Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Урок 27. Что такое мораль?

Урок 27. Что такое мораль?

Цели: подвести учащихся к пониманию значимости моральных принципов для человека, важности соблюдения «золотого правила нравственности»; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся необходимости сохранения и соблюдения моральных ценностей в современном мире.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, нравственность, гуманизм, «золотое правило нравственности», моральная ответственность, нравы, принципы морали, моральный идеал, общечеловеческие (абсолютные) духовные ценности), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Личность и личный выбор»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 56-58
КАРТОЧКА № 56
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как человек становится личностью?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что отражает понятие «человек»?
- Какими чертами обладает личность?
- Почему важно иметь личное мнение и уметь отстаивать его?
- Как вы понимаете слова Канта «способность человека быть господином самому себе»?
- Как происходит формирование личности?
- Когда личность становится отрицательной?
- Какое влияние на формирование личности оказывает общество?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 57
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему стыд и правда - ценности особые, уникальные?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Чему учит миф о стыде и правде?
- Почему талант и способности боги даруют избирательно, а стыд и правду всем?
- Что такое ценность?
- Как выстраивается пирамида ценностей?
- Какие ценности являются наиболее важными для человека?
- Почему стыд и правда относятся к общечеловеческим ценностям?
- В чем особая ценность стыда и правды?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 58
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Кто контролирует наш моральный выбор?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Приведите пример моральных норм.
- Почему у человека всегда есть свобода выбора?
- В чем сущность морального выбора?
- Когда возникают конфликтные ситуации между людьми?
- Что такое общественное мнение?
- Кто контролирует наши поступки?
- Что связывает моральный выбор и ответственность за совершенные поступки?
- Почему каждому человеку нужна нравственная культура?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
- Составьте пирамиду ценностей.
- Какие ценности вы поставили на первое место? Почему? ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе
- Что можно сказать о выборе, сделанном девочкой Женей? Как оценить ее поступок с точки зрения морали?
Дополнительный материал
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет. Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась. [26]
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 56-58, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Нравственность, мораль.
2. Моральная ответственность.
3. Высшие ценности и идеалы.
Задача для учащихся: выяснить суть спора вокруг понятий мораль и нравственность. Что такое моральная ответственность? Каковы высшие ценности и идеалы человечества?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала
Задание для учащихся: какие из заповедей Библии наиболее значимы для вас? Потеряли ли они актуальность в наши дни? Почему?
Дополнительный материал
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред именем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего.
2. Беседа по тексту заповедей
3. Рассказ учителя о нравственности и морали (в объеме учебника)
Учебник 1 (с. 323-325) или учебник 2 (с. 169-172).
Задание для учащихся: выяснить, какие точки зрения на мораль и нравственность существуют среди философов. Оформить ответ в тетради. Какая из точек зрения вам ближе? Выпишите новые для тебя термины и понятия.
Вариант ответа в тетради:
• Мораль и нравственность - это слова-синонимы.
• Нравственность - это совокупность людских нравов, сама жизнь. Мораль - это результат размышлений людей о своей жизни, о хорошем и плохом, о добром и злом. Мораль содержит определенные правила, которые императивно направляют, регулируют поведение людей.
• Нравственность бывает добрая и злая.
• Нравственность и мораль - только все доброе, только хорошие принципы, а все злое - это безнравственность, аморальность.
• Моральные нормы сформулированы неясно, расплывчато, меняются в ходе истории.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
(учебник 1 (с. 325-326), или учебник 2 (с. 169-172)) и дополнительным материалом
Задание для учащихся: выяснить, какую моральную ответственность несут люди перед животными, друг другом.
Дополнительный материал
Жертвы умиления
Большинство беспризорных городских собак - уже давно не домашние животные. Кинолог Ирина Шевцова, директор компании «Петра», говорит, что раньше часто предлагала взять животное с улицы, но больше таких советов не дает: слишком велик риск привести в дом собаку, которая уже не может жить в домашних условиях. Фактически бок о бок с нами сосуществует популяция диких животных.
Кинологи предупреждают, что слишком тесное общение со стаей бродячих собак со своей четкой иерархией и жесткими правилами чревато большими неприятностями для назойливого опекуна. Ведь чаще всего от агрессии бездомных собак страдает тот, кто сам идет с ними на контакт, игнорируя тот факт, что стая живет по своим законам. Правда, одна недавняя история охладила пыл даже самых рьяных защитников животных: пожилая женщина долгое время кормила в парке свору собак, деля между ними корм по собственному усмотрению - «по справедливости». И когда она в очередной раз отогнала вожака, чтобы тот уступил место слабому, на добрую женщину набросилась вся стая, защищая сложившееся распределение ролей.
Горожане, напуганные ростом числа бродячих собак, уже всерьез обсуждают методы самообороны. Все чаще раздаются призывы к поголовному уничтожению стай. В ответ звучат яростные обвинения тех, кто видит в бездомных животных в первую очередь жертв. Но переход из защитников в противники происходит очень быстро - стоит только лично столкнуться с проявлением собачьей агрессии.
Пожалуй, единственный пункт, на котором сходятся, да и то с оговорками, мнения противников и защитников бездомных животных, - это программа стерилизации. Однако в подавляющем большинстве случаев стерилизация бездомных московских собак происходит без участия профессиональных кинологов. Историй много, но примеров удачной реализации программы почти нет. В одном дворе жители стали свидетелями жесткого боя вернувшихся после стерилизации собак чужаками. В другом дворе постоянно живет несколько животных, которые при каждой проверке выдаются за только что отловленных для стерилизации; деньги же, выделенные под проект, бесследно исчезают.
А между тем, профессиональные кинологи давно знают, как можно уменьшить численность бездомных собак. Главным звеном в их программе является создание приютов. Они нужны не для того, чтобы содержать там животных пожизненно, а в качестве временного распределителя, где собаки ожидают новых хозяев или дрессировщиков из школ служебного собаководства - для милиции , поисковой службы или школы собак-терапевтов. Когда срок ожидания истекает, собаку усыпляют. Но до этого у нее есть шанс перестать внушать ужас и начать приносить пользу.
«Брать из приюта брошенных собак может стать модно, - говорит Ирина Шевцова. - Так, например, произошло в Америке, где люди сейчас скорее возьмут отказника, чем приобретут в питомнике чистокровного пса». [45]
5. Беседа по прочитанному тексту
6. Рассказ учителя о высших ценностях и идеалах (с привлечением дополнительного материала для учителя и материала учебника 1 (с. 326-327))
Задание для учащихся: каковы высшие ценности и идеалы человечества? Можно ли назвать их вечными?
IV. Закрепление изученного на уроке
- Как происходило складывание основных моральных ценностей?
- В каких источниках сформулированы общечеловеческие ценности?
- Что такое моральный идеал?
- Сформулируй «золотое правило нравственности»?
- Что общего в «категорическом императиве» И. Канта и «золотом правиле морали» Конфуция?
- Что некоторые философы понимают под злой нравственностью?
V. Подведение итогов урока
- В чем суть спора вокруг понятий мораль и нравственность?
- Что такое моральная ответственность?
- Каковы высшие ценности и идеалы человечества?
Домашнее задание
1. Прочитать § 49 учебника 1 (с. 180-182) или § 21 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Как соотносятся понятия нравственность и мораль?
- В чем состоит смысл высших моральных ценностей и идеалов?
3. Выполнить в тетради задания 2 и 4 на с. 328 учебника 1 или практикум на 153 учебника 2.
4. Подготовить сообщения. Примерные темы: «“Непротивление злу насилием” - возможно ли оно в наши дни?», «Почему «зло» многолико и коварно?», «Л.Н. Толстой о добре и зле».
Дополнительный материал
Мораль (от лат. moralitas - традиция, народный обычай, нрав, характер), то же, что нравственность. В живом, т. е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным - дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т. е. в более строгом и узком смысле слова мораль - это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное - это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное - к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.
Первый круг рассмотрения морали - это сфера ценностей (оценок) и норм (правил). Однако не всякие оценки и не всякие нормы можно отнести к морали. «Певец прекрасно исполнил арию» - это оценочное высказывание, оценка; а требование: «Проезд в автобусе следует оплачивать сразу, не дожидаясь следующей остановки» - это нормативное высказывание, правило. Но являются ли эта оценка и это правило нравственными? Мы можем предполагать, что певец, арию которого мы прослушали с наслаждением, - замечательный человек, но непременной связи здесь нет: талантливый певец (или художник, или поэт) может и не быть образцом добродетели. Так же и своевременную оплату проезда в автобусе без кондуктора можно оценить как выполнение правила или обязательства, согласно которому транспортная компания обязуется перевезти пассажира, а пассажир - оплатить проезд. Но дисциплинированность и обязательность также не есть проявления нравственного совершенства.
Предварительно мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.
Рассмотрим, к примеру, правило «Следует помогать слабым». Можно ли сказать, исходя из его содержания, что оно морально и что человек, его выполняющий, добр? Однозначно ответить на вопрос нельзя. Один помогает слабым, считая, что выполняет Божью заповедь, а все заповеданное Богом надо исполнять хотя бы для того, чтобы спастись. Другой помогает слабым, видя в этом исполнение требований определенного авторитета (лица или группы), имеющего к тому же власть воздавать по вине и заслугам; третий помогает демонстративно, в надежде на одобрение окружающих; четвертый помогает в расчете на то, что в случае необходимости помогут и ему; пятый помогает, если светит солнце и на душе радостно, т. е. по настроению; шестой оказывает помощь потому, что видит в этом выражение человечности, учтивости и т. д. Итак, перед нами одно и то же правило и одинаковые по своему внешнему проявлению действия. Однако различие в мотивах, по которым совершается действие, внешне отвечающее определенному стандарту, дает нам в данном случае вместо одного - несколько различных поступков. С философской точки зрения, поступок сам по себе, «по природе» не является моральным. Моральность определяется контекстом. Правда, в данном случае можно сказать, что это правило приведено в свернутом виде; предполагает же оно, что следует помогать слабым, именно проявляя заботу о них, жертвуя своими интересами. Но это - дополнение, которое не столько уточняет правило, сколько указывает на другое, более общее, в котором дан фундаментальный принцип морального действия вообще.
Золотое правило нравственности. Чтобы стало яснее, что такое мораль, обратимся к правилу, которое, как нам достоверно известно из исторических, религиозных и литературных источников, получило распространение во всех относительно развитых культурах и у всех народов. Речь идет о так называемом золотом правиле нравственности. В наиболее известной форме оно гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31). В более широком этическом ракурсе развитой морали золотое правило нравственности имеет двойную проекцию, расширяющую ее потенциальное этическое содержание. Одна проекция - в сторону исторически и нормативно неразвитой («инверсивной») формы. И она указывает на правило талиона.
Талион - (лат. Talion, от talio - возмездие, равное преступлению, от talis - такой же), которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24-26). Одним из ранних оформлений талиона в законодательстве были Законы Хаммурапи (свод законов Древнего Вавилона, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.). В философски обобщенной форме правило талиона гласит: «В ответ на нанесенный ущерб поступай по отношению к окружающим (чужим) так, как они поступают по отношению к тебе и твоим сородичам». Из этой формулировки видно, что действие по правилу талиона должно быть обращенным на того, кто нанес ущерб или на его близких и его результаты должны быть соразмерны нанесенному ущербу. Правило талиона регулировало действия, ответные на совершенное зло. Действия, ответные на совершенное добро, определялись правилом благодарности. Если правило талиона детализировалось и градуировалось под разные ситуации, то правило благодарности всего лишь требовало отвечать добром на добро.
Особенности талиона как нормативно-регулятивного механизма состоят в следующем:
а) это - правило, регулирующее реактивные, или ответные, действия;
б) регулируемые талионом ответные действия направлены на наказание нарушителя справедливости, либо на взимание компенсации за нанесенный ущерб;
в) по своему содержанию действия, регулируемые талионом, обращаемы, или взаимны: ответное действие направлено на нарушителя справедливости (ср. «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его» (Притчи, 24:29));
г) талион не только направлен на восстановление попранной справедливости, он требует соблюдения справедливости и наказания нарушителя; требуя возмездия, талион ограничивает меру возмездного действия критерием адекватности преступлению и нанесенному ущербу; существенно при этом, что талион угрожает, и в угрозе заключается его основная санкция;
д) стандарт справедливости, предполагаемый талионом, ситуативен в своем приложении, однако как принцип действия он надсубъек- тивен: всегда надо поступать в соответствии с ситуацией, однако мера справедливости, задаваемая требованием равенства, не зависит ни от ситуации, ни от того, кто именно в эту ситуацию включен.
Заповедь любви. Другая проекция золотого правила - в сторону содержательно наполненной и ценностно определенной («прогрессивной») формы. Это формула заповеди любви, которая в христианском учении известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и любви к человеку: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки, 10:27).
Что касается заповеди любви, то следует отметить, что хотя она и была выше указана в качестве «прогрессивной» проекции золотого правила, в своих отдельных формах - как требование любви к Богу, с одной стороны, и требование любви к ближнему, с другой, - она появляется исторически ранее золотого правила. В Ветхом Завете, например, она дана фактически параллельно закону талиона. Однако, говоря о заповеди любви, мы принимаем во внимание те изменения, которые с ней происходят в христианском учении. В Ветхом Завете в качестве ближнего, к которому должно относиться с любовью, понимался одноплеменник и единоверец. В Новом Завете под ближним мог уже пониматься любой человек, даже враг и гонитель.
При таком понимании заповеди любви она не могла рядопола- гаться талиону. Поэтому Иисус противопоставляет заповедь любви правилу талиона (Евангелие от Матфея, 5:38-39, 44). Золотое правило исторически формулируется в процессе переосмысления правила талиона и благодарности. Однако одновременно переосмысливается и заповедь любви. Многими исследователями она рассматривается как высшее выражение золотого правила. Золотое правило формально: оно лишь вменяет инициативность действия в противовес реактивности талиона и - также в противовес талиону - в основу равенства кладет не действие, совершенное в отношении нас самих, а наше понимание блага: «(Не) Поступай по отношению к другому, как ты (не) желаешь, чтобы он поступал по отношению к тебе». В этом плане в золотом правиле уже постепенно преодолевается предположение о непременном равенстве. Заповедь любви вменяет именно доброжелательное и заботливое отношение, - а про равенство уже ничего не говорит. К этому еще следует добавить, что золотое правило и талион, с одной стороны, и заповедь любви, с другой - представляют две фундаментальные добродетели или два начала нравственности, а именно, справедливость и милосердие. Справедливость требует равенства (по крайней мере до того предела, пока оно не препятствует благополучию индивидов). Милосердие требует доброжелательной заботы.
К особенностям христианского понимания заповеди любви, в отличие от ветхозаветного, следует отнести и то, что она носит комплексный характер, в ней объединены две, данные в Пятикнижии заповеди, а именно - заповедь любви к Богу (Второзаконие, 6:5) и заповедь любви к ближнему (Левит, 19:18, 33-34).
При указанном отличии между золотым правилом и заповедью любви, их, в сравнении с талионом, объединяют следующие характеристики:
а) они устанавливают стандарт инициативного действия;
б) рекомендуемые ими действия направлены на поощрение другого, заботу и милосердное попечение о нем;
в) они не предполагают взаимности или равенства; заботливое отношение к другому принципиально бескорыстно и не ориентируется на возможную благодарность или компенсацию;
г) золотое правило, как и заповедь любви, с которой оно и по смыслу, и контекстуально соотнесено в Новом Завете, в отношении к другому настаивает на прощении, милосердии, а в случае творимого зла - и на непротивлении ему (заслуживает внимания то, что в Коране, в котором талион не преодолевается, но подтверждается, неоднократно оговаривается, что прощение и доброжелательность предпочтительнее справедливости (Коран, 4:92; 42:40-43));
д) как и в талионе, задаваемый золотым правилом и заповедью любви стандарт отношения к другому ситуативен, но тем не менее надсубъективен.
Талион, золотое правило и заповедь любви совокупно образуют первичное нормативное содержание морали и характеризуют его следующим образом. Первое, все эти правила регламентируют отношение человека к другому: талион ограничивает меру ответного зла, которым допустимо отвечать на зло со стороны другого; золотое правило устанавливает равенство и взаимность во всех отношениях к другому и устанавливает источник стандарта, по которому надо относиться к другому; заповедь любви указывает на необходимость заботливого и любовного отношения к другому. В континууме внутренней нормативной динамики отношения с другими (другим) должны строиться в соответствии с рядом принципов, восходящих от: «не вреди, не делай другому зла» (инициативно) к «будь справедливым, уважай другого» и, далее, к «проявляй о другом заботу, относись к другому любовно» (добавим в связи с последним, что в этическом смысле любовное отношение выражается в признании другого; от степени признания другого зависит глубина любви.). Второе, золотое правило и заповедь любви отталкиваются от отношения человека к самому себе: последнее предстает в качестве стандарта отношения к другому. Третье, в заповеди любви отношение к другому и отношение к себе в конечном счете обусловлены отношением к высшему началу, или к Богу, или к идеалу.
Сфера морали образуется отношениями человека к себе, к другим людям и к высшему. В соответствии с этим можно сказать, что к моральным относятся ценности и нормы, которые задаются названными императивами и которыми, соответственно, опосредованы эти отношения. Принимая во внимание содержание заповеди любви как наиболее развитой среди названных трех требований, можно охарактеризовать мораль как систему ценностей и норм, ориентирующих человека на духовно возвышенное единение с самим собой, с другим человеком (другими людьми), и с высшим началом (как бы оно ни понималось).
Содержание моральных ценностей и норм конкретизируется в понятиях добра, долга, справедливости, вины, альтруизма и эгоизма и т. д. [5]
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты