Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Право arrow Основы правовой культуры 11 класс ч.2 Е.А. Певцова arrow § 25. Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях

§ 25. Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях

§ 25. Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях

Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях
Когда возникает спор любого характера, человек пытается разобраться в том, кто и как может помочь в его разрешении. Некоторые желают незамедлительно привлечь компетентные органы, надеясь, что именно они быстро восстановят справедливость, другие же настаивают на мирном решении проблемы. Народная мудрость гласит: «Худой мир лучше доброй ссоры».
Административные правонарушения многочисленны. Многообразны и органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Если исходить из юридической практики, то надо признать, что чаще всего граждане страдают от такого административного правонарушения, как мелкое хулиганство. В статье 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оно определяется следующим образом: «Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан».
Мелкое хулиганство влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.
Если совершается данное правонарушение, то потерпевший должен написать заявление в орган внутренних дел (полицию) по месту совершения мелкого хулиганства, то есть в районное (городское) отделение внутренних дел. Собрав необходимые доказательства, орган дознания передает материалы в суд, который принимает соответствующее решение.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Кто может рассматривать дела об административных правонарушениях?
Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, а также иными уполномоченными на то государственными органами. Некоторые дела об административных правонарушениях рассматривают начальники управлений внутренних дел, их заместители, руководитель и сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, государственные инспектора дорожного надзора, участковые инспектора. В пределах своей компетенции споры административною характера рассматривают федеральные органы МВД, таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, государственные инспекции труда, органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области зашиты растений, за использованием и охраной водных объектов, территорий государственных заповедников, национальных парков, органы рыбоохраны, органы российской транспортной инспекции, органы автомобильного, железнодорожного транспорта и др.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
• мировыми судьями;
• комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Федерации;
• административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Федерации.
Дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий могут рассматривать руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, учреждений, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители.

Реализация мер юридическом ответственности за административные правонарушения
Как же реализуются предусмотренные законом меры юридической ответственности по отношению к лицам, совершившим административные проступки?
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.
При назначении административного штрафа он должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Если нарушителем оказался несовершеннолетний и у него нет самостоятельного заработка, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Сумма, которую следует заплатить, вносится в банк. Если лицо не заплатило штраф, то копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в организацию, где привлеченный к административной ответственности работает, учится либо получает пенсию.
Однако бывает так, что правонарушитель нигде не работает, а потому взыскать штраф из его доходов невозможно. В этом случае помощь должен оказать судебный пристав. Он может обратить административное взыскание на имущество нарушителя.
Штраф можно взимать и на месте совершения правонарушения. При этом нарушителю выдается квитанция.
Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лииом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности.
А вот другой пример. Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.
Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей. При исполнении постановления об административном аресте осушестатяется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях
Выработаны особые правила осуществления судебного производства по делам об административных правонарушениях. По общему правилу оно ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Такие дела подлежат открытому рассмотрению. В некоторых случаях разрешение споров осуществляется тайно при гласном вынесении окончательного результата. Это происходит тогда, когда речь идет о государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, а равно в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
В производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, который осушестачяет юридическую помощь оказавшемуся в беде человеку. В качестве защитника допускается адвокат. Его полномочия удо-
стоверяются ордером. Для других защитников оформляются доверенности. Защитник должен быть допущен к делу с момента составления протокола об административном правонарушении. а если человек задержан — то с момента административного задержания.
Лица, которые участвуют в производстве по делам об административных правонарушениях, называются участниками. У каждого из них есть свои права и обязанности, кото- рые охраняются законом.
Например, потерпевшим может быть как человек, так и организация, которым причинен физический, имущественный и моральный вред. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя. Кроме того, потерпевший может обжаловать постановление по своему делу.
Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Пытаясь выяснить, что же в действительности произошло и кто виноват в случившемся, компетентные органы нередко привлекают тех людей, которым известны обстоятельства дела. В этом случае участниками производства становятся свидетели. Свидетель обязан явиться по вызову, дать правдивые показания. Он отвечает на вопросы и удостоверяет это подписью в протоколе. Свидетель вправе не свидетельствовать против себя, супруга, близких родственников. Он может делать замечание о неправильной записи своих слов.
Когда свидетелю нет и 14 лет — обязательно присутствие педагога или психолога, а в случае необходимости — родителя. Если установлено, что правонарушение действительно произошло, есть тот, кто обвиняется в содеянном, следует
доказать вину этого лица. Для этого требуется собрать доказательства. Фактические данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, показаниями свидетелей, потерпевших, заключениями эксперта. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В качестве доказательств могут быть признаны материалы фото- и киносъемки, зву- ко- и видеозаписи, информационных баз и пр.
Доказательства — любые фактические данные, на основании которых суд, орган либо должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения.
Для рассмотрения дела об административном правонарушении существуют установленные законом сроки. Например, судья, должностное лицо обязаны его рассмотреть в 15-дневный срок с момента получения протокола об административном правонарушении. В некоторых случаях срок продлевается.
Однако если совершенное деяние повлекло за собой административный арест, то дело в отношении лица, подвергнутого задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента задержания.
Чтобы пресечь совершение правонарушения, установить личность того, кто нарушает порядок, применяются специальные меры.
В отдельных случаях человека могут принудительно доставить в отделение полиции, орган местного самоуправления, чтобы составить протокол о случившемся.
Доставление — принудительное препровождение человека в целях составления протокола об административном правонарушении, если невозможно его составить на месте совершения административного правонарушения.
В исключительных случаях человека могут просто ограничить в свободе, то есть подвергнуть административному задержанию. Например, должностные лица таможенных органов, выявив нарушение таможенных правил, могут задержать предполагаемых виновников.
Необходимо знать, что при административном задержании обязательно должен быть составлен протокол. Прежде чем его подписать, необходимо прочитать все сведения, которые зане- сены в этот документ. Сроки задержания не должны превышать трех часов (в отдельных случаях до 48 часов — например, если речь идет о посягательстве на государственную границу РФ). При этом задержанному лицу разъясняются его права.
По просьбе задержанного в кратчайший срок о месте его нахождения уведомляются родственники, защитник, администрация по месту работы или учебы. Об административном задержании несовершеннолетнего уведомляются его родители. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых.
Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица.
Не каждому разрешено осуществлять административное задержание. Это могут делать только: должностные лица органов внутренних дел (полиции); старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; должностные лица военной ав- томобильной инспекции и т.д.
В отдельных случаях, для того чтобы обнаружить орудия или предметы административного правонарушения, проводится личный досмотр или досмотр вещей.
Личный досмотр производится лицом одного пола с тем, кого досматривают, в присутствии двух понятых того же пола.
Законом допускается личный досмотр или досмотр вещей без понятых. Обычно это происходит тогда, когда имеются основания считать, что у человека есть оружие, предметы, с помощью которых может быть причинен ущерб, вред окружающим.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол.
В ряде случаев проводится досмотр транспортного средства. Обычно при этом присутствует его владелец. Об этом составляется протокол или делается запись в протоколе об административном задержании. При этом можно осуществлять видеозапись, которая прилагается к такому протоколу.
Допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудиями совершения правонарушения и служат доказательствами произошедшего. Например, может быть изъято водительское удостоверение, что обязательно должно быть зафиксировано в протоколе об административном правонарушении. Допускается и составление отдельного протокола об изъятии вещей и документов. Копия такого протокола должна быть вручена тому, у кого изъяты веши. Если изъятые веши быстро портятся, то их направляют на реализацию или уничтожение.
Если человек управляет транспортным средством в нетрезвом виде, его могут отстранить от управления и направить на медицинское освидетельствование.
В отдельных случаях может применяться привод тех лиц, в отношении которых ведется производство по делу.
Законом предусмотрен следующий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде:
В процессе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения лиц, показания других участников, исследуются иные доказательства, заслушивается прокурор (если он участвует в деле). Прения сторон не предусмотрены. В процессе рассмотрения дела можно заявлять ходатайства, отводы.
Ходатайство — здесь: официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье.
Отвод отстранение от участия в судебном процессе судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности. Отвод служит средством обеспечения объективности и беспристрастности разбирательства.
В результате рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.
Постановление может быть обжаловано: если оно вынесено судьей — то в вышестоящий суд, если коллегиальным органом — то в районный суд, если должностным лицом — то в вышестоящий орган или в суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Законом установлены сроки обжалования — такую жалобу можно подать в течение 10 суток со дня вручения копии постановления. Если все же срок пропущен, то он может быть восстановлен судьей или должностным лицом по ходатайству заинтересованного лица.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения или по месту жительства лица.
Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления в законную силу.

ИТОГИ
Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность мер, направленных на решение административного спора. Его призваны разрешать мировые судьи, федеральные судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии. В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся правила производства по делам об административных правонарушениях
 
ВОПРОСЫ
1. С какого возраста наступает административная ответственность за совершения административных правонарушений? Возможна ли административная ответственность юридических лиц?
2. Каковы особенности производства по делам об административных правонарушениях?
3. Что представляет собой административное задержание? Поясните необходимые нормы, которые нужно знать каждому гражданину в случае задержания.
4. Кто является законным представителем юридического лица в административном процессе?

ЗАДАНИЯ
Выберите правильный, с вашей точки зрения, вариант ответа. Для работы с тестом используйте Кодекс РФ об административных правонарушениях.
1. Надзор за соблюдением правильности применения законодательства при производстве дел об административном правонарушении осуществляет:
а) Верховный Суд РФ;
б) Прокуратура РФ;
в) Конституционный Суд РФ.
2. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет:
а) законный представитель;
б) родственники;
в) прокурор.
3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя:
а) при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет;
б) при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 16 лет;
в) при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.
4. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено:
а) любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств;
б) лицо, обладающее специальными познаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию;
в) лицо, обладающее специальными познаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.
5. Юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может осуществлять:
а) защитник;
б) законный представитель;
в) прокурор;
г) судья.
6. Доставление как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может применяться:
а) при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения;
б) при необходимости провести личный досмотр на месте.
7. Оказывать юридическую помощь потерпевшему вправе:
а) законный представитель;
б) защитник;
в) любое лицо, оказывающее юридическую помощь.
8. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении:
а) с момента составления протокола об административном задержании;
б) с момента административного задержания.
9. Полномочия адвоката в производстве по делам об административных правоотношениях удостоверяются:
а) ордером, выданным юридической консультацией;
б) доверенностью, оформленной в соответствии с законом;
в) иными документами.
10. Полномочия лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются:
а) доверенностью, оформленной в соответствии с законом;
б) приказом руководителя организации;
в) иными документами.
11. Рассматривать дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом в отсутствие законного представителя или защитника:
а) можно в случаях, указанных в законе;
б) нельзя;
в) по усмотрению суда, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
12. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, необходимо присутствие:
а) педагога и психолога;
б) законного представителя;
в) представителя органа опеки и попечительства.
13. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено:
а) любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, имеющее высшее юридическое образование;
б) любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применении технических средств;
в) любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для дачи экспертного заключения.
14. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника или законного представителя не допускаются лица, если они:
а) являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела;
б) состоят в родственных отношениях с экспертом, специалистом, переводчиком, потерпевшим;
в) ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу;
г) являются родственниками судьи, представителей коллегиального органа, должностного лица, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении;
д) все варианты верны.
15. Срок административного задержания, по общему правилу, не должен превышать:
а) трех часов;
б) 12 часов;
в) 48 часов;
г) 72 часов.
16. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок:
а) не более 12 часов;
б) не более 24 часов;
в) не более 48 часов;
г) не более 72 часов.
17. Если протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления административного правонарушения, а составление протокола является обязательным, осуществляется:
а) привод лица, осуществившего административное правонарушение;
б) доставление лица, осуществившего административное правонарушение;
в) административное задержание лица, осуществившего административное правонарушение;
г) административный арест лица, осуществившего административное правонарушение.
18. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
а) поступления материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
б) непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
в) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
г) поступления сообщений или заявлений физических и юридических лиц, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
д) составления протокола об административном правонарушении.
19. Срок проведения административного расследования, по общему правилу, не может превышать:
а) двух недель с момента возбуждения дела об административном правонарушении;
б) 21 дня с момента возбуждения дела об административном правонарушении;
в) одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении;
г) двух месяцев с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
20. По окончании административного расследования составляется:
а) постановление об административном правонарушении;
б) протокол об административном правонарушении;
в) постановление о назначении административного наказания;
г) определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административное наказание.
21. Дело об административном правонарушении рассматривается:
а) в 10-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении;
б) в 14-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении;
в) в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении.
22. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится:
а) протокол об административном правонарушении;
б) определение о назначении наказания;
в) постановление об административном правонарушении;
г) решение суда, коллегиального органа, должностного лица.
23. Постановление об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, может быть обжаловано:
а) в вышестоящий орган;
б) в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
в) вышестоящему должностному лицу;
г) районный суд по месту рассмотрения дела.
24. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение:
а) трех суток со дня вручения или получения копии постановления;
б) пяти суток со дня вручения или получения копии постановления;
в) семи суток со дня вручения или получения копии постановления;
г) 10 суток со дня вручения или получения копии постановления;
д) 14 суток со дня вручения или получения копии постановления.
25. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо:
а) проверяют законность и обоснованность постановления об административном правонарушении исходя из доводов, изложенных в жалобе;
б) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме;
в) связаны доводами жалобы, но в интересах законности вправе проверить дело в полном объеме
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты