Текст ЕГЭ по Н. Михайлову о приметах и суевериях

Текст ЕГЭ по Н. Михайлову о приметах и суевериях
Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с проблемами и позицией автора

(1) Выхожу из дома на работу и... (2) Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З) Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки! (4) Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка.
(5) Примета такая: а то «пути не будет». (6) Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7) Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.
(8) Ну разве не парадокс? (9) Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10) Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!
(11) Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12) Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13) Помните, у Пушкина? (14) «Татьяна верила преданьям Простонародной старины,  И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны...» (15) Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16) Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17) А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18) Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.
(19) Во-первых, приметы приметам — рознь. (20) Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21) А во-вторых, и отношение к приметам разное. (22) Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23) Для других — фольклор, загадки народной культуры. (24) Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом? (25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.
(26) А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27) Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28) 3начит, и суеверия будут всегда. (29) И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (30) Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!
(31) Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32) — Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия». (ЗЗ) Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.
(34) Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35) В XXI веке это смешно. (36) Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...
(37)    А и перейдите, если очень хочется. (38) Вреда не будет. (39) Мало ли что.
(По Н. Михайлову*)
*Николай Михайлов — современный российский философ и журналист

Примерный круг проблем
1. Проблема суеверий и примет в наше время. (Живы ли и в наше время суеверия?)
2. Как относиться современному человеку к приметам и предсказаниям?
Авторская позиция, позиция автора
1. Хотя суеверия и приметы уже с XIX века считаются предрассудками, они живучи.
2. Петь гимн суевериям и приметам в наше время неприемлемо и смешно, но в то же время изучать их с позиций науки и учитывать стоит
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты