Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Социальная структура. Стратификация общества

Социальная структура. Стратификация общества

Понятие «структура» восходит к латинскому слову «strnere», которое означает «строить», «соединять». Издревле слово это использовалось архитекторами, с XVII в. встречается в трактатах по анатомии и грамматике, с XVIII в. стало обычным в естественнонаучных дисциплинах, прежде всего - в биологии. В социологию понятия «структура» и «функция» ввел во второй половине XIX столетия английский мыслитель Герберт Спенсер.
Структура общества, иначе - социальная структура, - понятие, при помощи которого можно выразить идею, что люди вступают в регулярные и повторяющиеся общественные отношения, формируют социальные объединения, которые не произвольны и не случайны, но, наоборот, обладают некоторой регулярностью и постоянством. В рамках этих объединений люди создают для себя необходимые условия для самовоспроизводства, для производства средств своего существования.
Ключевыми элементами социальной структуры, наиболее значимыми общественными объединениями социологи считают социальные группы и социальные институты.
Под социальной группой понимается совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Различают первичные и вторичные группы. Первичная - состоит из небольшого числа членов, между которыми устанавливаются прямые контакты, личные связи (семья, группа друзей, исследовательская группа). Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (работники большого предприятия, клиенты одной парикмахерской). В обезличенных вторичных группах на основе неформальных отношений образуются новые первичные группы.
Социальные группы, существующие продолжительное время, обретают черты социальных общностей. Их делят на статистические и реальные. Например, статистическая группа «горожане» охватывает все городское население изучаемой территории в определенное время. Но сущностные черты группы при этом не раскрываются. Ведь горожанами считаются люди, живущие в городе и ведущие городской образ жизни с высокой степенью разнообразия трудовой и досуговой деятельности, занятые преимущественно индустриальным или информационным трудом, с высокой профессиональной и социальной мобильностью, высокой плотностью человеческих контактов при анонимности и формализованности общения. Так что не все живущие в городе относимы к реальной группе «горожан».
Совокупность социальных групп, не сводимых к простой сумме индивидов, в них входящих, образует структуру общества, причем никак нельзя думать, что структура этим и исчерпывается.
Второй ключевой ее элемент - социальный институт. Институт (от лат. institutum - установление) - понятие, используемое для обозначения устойчивых социальных связей и отношений. Определяющим условием появления института всегда является определенная человеческая потребность, а часто и не одна. Так складываются институты семьи, образования, церкви, государства, экономические институты. Они тоже включаются со всем своим многообразием в структуру общества.
Для описания неравенства между группами (общностями) людей, которое бывает важно иметь в виду не только для научных, но и для практических целей, в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Слово «стратификация» заимствовано у геологов, которые называют пласт, геологическую формацию стратом (от лат. stratum - слой, покрывало). Общество тоже может быть разделено на слои, пласты.
Неравенство описывают по четырем критериям: неравенство личностное, неравенство шансов, неравенство условий жизни, неравенство результатов. В реальной практике уделяют внимание распределению дохода, продолжительности и качеству образования, участию во властных структурах, уровню престижности занимаемых должностей. Когда параметры разных групп становятся ясны, можно бывает определить место каждой в общественной системе.
В сложных обществах неравенство бывает очень заметным, оно обусловило появление в государствах Древнего Востока, особенно в Индии, каст, сохранившихся на века, в средневековой Европе - сословий, в Новое время - классов. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (социальная мобильность) определяет то, каким является общество - открытым или закрытым. В открытом обществе допускаются свободные переходы вверх и вниз по социальной лестнице, а также свободные горизонтальные перемещения: смена занятий при примерном сохранении доходов и престижа занятий, переезд в другую часть страны и пр. К такой - открытой - системе относят разделенное на классы капиталистическое общество. К промежуточному типу, т. е. относительно закрытой системе, принадлежит феодальное общество с присущей ему сословной структурой. Закрытыми являются многие рабовладельческие общества с кастовым строем.
Социальная стратификация современного общества предусматривает деление его на страты, объединяемые в три большие группы: страты, образующие высший класс, т. е. верхушку общества; страты, образующие средний класс, а также страты, из которых складывается низший класс. Употребление понятия «класс» в данном случае имеет свои особенности: класс понимается исключительно как группа, как не требующая качественной характеристики статистическая общность. Уже в 80-е гг. XX в. практически во всех развитых странах доля среднего класса составляла 55-60 %. Со временем она пока только растет. В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии. Продолжает развиваться социальная поляризация: расслоение на бедных и богатых. Поэтому социологи говорят, что для российского общества сегодня характерна маргинальность. Маргиналь- ность - специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния индивида или группы. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и не способные примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурной специфики группы), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания.
Российское общество в 90-е гг. XX - начале XXI в., согласно выводам социолога Т.И. Заславской, может быть описано как состоящее из четырех основных слоев - страт. Под верхним слоем понимается реально правящая, проводящая общественные преобразования элита и примыкающие к ней субэлитные группы. Средний слой - пока часто называемый протослоем - очень тонок. Это мелкие предприниматели, менеджмент, среднее звено бюрократии, наиболее квалифицированные специалисты, старшие офицеры. Третий - базовый
- слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом. Четвертый слой назван нижним. Его составляют лица и семьи, имеющие низкий доход, уровень образования, занятые неквалифицированным трудом. У многих из них отсутствует постоянная работа. В этот же слой включены беженцы, вынужденные мигранты, лица, не имеющие достаточного социального обеспечения. Помимо этих четырех страт выделяют социальное дно. Его институты по большей части изолированы от институтов «большого общества», зато включены в криминальные и полукриминальные структуры. Представителями социаль-
ного дна являются воры, бандиты, наемные убийцы, торговцы наркотиками, проститутки, бродяги.
Понятие и теории личности
Человеческое общество образуют в любой исторический момент, конечно же, люди. В обыденной речи почти не различаются понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В научной литературе - человек - понятие самое общее, родовое. Индивид - отдельный, конкретный представитель человеческого рода. Под индивидуальностью понимают совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Понятие «личность» вводится для выделения надбиологической, социальной сущности человека.
В социологии личность определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Ему еще предстоит ею стать.
Многомерная, сложная природа человека, разнообразие его социальных связей и отношений породили множество различных подходов к проблеме личности в современном обществознании. К числу наиболее популярных относится ролевая концепция личности. Эта концепция начала складываться в 30-е гг. XX в. в американской социальной психологии, в трудах Ч. Кули, Дж. Мида. Каждый человек включен во множество социальных групп: семья, учебная группа, дружеская компания и др. В каждой он занимает определенное место, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. В одной ситуации юноша должен вести себя, как следует сыну, в другой - как другу, в третьей - как спортсмену, т. е. выступать в разных ролях. Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, обязательное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Социальная роль распадается на ролевые ожидания, т. е. то, чего ждут от исполнителя той или иной роли (врача, дворника, ученика, шофера), и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в данной роли. Общество обязательно следит, причем разными способами, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов, располагающая разными социальными санкциями - от порицания и осуждения до насильственного пресечения.
Исполняя свою совокупность социальных ролей, человек занимает в общественной системе определенную позицию. Ее принято называть социальным статусом. Социологи различают предписанные и приобретенные статусы. Скажем, если человек родился в дворянском сословии, этот его статус предписанный. А статус писателя, ученого, лидера политической партии - обязательно приобретенный. Нередко говорят также о естественном статусе (мужчина, женщина, подросток, старик), профессионально-должностном (банкир, слесарь пятого разряда, адвокат). Главный (или интегральный) статус указывает на ту позицию в обществе, которая особенно важна для личности (глава фирмы, профессор).
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но описание активного, личностного, творческого начала требует другого подхода.
Большой интерес вызывает и концепция личности З. Фрейда. Эту концепцию З. Фрейд, виднейший психолог и психоаналитик, разрабатывал на протяжении нескольких десятилетий с конца XIX до конца 30-х гг. XX в. Модель личности, созданная им, имеет три уровня: низший слой (Оно), в котором содержатся бессознательные импульсы, средний слой (Я) - слой осознаваемых реалий, а также верхний слой (Сверх-Я), где собрались нормы общества, культурные требования, воспринятые человеком. Задача личности, полагал Фрейд, последовательно осмысливать, переводить в сферу сознания тот материал, который с обеих сторон атакует психику человека. В целом же, по мнению Фрейда, человеческая история может рассматриваться как «история нарастающего невроза», так как давление культурных норм, запретов, противоречий из уровня Сверх-Я неуклонно возрастает.
В американской социологии достаточно распространенной является и поведенческая (бихевиористская) концепция. Европейские социологи не считают ее достаточно актуальной. Авторы этой концепции, американские исследователи второй половины XX в. Б. Скиннер и Дж. Хоманс, следом за основоположником бихевиоризма Дж. Уотсоном, считают поведение человека обусловленным тремя факторами: безусловными рефлексами, условными рефлексами и оперантными реакциями. Если первые два фактора изучаются исключительно биологами и медиками, то последний лежит уже и в социальной сфере. По мнению Скиннера, некоторые поступки человека могут более или менее случайно приводить его к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие поступки организм теперь сам считает нужным осуществлять, допуская необходимые реакции со своей стороны, помогая себе проводить в жизнь полезное поведение. Реакции организма, помогающие ему адаптироваться, Скиннер и назвал оперантными. Они прослеживаются и у животных, и у человека. Конечно, такая концепция, почти не усматривающая разницы между поведением человека и теплокровных животных, должна быть определена как крайне «биологизаторская». Социальная сущность человека перестает быть важной. Вся культура - литература, живопись, эстрада, скульптура - не более чем «хитроумно придуманные, - как писал Скиннер, - подкрепления». У лишенного свободы, ответственности, достоинства человека не остается и причин к самостоятельному выбору линии поведения. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. С ее помощью можно осуществлять контроль одних людей над другими. Обществу достаточно следить «за режимом подкреплений», чтобы успешно манипулировать людьми. Не хотелось бы, чтобы общество пошло по этому пути.
Нации и межнациональные отношения
В последние десятилетия интерес социологов, обращенный во второй половине ХХ в. больше к вопросам микросоциологии, к вопросам межличностных отношений, семьи, социализации молодежи, вновь начал понемногу перемещаться в сферу макросоциологии, в частности к теории социальных групп. Среди таких долгое время существующих групп, социальных общностей, особое место занимают нации.
Нация (лат. natio - народ) - это исторически складывающийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую и политическую целостность. Социологи выделяют следующие признаки нации:
1) письменность;
2) национальный язык;
3) национальный менталитет;
4) национальное самосознание, т. е. осознание себя неотделимой частицей нации.
По мнению социологов, понятию «нация» (народ) предшествовали народность и
племя.
Племя - это тип этносоциальной общности доклассовой эпохи, компактное этническое образование, свойственное первобытно-общинному строю. На ранней стадии своего развития племена представляли собой совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения. В развитом первобытнообщинном обществе племени свойственны также органы власти, не носящей политического характера, общность диалекта, единство религиозных представлений, обрядов и наличие собственного имени.
Народность - это этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует науке. Народность вырастает из смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно-общинного строя и утверждения новых, частнособственнических отношений. В отличие от родоплеменной организации, построенной на кровнородственных связях, в народности приобретают значение связи территориальные, складывается общий язык на основе племенных языков. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народности в нацию.
На современном этапе в межнациональных отношениях прослеживаются две тенденции:
1) Интегративная.
Стремление народов к единству в границах отдельных, нередко крупных, регионов хорошо подтверждается, например, образованием международных организаций - ЕС, СЕ, СБСЕ.
2) Дезинтегративная.
Стремление к обособлению народов и созданию национальных государств или хотя бы автономий. Многие государства столкнулись с этой проблемой. Их населению немало говорят такие примеры: Канада - Квебек; Франция - Корсика; Англия - Северная Ирландия; Испания - Каталония. В России тоже есть своя проблема - Чечня.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты