Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

3. Смыслы государственного образования

3. Смыслы государственного образования

Иногда для обозначения этой педагогической действительности используется понятие «школьной педагогики». Однако, это не вполне точно: во-первых, сама сфера образования несколько шире представлений о педагогике, как науке или профессии. Во-вторых, система государственного образования включает не только детей школьного возраста, но и дошкольников, и взрослых (например, государственные учреждения повышения квалификации и переподготовки обучают специалистов, уже имеющих дипломы о профессиональном образовании и опыт профессиональной деятельности).
Между тем, при всем разнообразии государственных образовательных учреждений, программ и форм обучения, нас будет интересовать внутренняя смысловая сторона этой реальности. Прежде всего, попытаемся ответить на простейший вопрос, который обычно задают дети родителям: зачем мне учиться? Надо сказать, разные родители отвечают на этот вопрос по- разному, однако существует универсальный ответ со стороны государства: для того, чтобы стать гражданином.
Действительно, до тех пор, пока человек существовал в условиях изолированной общины, обучение не носило специального характера, и не было обязательным. Однако, по мере того, как человек переходит от простейших видов деятельности (охота, собирательство, земледелие) ко все более сложным ремеслам, а ранее изолированные общины соединяются и образуют поселения, постепенно трансформирующиеся в города, возникает проблема: полноценная жизнь в условиях поселения (и, тем более, крупного государства) требует от человека соблюдения определенных правил и норм общественного поведения, а также - владения большим количеством умений и навыков, которые не могут быть сформированы в семье (участие в выборах, ответственность в суде и др.).
Наибольших успехов в городском (и, соответственно, государственном) строительстве достигли Древняя Греция и Древний Рим, и именно в этих государствах-империях сложилась модель государственного образования, с незначительными изменениями существующая по сей день. Ниже мы приведем основные особенности системы образования во взаимосвязи с породившей их государственно-политической потребностью.
1) Связь образования и гражданства. До сих пор, образование остается одной из основных практик воспроизводства общественного уклада и государственного строя. В этой связи, образование предназначено только для граждан (детей граждан), получение образования является необходимым условием вступления молодого человека в гражданские права, а сама система образования финансируется из налогов граждан. Возможность получения образования лицами без гражданства (таковыми в древнем мире были рабы), либо же гражданами других государств оставалось темой серьезных дискуссий на протяжении столетий.
2) Обязательность обучения чтению и письму. Одним из обязательных признаков развитого государства является правовая система, утверждающая взаимные права, обязанности всех граждан и обеспечивающая управление обществом посредством издания и применения законов. Культурной первоосновой этой государственной практики является всеобщая грамотность - каждый гражданин должен уметь читать, понимать и исполнять государственные законы, а наиболее разумные и справедливые - участвовать в их создании и принятии. Эта установка имеет множество следствий: во-первых, само понятие языковой нормы и литературного языка возникает только в условиях крупного государства-империи, во-вторых, утверждение правового статуса образования (в частности, придание ему всеобщего и обязательного характера) также находится в компетенции государства.
3) Связь государственной и образовательной иерархии. По мере распространения образования, возникает проблема взаимоотношений между правителями и образованными людьми. С одной стороны, должности правителей, нередко передающиеся по наследственному признаку, не обязательно требовали образованности от кандидата на власть; с другой стороны, высокий уровень образования у человека, не обладающего знатным происхождением, не гарантировал занятия высокой должности. Со временем, эта проблема приобрела чрезвычайную важность для античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Общий вывод, содержащийся в большинстве их трактатов, заключается в необходимости сочетания индивидуальных добродетелей, высокого образования и политической власти, как одно из условий общественного благоденствия.
4) Главенствующая роль школы в системе государственного образования. Несмотря на то, что формы образования варьировались в значительных пределах (так, например, Сократ учил на площади, а Аристотель - прогуливаясь по дорожкам сада), основной формой образования оставалась школа. Среди причины подобной устойчивости школы можно выделить:
• в основе школьного уклада находится общепризнанный, но практически недостижимый гармоничного человека, в котором сочетаются умственное, нравственное и физическое развитие;
• школа обеспечивает сохранение и накопление общественной традиции, передачу знаний от поколения - к поколению, а условия школьного обучения способствуют формированию патриотизма, чувства национально-государственного единства;
• в школе дети приучаются действовать совместно, руководствоваться в своей жизни и деятельности общепризнанными правилами и нормами, при этом, школа может создать условия для индивидуализации обучения, стимулировать учащихся к достижению социальной и культурной компетентности, развитию способностей и сил;
• школа позволяет в некоторых случаях исправить недостатки и ошибки семейного воспитания, скорректировать жизненную траекторию ребенка из неблагополучной семьи;
• в многонациональном и поликультурном обществе государственная школа позволяет сгладить межнациональные различия, обеспечить гармонизацию межэтнического взаимодействия.
Следует отметить, что эти и многие другие идеи, объединенные в понятие «классической педагогики» являются в современном образовании предметом критической переоценки.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты