10. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности

10. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности

Одной из наиболее значимых тенденций последних десятилетий в развитии сферы образования, является изменение отношений между «внешним» и «внутренним». Напомним, что большинство образовательных учреждений, составивших славу русской культуры (Московский университет, Александровский (Пушкинский) лицей, Смольный институт) изначально задумывались как весьма закрытые образовательные учреждения, где и преподаватели, и учащиеся проживали на изолированной от внешних влияний территории, выход с которой был весьма ограничен и регламентирован. В более позднюю эпоху пространственные ограничения несколько видоизменялись, но продолжали существовать: были городские районы и заведения, посещение которых учащимися (гимназистами, курсантами, кадетами) государственных образовательных учреждений строго воспрещалось, вполне понятные с точки зрения нашего современника отношения и проявления считались абсолютно недопустимыми. Помимо этого, действовали многочисленные сословные ограничения: большинство преподавателей гимназий принадлежали дворянскому сословию, и сословные нормы поведения становились основой образовательного уклада.
По мере того, как образование перестает быть уделом элиты, но становится общенародным достоянием, все большую роль и значение в жизни, поведении и сознании учительства приобретают социальные факторы, в том числе, господствующие политические представления и предрассудки, этнокультурные нравы и обычаи, наконец, мода. Учительская среда становится более разнородной: в ней объединяются выходцы из семей с самыми разными укладами. Все это приводит к постепенному размыванию общих ценностей и моделей поведения, «учительской этики».
Все эти процессы особенно ускоряются во второй половине XX века, когда, фактически, не только среднее, но и высшее образование становится массовой практикой. В итоге, учительское и преподавательское сословия сегодня - это общество в миниатюре, где есть представители самых разных традиций, социальных групп, политических предпочтений. В результате, каждый учитель сталкивается с универсальной проблемой социальнопедагогического самоопределения или, как принято говорить, позиционирования (выбора позиции и личностного образа).
Разумеется, выбор социально-педагогической позиции определяется не только внешними причинами, очень многое зависит от педагогического опыта педагога, его взглядов на жизнь, ценностных ориентаций, отношений с коллегами и учениками. В середине 70-ых годов отечественный исследователь Л.Б.Ительсон разрабатывал классификацию типичных педагогических позиций, в том числе:
• диктатор (учитель - носитель высшего знания, обязательного для всех и требующего беспрекословного подчинения);
• информатор (учитель, сознательно ограничивающий свою сферу ответственности избранным предметом);
• друг (учитель, ориентирующийся на формирование доверительных межличностных отношений с учениками вне зависимости от их способностей и интересов);
• консультант (учитель, предпочитающий стороннюю позицию в отношении к ученику и школе; готовый к оказанию необходимой помощи, но не инициирующий процесс обучения);
• проситель (учитель, осознающий свою внутреннюю неспособность к занятиям педагогической деятельностью, и пытающийся скомпенсировать это - «эмоциональными подачками»);
• вдохновитель (учитель, ориентированный на «завоевание будущего», открытие новых смыслов и значений в своей профессии).
Если рассматривать эту проблему глубже, то каждый из перечисленных типов социально-педагогических позиций является производной от определенной культурной реальности и традиции. Например, многие учителя считаются «академистами» - как правило, это выпускники классических университетов, обладающие достаточной серьезной научной подготовкой, но не владеющие (и, зачастую, не считающие необходимым) повышать уровень своих психолого-педагогических знаний и умений. Их девизом является: «Я помогу тем, кто хочет научиться, но тратить время на бездарей я не стану». В практическом плане, эти учителя склонны занимать позицию диктатора, информатора или консультанта.
Другой тип учителя-воспитателя, свойствен людям, зачастую не имеющим законченного профессионального образования. Однако он умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке и во взаимоотношениях с учащимися (позиция «друг» или «заботливый родитель»). Известно, что сочетание научной подготовки и психолого-педагогической компетентности встречается редко и обладает большой ценностью («вдохновитель»).
Вообще, современные исследователи (В.И.Карасик) выделяют три основные аспекты позиционирования и, соответственно оценивания социально-педагогической позиции учителя:    отношение к профессии,
отношение к другим людям и личностные качества. Другими значимыми аспектами являются - отношение к информационным технологиям, профессиональная мобильность, избранная социальная роль в педагогическом коллективе.
Вопросы к семинарским занятиям по модулю
1. Согласны ли Вы с высказыванием: «Педагогическая профессия - самая древняя на Земле». В обоих случаях ответ аргументируйте.
2. В чем отличие педагогической профессии от других профессий типа «человек - человек»: актера драматического театра, экскурсовода, спортивного тренера, торгового представителя, политического лидера? Ответ подкрепите примерами.
3. Выделите в предложенном перечне педагогические профессии: администратор, артист, бухгалтер, вожатый, воспитатель, драматург, завуч, корректор, лаборант, мастер производственного обучения, учитель-методист, правовед, преподаватель, сметчик, тьютор, учитель, экскурсовод, экспедитор. Обоснуйте каждый свой выбор и сформулируйте общее и особенное в педагогических профессиях.
4. Дайте (или найдите в Педагогической энциклопедии) определения понятиям: педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая культура и педагогическое творчество. Выделите сущностные (принципиальные, смысловые, идейные) различия между этими понятиями. Обсудите, какие стороны педагогической действительности раскрываются в каждом из них.
5. В 20-ые годы в Советской России была популярна теория «отмирания школы», согласно которой постепенно традиционно понимаемая «школа учебы» будет заменяться «школой труда», совмещающей задачи обучения и производства, а учитель со временем превратится в бригадира - организатора производства. В последние десятилетия все большее значение приобретает дистанционное обучение (обучение через Интернет), где функцию учителя берет на себя удаленный консультант или даже сама компьютерная программа, в автоматическом режиме организующая изучение материала, выполнение практических заданий и оценку полученных знаний. В этой связи, многие исследователи говорят об отмирании учительской профессии, в целом. Как Вы относитесь к этим прогнозам? Есть ли у педагогической профессии будущее, и, если да, то какое?
6. Как проявляются педагогические способности? Обсудите вместе с преподавателем, что является наиболее важным свидетельством проявления каждой педагогической способности.
7. В современной педагогике бытуют две противоположные точки зрения. Согласно первой, педагогическое творчество - исключительная редкость, связанная с высоким уровнем владения педагогической профессией; его свидетельствами является разработка оригинальной авторской педагогической системы, формирование собственного стиля педагогической деятельности и т.д. Другая точка зрения исходит из того, что любой учитель на каждом своем уроке «обречен» на творчество: он никогда не знает, как поведут себя дети, с какими неожиданностями ему придется столкнуться на уроке или перемене. Иначе говоря, каждый «шаг» учителя - является результатом творческого освоения реальности. Какая из точек зрения ближе Вам? Свой ответ аргументируйте.
8. Дайте определение понятию «педагогическая деятельность». Кто является ее субъектом? Можно ли считать учащегося ее субъектом? объектом? участником? Объясните Ваш выбор.
9. Как связаны понятия «успешный педагог» и «общительный человек». Является ли общительность - обязательным условием высокого профессионализма в педагогической деятельности. Приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.
10. В    чем проявляется педагогическая культура? Что изменилось в педагогической культуре за последние десятилетия? Каковы причины этих изменений?

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты