Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

8. История и сущность педагогики сотрудничества

8. История и сущность педагогики сотрудничества

Одним из наиболее значимых феноменов педагогической культуры второй половины XX века является педагогика сотрудничества (еще ее называют новаторской педагогикой, движением педагогов-новаторов и др.).
Как уже отмечалось, возникновение и сущность этого феномена неотделима от мощного движения по демократизации и либерализации общественной жизни, начавшегося после XX съезда КПСС (1956). Как правило, лидерами этого процесса становились учителя-предметники, директора школ, преподаватели педагогических вузов, что позволяет говорить о реализации педагогикой сотрудничества очень важной потребности в самоорганизации и саморазвитии педагогов.
На рубеже 50-ых и 60-ых годов, в разных частях страны практически независимо друг от друга, начинается опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования. Всесоюзную известность приобретает опыт Павлышской средней школы на Украине (В.А.Сухомлинский), «экспериментальная дидактическая система» (Л.В.Занков), «липецкий опыт» (К.А.Москаленко), «ростовский опыт» (С.В.Петриченко и Ю.К.Бабанский) и др. В этот же период начинаются трудовые биографии учителей-новаторов: В.Ф.Шаталова, С.Н.Лысенковой, И.П.Волкова, Е.Н.Ильина, М.П.Щетинина и др. Несмотря на то, что в большинстве случаев, педагоги из разных регионов страны действовали самостоятельно и независимо, можно выделить некоторые объединяющие их идеи.
В первую очередь, речь шла о преодолении второгодничества и неуспеваемости: по статистике, к концу 50-ых годов до 40% учащихся оставались на второй год либо прерывали обучение, не закончив семи классов, а более 50% учащихся - имели неудовлетворительные оценки по русскому языку и математике. Задача заключалась в том, чтобы повысить эффективность урока, в первую очередь, с точки зрения практического освоения и применения знаний.
Второй идеей, тесно связанной с первой, стали дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Стало понятным, что учить всех одинаково хорошо единым способом невозможно. В этой связи, одним из основных элементов педагогической деятельности становилось изучение ученика, его способностей, возможностей, недостатков с целью выработки индивидуального подхода.
Третьей идеей педагогики сотрудничества стало обновление структуры урока. Иногда это приводило к детализации психолого-педагогической структуры урока, возникновению новых форм взаимодействия учителя и учащихся в рамках объяснения материала, опроса («липецкий опыт»). Другое направление было связано, напротив, с укрупнением структуры урока, и переходом к крупноблочному усвоению материала, когда каждый из этапов прежнего урока превращался в отдельный урок (В.Ф.Шаталов, П.М.Мукаев).
Наконец, четвертой объединяющей всех педагогов-новаторов идеей, стал принцип успешности: было осознано, что многие школьные проблемы есть следствие жесткости школьной атмосферы, отчужденности ребенка от процесса обучения и, в конечном счете, психологического климата в школе и обществе. Соответственно, выход виделся в том, чтобы создать на уроке атмосферу радости от общения, успешности для каждого ребенка. Именно поэтому, сотрудничество педагога с учащимся стало ключевым принципом всех новаций, и, в конечном счете, дало название всему движению.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты