Уроки 16-18. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания

Уроки 16-18. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Цели и задачи:
1) познакомить с признаками отклоняющегося поведения, показать его причины, проанализировать основные формы социального контроля;
2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-исследование.
Ход уроков
I. Организационный момент
В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения - естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие - появляться... исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким».
Что собой представляет отклоняющееся поведение? Так можно ли избавить общество от подобных отклонений? Если да, то с помощью чего? Об этом мы и будем говорить на уроке.

Тема урока: «Отклоняющееся поведение и социальный контроль»
План уроков обществознания в 11 классе
1. Отклоняющееся поведение.
2. Преступность.
3. Социальный контроль.
II. Изучение нового материала

1. Отклоняющееся поведение
Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. К сожалению, мы все чаще и чаще становимся свидетелями его проявления в человеческом обществе.
- Скажите, в чем может выразиться проявление отклоняющегося поведения.
(По ходу ответов учеников составляется схема.)
- Как вы думаете, отклонения от норм могут носить только негативный характер? Приведите примеры позитивного характера отклоняющегося поведения.
- Какие последствия они имеют для общества?
- Приведите примеры социальных отклонений, которые сегодня приобрели массовый характер. (Наркомания, алкоголизм, религиозный фанатизм и экстремизм, расовая нетерпимость, терроризм.)
Мы обозначили тревожные явления... Но разве столь важно знать, каков процент наркоманов в нашей стране? Гораздо важнее определить причины отклоняющегося поведения. Ведь не рождается же человек уже с тягой к наркотикам.
Разделившись на творческие группы, работая с материалом пункта 1 § 6, объясните причины подобного поведения с точки зрения:
• первая группа - биологов;
• вторая группа - психологов;
• третья группа - социологов;
• четвертая группа - культурологов.
- Какая причина вам показалась наиболее значимой? Почему?
- Как вы можете объяснить подобное явление?
Лица, допустившие негативное отклонение от нормы, наказываются обществом, которое применяет против них санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Санкции могут носить различный характер в зависимости от тяжести проступка. Самые тяжкие отклонения в поведении - преступления.
2. Преступность
- Разбейте на слоги слово «преступление». Назовите четыре слова с этими слогами, схожие по значению с используемым термином. (Запрет, отступление, плен и деяние.)
Итак, преступность - проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший вред и ущерб обществу.
Преступность - это не просто сумма преступлений, это массовое явление, которое имеет закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей способствующие. У преступности два аспекта.
Особую опасность представляет организованная преступность.
Работая с текстом на с. 61- 62 учебника, выделите признаки организованной группы. (Примерный ответ. Два или более человек, которые объединены для совершения преступления. Группа построена по принципу иерархии, в ней действуют определенные нормы поведения. Существует своя материально-техническая база: капитал, автотранспорт, средства связи и вооружение. Группа имеет каналы для отмывания денег. Наличие коррупции. Раздел сфер влияния между отдельными группировками.)
Предположите, почему организованная преступность особо опасна:
• для личности;
• общества;
• государства.
Современное общество предлагает разные способы борьбы с преступностью. Представьте себе, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба на тему «Пути борьбы с преступностью». На рассмотрение слушателей представлены три подхода к решению этой проблемы:
1. Ужесточить наказания.
2. Воспитывать правовую грамотность населения.
3. Вовлекать молодежь в общественнозначимую деятельность.
- Чью точку зрения вы бы поддержали? Почему?
3. Социальный контроль
Самостоятельно прочитайте пункт 3 § 6, изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Социальные санкции
Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Санкции - охранники. Наряду с ценностями они ответственны за выполнение людьми норм. Нормы защищены с двух сторон: со стороны ценностей и со стороны санкций.
Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
Формальные позитивные санкции (Ф+) - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения, творческий союз): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Неформальные позитивные санкции (Н+) - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
Неформальные негативные санкции (Н-) - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.
Самоконтроль
Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Совесть - проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он «впал в детство». Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякого сопротивления этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.
Вопросы
1. Что такое социальный контроль?
2. Как работает механизм контроля?
3. Что такое санкции?
4. За что они следуют? Назовите их разновидности.
5. Только ли общество оценивает индивида?
6. Как индивид оценивает общество, государство, самого себя?
7. Что такое внутренний контроль?
8. Почему он имеет такое важное значение?
9. Какую роль играет совесть, являясь социальным регулятором?
10. Что такое самоконтроль?
(После проверки выполнения задания выстраивается схема.)
III. Итог уроков
- Что собой представляет отклоняющееся поведение?
- Можно ли избавить общество от подобных отклонений? Если да, то с помощью чего?
- Раскройте смысл высказывания английского историка Г.Т. Бакла: «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Разделяете ли вы такую точку зрения? Позицию обоснуйте.
- Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина: «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.
- Определите тип следующих санкций: Нобелевская премия, судебное оправдание, открытое письмо в прессе, присвоение офицерского звания, избрание в парламент, новогодняя открытка, квартальная премия, остракизм, звание чемпиона мира, аттестат зрелости.
Домашнее задание
Выучите § 6, выполните задания. Напишите Эссе по обществознанию на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец»
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты