Уроки 93-94. Место искусства в духовной культуре

Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания

Уроки 93-94. Место искусства в духовной культуре


Цеди и задачи:
1) познакомить с сущностью и природой искусства, исследовать причины возникновения искусства, называть и характеризовать основные функции искусства, проанализировать основные виды и жанры искусства;
2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к искусству, учить ценить прекрасное.

Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-рассуждение.
Ход уроков
I. Организационный момент
Известно высказывание выдающегося деятеля французской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем». Попробуем дать свой ответ на этот вопрос.

Тема урока: «Место искусства в духовной культуре»

План уроков
1. Искусство. Структура искусства.
2. Споры о сущности искусства.
3. Функции искусства.
4. Современное искусство.
II. Изучение нового материала

1. Искусство. Структура искусства
Искусство изучается учеными уже не одно столетие. Одни связывают его появление с потребностью всех живых существ привлекать к себе внимание противоположного пола с целью продолжения рода. Другие - с необходимостью использовать энергию подсознательных влечений для других целей. Третьи - с наличием у человека нерастраченной в трудовой деятельности энергии. Что же такое искусство?
Перед вами схема. Внимательно ее изучите и ответьте на вопросы.
Вопросы
1. Что такое искусство?
2. Что составляет предмет искусства?
3. Какова художественная форма бытия искусства?
4. Что собой представляет структура искусства?
5. Какие виды и жанры искусства вы знаете?
6. В чем состоит специфика искусства как формы художественного познания?
2. Споры о сущности искусства
Мы уже говорили о том, что многие века ученые спорят о сущности искусства.
Работая с пунктом 2 § 34, заполните таблицу «Споры о сущности искусства».
Споры о сущности искусства
Эпоха
Сущность
Античность Сущность искусства трактуется как подражание природе, ее отражение. Сторонники такого взгляда рассматривают искусство в связи с познанием, зачастую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для Платона искусство - это подражание миру чувственных предметов, каждый из которых представляет собой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». Аристотель также считал, что искусство основано на подражательной способности, но полагал, что подражание — познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса - очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удовольствия. Основная же его задача - воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты»
Возрождение Отношение к искусству как подражанию природе свойственно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величайшего ее творения - человека - основная задача искусства. Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечивалось точными знаниями анатомии, математики. Кроме того, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека
Классицизм На первый план выдвигается не натуралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства
Просвещение Сторонники концепции отражения рассматривают искусство как своеобразную школу нравственности. Художник обладает более тонким, нежели обычный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Беспристрастное отражение жизни несет в себе огромный воспитательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям
Современность По мысли сторонников теории самовыражения, искусство является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который выплескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зрения - своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Неудивительно, что читатель, зритель «заражается» эмоциями автора. При таком понимании сущности искусства на первый план выдвигаются не эстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представляют собой лишь средство их выражения.
Знаково-символическая концепция искусства рассматривает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобразным шифром, несущим в себе «закодированную» творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система символов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. «Прочтение» иконы требует освобождения от стереотипов восприятия: в ее пространстве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глубина, изменены пропорции, нарушены временные отношения событий

4. Современное искусство
Современное искусство весьма разнообразное. Вот как говорят о нем современники: «Искусство состоит не в том, чтобы остановить мир в одной какой-то точке, определенной объективом фотографа или местного художника. Искусство состоит в умении художника продлиться с этим миром туда, где мир и художник единым потоком станут, дополняя друг друга».
Таким образом, в руках у современного художника метафора - своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, приближая нас к пониманию бесконечности мира человеческих возможностей.
У вас на партах рабочий материал, где представлены образцы современного искусства. Внимательно их изучите и попытайтесь «прочитать» ту знаковую компоненту, т. е. язык, совокупность выразительных средств, которые воплотили в своем творчестве художники.
Рабочий материал
На рубеже третьего тысячелетия отношение к скульптуре кардинально меняется. Усложнение картины мира требует от художника адекватных многомерных образов, нередко вызывая необходимость перехода к пространственным формам. Но сегодня (хотя это и не столь важно в условиях постмодернизма) уже монументальная скульптура играет роль декоративного искусства. Она медленно поддается модернизации, не поспевая за движением философской мысли, а способ ее производства связан с усилиями различных людей. Эта опосредованность делает монументальную скульптуру вторичной, скорее предназначенной для украшения парков и площадей, чем для поиска новых форм.
В отличие от монументальной скульптуры скульптура малых форм не требует больших денежных затрат, а значит, не диктуется вкусами заказчика. Ее производство не требует участия исполнителей и, следовательно, она более точно и непосредственно выражает идею художника.
И пожалуй, главное - разделение производства скульптуры на концепцию и воплощение, как правило, воспринимается в современном искусстве как само собой разумеющееся. Однако при таком упрощенном понимании (а также разделении ролей автора и исполнителя) ускользает важная составляющая. Я не имею в виду романтический акт творения. Речь идет о тончайшей ткани трудноуловимого и непосредственного, что имеет отпечаток жизни и авторского прикосновения, определяет индивидуальный язык и оригинальность художественного высказывания. Эта магическая составляющая, как правило, очень заметна в скульптуре малых форм и почти отсутствует в современной монументальной скульптуре.
Таким образом, мелкая скульптура напрямую соединяет художника и зрителя, наилучшим способом выражает идею и соответствует экспериментальному характеру актуального искусства. Она, возможно, является и наиболее адекватной формой отражения меняющегося фрагментарного мира. Именно поиск новизны, по словам Томаса Дика, является главным мотивом второй скульптурной триеннале.
Что такое интегральное искусство, или, как еще иногда его называют, гипер-арт?
Это развернутое пространство творчества. Это возможность созидать в нескольких измерениях сразу. Графика живет в двух измерениях, скульптура - в трех. Музыка существует в пространстве и времени, рождаясь и продолжаясь в них. Интегральное искусство объединяет в себе все эти измерения.
Интернет добавляет уникальную возможность существования и изменения во времени. Он позволяет соединять различные пространства и, самое важное, добавляет к автору сотворца-зрителя. Ибо тот, кто в мире обычном просто следит за движением звука или образа - в концертном зале либо в картинной галерее, - в виртуальном мире обретает право выбирать свой собственный путь по творению автора.
Гиперссылка позволяет зрителю создавать этот свой уникальный путь, свое видение работы, переходя от страницы к странице. Гипер-арт создает пространство для зрителя и время существования творения.
Здесь цвет, звук и слово являются взаимодополняющими атрибутами, координатами нового пространства. Или нового мира. В творчестве всегда есть некая грань, переступив которую художник более неотделим от своего творения. И творение творит и дополняет художника. И мир. Вот такая вот магия искусства. Или искусство магии. Гипер-арт.
Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Следовательно, утверждают превосходство иллюзии зрительной над иллюзией вербальной. Искусство есть разновидность лжи, служащей для постижения истины. Художник есть великий лжец, ведущий к истине.
Смешно, но правда не может вести к истине. Потому, что правда требует логики и взаимосвязанности событий. А истина существует вне логики и времени. Отсутствие времени исключает последовательность. А значит, причину и следствие.
Значит, искусство не может быть причиной понимания истины.
Поэтому искусство так сложно для понимания. Истинное искусство. Оно не ведет, не объясняет, не предсказывает. Оно просто оставляет состояние смутного, ноющего предвкушения понимания.
Чем прекрасна вечность?
Своей некоторой незавершенностью.
Что отличает истинное произведение искусства от поделки грамотного технаря? Когда собою дополняешь эту незавершенность, допонимаешь недосказанность. И этим сам участвуешь в творчестве. В творении. И тогда, возможно, остаешься...
Слова на бумаге - как контур, обведенный вокруг мертвой мысли. След преступления. Преступления через невозможность упаковать в недвижность слов живую энергию мысли. Из которой и смысл состоит, и истина. А из слов - только самомнение и иллюзия.
Слова на бумаге - как контур, обведенный вербалоанатомом вокруг безвременно ушедшей мысли. И каждый в этом невнятном контуре что-то свое узнает. И плачет. И смеется. И уверен в своем единении с автором. Убившим свою мысль. Во имя жизни контура слов.
Искусство происходит из слова «искус». Искушение стать наравне с творцом, искушение быть сопричастным творению.
Говорят-художник от Бога. Говорят - искусство от дьявола. Акт творчества - это точка их пересечения. Взаимного отрицания и дополнения. Мгновение творчества - это точка их пересечения. И значит, помимо прочего, пересечение времени и пространства.
Мгновение творчества, это вспышка, поток, экстаз. Бесконечность, спроецированная в точку, в творца. Бесконечность и безвременность одновременно. Это акт.
Именно поэтому искусство так сложно для понимания. Потому как для художника это акт - смерть и любовь, пересекающиеся в сердце. А творение художника - это лишь отблеск, эскиз, набросок акта.
Современное искусство может нравиться или не нравиться, но знаковоинтернациональная природа современного искусства делает его интернациональным, создает предпосылки для диалога культур.
По материалам статьи Т. Антошкиной «Меня поймали на удочку сюррреализма»
III. Итог уроков
Возвращаемся к проблемному вопросу начала урока - высказыванию выдающегося деятеля французской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю, зачем».
- Приведите несколько объяснений, зачем нужно искусство.
Домашнее задание
Выучите § 34, выполните задания
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты