Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

О - термины и понятия по обществознанию

О
 
Словарь терминов по обществознанию, Справочник по обществознанию, Список терминов по обществознанию, Формулирование терминов и понятий, Словарь обществоведческих терминов
 
Образ жизни — изменяющаяся совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей (индивида, социальной группы, общества в целом), свойственная исторически конкретным социальным отношениям (например, образ жизни современного российского общества). Термин «образ жизни» характеризует деятельность и положение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, быту, политической и культурной жизни, а также межнациональные отношения, материальное благосостояние, социальное обеспечение, здравоохранение, образование.
Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества.
Элементами системы образования являются: сеть образовательных учреждений (государственных и негосударственных), специфические социальные общности (например, педагоги, учащиеся), нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Закон «Об образовании» и др.), учебный процесс как особый вид деятельности, совокупность средств и технологий.
Образование как социальный институт выполняет функции выявления и развития интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности (гуманистическая функция), подготовки квалифицированных специалистов (профессионально-экономическая функция), гражданского обучения и воспитания (социально-политическая функция), подготовки личности к жизни и взаимодействию в обществе (адаптационная функция).
Образование традиционно подразделяется на общее (начальное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее специальное, послевузовское повышение квалификации) и дополнительное. Причём на более низких ступенях обучения решаются преимущественно задачи общего образования — просвещение, а на более высоких — профессионального: введение обучаемого в действующую систему разделения труда, усвоение им специальных знаний, овладение практическими умениями и навыками продуктивной деятельности в избранной сфере.
В связи с переходом современного человечества в постиндустриальную фазу развития возрастает роль образования, причём актуальным становится непрерывное образование — образование, в различных формах продолжающееся всю жизнь человека.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией, её уточнение, обогащение, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнёра по общению.
Таким образом, общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства, линию поведения друг друга.
Различают познавательное, деловое и интимно-личностное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективную игру и т. п.).
Общение выполняет важную роль в личных и деловых отношениях людей. В общении человек самовыражается, то есть обнаруживает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть проявления его общей культуры, характера. Не случайно всё чаще говорят о необходимости обучения искусству общения.
Специалистами разработаны особые приёмы и средства развития способностей и навыков общения, а в ряде случаев — его корректировки.
В самом общем виде общение является формой жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно является средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Общественное сознание — процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями', система идей, теорий, взглядов, чувств, выражающих отношение социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно воспроизводящимся явлениям, событиям и тенденциям общественной жизни.
Общественно-экономическая формация — исторически определённый тип общества, которому свойственны конкретный способ производства (совокупность производительных сил и производственных отношений) и обусловленные им социальные институты (например, государство, духовная культура).
Это понятие было введено К. Марксом (1818—1883) для обозначения определённых ступеней развития общества. Маркс выделял пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.
Общественные блага — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
К общественным благам относятся национальная оборона, образование детей (в государственных и муниципальных образовательных учреждениях), общедоступные посещения муниципальных поликлиник, музеев, библиотек и др.
Основная особенность общественных благ заключается в том, что они не являются объектами рыночных отношений и финансируются правительством из бюджетных средств. Такие блага являются одинаково доступными для всех, за их использование не взимается плата.
Производство общественных благ — важная функция государства, так как оно зачастую невыгодно частным производителям.
Общественные (социальные) науки — научные дисциплины, изучающие как общество в целом, так и различные стороны общественной жизни. К ним относят социологию, юриспруденцию, экономику и др. Общественные науки в отличие от гуманитарных (см. Гуманитарные науки) нередко прибегают к измерениям, пользуются математическим аппаратом, приближаясь таким образом к естественным наукам.
Общественные отношения — система связей, возникающих между социальными группами, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности людей.
Общественный прогресс (от лат. progressus — движение вперёд) — развитие общества, характеризующееся его совершенствованием в ходе исторического процесса, движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Общественный прогресс является обобщающим, комплексным показателем главного направления развития экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что происходящие в обществе изменения могут носить разнонаправленный характер: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
Общество — исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.
Наука рассматривает общество как целостную, относительно устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных связей, отношений между большими и малыми группами. Эта система состоит из отдельных взаимосвязанных частей — подсистем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни общества.
В более узком смысле под «обществом» понимают:
I) исторический этап развития (например, первобытнообщинное общество, индустриальное общество); 2) совокупность людей, объединённых местом пребывания в стране, регионе (например, французское общество, татарское общество);
3) круг людей, объединённых общностью происхождения, положения (например, дворянское общество); 4) круг людей, имеющих общие интересы, в том числе профессиональные (например, спортивное общество, общество врачей-хирургов).
Объективная истина — достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).
Обыденное (повседневное) познание — одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения истинного знания.
Обыденное сознание — один из уровней общественного сознания, формирующийся непосредственно под влиянием жизнедеятельности людей. Оно представляет собой совокупность разнообразных несистематизированных эмпирических (опытных) знании о природных и социальных явлениях, многие из которых отражены в фольклоре.
Обязанности человека и гражданина в Российской Федерации — основные, установленные и гарантированные государством требования к поведению человека в обществе; мера должного поведения.
Они входят в правовой статус человека и гражданина, необходимы для поддержания жизнеспособности государства и общества, обеспечения других прав и свобод.
Основные обязанности человека и гражданина в РФ:
1) соблюдение Конституции и законов', 2) уважение прав и свобод других лиц; 3) уплата налогов и сборов; 4) бережное отношение к природе и окружающей среде; 5) забота о памятниках истории и культуры, 6) получение основного общего образования', 7) забота о детях и нетрудоспособных родителях; 8) защита Отечества. Обязанности, обозначенные в пп. 1—5, распространяются на всех без исключения лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
Онтология (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение об основных характеристиках, структуре и закономерностях бытия, один из основных разделов философии.
Другие разделы философии (гносеология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика, логика), обладая важным собственным философским содержанием, тем не менее имеют в своём основании онтологию. Основным понятием онтологии является бытие — способность быть, существовать, прямо или опосредованно проявляться, взаимодействовать, оказывать своё влияние. Через это понятие выражается сущностная характеристика любого предмета, события или явления.
Органы государственной власти — органы, уполномоченные осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации. Федеральные органы представлены Президентом РФ, Федеральным собранием РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительством РФ, судами РФ. К органам власти субъектов федерации относятся их органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Все остальные суды, действующие на территориях субъектов РФ, входят в систему федеральных судов. Перечисленные органы образуют систему государственной власти.
Относительная истина — показатель определённого уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Относительность истины обусловлена уровнем развития научного познания и практики и является составной частью процесса движения к постижению абсолютной истины.
Отношения — связи человека с другими людьми и окружающим миром; в широком смысле — взаиморасположение различных объектов и взаимозависимость их свойств.
Отношения бесконечно разнообразны. Различают отношения пространственные и временные, причинно-следственные, части и целого, формы и содержания и др.
Особый тип отношений составляют общественные отношения — взаимосвязи между группами людей, занимающих разное положение в обществе, различающихся образом жизни. Применительно к социальным общностям различают классовые, групповые, национальные, семейные отношения. Говоря о той или иной деятельности, различают производственные, учебные отношения и т. п. Взаимосвязи между людьми в фуппах характеризуют межличностные отношения.
Отношения межличностные — взаимосвязи между отдельными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Среди межличностных отношений выделяют деловые (официальные) и личные (знакомства, приятельские отношения, товарищеские отношения, дружба).
Отношения общественные — см. Общественные отношения.
Отрасль права — составная часть системы права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений. Так, например, сферу отношений, связанных с государственным устройством и правовым положением человека, регулирует конституционное право, сферу трудовых отношений — трудовое право, сферу семейных отношений — семейное право и т. д.
По характеру действия отрасли права подразделяются:
1) на отрасли материального права (конституционное, гражданское, административное, семейное, трудовое и др.); 2) на отрасли процессуального права, содержащие правила применения норм материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и др.).
Охлократия (от греч. ochlos — толпа, чернь и cratos — власть) — власть толпы, которая руководствуется низменными страстями, творит насилие и беззаконие
 
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты