны.
Примеры влияния ТНК на развивающиеся страны
Позитивные    Негативные
Распространение технологических новаций в развивающихся странах.
Получение развивающимися странами доступа к мировым рынкам.
Использование развивающимися странами опыта управления крупными предприятиями, которым обладают ТНК
Создание предпосылок для однобокого развития развивающихся стран.
Стремление перевести в развивающиеся страны экологически грязное производство.
Вывоз чрезмерно больших доходов из развивающихся стран
Могут быть приведены другие примеры.
Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав приведённые примеры.
Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С4, а затем ответ на него.
С5 (2.1.) Перечислите четыре основных элемента структуры
экономической деятельности.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить, что и в каком количестве требуется назвать (перечислить, указать и т. д.). В данном случае необходимо перечислить основные элементы структуры экономической деятельности в количестве четырёх.
2. Определить тематическую принадлежность задания. В нашем случае говорится о структуре экономической деятельности (раздел курса обществознания «Экономика»).
3. Вспомнить сущность понятия «экономическая деятельность».
Напоминаем:
Экономическая деятельность — все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни. Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага — товары и услуги:
4. На основании определения понятия «экономическая деятельность» сформулировать основные элементы её структуры: производство, распределение, обмен и потребление.
5. Проверить правильность своего ответа.
7. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С5, а затем ответ на него.
С91
(2) Раскройте смысл предложенного ниже высказывания, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Наилучшая экономическая система — это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются». (Дж. Гэлбрейт.)
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания.
Совет: посмотрите эссе известных писателей, обратите внимание на структуру текста. Попробуйте написать короткое размышление в таком же стиле
Напоминаем: большое значение имеют умения выявлять проблему, вписывать её в контекст соответствующей области обществознания и видеть при необходимости возможные альтернативные подходы к её трактовке и путям решения; формулировать собственную позицию и аргументировать её с опорой на полученные знания. Всё это отличает эссе по обществознанию от эссе, например, по литературе
2. Проанализировать тему эссе и определить её тематическую принадлежность, т. е. область знаний, в контексте которой предстоит написать мини-сочинение. В нашем случае речь идёт о разделе курса обществознания «Экономика».
3. Определить смысл высказывания, ответив на вопрос: «Что хотел сказать автор?» Смысл высказывания заключается в том, что оценка любой экономической системы должна основываться на том, насколько она удовлетворяет основные потребности людей.
1 В экзаменационной работе по обществознанию в задании С9 будет предоставлена возможность выбрать одно из шести предложенных высказываний. В данном случае приведено одно высказывание, чтобы на его примере раскрыть алгоритм написания эссе.
4. Осмыслить проблему в контексте базовой обществоведческой науки — экономики, ответив на вопросы:
«С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?». Американский экономист и политолог Дж. Гэлбрейт в своём высказывании затрагивает проблему эффективности экономических систем. Иначе говоря, он ставит вопрос о том, насколько эффективно решаются основные социальные задачи в различных типах экономических систем.
«Что я должен знать, чтобы раскрыть эту тему?». Необходимо обладать устойчивыми знаниями по следующим темам раздела курса обществознания «Экономика»: «Экономические системы», «Экономика и экономическая наука», «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение», «Роль государства в экономике».
5. Сформулировать своё отношение к высказыванию, ответив на вопросы: «Согласен ли я с автором?», или «Не согласен?», или «Согласен не во всём?», «Почему?», «В чём состоит моя собственная позиция по данному вопросу?». В нашем случае целесообразно согласиться с утверждением автора. При объяснении собственной позиции необходимо сделать акцент на том, что любая экономическая система должна стремиться к максимальному использованию всех имеющихся ресурсов для удовлетворения возрастающих постоянно меняющихся потребностей людей.
6. Выявить основные аспекты (составляющие) проблемы. В нашем случае можно выделить следующие аспекты:
сущность трёх главных вопросов экономики;
сущность основных типов экономических систем;
варианты решения трёх главных вопросов экономики в традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических системах;
социальные задачи, решаемые в рамках экономических систем;
особенности развития экономических систем на современном этапе.
7. Определить обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне, ответив на вопросы:
«Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать?» Очевидно, что для раскрытия данной темы необходимо знать следующие понятия: главные вопросы экономики, экономическая система, традиционная, централизованная (командная), рыночная, смешанная экономические системы.
«Какие теоретические обобщения я должен учесть?». При раскрытии предложенной темы следует помнить следующие теоретические обобщения:
Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики:
Что производить?: как определить приоритеты в удовлетворении потребностей, какие товары и в каком количестве следует производить?
Как производить?: как наиболее эффективно использовать доступные ресурсы, какие именно ресурсы привлечь, как организовать производство?
Для кого производить?: как распределить произведённые товары, кто и на основе каких принципов их получит?
В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определённые типы экономических систем.
В последние полтора-два века в мире действовали следующие экономические системы: традиционная, централизованная (командная), рыночная. В последние полтора-два десятилетия появилась смешанная экономическая система.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, так как страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
Главные вопросы экономики (что производить?, как производить?, для кого производить?) решаются в различных экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.
8. Отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие свою позицию, ответив на вопросы:
«Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение?», «Убедительны ли они?» Применительно к рассматриваемой теме целесообразно использовать исторические факты, модели социальных объектов и процессов. Например, то, что централизованная экономическая система была реализована в Советском Союзе и, отчасти, в странах социалистического содружества.
Факты, подтверждающие
положительные стороны централизованной экономики    
отрицательные стороны централизованной экономики
Путём концентрации ресурсов обеспечивает достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т. д.).
Обеспечивает экономическую и социальную стабильность: каждому гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги и т. д.
Демонстрирует свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи
и т. д.)    
Исключает частную собственность на экономические ресурсы.
Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.
Полный контроль со стороны государства за производством и распределением продукции ^ исключение свободных рыночных взаимосвязей между отдельными предприятиями
Применительно к рыночной экономике, можно сказать, что она отличается невероятным динамизмом. Это экономическая система, приглашающая людей к творчеству и экспериментированию, вознаграждающая тех, кто вносит в жизнь новизну.
Факты, подтверждающие
положительные стороны рыночной экономики    
отрицательные стороны рыночной экономики
Стимулирует высокую эффективность производства.
Справедливо распределяет доходы по результатам труда.
Не требует большого аппарата управления
Усиливает социальное неравенство в обществе.
Вызывает нестабильность в экономике (инфляция, безработица и т. д.).
Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе
Напоминаем: необходимо привести наиболее яркие, выразительные факты для подтверждения своей позиции; аргументы должны соответствовать рассматриваемой проблеме
9. Написать на черновике текст своего мини-сочинения.
Напоминаем: в отличие от реферата эссе не имеет чёткого плана, внутренняя структура текста произвольна. Эссе более субъективно, эмоционально: в этом жанре часто используются парадоксы и неожиданные литературные приёмы
«Высказывание американского экономиста и политолога Дж. Гэлбрейта открывает простор для размышлений. Смысл высказывания заключается в том, что оценка любой экономической системы должна основываться на том, насколько хорошо она удовлетворяет основные потребности людей. Автор затрагивает проблему эффективности экономических систем. Иначе говоря, он ставит вопрос  о    том, насколько эффективно решаются основные социальные задачи в различных типах экономических систем. Я полностью согласен с позицией автора высказывания, потому что любая экономическая система должна стремиться к максимальному использованию всех имеющихся ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей людей. Простому человеку абсолютно всё равно, как называется экономическая система в его стране, для него принципиально важны другие вопросы, в частности вопросы уровня жизни, социальной защиты, обеспечения экономической свободы и т. д.
В данном высказывании можно выделить несколько аспектов: сущность трёх главных вопросов экономики; сущность основных типов экономических систем; варианты решения трёх главных вопросов экономики в традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических системах; социальные задачи, решаемые в рамках экономических систем; особенности развития экономических систем на современном этапе.
Остановимся подробно на таком аспекте, как варианты решения трёх главных вопросов экономики в различных типах экономических систем. Это позволит раскрыть главные вопросы экономики, через их решение представить сущность экономических систем, через анализ их сущности оценить эффективность каждой из них.
Любое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики (что производить?, как производить?, для кого производить?).
В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определённые типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная. Под экономической системой понимается способ организации совместной деятельности людей в обществе. Понятие экономической системы включает формы собственности, законодательную систему, нормы морали, привычки, обычаи, принятые в данном обществе. Рассмотрим сущность экономических систем.
В условиях традиционной экономической системы три главных вопроса экономики решаются в соответствии со сложившимися традициями. Главным стимулом экономической деятельности в условиях этой системы становится стремление выжить. Достоинства данной системы — предсказуемость и стабильность. К серьёзным недостаткам можно отнести низкий уровень жизни, трудности, связанные с проникновением научно-технического прогресса, отсутствие экономического роста. Это, безусловно, препятствует удовлетворению возрастающих потребностей людей.
Централизованная система, которую ещё называют плановой, административной, командной, характеризуется тем, что государственная собственность является основной формой собственности. Три главных вопроса решаются центральными государственными органами. Это находит отражение в государственных планах, имеющих форму директив, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями. Централизованная экономическая система была реализована в Советском Союзе и, отчасти, в странах социалистического содружества. В результате — успехи в естественно-научной сфере, освоении космоса, обеспечении обороноспособности страны, создание мощных систем социальной защиты и т. д. Однако централизованная экономическая система СССР оказалась неспособной создать условия для развития личной инициативы. Проиллюстрируем это положение примером. Как известно, одним из принципов командной экономики является принцип уравнительного распределения. Если предприятие работало с большой прибылью, то почти вся она изымалась и переходила в бюджет государства. Работники получали почти одинаковую заработную плату, поощрение за высококвалифицированный, творческий труд было незначительно и имело не столько материальную, сколько моральную основу. Всё это порождало незаинтересованность предприятия в улучшении технологии производства, росте производительности, отсутствие личной заинтересованности людей в результатах своего труда. К каким последствиям это привело? Постепенно стало нарастать отставание СССР по важнейшим социально-экономическим показателям от ведущих держав мирового сообщества. Вывод: подавление экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов ведёт к ухудшению качества экономического роста, его замедлению, а это, в свою очередь, негативно отражается на уровне жизни людей.
Рассмотрим, как решаются главные вопросы экономики в условиях рыночной системы. Свободные цены и влияние рыночной информации — основа их решения. Свободой выбора в условиях рыночной экономики пользуются предприниматели, собственники ресурсов и потребители. Данная система отличается невероятным динамизмом. Она приглашает людей к творчеству и экспериментированию, вознаграждает тех, кто вносит в жизнь новизну. Неудивительно, что страны, создавшие рыночную экономику (в первую очередь, страны Западной Европы и США), добились беспрецедентных в истории объёмов производства, разнообразия благ и общего благосостояния. К началу XXI в. большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях. Вместе с тем в данной экономической системе возникают проблемы, которые она не в состоянии решить. Инфляция, безработица, возникновение монополий, цикличность развития экономики, неравномерность распределения доходов граждан — примеры несостоятельности, а проще говоря, «провалов» рынка. В случаях несостоятельности рынка люди сталкиваются с тем, что их потребности в полной мере не удовлетворяются. Как следствие — вмешательство государства в экономику и формирование смешанной экономической системы.
Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики.
Собственно говоря, в реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.
Таким образом, в современном мире имеются различные типы экономических систем, которые по-разному решают главные вопросы экономики. Для большинства людей наибольшее значение имеет вопрос об эффективности экономической системы. Как показывает опыт развитых государств мира, наибольших успехов в решении основных задач, стоящих перед обществом, добились страны со смешанной экономикой, в основе которой лежат рыночные механизмы».
10. Проверить текст эссе с точки зрения раскрытия различных аспектов проблемы, эффективности экономических систем, наличия
теоретических положений в контексте экономической науки, фактического материала, вывода, обобщения.
11. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С9, а затем ответ на него, соблюдая правила орфографии, пунктуации, стилистики русского языка.
Совет: обратитесь к словарям (сборникам) афоризмов: здесь вы найдёте высказывания известных личностей по ведущим обществоведческим проблемам. Как правило, цитаты в таких словарях подбираются по ключевым словам. Тренируйтесь в написании эссе, используя в качестве тем цитаты, содержащиеся в словарях афоризмов

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты