13.2. Политика как социальное явление

13.2. Политика как социальное явление

В любой науке предметный разговор всегда начинается с определения основных понятий. В социологии политики центральное понятие — политика. И хотя на интуитивном уровне всем вроде бы понятно, что это такое, общепринятого определения феномена политики до сих пор нет. Ведь дело не в том, чтобы чисто формально описать изучаемое явление. Дискуссии вокруг определений понятий разворачиваются из-за необходимости указать самые существенные признаки определяемого предмета. Думается, что наиболее существенным признаком политики является противоречивость социальногрупповых интересов.
Политика есть, прежде всего, деятельность социальных групп и индивидов по представлению, регулированию и реализации своих противоречивых интересов с помощью институтов власти.
В данном определении ключевым, несущим основной смысл пунктом является упоминание противоречивости интересов. Без фиксации этого признака любое определение политики будет неизбежно неполным. Конечно, противоречивость интересов существует не только в политике (но и в экономике, в духовной жизни и пр.), но только в ней столкновение интересов является основой, смыслом существования всей политической сферы.
Чтобы оценить значимость этого положения, достаточно сопоставить две цифры: 40 тысяч лет существует общество, и всего лишь около 5 тысяч лет существует политика. Спрашивается, как же люди обходились без политики, государства на протяжении большей части своей истории? И что такого случилось 5 тысяч лет назад, что возникла необходимость в политическом регулировании взаимоотношений?
Ответ, в общем-то, очевиден. До определенного момента господствует родо-племенная организация жизни. А родовая община представляет собой общность, во-первых, небольшую; а во-вторых (и в главных) — монолитную, социально однородную. Практически все члены общины — кровные родственники. В ней хоть и существует половозрастное разделение труда, но не выделяются группы с обособленными интересами.
И все радикально меняется в эпоху перехода от века бронзы к веку железа, когда развивающееся производство поднимает производительность труда до получения регулярного прибавочного продукта. То есть люди начинают производить чуть больше, чем нужно для сиюминутного потребления. Это порождает два крупных следствия: (1) увеличение численности населения и укрупнение его общностей; (2) начинающееся социальное расслоение однородных до того времени родо-племенных групп. Внутри них возникают относительно обособленные группы с несовпадающими интересами.
Подобные процессы повторялись в истории не раз. И не только в далеком прошлом. Вспомните хотя бы, как разрушение в начале ХХ в. Столыпинскими реформами русской крестьянской общины мгновенно запускает самопроизвольный процесс расслоения крестьянства на зажиточных (кулаков), середняков и бедняков.
Возникновение социальной неоднородности и порождает в конечном счете необходимость в политике, государстве — то есть механизмах регуляции взаимоотношений между социальными группами с различно направленными интересами. В этой регуляции заключаются основной смысл и главная функция политики. Поэтому определять понятие политики и следует через указание на противоречивость интересов.
Системный подход к анализу политики
В современной науке непременным требованием изучения объекта исследования является системный подход. Формулировка в 1950-е годы основных принципов общей теории систем открыла немало эвристических возможностей перед представителями самых разнообразных наук. Вспомним, что основная идея системного подхода заключается в том, что при объединении элементов в систему у них появляются принципиально новые (системные, интегративные, эммер- джентные) свойства, не присущие каждому элементу по отдельности. Как говорят философы: целое больше суммы составляющих его частей. При этом свойства системы во многом определяются ее структурой, т.е. способом взаимосвязи элементов в системе. И даже свойства самого элемента системы зависят от его включенности в ту или иную структуру.
Примерно в то же время (т.е. в 1950—1960-е годы) системный подход начинает применяться и в политических науках. Его наиболее заметными разработчиками общепризнаны канадско-американский политолог Дэвид Истон (р. 1917) и американец Гэбриэл Алмонд (1911—2002). Используемая ими системная методология предполагает рассмотрение политической сферы как целостного системного образования, находящегося в сложном взаимодействии с «окружающей средой» — экономикой, культурой, социальной сферой и пр. Получая от внешней среды через «каналы ввода информации» различные импульсы (требования, ожидания, выражения одобрения или протеста), политическая система воспринимает их и через свои механизмы преобразует в решения и действия, которые и организуют как в самой политической системе, так во внешней для нее среде определенный порядок.
Если политические решения и действия отвечают требованиям и ожиданиям среды, то поддержка обществом политической системы усиливается. Тогда общественная жизнь в целом упорядочивается и стабилизируется. Если нет, в обществе начинаются дестабилизирующие процессы, которые опять-таки служат сигналом политической системе вносить коррективы в свои действия. Таким образом, политическая система предстает важнейшим регулятором и «стабилизатором» общественной жизни. Приспосабливаясь к меняющимся требованиям среды и оказывая на нее активное обратное воздействие, политическая сфера реализует свою главную цель — самосохранение.
Структурные компоненты и функции политической системы
Описание политической системы предполагает в первую очередь выделение в ней ее основных элементов. Поскольку в первом приближении всегда вычленяются наиболее крупные структурные единицы анализа (которые сами являются сложными системами), уместно говорить об основных подсистемах политической системы в целом. В ней традиционно выделяются следующие подсистемы (элементы):
(1) институциональная;
(2) нормативная;
(3) функциональная;
(4) коммуникативная;
(5) идеологическая (культурная).
Институциональная подсистема представляет собой совокупность политических институтов, включающая в первую очередь государство и его многочисленные учреждения, политические партии, общественно-политические движения, а также различные организации и объединения, деятельность которых в той или иной ситуации может приобрести политическое измерение (СМИ, профессиональные союзы, церковь и пр.).
Нормативная подсистема представляет собой множество правовых норм (конституции, кодексы, законы, указы), а также иные средства регулирования взаимосвязей между участниками политической жизни — сложившиеся традиции, обычаи, этические принципы, и даже политический этикет, дипломатический протокол и т.д.
Функциональная подсистема представляет собой набор тех социальных ролей и функций, которые осуществляются различными политическими институтами (стандартные средства и методы осуществления политической власти, способы воздействия на саму власть и пр.).
Коммуникативная подсистема включает разнообразные отношения, складывающиеся между субъектами политической жизни по поводу распределения власти, выработки и осуществления конкретной политики, реализации политических прав и свобод и т.д.
Идеологическая подсистема фиксирует духовный компонент политической жизни. К нему относят политические взгляды, теории, идеологии, ценности, установки, ориентации — в общем, все то, что в совокупности составляет политическое сознание и политическую культуру.
Таким образом, политическая система в целом представляет собой совокупность различных политических институтов, а также форм взаимодействий и взаимоотношений между ними по поводу распределения политической власти.
Каждая из входящих в нее подсистем представляет собой достаточно сложное образование, имеющее свою внутреннюю структуру, механизмы функционирования и способы выражения.
Социальная роль политической системы общества выражается в ее функциях. К наиболее существенным относятся:
(1) сохранение целостности общественной жизни, консолидация, объединение различных социальных групп с несовпадающими интересами;
(2) выявление, агрегирование и реализация интересов различных социальных общностей, нахождение определенного баланса между ними;
(3) определение долгосрочных целей и задач общественного развития;
(4) распределение власти и ресурсов;
(5) мобилизация населения на выполнение поставленных целей;
(6) поддержание упорядоченности, стабильности общественной жизни;
(7) легитимация политической власти, т.е. обеспечение принятия населением власти, признания ее права управлять и согласия ей подчиняться;
(8) политическая социализация, т.е. усвоение всеми участниками политического процесса основных норм и ценностей политической культуры.
Политическая система эффективна только в том случае, если она более или менее успешно справляется с перечисленными функциями.
Сердцевиной политической системы является, без сомнения, ее институциональная составляющая.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты