8. Сущность современной системы образования в России

8. Сущность современной системы образования в России

Современная система образования в России является результатом длительного пути развития философских идей и принципов организации образования, правовых оснований образовательной деятельности, истории отдельных образовательных учреждений и педагогов. Именно поэтому мы предполагаем говорить о наиболее важных, сущностных основаниях образовательной системы России в том виде, в котором они существуют с 1992 года. Утвержденный тогда Закон «Об образовании» устанавливает следующие принципы государственной политики в образовании (ст. 2):
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.
Система образования в России определяется как совокупность (ст. 8):
• преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
• сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
• органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
• объединений юридических лиц, общественных и государственнообщественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
В системе образования в России выделяются две подсистемы - общее образование, предназначенное для формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе и профессиональное образование, предназначенное для подготовки специалистов соответствующего профиля и уровня квалификации. В каждой из этих подсистем выделяется основные образовательные программы (предоставляемые всем обучающимся в обязательном порядке) и дополнительные образовательные программы (освоение которых осуществляется на основе индивидуального выбора и не является обязательным для получения соответствующего аттестата и диплома). Так, например, обучение в общеобразовательной школе является реализацией основной программы общего образования, в то время как обучение в музыкальной или художественной школе, посещение станции юных техников или спортивных секций относится к общеобразовательным программам дополнительного образования.
Основой системы образования является дошкольное образование, осуществляющееся, как правило, на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений («детских садов»). В России до сих пор отсутствует единые требования к этой подсистеме, однако одним из приоритетов развития образования в ближайшие годы является создание системы предшкольного образования, обеспечивающей систематическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Большинство общеобразовательных учебных заведений реализуют три уровня общего образования: начальное общее образование (1-4 классы); основное общее образование (5-9 классы) и полное среднее общее образование (10-11 классы). Первые две ступени являются обязательными для всех детей в возрасте от 6-7 до 15-16 лет. Полное среднее образование также является обязательным, однако формы его получения варьируются: выпускники общей основной школы могут продолжить свое обучение в общеобразовательных школах или же поступить в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, а также вечерние (сменные) школы, где получение среднего образования осуществляется параллельно с профессиональной подготовкой и деятельностью.
В последние десятилетия увеличивалась вариативность образования и в начальной и основной школе. Помимо общеобразовательных школ, в системе общего образования действуют образовательные учреждения повышенного уровня - школы с углубленным изучением ряда предметов, естественнонаучные и математические лицеи, гуманитарные гимназии и пр.
Все большую популярность завоевывают специализированные школы - школы с этнокультурным компонентом, казачьи кадетские корпуса. К системе общего образования примыкает система специального образования, ориентированная на обучение и воспитание детей, имеющих проблемы в развитии (школы для слабослышащих и слабовидящих, школы-интернаты для детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки развития и пр.).
Система профессионального образования в России представлена четырьмя основными уровнями:
• начальное профессиональное образование (получаемое на базе профессионально-технических и ремесленных училищ, профессиональных учебных заведений, профессиональных лицеев и направленное на подготовку по рабочим профессиям);
• среднее профессиональное образование (получаемое на базе колледжей и техникумов, а также профессиональных училищах повышенного уровня и направленное на подготовку специалистов среднего звена - техников и технологов, лаборантов, учителей начальных классов и др.);
• высшее профессиональное образование (получаемое на базе институтов, академий и университетов и направленное на подготовку кадров высшей профессиональной квалификации);
• послевузовское образование (представленное специальными учреждениями повышения квалификации и переподготовки, а также - системой подготовки научных и научно-педагогических кадров внутри традиционных вузов - аспирантурой и докторантурой).
Значимым компонентом системы образования являются органы управления образованием, имеющие либо государственный, либо муниципальный статус. Государственная система управления образованием представлена Министерством образования и науки и региональными (на уровне субъектов Федерации) органами управления образованием - региональными министерствами, департаментами образования и областными управлениями образованием. Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования городских и районных администраций. На уровне школы, как правило, сосуществуют и взаимодействуют две подсистемы управления: государственное управление, представленное директором и действующим на основе общефедерального и регионального законодательства, и общественное самоуправление (Совет школы, Попечительский совет, Педагогический совет, Совет старшеклассников и др.), действующим на основе самостоятельно разрабатываемых положений и норм.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты