Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

§ 33. Экологическое право

§ 33. Экологическое право

Экологические права граждан России
В последние годы мы все чаще говорим о важных глобальных проблемах человечества, от решения которых зависит жизнь на Земле. Среди вопросов, требующих серьезного внимания, важное место занимают экологические проблемы. Их нерешенность вызывает беспокойство мировой общественности, так как затрагивает интересы многих стран.
Экология — наука о среде обитания человека и окружающем мире.
Экологическое право — совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.
Экологические права считаются особой разновидностью конституционных прав человека, связанных с окружающей и природной средой. Кроме Конституции РФ важные положения содержатся в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе».
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
• земли, недра, почвы;
• поверхностные и подземные воды;
• леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд
• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники; памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
 
Аксенёнок Георгий Александрович
(1910-1989)
Доктор юридических наук, выдающийся юрист-аграрник, организатор аграрно-правовой науки. Занимался проблемами земельного, водного, лесного, горного, гражданского права, охраны окружающей среды. Автор более 200 научных работ, часть из которых переведена на иностранные языки. Принимал участие в разработке законопроектов СССР, связанных с охраной природы и природопользованием


У каждого из нас есть право на благоприятную окружающую среду, экологически чистые продукты питания, безвредные предметы повседневного спроса, безопасные условия труда, а также право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека, и право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, о государственной или частной деятельности, способной нанести ущерб природной среде. Однако только провозгласить права мало, важно обеспечить реальную возможность гарантировать эти права.
В настоящее время существует более 300 международных и региональных соглашений по экологии. Они предусматривают обязанность государственных органов, а также физических и юридических лиц заботиться о сохранении окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам. Созданы специальные организации, призванные охранять природу: Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Совокупность юридических норм, регулирующих взаимоотношения человека и природы, позволяет выделить международное экологическое и национальное экологическое право. В структуре международного экологического права существуют нормы, которые подлежат обязательному исполнению, и нормы, носящие рекомендательный характер. В их основе лежат общепризнанные нормы и принципы, межгосударственные соглашения (договоры, конвенции). К числу таких соглашений относится, например, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г. и др. Декларации, резолюции, решения международных конференций носят рекомендательный характер. Например, известен документ под названием «РИО-92», принятый Бразильской конференцией ООН по окружающей среде и развитию, представляющий собой долгосрочную программу всемирных действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального использования природных ресурсов.
Природа играет важную роль в жизни человечества. С одной стороны, это источник ресурсов для производства, с другой — это среда обитания людей. Таким образом, право в этой сфере регулирует отношения, направленные на удовлетворение потребностей людей в природных ресурсах Земли (газ, уголь, нефть и пр.), и отношения, направленные на охрану природной среды жизнедеятельности человека.
В рамках российской экологической отрасли права выделяют природоохранное и природоресурсное законодательства.

Природоохранные нормы — юридические правила об охране окружающей среды.
Природоресурсные нормы — юридические правила об использовании природных ресурсов — земли, недр, воды, воздуха, животного мира.
Источниками права в области экологии являются федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.
Главную роль в решении экологических проблем должно играть государство, которое проводит специальную экологическую политику. Ее цель — оздоровление экологической обстановки в стране, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, участие в международной природоохранительной деятельности. Правовые нормы об охране окружающей среды предоставляют гражданам право пользоваться природой. У каждого есть право работать на земле: сажать овощи или фрукты, убирать урожай, разводить сады и огороды; право пользоваться водой и полезными ископаемыми — песком, глиной, торфом.
Заботясь о сохранении природной среды обитания, люди могут объединяться, создавать организации по охране природы, разрабатывать проекты, программы, проводить конкретные мероприятия по улучшению окружающей среды. Природоохранные организации имеют право требовать проведения государственной или общественной экологической экспертизы. Так, разрабатывая новые проекты по строительству городов, благоустройству территорий, необходимо удостовериться, что эти мероприятия не навредят природе и будут полезны людям.
Массовые мероприятия могут играть важную роль в формировании экологической культуры человека. Гражданам разрешено проводить митинги, собрания, шествия, демонстрации, а также писать жалобы, заявления по различным вопросам охраны окружающей среды.
Каждый человек обладает правом на полную, достоверную информацию об окружающей среде. Граждане вправе, привлекая суд и другие органы, требовать запрета на строительство экологически небезопасных объектов, которые могут повлиять на здоровье людей. При этом они имеют право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
Нельзя оставлять в тайне сведения об экологических происшествиях, катастрофах, чрезвычайных бедствиях, способных нанести ущерб здоровью и жизни людей.
Закон содержит ряд экологических требований, к числу которых относятся: нормирование качества окружающей природной среды и воздействия на нее; разрешительный порядок природопользования; контроль за состоянием окружающей среды?
Важными правовыми документами, которые используются для охраны окружающей среды и определяют порядок использования природных ресурсов, являются экологические нормативы. В Российской Федерации действуют нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК): загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и почве, вредных физических воздействий на природную среду (электромагнитные поля, шумы и пр.), предельного содержания химических веществ в продуктах питания. Разработаны и приняты предельно допустимые уровни радиации, нормативы выбросов и сбросов в окружающую среду. Установлены лимиты — ограничения по объемам использования природных ресурсов.
Экологические нормативы утверждаются специальными уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. На территории заповедников, национальных парков действуют более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природу.
Для создания экономической заинтересованности людей и организаций в соблюдении таких нормативов введена плата за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• загрязнение недр, почв;
• размещение отходов производства и потребления;
• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть согласовано с органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Законодательством предусмотрена плата за природные ресурсы. Она состоит из трех компонентов: платы за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; платы за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; платы на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д.
Внесение платы не освобождает природопользователей от мероприятий по охране окружающей среды.
Государство осуществляет регулирование производственной и непроизводственной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и влияющей на состояние окружающей среды, путем выдачи специальных разрешений — лицензий на природопользование. Юридические и физические лица обязаны в установленных законом случаях получить разрешения государственных органов, в чьей компетенции находится охрана окружающей среды. При планировании и строительстве новых объектов, вводе в строй предприятий действует разрешительный механизм. Он предусматривает обязательное согласование проектов, отвод земельного участка, оценку влияния предполагаемого объекта на окружающую среду и пр.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды осуществляется в трех направлениях: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов); последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологических требований); мониторинг (отслеживание состояния окружающей среды).
Государственная экологическая экспертиза помогает продуманно реализовать многие хозяйственные проекты.
Закон «Об охране окружающей среды» определяет задачи правового регулирования экологических правоотношений: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
Государственное управление в области охраны окружающей среды возложено на Правительство РФ и специальные органы федеральной исполнительной власти. Основным органом управления является Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет государственную политику, управление в сфере изучения, использования, охраны природных ресурсов (недр, лесов, водных объектов, а также животного и растительного мира), координирует деятельность других федеральных органов в этой сфере, обеспечивает организацию государственной экологической экспертизы.
Специфические функции управления осуществляют федеральные службы и агентства.
Среди них: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство по недропользованию; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства. Многие вопросы в этой сфере решают другие федеральные органы по согласованию со специально уполномоченными органами управления.
Государственный экологический контроль осуществляется инспекторами государственных органов в области охраны окружающей среды. Контроль предполагает проверку соблюдения экологического законодательства, применения мер по поддержанию экологического правопорядка и привлечение нарушителей к ответственности. Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право: посещать предприятия, учреждения, знакомиться с их документами, проверять работу очистных сооружений, требовать устранения выявленных недостатков, принимать решения о приостановлении работы тех организаций, которые причиняют вред окружающей среде.
Те территории, где произошли негативные изменения, влекущие за собой человеческие жертвы, объявляются зоной чрезвычайной экологической ситуации. При этом возможна эвакуация населения, людям оказывается экстренная медицинская и иная помощь. Разрабатывается система возмещения вреда, который был нанесен людям и их имуществу.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха, биосферных заповедников, собирает и систематизирует информацию о химическом, радиоактивном загрязнении природной среды. Кроме того, она призвана прогнозировать природные условия, сообщать экстренную информацию, которая поможет предотвратить экологические бедствия.
В жизни мы часто сталкиваемся с нарушением экологических прав: возводят ТЭЦ рядом с жилыми постройками, вырубаются парки и зеленые насаждения, устраиваются свалки мусора и пр.
В этих случаях на помощь должен прийти закон. Именно он предоставляет возможность гражданам обращаться в суд с требованием признать неправомерными подобные мероприятия. При этом важно напомнить об ущемлении конституционных прав каждого из нас. Государство обязано создавать специальные компетентные органы, которые могли бы проводить мониторинг окружающей среды, то есть комплекс мероприятий по анализу ее состояния.
Много проблем возникает и в связи с варварским отношением человека к вымирающим животным и растениям. Для охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждена Красная книга РФ и красные книги субъектов Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в них, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.


Лихачев Дмитрий Сергеевич
(1906-1999)
Академик, историк и литературовед, общественный деятель. Автор трудов по истории литературы и культуры Древней Руси, один из создателей телеканала «Культура».

«Человек не противостоит природе: он сам — неотделимая часть природы. <...> Мир представляет собой органическое целое.
<...> ...при миллионах разновидностей живых существ — зверей, птиц, насекомых, растений — человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир...»
Из статьи «Экология — проблема нравственная»

Экологические правонарушения и юридическая ответственность
Нарушение правовых норм в области экологии приводит к экологическим правонарушениям. Это еще одна разновидность противоправного поведения людей или их объединений.
Экологические правонарушения — виновные противоправные поступки, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.
Такое поведение может повлечь за собой ответственность. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением природоохранного законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Дисциплинарная ответственность связана с трудовой деятельностью работников и работодателей, которые не выполняют требования по охране окружающей среды. Дисциплинарные взыскания (выговор или отстранение от работы) могут применяться администрацией за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг обязанностей нарушителя. Должностные лица могут понести материальную ответственность.
Гражданско-правовая ответственность предусматривает обязательное возмещение потерпевшей стороне причиненного вреда. Она возникает за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и т.д. Вред возмещается добровольно или принудительно по решению суда. Суммы вреда взыскиваются за счет причинителя вреда и расходуются на ликвидацию вредных последствий экологических правонарушений. Вред может возмещаться и в натуре: путем восстановления окружающей среды за счет сил и средств причинителя вреда.
Нарушение правил охраны водных ресуров, бесхозяйственное использование и порча земель, незаконная порубка и повреждение деревьев, кустарников, выпуск в эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах и другое могут повлечь за собой административную ответственность. Самая распространенная мера административного взыскания — штраф. Размеры штрафа установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Например, за порчу земель на граждан может быть наложен штраф до 1500 рублей. Уплата штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда.
Особо опасные правонарушения, которые связаны с причинением вреда окружающей среде, влекут за собой уголовную
ответственность. К их числу относятся нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, атмосферы, порча земли и пр. К экологическим преступлениям отнесены незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота, незаконная порубка леса, загрязнение водоема и воздуха, загрязнение моря вредными веществами и пр.
Статья 358 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за экоцид — массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы, воды, способные привести к экологической катастрофе.
Виновные в совершении этого преступления наказываются очень строго: лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
В Российской Федерации возможно экологическое страхование, которое осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Практика показала, что значительных успехов в сфере экологической безопасности можно добиться при использовании сил полиции, в том числе подразделений экологической полиции. Только совместное сотрудничество людей всего мира способно решить проблемы сохранения окружающей среды и обеспечения безопасности человечества.

ИТОГИ
Экологическое право — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в области охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего людей.
Основными источниками экологического права являются Конституция РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и др.
Экологическое правонарушение — виновное противоправное деяние, посягающее на экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения.
За совершение экологического правонарушения наступает юридическая ответственность.


ВОПРОСЫ
1. Как вы понимаете сущность экологических проблем?
2. Как, по-вашему, способно ли право решить все проблемы экологического характера? Что вам известно об экологических мероприятиях в России?
3. Перечислите экологические права граждан России. Объясните их суть. Сталкивались ли вы с их нарушениями?
4. В чем сущность экологической экспертизы?
5. Какие виды юридической ответственности могут последовать за нарушение норм экологического права?
6. Раскройте сущность понятий экологического права, которые представлены в тексте параграфа, на конкретных примерах. Как вы думаете, для чего закон так подробно дефинирует, то есть определяет, эти понятия?

ЗАДАНИЯ
1. Организуйте исследовательскую группу по изучению экологических проблем в вашем городе, районе, деревне. Подготовьте отчет об экологическом состоянии вашего региона и о мероприятиях, проведенных в целях решения экологических проблем. Обсудите этот материал в классе.
2. Попытайтесь разработать систему мероприятий по улучшению экологической ситуации вашего региона.
3. На основе полученных правовых знаний разработайте кодекс об охране окружающей среды, обязательный для исполнения учениками школы. Через полгода проверьте на основе анкетирования, соблюдался ли он. Если нет, то по каким причинам.
4. Проанализируйте текст параграфа и ответьте на вопросы.
На каких примерах можно проиллюстрировать основные принципы охраны окружающей среды?
Какими правами и обязанностями обладают граждане Российской Федерации в области охраны окружающей среды?
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты