Функции религии

Функции религии

Каковы основные функции религии? З. Фрейд писал: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе».
Религия помогала и помогает справиться с неопределенностью мира, с непониманием закономерностей его развития и проявлений. Люди многого не могут объяснить, и это порой вызывает у них глубокое внутреннее беспокойство.
Религия помогает осознать временность тяжелых, порой, кажется, совершенно безнадежных жизненных ситуаций, пережить их, перетерпеть. У религии мощный компенсаторный потенциал, призванный восполнить (неважно, что иллюзорно) действительность, во многом очень и очень несовершенную, порой просто ужасную. «Царство Божье» уравновешивает и тем компенсирует земное зло, человеческую несправедливость. Религиозные переживания играют роль психологического амортизатора. Они смягчают удары судьбы, помогают переносить беды и страдания. Они утешают, дают духовное успокоение. Подобно громоотводу, направляющему молнию в землю, религия сдерживает и отводит все зло нашего бытия в глубины смирения и покорности (такова уж земная участь человека).
«Сердце бессердечного мира, душа бездушного мира», - так характеризовал религию К. Маркс. Он, правда, был согласен и с тем, что «религия - опиум народа». Почему люди обращаются к опиуму? Чтобы забыться, уйти от обыденности, получить то, чего нет в реальной жизни. Задолго до Маркса, еще в античные времена, религию сравнивали с «пьянящим дурманом». В Новое время в Германии такое суждение распространилось широко: Гете видел в религии наркотик, Гейне и Фейербах - духовный опиум. Кант назвал идею отпущения грехов «опиумом для совести».
Религия - источник очень глубоких общественных ценностей, перспектив и ориентаций. Она дает человеку целостное мировоззрение, вносит смысл и единство в его многообразную, часто разорванную на отдельные роли и функции жизнь. Мировоззрение - это, конечно, не философское и не научное, но оно доступно большинству населения.
Религия освящает, т. е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества. Она способствует пробуждению совести, милосердия, любви к ближнему. Все эти и подобные им нормы и добродетели получают от религии определенную обязательность, убедительность и привлекательность. Люди испытывают желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь - это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути - прямого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента народного или общественного сознания.
Религия имеет также интегративную (организационную, регулирующую, коммуникативную) функцию. Само слово «религия» происходит от латинского слова, означающего «связь». Религия содействует развитию и укреплению солидарности между людьми. Особенно в рамках той или иной религиозной традиции, через объединение людей в религиозные общины. В этих общинах люди общаются с Богом и между собой по поводу Бога.
Религиозное общение - одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это - укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала собирать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых территорий путем монастырской колонизации. А в период монголо-татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его национальной идентичности.
К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять конфликты, вызывать войны. Достаточно вспомнить Крестовые походы, которые католическое воинство вело не только против мусульман, но и против православных христиан. Богат на религиозную рознь и ХХ век: противостояние католиков и протестантов в Северной Ирландии, конфликт между мусульманами и евреями на Ближнем Востоке, югославский православно-мусульмано-католический узел противоречий.
Атеизм
Атеизм (от греч. a - означающее отрицание и teos - бог) - отрицание бытия Божия. Атеизм нередко отождествляют с безбожием, что неверно. Безбожие - и определение и состояние отрицательное. Бога нет. А что есть? Пустота? Чем заполнить пустоту, образующуюся в результате отрицания Бога? Чем только люди эту пустоту ни пытались заполнить: и идеологией, и политикой, и борьбой с религией, и преданностью партии, и самой передовой наукой и т. д. Но пустота, как Молох, ненасытна, требует все новых и новых жертв. Безбожие к тому же непоследовательно: у последней черты многие ему изменяют, вспоминая о религии.
К атеизму же склоняются отдельные философы, мыслители-материалисты. Атеизм есть культура бытия без Бога. На место Бога сознательно ставят Историю, Необходимость, Закон. Но поскольку делается это человеком, для человека и во имя человека, то можно сказать, что в атеизме Бог заменяется Человеком. Человеком с большой буквы - идеалом человечности, гуманизма, реального, земного счастья людей. Все проступки, слабости остаются с человеком. Ничего подобного в атеизме нет. Все грехи остаются с человеком, никто и ничто его от них не освободит. Тяжело, несомненно, но такова уж эта культура. Приходится рассчитывать только на самого себя. И не позволять себе «грешить». Ибо некому облегчить ношу ваших грехов, снять с плеч груз ответственности за задуманное и содеянное, нельзя ловчить с собственным разумом.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты