Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Урок 22. Политические права и свободы

Урок 22. Политические права и свободы

Цели: подвести учащихся к пониманию значения политических прав и свобод в жизни современного общества; ознакомить учащихся с последними политическими событиями в нашей стране, политическими партиями и их основными программными требованиями; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания важности влияния политических событий происходящих в стране на жизнь каждого человека.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода собраний; свобода ассоциаций; свобода слова; цензура, гласность), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Социальные права человека»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 46-48.
КАРТОЧКА № 46
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Какие направления в социальной политике нашей страны можно считать приоритетными?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Каким образом социальные права человека связаны с его экономическими правами?
- От каких факторов зависит социальное положение человека в обществе?
- Как государство может способствовать повышению социального положения человека?
- Каковы основные направления социальной политики Правительства России?
- Какими чертами характеризуется социальное государство?
- Каких результатов удалось добиться нашей стране в улучшении социальной защищенности человека?
- Какие проблемы в области социальной политики по-прежнему остаются напряженными?
- Какие слои общества нуждаются в первоочередной помощи от государства?
- В чем главные причины социальных проблем российского общества?
- Из каких источников государства берет средства на проведение социальной политики?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 47
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему проблемы жилья и здравоохранения остаются одними из главных проблем в социальной политике России?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Как в Конституции СССР закреплялось право человека на жилище?
- Почему государство в условиях экономического спада не может обеспечить своих граждан бесплатным жильем?
- Каким слоям общество сложно обеспечить себя достойным жильем?
- Как в Конституции РФ сформулировано право человека на жилище?
- В каких случаях человек может быть лишен своего жилья?
- Как государство может поощрить своих граждан в желании построить или приобрести новое жилье в частную собственность?
- Каким образом в нашей стране формируется рынок жилья?
- Какие изменения произошли в системе здравоохранения на рубеже XX-XXI вв.?
- Может ли современная медицина быть бесплатной?
- Какие преимущества имеет страховая медицина перед бесплатной?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 48
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как в нашей стране реализуется право на социальное обеспечение?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Какие категории людей имеют право на первоочередную социальную защиту со стороны государства?
- Какие социальные права человека закреплены в российских и международных законодательных документах?
- Почему существует разница в российских и международных гарантиях социальных прав человека?
- Какую роль, в социальном обеспечении нуждающихся играют благотворительные организации?
- Как государство может поощрять благотворительность своих граждан?
- Почему дети и подростки особенно нуждаются в социальной защите со стороны государства?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Заполните пропуски.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой, (государства).
2. Забота о детях, их воспитание - равное. (право) и. (обязанность) родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о. (нетрудоспособных родителях).
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение. (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей) и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются. (законом).
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и. (благотворительность).
ВАРИАНТ В
Фронтальный опрос
- Что такое социальные права граждан? (К социальным правам относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права ребенка и права инвалидов.)
- Какие слои общества наиболее нуждаются в социальной защищенности? (Дети, пенсионеры, инвалиды.)
- Почему благотворительность в нашей стране не получила такого распространения, как в странах Запада? (Отсутствие традиций благотворительности и налоговых льгот для предпринимателей, занимающихся благотворительностью и меценатством.)
- Какой должна быть медицина: бесплатной, платной или страховой? (Должно быть разумное сочетание бесплатной, страховой и платной медицины.)
- В каких документах закреплены социальные права граждан России? (В Конституции РФ.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 46, № 47 и № 48, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Право участвовать в управлении делами государства.
2. Право на равный доступ к государственной службе.
3. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Задача для учащихся: выяснить, кто может участвовать в управлении делами государства. Как осуществляется непосредственное участие граждан в управлении государством?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 297-300) или учебник 2 (с. 60-68).
Задание для учащихся: выяснить роль граждан в управлении делами государства. Каким образом осуществляется это право?
Варианты ответа:
• Граждане России имеют право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.
• Решение, кто будет представлять их интересы в законодательном органе власти, принимается на выборах.
• Избирательное право является всеобщим для лиц, достигших 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, образования. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными.
• Избирательное право является равным.
• Выборы в России являются прямыми и проводятся путем тайного голосования.
• Каждый гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Возрастной ценз для Государственной Думы - 21 год, для избрания Президентом Российской Федерации - 35 лет, а также проживание в России не менее 10 лет.
• Участие в управлении может осуществляться через референдум, проводящийся по таким же принципам, что и выборы депутатов.
2. Рассказ учителя о праве граждан на равный доступ к государственной службе (в объеме материала учебника)
Учебник 1 (с. 299) или учебник 2 (с. 60-68).
Задание для учащихся: почему не каждый гражданин России пользуется правом на равный доступ к государственной службе?
3. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом (см. ниже)
Задание для учащихся: почему среди многих граждан существует недоверие органам государственной власти?
Дополнительный материал
Нехитрый подсчет показывает: за минувшие 6 лет среднедушевые доходы населения в России выросли примерно в 3,3 раза, средняя пенсия - в 2,2 раза, а зарплаты - в 2,9 раза. В то же время доходы парламентариев и министров (оклад с учетом надбавок) выросли соответственно в 7 раз и 8,6 раза. «Чему тут удивляться? Власть сама себе устанавливает оклады, льготы, - говорит бывший депутат Госдумы Василий Шандыбин.- Посмотрите, сколько в Думу баллотировалось чиновников-миллионеров, какие доходы, дома, машины у губернаторов, депутатов! Они потому с такой легкостью и принимают антинародные законы, что живут на широкую ногу».
Год    Среднедушевые доходы населения    Средний размер назначенной пенсии    Средняя номинально начисленная зарплата    Зарплата депутатов Госдумы, сенаторов    Зарплата федеральных министров
2002    3 947    1 379    4 360    16 200    16 200
2003    5 170    1 637    5 498    30 000    30 000
2004    6 410    1 915    6 739    60 000    88 000
2005    8 023    2 364    8 555    85 000    100 000
2006    9 947    2 726    10 727    100 000    120 000
2007*    12 901    3 015    12 791    115 000    140 000
* Предварительные данные за 9 месяцев. По сведениям Росстата и собственная информация. [44]
4. Беседа по прочитанному тексту
5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 299-300) или учебник 2 (с. 60-68).
Задание для учащихся: составьте обращение в государственные органы или органы местного самоуправления. Кто имеет право обращаться в органы власти? (В органы власти обращения могут быть направлены любым человеком (в т. ч. и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц или общественной организацией.)
6. Беседа по составленным обращениям
IV. Закрепление изученного на уроке
- Что такое политика?
- Какие партии участвовали в выборах в Государственную Думу? Каковы результаты выборов?
- Кто имеет право стать Президентом РФ?
- Что такое государственная служба?
- Как можно стать государственным служащим?
- За что государственного служащего могут привлечь к административной ответственности?
V. Подведение итогов урока
- Кто может участвовать в управлении делами государства?
- Как осуществляется непосредственное участие граждан в управлении государством?
- Каковы возможности влиять на принятие государственной властью политических решений?
Домашнее задание
1. Прочитать § 46 учебника 1 (с. 297-300) или § 8 учебника 2 (с. 60-68).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Каким образом граждане России участвуют в управлении государством?
- Как складываются отношения между гражданами и государством?
3. Выполнить в тетради задания 3 и 4 на с. 304 учебника 1 или практикум на с. 69 учебника 2.
Дополнительный материал
США и Россия: резонансные случаи подросткового терроризма
Блэксбург, штат Вирджиния. США. 23-летний американец корейского происхождения Чо Сын Хи расстрелял 32 человека, а затем совершил самоубийсгво. Трагедия произошла на территории Технологического университета штата. Главными жертвами террориста- маньяка стали студенты и преподаватели. В тот самый день, когда новость о теракте облетела Соединенные Штаты, во многих школах и университетах страны раздавались звонки с угрозами новой бойни, похлеще, чем в Вирджинии. Началась паника. В десяти штатах многие студенческие кампусы и школы были эвакуированы по распоряжению властей. Причиной паники становились то забытая кем-то сумка, то выброшенный в мусорный контейнер пакет. Родители не пускали детей в школы и колледжи.
Внешняя канва биографии Чо Сын Хи ничем не примечательна. В возрасте 8 лет он переехал с родителями в США. Они поселились в Фэйрфаксе, рядом с Вашингтоном. Семья была вполне законопослушной и состоятельной. Сестра Чо Сын Хи окончила Принстонский университет, а он сам поступил в Технологический университет Вирджинии, взяв в качестве основного предмета английский. Следствие обнаружило в комнате Чо записи, в которых тот объяснял мотивы своего поступка: он ненавидел «богатых детей», «распутство» и «лживых шарлатанов». Чо был влюблен в студентку Эмили Хилшер, которая отвергла его романтические ухаживания.
Эти факты, а также звонки в университеты и школы с угрозами аналогичных расправ после расстрела, устроенного Чо Сын Хи, дали американским судмедэкспертам основания говорить о том, что общество должно быть готово к появлению тех, кто будет подражать юным террористам.
Психологические портреты отечественных бомбистов- подростков имеют целый ряд сходств с американскими. У них та же любовь к оружию (правда, за малой доступностью огнестрельного наши предпочитали оружие холодное и взрывчатку), сложные и неровные отношения со сверстницами, презрение к обывателю, к толпе, к «овцам» сочетается с комплексом неполноценности. Однако от американских подростков-террористов российских до сих пор отличали две существенные черты. Во-первых, их действия имели совершенно определенную идеологическую мотивацию, были вдохновлены «великой» идеей или верой. Студент Илья Тихомиров, один из организаторов и исполнителей взрыва на Черкизовском рынке в Москве в августе 2006 года, писал в своем дневнике: «Согрешения нашего народа смоются нашей кровью, пожар войны выжжет скверну. Но те из нас, что останутся, отстроят Русский Дом заново». И как истинно верующим, им были свойственны сомнения: «И не появилось в душе моей пока - надеюсь, что только пока, - веры, той твердой веры, ради которой люди отдавали и отдают жизнь. Страшен червь сомнения».
Их второй отличительной чертой было то, что ни один из них до сих пор не думал о совершении теракта посредством самоубийства. Тот же Тихомиров допускал и тюрьму, и репрессии со стороны спецслужб, но хотел продолжать жить. В том же дневнике читаем: «Если суждено сесть, то я сяду, а если нет, то пусть я даже взорву синагогу и буду махать имперским флагом над развалинами - меня просто прогонят».
Если подтвердится, что массовое убийство пассажиров автобуса в Тольятти было совершено Евгением Вахрушевым и что действовал он вполне сознательно, можно будет говорить, что в России появилась новая разновидность терроризма, возникшего на основе социальной изоляции и отчуждения подростков от общества. [38]
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты