Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

14.8. Наука в современной России

14.8. Наука в современной России

Распад СССР и проводимые в России преобразования экономических и государственных структур радикально изменили положение науки в обществе, социальные условия ее развития. В результате превращения бывших республик СССР в политически самостоятельные государственные образования прекратила свое существование в качестве единой системы достаточно мощная советская наука, были нарушены сложившиеся внутри нее научные коммуникации, разорваны многие научные связи1. Следующим ударом уже непосредственно по российской науке (которой досталось свыше 70% научного потенциала СССР) было резкое сокращение государственного финансирования науки, размеры которого не обеспечивали проведения научных исследований и оплаты труда ученых на прежнем уровне. Приватизация и спад производства свели к минимуму общественную потребность в научных исследованиях и разработках, а ликвидация многих промышленных министерств сделала бесхозной обслуживавшую их отраслевую науку.
Наступил глубокий и затяжной кризис науки. Значительное сужение возможностей для проведения исследований, для нормальной научной жизни, падение заработной платы ученых вызвали ощутимый отток научных кадров, переход в другие, более высоко оплачиваемые сферы деятельности внутри страны, а также эмиграцию. Обретенная гражданами свобода выезда за рубеж обернулась для страны катастрофической «утечкой умов». Наука и научный труд стали терять свой ранее достаточно высокий социальный престиж, что создало проблемы с пополнением науки новыми, молодыми кадрами. На повестку дня встал вопрос о спасении российской науки и реформировании ее социальной организации, с тем чтобы адаптировать ее к условиям рыночной экономики. К сожалению, эта задача не выполнена и до сих пор. Если в прежнем виде науку сохранить невозможно, то надо было предотвратить падение научного потенциала ниже такого уровня, который мог бы послужить стартовой площадкой для последующего подъема.
Меры, предпринятые государством с этой целью, свелись к избирательной приоритетной поддержке конкретных научных направлений, школ, организаций и отдельных ученых. Сохранению научного потенциала должно было способствовать создание федеральных научных центров, получающих дополнительные ассигнования и некоторые экономические льготы, учреждение научных фондов для финансирования на конкурсной основе исследовательских программ, стипендий выдающимся ученым и научной молодежи (для претендентов на эти стипендии также предусмотрен конкурс).
С другой стороны, действующие научные организации сами искали альтернативные источники финансирования, а научные сотрудники — работу по совместительству. Хотя все эти действия кардинального решения проблем, стоящих перед российской наукой, не дали, они помогли несколько замедлить процесс ее распада и деградации. Чтобы переломить эту тенденцию, науке требуются ресурсы и такая модель ее организации, которая в большей мере соответствует новым социальным условиям:
(1) многообразие источников финансирования;
(2) значительный простор началам самоорганизации;
(3) интегрированность в мировую науку;
(4) наличие инновационной системы и рынка новых технологий;
(5) продуманная государственная научно-техническая политика и т.д.
Будущее российской науки зависит от решения многих социальных проблем и само представляет собой социальную проблему, в поисках оптимальных вариантов решения которой важная роль принадлежит экономике и социологии науки. Этим и определяются исследовательские задачи социологии науки в период российских реформ. Именно разработки социологии науки должны дать научно обоснованные рекомендации и ориентиры по формированию оптимальной модели организации науки, адаптированной к условиям рыночной экономики, определению путей трансформации структуры науки, созданию в стране инновационной системы, рынка новых технологий, преодолению прежней относительной изоляции и интеграции России в мировую науку и т.д. Необходимо и развитие прикладных социологических исследований науки, требующихся для решения конкретных управленческих задач.
Но главное, без чего российская наука может окончательно погибнуть: политической власти в стране нужно встроить науку в общую систему государственных и жизненно важных приоритетов развития страны, обеспечить ей достойную государственную поддержку, в том числе финансово-материальную, ресурсную, информационную, организационную, структурную и др. Иначе разговоры об инновационном векторе развития современной России, ведущиеся на самом верху государственной власти уже не один год, будут простым сотрясением воздуха, или, как это описано у знаменитого сказочника, еще одним шитьем наряда голому королю из ничего разного рода мошенниками. Чубайс — российская классика такого рода «портных», но и кроме него их предостаточно. Однако наступят и иные времена...

1 Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты