Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей

Краткие новости

Д - термины и понятия по обществознанию

Д
 
Словарь терминов по обществознанию, Справочник по обществознанию, Список терминов по обществознанию, Формулирование терминов и понятий, Словарь обществоведческих терминов
 
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — одно из базовых средств доказательства (наряду с индукцией) в познавательной деятельности, характеризующееся движением мысли от общего к частному. При этом новая мысль выводится логическим путём из предшествующих мыслей. Например: «В этой деревне живут одни пенсионеры — я являюсь жителем этой деревни — следовательно, я — пенсионер». Истинный характер полученного вывода (или следствий) при этом всецело зависит от характера исходных посылок: если истинны исходные посылки, то истинно будет и заключение.
Противоположность дедукции — индукция.
Дееспособность гражданина — предусмотренная законом способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. Такое правовое свойство зависит от умственного состояния человека. В РФ лица, не достигшие 14 лет, считаются недееспособными. Несовершеннолетние граждане (лица 14—18 лет) наделены частичной дееспособностью. В полном объёме дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия (то есть по достижении гражданином 18 лет). Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ (например, вследствие психического расстройства).
Делегирование властных полномочий (от лат. delegare — передавать) — форма политического представительства, при которой один субъект политики передаёт свои политические полномочия другому субъекту, исполняющему роль представителя.
В современных демократических государствах делегирование власти развивается в двух направлениях: снизу вверх — передача народом (как источником власти) властных полномочий своим представителям (президенту, депутатам) посредством свободных выборов; сверху вниз — распределение властных полномочий (например, делегирование парламентом исполнительных полномочий премьер-министру).
Демографическая политика — деятельность государственных органов и иных социальных институтов, направленная на изменение процесса воспроизводства населения.
Объектом демографической политики могут быть как население страны в целом, так и жители её отдельных районов, разнообразные группы населения, семьи определённых типов. Цели демографической политики определяются в зависимости от проблем, стоящих перед каждой конкретной страной. Так, в развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв, целью демографической политики является снижение рождаемости и естественного прироста населения. В экономически развитых странах её цель — повышение уровня рождаемости и естественного прироста. Для достижения поставленных целей проводятся социальные, экономические, юридические и другие мероприятия.
Демографическая структура общества — деление населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые люди), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные), давность проживания в данном населённом пункте (новосёлы, старожилы) и др.
Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Её характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства', равноправие граждан, и прежде всего равенство избирательных прав; политический плюрализм', решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гласность и др.
Различают прямую (непосредственную) и представительную (опосредованную) демократию.
К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной — выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников выносит то или иное решение, во втором — через депутатов и иных своих представителей.
Денежно-кредитная политика — инструмент управления величиной денежной массы и кредитов; одно из направлений финансовой политики государства, призванное обеспечить стабильное развитие экономики.
Основные инструменты денежно-кредитной политики: установление учётной ставки за кредит и нормы обязательных банковских резервов.
Осуществляемые государством мероприятия направлены на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости.
Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное её содержание — изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной или духовной культуры.
Деятельность всегда связана с определённой потребностью, она и осуществляется для удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.
Исходя из различных оснований, понятие деятельности трактуют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др.
Можно соотносить её с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие «деятельность» можно конкретизировать и в связи с её социальными формами (массовая, коллективная, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная).
Деятельность человека, с одной стороны, является условием существования и развития общества, а с другой — единственным способом стать личностью.
Диалог культур — взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими свой комплекс специфических особенностей. Диалог культур также понимается как способ приобщения отдельной личности к культурному богатству человечества.
В процессе диалога культур происходит усвоение как отдельных идей, образов, способов деятельности в сфере культуры, так и целостных произведений, созданных другими культурами.
Диалог как принцип функционирования культуры предполагает не только заимствование «чужих» культурных ценностей, но и переосмысление своей и «чужой» культуры, создание на базе синтеза идей, образов и т. д. новых культурных ценностей.
Дискриминация (от лат. discrimino — различение) — ограничение, ущемление или полное лишение прав отдельных физических лиц, групп либо целых сообществ по причине этнического происхождения, пола, вероисповедания, возраста или других социальных факторов. В области международных отношений под дискриминацией понимают предоставление гражданам и организациям одного государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям другого государства.
Дискриминация осуществляется в двух основных формах: а) неофициальная дискриминация (de facto), проявляющаяся в обыденной жизни, например в шутках, анекдотах, каких-то действиях, наносящих материальный, физический или моральный вред жертвам; б) правовая дискриминация (de jure), закреплённая в нормативно-правовых актах (чаше всего это законы, определяющие преимущества одной группы людей по отношению к другой).
Дискриминация любой формы может быть как открытой, так и скрытой. В отличие от правовой дискриминации, которая уничтожается властью путём изменения законов, неофициальную дискриминацию искоренить непросто, поскольку она часто имеет длительную историю существования и прочно закреплена в обычаях, традициях, предрассудках, психологии людей. Дискриминация любой формы является основной причиной социальных конфликтов.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, беседе. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.
Дискуссия часто применяется как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Дифференциация (от лат. differentia — разность, различие) — разделение, расслоение, расчленение целого на различные части, формы. В обществознании под дифференциацией понимаются процесс разделения (расслоения) социального целого или его части на взаимосвязанные элементы и его результат — возникновение новых специализированных институтов и структур, разделение труда с последующим образованием в обществе групп, занимающих разное социальное положение. С этим связано различие профессий, социальных статусов и ролей.
Различают научную, экономическую, политическую и профессиональную дифференциации. В развитии науки постоянно происходит взаимосвязь принципов дифференциации и интеграции. Ни одна из наук не развивалась изолированно от других. В своём развитии некоторые науки то разделялись, то снова соединялись. Самым ярким примером является история развития философского знания. В Древней Греции все известные знания и приёмы изучения явлений входили в состав философии как неразделённой области знания, а позже внутри философии сформировались, а затем и обособились от неё логика, этика, эстетика, психология и др.
Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, существовании богатых, бедных и средних слоев населения.
Политическая дифференциация связана с делением общества на управляющих и управляемых, политических лидеров (см. Лидерство) и массу. К профессиональной дифференциации относится выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям.
Противоположность дифференциации — интеграция.
Долг — одна из основных категорий этики (наряду с такими категориями, как добро, зло, ответственность, честь, совесть, достоинство, равенство, справедливость). Наиболее тесно взаимодействует с понятиями «совесть» и «ответственность». Выражает отношение личности к обществу, другим людям. Чувство долга — важный показатель моральной зрелости личности, поскольку решение нравственной задачи, связанной с выполнением долга, осуществляется ею на сугубо добровольной основе, без какого-либо принуждения. Осознанный характер носит и принятие личностью ответственности за свой нравственный выбор или за отступление от требований долга. Существует две разновидности нравственного долга: социальный (патриотический, воинский, профессиональный) и личный (родительский, сыновний, супружеский).
Дружба — личностные отношения двух и более человек, обусловленные духовной близостью, общностью интересов, основанные на глубокой эмоциональной привязанности людей друг к другу, взаимном доверии, симпатии.
Потребность в дружбе проявляется у человека с детского возраста, но наиболее интенсивна и эмоционально значима в юности (17—20 лет). В этот период дружба основана на необходимости в понимании другого и себя другим. В зрелом возрасте для дружбы более значимо безусловное принятие и эмоциональная поддержка; менее важны регулярные встречи, совместное времяпрепровождение; терпимее, чем в детстве и юности, воспринимаются различия в характере дружеских проявлений.
Дружеские отношения строятся на взаимном внимании, доброжелательности, увлечениях, уважительном отношении, сопереживании радостям и огорчениям друг друга.
Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.
В процессе духовной жизни человек, познавая окружающий мир и самого себя, развивая свою человеческую природу, реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.
Духовная жизнь (или духовная сфера) является отдельной подсистемой общества и объединяет институты науки, религии, искусства, все способы и результаты их деятельности, соответствующие общественные отношения.
Духовная культура — часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.
Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.
Духовная культура тесно связана с культурой материальной, так как ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки»