Уроки 87-88. Наука

Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания

Уроки 87-88. Наука


Цели и задачи:
1) познакомить с ценностью науки, ее функциями и признаками; показать основные положения этики ученых, возрастание ответственности ученых в мире;
2) развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, развивать исследовательскую деятельность; 3) формировать отношение к проблеме развития науки, осознание ценности этики ученых.

Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-рассуждение.
Ход уроков
I. Организационный момент
По подсчетам специалистов, число ученых за последние 200 лет увеличилось примерно в 50 тыс. раз. Число научных открытий возросло примерно в 9 раз. Чем вызван столь значительный рост числа ученых во всем мире? Как развивается наука? Каковы ее особенности? Об этом пойдет речь на нашем уроке.

Скачать поурочные платы обществознание 11 класс профильный уровень
Скачать поурочные платы обществознание 11 класс профильный уровень
 
 
Тема урока: «Наука»
План уроков обществознания в 11 классе
1. Наука, ее функции.
2. «Большая наука».
3. Этика науки.
II. Изучение нового материала

1. Наука, ее функции
Что же такое наука? Перед вами рабочие схемы. Изучите их и ответьте на вопросы.
Вопросы
1. Что такое наука?
2. Какую двойную ценность имеют научные знания?
3. Каковы признаки науки как социального института?
4. Каковы функции науки?
5. В чем состоит специфика научного познания?
6. Почему непременным условием развития науки является дерзание?

2. «Большая наука»
Мы выяснили, что наука превращается в непосредственную производительную силу, становится ведущим фактором развития общественного производства. То есть речь идет о переходе от «малой науки» к «большой науке».
Работая с текстом пункта 3 § 31, ответьте на вопросы и выполните задания.
Вопросы
1. Что означает вошедший в обиход термин «большая наука»?
2. Что является источником подобного процесса?
3. Проанализируйте статистические данные, характеризующие современную науку. О чем они свидетельствуют?
4. Охарактеризуйте схему перехода от идеи к конечному продукту в рамках «большой науки».
5. Что нового появилось в ходе этого процесса в наши дни?
6. Какой принцип получил дальнейшее развитие?
7. Какие исследования приобретают наибольшую значимость в наши дни?
8. Что такое инновация?
9. Приведите примеры исследовательского решения важных проблем постиндустриального общества.
10. Назовите и охарактеризуйте общезначимые черты современной науки.
11. Какое значение имеет черта незавершенности? В чем состоит незавершенность науки?
12. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
13. Докажите, что современная наука дифференцирована.
14. С чем должна сочетаться дифференциация научного знания?
15. Охарактеризуйте достижения российской науки в последние годы.
16. Какие трудности продолжает испытывать российская наука?
17. Что необходимо сделать, чтобы их преодолеть?
18. Сделайте общий вывод о роли и назначении науки в ближайшее время.
3. Этика науки
Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос о моральной ответственности ученых за свою научную деятельность. Мнения разделились. Одни утверждают, что ученые должны быть свободны в своем творчестве и никто не должен ограничивать их творческую деятельность; другие придерживаются противоположного мнения - ученые несут ответственность за свою деятельность, поэтому в их творчестве должны действовать моральные и этические ограничения.
- На чью сторону вы бы встали? Почему?
Итак, мы пришли к следующим выводам:
1. Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых.
2. Но одновременно ученые должны придерживаться системы определенных ценностей в науке. К ним относятся:
• общечеловеческие ценности и запреты;
• этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины;
• свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
3. Уже с древности представители науки не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные («Не навреди»), так и научного сообщества.
4. Сплав высоких моральных качеств - добра и совести - образовал новое качество - добросовестность, - ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется:
• в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований;
• в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке;
• в научной честности и объективности, в стремлении к истине; ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими-то другими обстоятельствами (вспомните изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»);
• в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необоснованные новации.
Таким образом, в XXI в. особенно значима социальная ответственность ученых, которые обязаны предусмотреть возможные последствия своих исследований. Науке необходимы совместные действия ученых мира, необходима, как писал В.И. Вернадский, «совокупность общечеловеческих действий».
III. Итог уроков
Предлагаю в качестве закрепления материала провести ролевую игру «Роль науки в современном мире».
Распределитесь по группам: «ученые», «политики», «обыватели», «реалисты». Действующие установки для групп:
«Ученые» увлечены самим процессом исследования, поиском научной истины. Для них не имеет решающего значения, как будет использован полученный результат. Задача государства, по их мнению, - заботиться о материально-финансовом обеспечении исследовательских работ.
«Политики» заинтересованы прежде всего в весомых плодах научной деятельности, которые они могли бы использовать в интересах определенных групп. Они готовы пренебречь протестами общественности и части ученых, обеспокоенных возможными негативными последствиями манипулирования научными открытиями в грязной политической борьбе.
«Обыватели» ждут от науки чудес, создания приборов и технологий, излечивающих от болезней, продлевающих жизнь, облегчающих быт и т. п.
«Реалисты» наиболее трезво смотрят на процесс и результаты научной деятельности. Они озабочены как ценой научных изысканий, так и той потенциальной опасностью, которую имеют достижения науки в условиях коммерциализации общества и жесткой политической борьбы.
Каждой группе предлагаю кратко сформулировать свою позицию по вопросам:
1. Можно ли рассматривать науку как важнейшую область жизни общества?
2. Оправдан ли постоянный рост расходов общества на поддержание науки?
3. Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятельности?
4. Должны ли ученые:
• быть вне политики;
• не связывать себя нормами морали?
Домашнее задание
Выучите § 31, выполните задания
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты