Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

13.1. Предметная область социологии политики

13.1. Предметная область социологии политики

Социология политики — это отраслевая (специальная) социологическая теория, предметной областью которой является политическая сфера общественной жизни (обладающая специфическими институтами, организациями, механизмами функционирования) в ее обусловленности социальными структурами и процессами.
Собственно социологическая составляющая знания и понимания политики заключается в следующем.
1. Назначение политики — регулирование взаимоотношений различных социальных групп (классовых, этнических, территориальных, профессиональных и пр.). Сама потребность в политической регуляции общественной жизни появляется в результате усложнения социальной структуры, появления в ней новых социальных общностей, порождающих проблему распределения власти.
Однако вопросы социальной структуры общества, специфики образующихся социальных общностей и способов их взаимодействия — это непосредственный предмет социологии. Поэтому динамика социальной структуры и обусловленность ею политики лучше просматриваются именно с социологических позиций.
2. Историю и современное состояние общества составляет и определяет деятельность людей. Обретая устойчивые, повторяющиеся формы, различные виды деятельности и взаимодействий людей приобретают качество социальных институтов (см. гл. 9). Они придают общественной жизни устойчивость, предсказуемость, надежность. Чем более институциализировано общество, тем более оно развито. То же относится, разумеется, и к политической сфере. Политика — это в первую очередь система институтов (государство, политические партии, движения, группы интересов), в которых организуется и протекает политическая деятельность. Включая в свою предметную область социальные институты вообще, социология имеет полное право и необходимый инструментарий анализа политических институтов как разновидности социальных. Такой взгляд на предмет неизбежно оказывается более широким и эвристичным.
3. Политика сегодня предстает в основном как деятельность профессионалов. Но профессиональная политическая деятельность немыслима без той или иной степени поддержки масс населения. Политическое поведение рядовых граждан ощутимо сказывается на действиях политических лидеров и элит. И именно социология политики позволяет выявить и оценить «человеческую» составляющую политической сферы. Исследования влияния социальных статусов, ролей, связей и даже социального самочувствия индивидов на характер и формы их политического участия существенно помогает прояснить смысл происходящего в современной политике.
4. В политике много больше, чем, например, в экономике проявлена роль так называемого субъективного фактора, т.е. мыслей, чувств, настроений, оценок и ожиданий, в соответствии с которыми люди, собственно, и действуют. При этом инструмент научного исследования этой стороны политических процессов — методика и техника проведения массовых опросов, зондажей общественного мнения, определения рейтингов популярности политических лидеров и пр. — разрабатывается именно социологией.
Таким образом, социология политики имеет свой собственный «ракурс» видения и изучения политических проблем. Обобщенно суть его заключается в том, что данная отрасль знания делает упор на детерминации политики социальными причинами и структурами. Она пытается показать, как политическая система «вписывается» и функционирует в рамках системы более широкой — общества в целом. Взаимовлияние и взаимообусловленность политики обществом и общества политикой и составляют главный интерес социологии политики как интердисциплинарной науки.
В качестве относительно самостоятельной научной дисциплины она конституировалась на Западе в 1930—1950-е годы. В ее формировании ведущую роль сыграли М. Вебер, В. Парето, П.А. Сорокин, Р. Михельс, Т. Парсонс, Г. Ласуэлл, С. Липсет и другие известные социологи.
Круг проблем, разрабатываемых социологией политики, предопределен ее междисциплинарным характером. К наиболее важным из них относятся:
(1) социальные основы политической власти, ее институциали- зация;
(2) социальная обусловленность действующих в обществе политических сил и институтов;
(3) социальная детерминация политического сознания и поведения людей;
(4) социальные аспекты формирования политической культуры;
(5) политическая социализация индивида;
(6) социальная составляющая политической модернизации и др.
Эти вопросы составляют теоретический, концептуальный уровень социологии политики. На уровне же эмпирическом идет непрерывный сбор фактов социально-политической жизни и осуществляется их первичное обобщение. Ведутся поиск и анализ корреляции между социально-структурными изменениями и трансформациями политической системы, между динамикой социального положения людей и их политическим поведением. Накапливаемый эмпирический материал вкупе с теоретическими обобщениями позволяет социологии политики формировать и внушительный прикладной раздел знания о социально-политических процессах. Его цель — решение таких актуальных задач, как моделирование и прогнозирование социально-политического развития, выявление и анализ политических интересов социальных групп и движений, определение зон социально-политической напряженности, конфликтов и разработка мер по их преодолению, социально-политическая экспертиза принимаемых решений и т.д.
Понятийный аппарат социологии политики во многом совпадает с соответствующим инструментарием политологии. В обеих дисциплинах ключевыми являются понятия политики, политической власти, государства, политических поведения, сознания, культуры и др. Но есть и понятия, разрабатываемые преимущественно в рамках социологии политики: понятия социально-политических процессов, конфликтов, стабильности, социального механизма власти, поддержания социального порядка и т.д.
Методы, применяемые в социологии политики, в основном сформировались в общей социологии (см. гл. 1). Их применение к исследованию политической реальности дало существенное приращение знания о политической сфере.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты