Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

Урок 3. Роль права в жизни человека, общества, государства

Урок 3. Роль права в жизни человека, общества, государства

Цели: подвести учащихся к пониманию роли и значения права в жизни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (система права, отрасль права, трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право, частное и публичное право, позитивное право, категорический императив), схема, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1 и № 2
КАРТОЧКА № 1
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему государство и его граждане нуждаются в сохранении порядка и справедливости?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое гражданство?
- Какие права и обязанности есть у граждан нашей страны?
- К каким последствиям привел распад СССР?
- Какие нормы права являются общеобязательными для всех людей? Почему?
- Какую смысловую нагрузку имеет понятие «право»?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 2
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему нормы права имеют высшую юридическую силу?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- В чем отличие нормативных и подзаконных актов?
- Как принимаются законы в РФ?
- Откуда берутся подзаконные акты?
- Какие виды актов играют ведущую роль?
- Что значит общеобязательная норма права?
- Какова роль государства в соблюдении норм права?
- Чем отличаются нормы права от социальных норм?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
- Подберите пары: кто имеет право на разработку и издание актов?
Закон    Министерство
Конституция    Правительство
Постановление    Президент
Приказ    Референдум
Указ    Федеральное Собрание
(Закон - Федеральное Собрание; Конституция - референдум; постановление - Правительство; приказ - министерство; указ - Президент.)
ВАРИАНТ В
- Найдите правильные варианты ответов на вопросы.
1. Какие из перечисленных прав имеют только граждане России?
2. За соблюдением каких прав всех проживающих на территории нашей страны должно следить государство?
а) возможность участвовать в управлении государством;
б) право иметь собственное жилье;
в) возможность трудоустройства на престижную работу;
г) право на защиту со стороны государства;
д) участие в выборах местных органов власти;
е) право на медицинское обслуживание.
(1 - а, д; 2 - б, в, г, е.)
ВАРИАНТ Г
Выполнение тестового задания
1. Как называется правовая связь человека с государством?
а) гражданство;    б) право;
в) обязанность;    г) закон.
2. Какие из перечисленных норм права относятся к нормативным актам?
а) закон;    б) указ;
в) постановление;    г) Конституция РФ.
3. Какие из перечисленных норм права относятся к подзаконным актам?
а) закон;    б) указ;
в) постановление;    г) Конституция РФ.
4. Если норма права принята государством, то она становится:
а) общеобязательной;    б) позитивной;
в) естественной;    г) социальной.
5. Какие права человека принадлежат ему по рождению? Как называются такие права?
а) общеобязательные;    б) позитивные;
в) естественные;    г) социальные.
6. Наиболее полно естественные права человека отражены:
а) в законах Хаммурапи;
б) «Салической Правде»;
в) «Русской Правде»;
г) Всеобщей декларации прав человека.
ВАРИАНТ Д
Фронтальный опрос класса
- Что такое Конституция? (Основной закон страны.)
- Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
- Кто является главой государства в России? (Президент Российской Федерации.)
- На какие части делится Федеральное Собрание? (На Совет Федерации и Государственную Думу.)
- Какие субъекты федерации входят в состав России? (Области (Кировская, Владимирская, Новосибирская и др.), республики (Удмуртия, Татарстан, Ингушетия и др.), края (Пермский, Красноярский, Краснодарский и др.), автономная область (Еврейская), города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург).)
- Какие нации и народности живут на территории нашей страны? (Русские, татары, башкиры, удмурты, украинцы, чуваши, мордва, кабардинцы и др.)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Система права, отрасли права.
2. Мера свободы.
3. Право и закон.
Задача для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право».
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 180-181) или учебник 2 (с. 79-81).
Задание для учащихся: объяснить приведенные ниже понятия и сделать вывод, что такое право:
• система права;
• отрасль права;
• трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право;
• частное и публичное право;
• позитивное право.
2. Проверка записей в тетрадях
В тетрадях должны быть объяснены все понятия и сделан следующий вывод: право - это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).
3. Рассказ учителя о мере свободы или самостоятельная работа учащихся (в объеме учебника с использованием дополнительного материала)
Учебник 1 § 29 (с. 181).
Задание для учащихся: в чем состоит подлинная свобода человека? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?
Дополнительный материал
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - суИав. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. [18, с. 119-122].
Справка
Драконт (Дракон), афинский архонт (правитель). Составил в 621 г. до н. э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличившихся крайней жестокостью (отсюда «драконовы законы», «драконовы меры»). За большинство преступлений, даже таких как кража сельскохозяйственного инвентаря и продовольствия предусматривалась смертная казнь. Законы были смягчены в период правления Солона, но в конце V века до н. э. они снова были выставлены на рыночной площади для всеобщего обозрения.
Политическая доктрина О. Бисмарка
...Влияния на зависимость, сопутствующие практической жизни людей, - Богом данные реальности, игнорировать которые мы не можем и не должны. Отказываясь распространить их на политическую жизнь и кладя в основу последней веру в тайный разум всех, упираешься в противоречие между государственным правом и реальностями человеческой жизни. Практически это противоречие ведет к трениям, в конце концов - к взрывам; теоретически оно разрешимо лишь на пути социал-демократических сумасбродств. Их успех основывается на том факте, что разум широких масс достаточно туп и неразвит и поэтому риторике ловких и честолюбивых вождей, опирающихся на собственную алчность масс, удается завлечь их в свои сети.
Противовесом этому является влияние людей просвещенных... Пусть большее благоразумие более интеллигентных классов имеет своей материальной основой стремление сохранить собственность, стремление к заработку не менее правомерно, однако для безопасности и дальнейшего развития государства полезнее перевес тех, кто представляет собственность. Государство, управление которым находится в руках алчущих. и ораторов, обладающих в наибольшей степени способностью обманывать нерассуждающие массы, такое государство всегда будет обречено на стремительное развитие, что не может не нанести тяжелого вреда всему организму столь громоздкой массы, как государственная общность. Всякая крупная государственная общность, в которой будет утрачено осторожное и тормозящее влияние имущих, какого бы оно ни было происхождения - материального или духовного, неизбежно достигнет - подобно развитию первой французской революции - такой быстроты, при которой государственная колесница будет разбита. С течением времени алчущий элемент достигнет решающего перевеса уже в силу своей большей массы. В интересах самой этой массы добиваться того, чтобы при соответствующем переломе удалось избежать опасной стремительности и чтобы государственная колесница не оказалась разбитой. Если это тем не менее произойдет, то исторический круговорот в относительно короткий срок неизменно приведет снова к диктатуре, к деспотизму, к абсолютизму, ибо и массы склоняются в конце концов перед потребностью к порядку.
Абсолютизм был бы идеальным строем для европейских государственных образований, если бы король и его чиновники не оставались людьми, такими же, как и все другие, коим не надо править со сверхчеловеческим знанием дела, разумом и справедливостью. Самые разумные и наиболее склонные к добру самодержавные правители подвержены таким человеческим слабостям и несовершенствам, как переоценка собственного разума, поддаются воздействию и красноречию фаворитов, не говоря уже о женских, законных и незаконных, влияниях. Монархия и самый идеальный монарх, дабы не начать действовать в своем идеализме во вред обществу, нуждаются в критике, шипы которой помогают ему выйти на правильный путь, когда ему угрожает опасность заблудиться.
Критика может осуществляться лишь свободной прессой и парламентом в современном смысле. Оба эти корректива могут в результате злоупотреблений притупить острие своего влияния или даже вовсе его утратить. Предотвратить нечто подобное - одна из задач охранительной политики, и без борьбы с парламентом и прессой эта задача неразрешима. Дело политического такта и глазомера - определить границы, которых надлежит держаться в этой борьбе, чтобы, с одной стороны, не препятствовать необходимому стране контролю над правительством, а с другой - не дать этому контролю превратиться в господство. [6]
4. Беседа по поставленным вопросам
5. Самостоятельная работа учащихся по дополнительному материалу
Задание для учащихся: что означает понятие «право»?
Что такое право
А собственно, что же такое право? Ведь не секрет, что большинство россиян до сей поры имеют об этом весьма смутное представление. Дело в том, что в силу нашего исторического развития понятия «право» и «закон» связаны прежде всего с преступлениями и наказаниями, коррупцией и борьбой с криминалом, с деятельностью всевозможных карательных учреждений. Но если мы обратимся хотя бы к энциклопедическим словарям, то узнаем, что «право - в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком плане охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством». Можно, наверное, сказать и короче: право - это обоснованность, оправданность поведения личности в обществе и, с другой стороны, обоснованность, оправданность отношения государства к личности.
Следующее мое суждение, в чем-то образное, может показаться всего лишь результатом однобокой профессиональной увлеченности автора. Может быть. Хотя могу заверить, оно выстрадано многолетней работой по исследованию свойств и смысла этого сложного феномена - «права». Вот суть моего суждения: право - своего рода социальное существо, которое еще в незапамятные времена пришло служить людям, оно имеет свою особую жизнь, свое предназначение. Хочу обратить внимание на то, что в данном случае речь идет не обо всех явлениях, обозначаемых словом «право». Оно многозначно, существует, например, «моральное право», «право члена общественного объединения» и т. д. Я говорю лишь о праве как строго юридическом явлении, то есть выраженном в законах, в судебной деятельности.
В многотысячелетней человеческой истории этапы развития права противоречивы, а его судьба причудлива, порой трагична. Часто оно выступает в примитивном виде, только в виде законодательных установлений и казенной деятельности юристов. Как правило, то и другое становится инструментом власти, подчиняется произволу правителей.
И все же право по мере развития общества все более обретает свою суть и исконный смысл - служить людям, конкретному человеку.
Исключительную роль в становлении гражданского общества сыграла система права, сложившаяся в Древнем Риме, где еще в V веке до н. э. право сформировалось как особая система регулирования человеческого поведения, не совпадающая с предписаниями религии и обыденной морали. Римские юристы первыми разделили право на публичное, которое «относится к положению государства», и частное, относимое «к пользе отдельных лиц». Именно частное римское право стало основой для развития европейского права. Высокоразвитый индивидуализм, стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику социальной и хозяйственной жизни - вот что характерно для частного римского права. (Не к этому ли должны стремиться и мы, пытающиеся во втором тысячелетии отечественной истории создать наконец в России правовое государство?)
Особенно ярко предназначение права раскрылось в годы Великой французской революции. И не только в общих декларациях, провозгласивших свободу, равенство и братство всех людей, но и в принятии Наполеоном в 1804 году знаменитого Гражданского кодекса, который юридически закрепил важнейшие социальные и экономические завоевания революции. В нем прежде всего провозглашается гражданское равенство: «Осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина». Вторая часть кодекса посвящена праву собственности: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, какое запрещено законами и регламентами». И весьма существенное положение: «Никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение». Третья же часть обосновывает договорные отношения, связанные с приобретением собственности, договоры по найму, в том числе по найму рабочей силы. Чрезвычайно важно, что непременным условием договора кодекс объявляет равенство заключающих его граждан и их полную свободу вступать или не вступать в договорные отношения.
Хочу напомнить, что юридическим фундаментом кодекса Наполеона стало именно римское право. Знаменательным представляется тот факт, что в конце жизни опальный император признал принятие Гражданского кодекса делом куда более значимым, чем все свои самые громкие «сорок побед». Действительно, кодекс 1804 года утвердил такие правовые начала, без которых вообще немыслимо гражданское общество. Он и поныне остается основой современного гражданского права. Аналогичное по значению германское правовое Уложение 1898 года настолько прочно вошло в жизнь немецкого общества, что продолжало действовать и при гитлеровском режиме. Все гражданские дела тех лет решались судами в строгом соответствии с нормами Уложения. Правовая политика, выраженная в этом выдающемся юридическом документе, наряду с другими обстоятельствами, во многом определила и быстрый успех знаменитых послевоенных реформ в Западной Германии, реформ Эрхарда - Аденауэра.
Нет, недаром великий мыслитель, гений философии Иммануил Кант назвал право самым святым из того, что есть у Бога на Земле. В этом своем исконном предназначении и качестве право призвано стать центральным звеном, стержнем жизни людей. В том числе - а может быть, и прежде всего - у нас, в России. [4]
IV. Закрепление изученного на уроке
- К каким отраслям права можно отнести:
а) покупку или продажу автомобиля;
б) прием на работу;
в) выдвижение кандидата в Президенты РФ;
г) продажу некачественного товара в магазине.
- Чем отличается частное право от публичного?
- Что значит позитивное право?
- Как определяется мера свободы?
- Какие естественные права человека отражены в международных правовых документах?
- Какие законы называют драконовскими?
V. Подведение итогов урока
- Какова роль права в жизни человека?
- Какой смысл имеет понятие «право»?
- Чем определяется мера свободы человека?
Домашнее задание
1. Прочитать § 29 учебника 1 (с. 180-182) или § 9 учебника 2 (с. 70-82).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Каким путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?
- В чем сходство и различие позитивного и естественного права?
3. В тетради выполнить задание 5 на с. 184 учебника 1 или практикум 1 и 2 на с. 82 учебника 2.
Дополнительный материал
Иммануил Кант
Выдающийся немецкий историк философии Вильгельм Виндель- банд писал: «Немецкий ум создал в течение короткого промежутка четырех десятилетий целый ряд величественных и всеобъемлющих систем философского миропонимания.» Он сравнивал период расцвета немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX вв. с великой эпохой греческой философии, начавшейся Сократом и завершившейся Аристотелем.
И действительно, раздробленная и политически бессильная в этот период Германия подарила миру плеяду мыслителей и поэтов, чьи имена увенчаны мировой славой: Гете, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Фихте и др. В этот век «союза философии с поэзией» жил и работал великий немецкий философ, ученый, родоначальник немецкого классического идеализма Иммануил Кант.
Родился Кант 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге (Восточная Пруссия), в семье шорника. В 1732 г. мальчика определили в церковную гимназию, на латинское отделение. Кант был одним из лучших учеников, и его родители хотели, чтобы он стал священником. Однако Иммануил решил по-другому. В 1740 г. он поступил в университет своего родного города. Наряду с философией, он увлекался и естественными науками. Сильное влияние на юношу оказали труды Ньютона. В 1746 г. он закончил свою первую научную работу «Мысли об истинной оценке живых сил». Через несколько лет Кант, пока еще студент, был автором серьезных трудов, приобрел широкую известность в научных кругах Пруссии. В апреле 1755 г. он предоставил на философский факультет Кенигсбергского университета магистрскую диссертацию «Об огне», и 12 июня того же года был возведен в ученую степень, а еще через некоторое время получил место приват-доцента. Молодой ученый читал студентам лекции по географии, педагогике, антропологии и, конечно, философии. Однако только в 1770 г. его перевели на должность профессора. К этому времени слава Канта гремела далеко за пределами Пруссии.
Всю свою жизнь Кант посвятил поиску «всеобщего критерия истины для всякого знания», ведь «истина где-то рядом», утверждал великий мыслитель. Он разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на важнейшие вопросы бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?»
Ответом на первый вопрос стала его «Критика чистого разума» (1781). Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им, говорил Кант. В этой работе он отвергал существовавшие в то время мировоззренческие позиции - догматизм и скептицизм, считая, что придерживаться их - значит идти по ложному пути к проблеме познания. Он предложил другой путь - путь критики, причем критики не каких-либо философских концепций, а критики самого разума, взятого в чистом виде, т. е. независимо от опыта.
Кант доказывал, что новая философия не может ограничиваться критикой теоретического разума, поэтому в 1788 г. он создал «Критику практического разума», под которым понимал мораль, нравственность, поведение. Философ подчеркивал самоценность нравственного начала, считал, что все нравственные понятия не выводятся из опыта, а изначально заложены в разуме человека. Нравственные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер. «Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т. е. согласно принципам, - писал Кант. - Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум». Поведение человека должно определяться общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом, т. е. безусловным и обязательным. Итак, по Канту:
1) человек есть субъект морального закона, есть «цель сама по себе» и никогда никем не может быть использован только как средство;
2) поступай в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом;
3) все твои поступки должны быть направлены на общее благо.
Созданный более 200 лет назад, кантовский императив звучит
и сегодня весьма актуально, словно завещание великого ученого грядущим поколениям. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Кант прожил одинокую и скромную жизнь, ровное течение которой не нарушила даже всевозрастающая слава. Угасал XVIII век, с ним угасала жизнь гениального философа. Умер Кант 12 февраля 1804 г. Проститься с ним пришел весь город, гроб Учителя несли студенты Кенигсбергского университета, а следом шли все офицеры гарнизона и тысячи его соотечественников.
В столице самого западного региона России, присоединенного к СССР после Второй мировой войны, - городе Калининграде, бывшем Кенигсберге, восстановлен Большой кафедральный собор. У его стен плита с лаконичной надписью «Иммануил Кант». Это могила великого немецкого философа, родоначальника классического идеализма, жившего и творившего в великий век «союза философии с поэзией». [8]
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты