§ 23. Административное право и административные правоотношения

§ 23. Административное право и административные правоотношения

Особенности административного права
С помощью административного права осуществляется защита личности, прав и свобод человека и гражданина. Оно охраняет здоровье граждан, защищает общественный порядок и безопасность, окружающую среду, собственность. С его помощью предупреждаются административные правонарушения.
Основой административного права служат многочисленные источники. Важнейшими являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы (например, «О Правительстве Российской Федерации»), федеральные законы — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов Федерации и подзаконные акты — указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты исполнительных органов власти. В качестве источников административного права следует выделить международные правовые акты.
На определенном этапе развития общества возникает потребность в создании стабильных, организованных отношений между людьми и регулировании вопросов совместной жизни путем управления. Управление позволяет целенаправленно решать многие проблемы, вести хозяйство. Социальное управление предполагает наличие определенной власти у одних людей и необходимость подчиняться этой власти со стороны членов общества. Рассматривая структуру системы социального управления, следует обратить внимание на субъекты и объекты социального управления, в роли которых выступают группы людей или отдельные индивиды. Человек, находясь в социуме, действует, руководствуясь определенными целями. Именно это и требует специального механизма управления, который обеспечивает целостность общества, его совершенствование и развитие.


Гессен Владимир Матвеевич
(1868-1920)
Юрист, общественный и политический деятель, профессор государственного и административного права. Депутат II Государственной Думы, на общих заседаниях которой выступал с докладами по вопросу отмены смертной казни, неприкосновенности личности. Один из основателей журнала «Право»


Управление осуществляется в разных сферах общественной жизни, существуют также и разнообразные субъекты и объекты этого процесса. Управленческие отношения имеют свои особенности в зависимости от сферы, где они функционируют, и средств, которыми они обеспечиваются. От того, насколько развито управление инфраструктуры всей государственно-правовой системы, ее элементов, будет зависеть эффективность существования общества и его дальнейшее развитие.
С момента зарождения государство воздействовало на общество и жизнь людей, что привело к появлению государственного управления, осуществляемого системно и организованно.
Государственное управление обеспечивается методами убеждения и принуждения.
Метод убеждения — система воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий государственных и общественных органов, направленных на формирование в сознании граждан уверенности в справедливости правовых предписаний, необходимости их выполнять.
В сфере управления важным представляется стимулирование граждан, поддержание правомерного поведения. Например, предусмотрены награждения за заслуги в полезной для общества деятельности.
Однако без принуждения в управлении не обойтись. Когда люди нарушают закон и сознательно не выполняют свои обязанности, проводятся разъяснительные мероприятия, предусматриваются предупреждения за совершение правонарушений.
Государственное принуждение — внешнее, силовое воздействие государства на людей.
Государственное принуждение выступает в форме административного, дисциплинарного, уголовного и гражданско- правового принуждения.
Административное принуждение — это часть государственного принуждения.
Административное принуждение состоит в психическом, физическом, экономическом воздействии на сознание и поведение людей, применяемом в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.
В большинстве случаев оно применяется в отношении субъектов (физических и юридических лиц), совершивших административное правонарушение. Оно может осуществляться и при отсутствии правонарушения. Например, если гражданин совершил проступок, не представляющий большой общественной опасности. Скажем, Сидоров пнул ногой урну, и весь мусор оказался на дороге. В другом случае гражданин может совершить правонарушение и необходимо применить такую меру административного принуждения, как личный досмотр.
Меры административного принуждения исходят от компетентных органов государственного управления. Таких органов много. Административное принуждение применяют суд, административные комиссии, различные инспекции, органы полиции и т.д. Порядок административного принуждения строго регламентирован нормативными правовыми актами.
Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на предотвращение правонарушений. К административно-предупредительным мерам относят: административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, введение карантина, прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности и др.
административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения. Они как бы принуждают правонарушителя вести себя правомерно, создают условия для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. Меры административного пресечения многообразны. К ним относятся: задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа; арест и изъятие имущества, находящегося в неправомерном владении; закрытие предприятия общественного питания в связи с антисанитарным состоянием; принудительное лечение; личный досмотр и досмотр вещей и др.
Административное наказание представляет собой меры административной ответственности и применяется за совершение административного правонарушения. Оно носит штрафной характер, то есть лишает правонарушителя определенных прав, благ и возлагает на него специальные (штрафные) обязанности в воспитательных целях.
Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения, установление личности нарушителя, обнаружение и исследование доказательств, необходимых для установления истины по делу.
Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся: изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, отмена незаконных актов и т.д.

Административные правоотношения
Условно административно-правовые отношения можно подразделить на внутриаппаратные отношения и взаимоотношения органов исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Взаимоотношения сторон в области административного права неравные. Один из субъектов обязательно обладает властью, основанной на законе.
Административные правоотношения — правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «власть — подчинение».
В административных отношениях важным является умение властвовать и подчиняться. Такие отношения складываются по волеизъявлению одной из сторон. Например, сотрудник полиции штрафует водителя, нарушившего правила дорожного движения. Работник правоохранительных органов наделен властью и определенной компетенцией. А правонарушитель обязан подчиниться закону и власти сотрудника полиции.
Компетенция — совокупность юридических прав и обязанностей органа или должностного лица, закрепленных в нормативных актах.
Закон, например, позволяет отдельным лицам давать указания, не разрешать определенные действия, отказывать в просьбе.
В зависимости от объема и характера компетенции органы Российской Федерации подразделяют на виды:
• органы государственной власти — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ;
• органы государственного управления — Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства, администрация государственных предприятий. Их называют исполнительно-распорядительными органами;
• органы надзора и контроля — Конституционный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ;
• органы охраны правопорядка (полиция);
• органы защиты государства — армия, внешняя разведка и контрразведка, пограничная и таможенная службы.
Споры между различными сторонами административных отношений решаются, как правило, в административном порядке — через вышестоящие властные органы и организации. Можно обратиться в суд.
Важными субъектами административных правоотношений выступают органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти
К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы России, федеральные агентства. Федеральное министерство осуществляет функцию по выработке государственной политики в определенной сфере. Его возглавляет министр, который входит в состав Правительства РФ. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
К территориальным (региональным) федеральным органам исполнительной власти относятся: государственная налоговая инспекция, военкоматы и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти различных субъектов Федерации отличаются друг от друга. Они могут иметь разные структуру и названия. Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут быть представлены: правительством республики и других субъектов Федерации, президентами республик, администрациями краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, министерствами, отделами, департаментами.
Для реализации своих задач органы исполнительной власти издают соответствующие нормативные акты. Акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации. В то же время органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции самостоятельны. В случае расхождения между федеральным законом и иным нормативным актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения России и ее совместного ведения с субъектами Федерации, действует акт субъекта Федерации.


Лазарев Борис Михайлович
(1930-1995)
Доктор юридических наук, один из ведущих специалистов в области административного права. Принимал участие в подготовке проекта Конституции РФ 1993 г. Впервые в истории советской административной науки разработал теорию компетенции органа государственного управления и теорию административно-правового статуса гражданина

                    
Первичным элементом системы исполнительной аласти яатяется государственный орган. Он наделен властными полномочиями и участвует в реализации функций государства. Эти полномочия выражаются в праве органа от имени государства издавать юридические акты и применять меры, обеспечивающие их реализацию, в том числе меры принуждения.
Исполнительные органы осуществляют функции общего управления. Они имеют определенную структуру. Государственный аппарат не может функционировать без подготовленных людей. Уже с давних времен упра&ленцами, выполнявшими различные задачи по руководству делами страны, становились профессионально подготовленные чиновники.
Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственная служба регулируется Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственная служба — профессиональная деятельность граждан РФ по исполнению должностных полномочий.
Государственный служащий — гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы.
Система государственной службы включает в себя следующие виды:
• государственная гражданская служба;
• военная служба;
• правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации.
Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.
Должности гражданской службы подразделяются на категории (руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты) и группы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности гражданской службы).
Каждый гражданский служащий имеет право на получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе.
Каждый гражданский служащий обязан соблюдать законы; исполнять добросовестно должностные обязанности и поручения соответствующих руководителей, за исключением незаконных; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и т.д.
Закон ограничивает деятельность лиц, которые обладают статусом гражданского служащего. Например, им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения и подарки. Гражданские служащие не могут использовать должностные полномочия в интересах политических
партий, общественных и религиозных объединений, а также публично выражать отношение к ним.

ИТОГИ
Административное право является публичным правом, регулируя отношения в сфере государственного управления. Взаимоотношения субъектов выстраиваются на основе отношений власти и подчинения

ВОПРОСЫ
1. Для чего обществу необходимо государственное управление? Как оно соотносится с социальным управлением?
2. Что представляют собой административно-правовые отношения? В чем их сходство и различие с гражданско-правовыми отношениями?
3. С помощью каких методов осуществляется правовое регулирование общественных отношений в сфере управления?
4. О каких субъектах административного права вам известно?
5. Какие источники административного права возможно использовать в своей практике тому, кто оказался в сфере действия управленческих отношений?
6. Кто такие государственные служащие? О каких правах и обязанностях гражданских служащих вам известно?

ЗАДАНИЯ
1. Назовите одинаковые по названию государственные органы и государственные должности. В чем заключаются их полномочия? Объясните их роль в современном обществе и назовите известные вам проблемы, связанные с осуществлением их полномочий.
2. В обществе нередко возникают споры о привилегиях, которые предусмотрены законом для лиц, занимающих государственные должности (льготная пенсия, по отдельным должностям — неприкосновенность личности и пр.). Организуйте дискуссию на тему «Нужны ли льготы людям, профессионально осуществляющим управление государством?».
3. Проанализируйте приведенную ниже норму Кодекса РФ об административных правонарушениях и поясните, почему за данное правонарушение установлена административная ответственность.
Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
4. Объясните, в каких нижеприведенных ситуациях возникли административные правоотношения.
• Ольга была уволена с работы за невыполнение возложенных на нее договором обязательств.
• Николай ловил рыбу в запрещенном для ловли месте и был оштрафован сотрудником правоохранительных органов.
• Петр не захотел подчиниться воле заказчика и не стал достраивать дом по его проекту.
5. Начертите схему системы исполнительной власти в стране. Раскройте понятие органа исполнительной власти. Подберите информацию о сущности и назначении конкретных органов исполнительной власти.
6. Как вы считаете, какими качествами должен обладать государственный служащий и необходимо ли ему специальное образование для того, чтобы занять конкретную должность? Должен ли президент государства получить специальное образование, чтобы иметь право занимать данную должность?
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты